Кипчакбаева Лязат Сапарбековна учитель математики высшей категории, учитель школа-гимназии №2 имени Г.Кайрбеков г.Астана
Cвойства тригонометрических функций
Цели урока:
- Проверка знания свойств тригонометрических функций, умения применять их при выполнении упражнений.
- Проверка знания тригонометрических формул, умения применять их при преобразовании тригонометрических выражений.
- Проверка знания формул приведения, уровня владения этими формулами.
- Развитие логического мышления, внимания, познавательного интереса, интуиции, способности к творчеству.
- Воспитания серьезного отношения к учебному труду.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Оснащение урока:
- Мультимедийный проектор;
- Экран;
- Маркерная доска;
- Индивидуальные карточки с заданиями для каждого ученика с заданиями повышенного уровня сложности.
Продолжительность урока: 2 урока
Предварительная подготовка к уроку:
- Создание презентации
- Изготовление индивидуальных карточек с заданиями повышенного уровня сложности.
Ход урока
Ребята, сегодня у нас итоговый, зачетный урок по теме “Тригонометрические функции и их свойства. Основные тригонометрические формулы”. Мы с вами хорошо поработали над данной темой, изучили много нового и интересного. Я уверена, что сегодня покажите хорошие и отличные знания. (Слайд 1)
Цели урока: (Слайд 2)
- Закрепление материала по теме “Тригонометрические функции. Формулы тригонометрии”.
- Проверка знаний в форме смотра знаний.
Девиз урока: (Слайд 3)
“Не бойтесь формул!
Учитесь владеть этим инструментом
Человеческого гения!
В формулах заключено величие
и могущество
Человеческого разума….”
Марков А.А
Слово “тригонометрия” известно с давних времен, оно было известно еще до нашей эры. (Слайд 4)
Зарождение тригонометрии относится к глубокой древности. Само название “тригонометрия” греческого происхождения, обозначающее “измерение треугольников”.
Одним из основоположников тригонометрии считается древнегреческий астроном Гиппарх, живший во 2 веке до нашей эры. Гиппарх (Hipparchos) (около 180—190 до н. э., Никея, — 125 до н. э., Родос), древнегреческий учёный
Гиппарх является автором первых тригонометрических таблиц и одним из основоположников астрономии.
Наш урок состоит из двух частей. В первой части нашей работы вы покажите знания основного, обязательного уровня сложности. Вам будут предложены устные упражнения и 8 индивидуальных заданий. Во второй части урока вам будут предложены задания повышенного уровня сложности.
Учет ваших устных ответов будут вести мои помощники- консультанты: учащиеся 11 класса. В конце урока мы оценим устную работу каждого ученика. Этот результат повлияет на общий итог работы каждого ученика.
Итак, начинаем. Я желаю вам успеха и удачи.
Первая часть урока
1.
- Дайте определение синуса
- Определение косинуса
- Какая функция называется тангенсом?
- Определение котангенса
- Какой угол поворота называют положительным?
- Какой угол поворота называют отрицательным?
Значения синуса и косинуса
Значения тангенса и котангенса
Значения тригонометрических функций. (Слайд 4)
Какой четверти принадлежит угол: (Слайд 5)
Найти ошибки: (Слайд 6)
Определите четверть, если: (Слайд 7)
Индивидуальное задание №1. Определите знак выражения. На выполнение задания отводится 3 минуты. За каждое верно выполненное задание вы можете получить 1 балл. (Слайд 8)
2.
Еще с 8 класса вы знаете значения синуса, косинуса, тангенса углов 30°, 45° и 60°. Сейчас ваши знания значительно расширились. Как таблицу умножения, вы должны знать значения тригонометрических функций углов: 0°, 30°, 45°, 60°, 90°, 180°, 270° и 360°. Сейчас мы и проверим знание тригонометрической таблицы.
Знание табличных значений: (Слайд 9)
Индивидуальное задание №2. Найдите значение выражения. (Слайд 10). На выполнение задания 3 минуты. За каждое верно выполненное задание – 1 балл.
Учитель проверяет выполнения задания№1. Все решено заранее. Результаты проверки выносятся на маркерную доску. Учащиеся сразу узнают свои результаты.
3.
- Какие тригонометрические функции являются четными?
- Какие тригонометрические функции являются нечетными?
Четность функций. (Слайд 11)
- Что называется радианом?
- Чему равен один радиан?
- Как радианы перевести в градусы?
- Как градусы перевести в радианы?
Индивидуальное задание №3. Перевести градусы в радианы, а радианы в градусы.
(Слайд 12).
На выполнения задания отводится 3 минуты. За каждое верно выполненное задание – 0,5 балла.
Учитель проверяет задание №2. Результаты – на маркерной доске.
4.
- Я вам называю углы в градусах, вы их переводите в радианы: 90°, 180°, 30°, 270°,45°, 360°, 60°.
- А сейчас обратная работа: надо перевести углы в градусы: /2, , /4, 2, /6, 3/2, /3
Индивидуальное задание № 4. Вычислите. (Слайд 13)
Учитель проверяет выполнения задания №3, выставляет результаты на маркерной доске.
5.
- Ребята, назовите основные тригонометрические формулы.
- Назовите основное тригонометрическое тождество.
- Как вы считаете, почему это тождество называется основным? Убедите меня в этом!
Индивидуальное задание №5. Основные тригонометрические формулы.(Слайд 14)
На выполнение задания отводится 5 минут. За каждое верно выполненное задание вы можете заработать 2 балла.
Учитель проверяет выполнение предыдущего задания. Результаты выполнения заносятся в таблицу на маркерной доске.
6.
Тригонометрические тождества позволяют нам легко и быстро упрощать тригонометрические выражения. Предлагаю вам следующее устное задание:
- Упростите выражение: (Слайд 15)
Индивидуальное задание №6. Упростите выражения: (Слайд 16)
Учитель проверяет выполнения задания №5. Результаты- на маркерной доске.
7.
- Какие формулы позволяют нам переходить от больших углом к острым углам первой четверти?
- Для каких углов название исходной функции не изменяется?
- Для каких углов название исходной функции изменяется?
- По какой функции мы определяем знак функции в правой части равенства?
- Замените функцией угла ?. (Слайд 17)
Индивидуальное задание №7. Формулы приведения. (Слайд 18). На выполнение задания отводится 4 минуты. За каждое верно выполненное задание вы получите 1 балл.
На маркерной доске выставляются результаты выполнения предыдущего задания.
К доске приглашаю двоих учеников: записать формулы двойного угла, другой формулы сложения.
Пока ребята записывают формулы, остальные отвечают на мои вопросы: Вычислите, использую формулы тригонометрии. (Слайд 19)
Индивидуальное задание №8: В виде тестов. На листе указано, сколько получите баллов за каждое задание. В вашем распоряжении 5 минут.
Вторая часть урока
Учащимся предлагаются задания повышенного уровня сложности. Каждый ученик получает карточку, на которой задания трех уровней сложности: на 3, 4 и 5 баллов. Какие задания выполнять и в каком порядке решает каждый индивидуально. Ученики стремятся набрать как можно больше баллов.
Учитель сразу проверяет выполнение заданий, которые решены заранее. Все баллы заносятся в таблицу на маркерной доске. Одновременно заносятся результаты выполнения индивидуального задания №8.
Консультанты подводят итоги подсчета устных ответов учащихся. Результаты заносятся в специальную графу в таблице учета работы каждого ученика.
Таблица учета работы каждого ученика
Фамилия, имя | Устные ответы | № 1 | № 2 | № 3 | № 4 | № 5 | №6 | №7 | Задания повышенного уровня сложности. | Итог |
Содержание карточки с заданиями повышенного уровня сложности:
- Докажите тождество: ctg2a— cos2a = ctg2acos2a (3 балла)
- sina+ cos?a= Найти: sinacosa (4 балла)
- sinacosa= Найти: sina + cosa (4 балла)
- sina= — , ctga>0 Найти: (5 баллов)
- cosa= — , ctga<0 Найти: (5 баллов)
- tga= Найти: (4 балла)
- сtga= Найти: (4 балла)
- Вычислите: tg1°tg3°tg5°……..tg85°tg87°tg89° (5 баллов)
- Вычислите: ctg2°ctg4°ctg6°…….ctg84°ctg86°ctg88° (5 баллов)
- ctga= Найти: sina, cosa (3 балла)
- Упростите: + tga (3 балла)
- Вычислите: ctgsintgcos(3 балла)
Учитель подводит результаты работы на уроке каждого ученика, анализирует, делает выводы.
Спасибо за урок! (Слайд 20)
[bws_related_posts]