Южно – Казахстанская область
Махтааральский район, пос. Асыката
Школа – гимназия «Женис»
Коммунальное государственное учреждение
Тема урока:Урок математики по теме «Закрепление устных приемов сложения и вычитания в пределах 100»
Цели:
• создать условия для повторения учащимися табличных случаев сложения и вычитания, знаний о нумерации двузначных чисел, единиц измерения длины,
• умения различать и называть геометрические фигуры;
• закреплять умение устно выполнять вычисления (сложение и вычитание) в пределах 100, вычислять значения числовых выражений в два действия,
• сравнивать числовые выражения; совершенствовать умение решать задачи;
• развивать умение наблюдать, сравнивать, анализировать, рассуждать, делать выводы, умение работать самостоятельно;
• создать условия для воспитания бережного отношения к своему здоровью;
• пробудить интерес к предмету через игру и связь с другими предметами (литературное чтение, окружающий мир).
Ход урока
Оргмомент. Сообщение темы и целей урока.
Здравствуйте, ребята! С вами вместе на уроке математики
Мы будем сегодня задачи решать,
Будем складывать и вычитать,
Сравнивать и исключать,
Будьте все внимательны,
А ещё старательны.
Будет интересно.
В этом нет сомнения.
— Как красиво у вас в классе! К какому празднику вы приготовились? (Ответы детей.)
— Новый год – это всегда сказка. А, значит, сегодня мы побываем в гостях у сказки. А может, сказка в гостях у нас… Словом…
В некотором царстве,
В некотором государстве,
На далёкой стороне
Жил-был дед в своей стране.
Он поляны белит белым,
И на стенах пишет мелом,
Шьёт пуховые перины,
Разукрасил все витрины.
Кто же это – Дед Мороз!
В гости он нас очень ждёт!
-А хотели бы вы побывать в гостях у Деда Мороза?
Устный счёт.
1) Цепочка
— А знаете ли вы, где живёт Дед Мороз? (Высказывания детей.)
— Выполните действия по следующей программе. Ответ поможет нам узнать родной город Деда Мороза.
Великий Новгород — 10
Великий Устюг — 11
Лапландия — 12
17 — 10 +8 -6 +3 — 1 = ?
— Этот старинный русский город находится на севере нашей страны. (Рисунок.)
— А что вы можете рассказать о числе 11? (двузначное, один десяток одна единица, предыдущее 10, последующее 12).
— А еще это число говорит о том, что наш российский Дед Мороз живет в городе Великий Устюг всего 11 лет. Впервые он туда приехал в 1996 году. Его Дворец находится в 11 км от города в лесу.
-Мы с вами сейчас отправимся «В гости к Дедушке Морозу».
2) Повторение нумерации чисел
— Кто это, ребята встал на нашем пути? (рисунок)
Кручу, верчу,
Знать никого не хочу.
(Вьюга)
— Закружила, завертела, закрыла вьюга числа. Найдите закономерность, вставьте пропущенные числа.
3,6,…,…,15,…,…,24,….
— В каком порядке записаны числа?
— Прочитайте в порядке уменьшения.
— Разделите числа на две группы. По какому признаку разделили?
3) Геометрический материал
— А что это лежит перед вами? Назовите. Сосчитайте. Сравните.
— Может они для чего-то нужны?
— Что можно из них собрать? (Снеговика)
С ведёрком, в шляпе из ведра,
Директор зимнего двора.
— Чего не хватает? Что надо добавить, чтобы наш снеговик «ожил»? (глаза, рот). Нарисуйте.
Вьюга сильная была
По частям разнесла снеговика
Вы славно поиграли
И вновь его собрали.
— Снеговик – ближайший родственник Снегурочки, а, значит, и Деда Мороза. Он отправится вместе с нами. А на чем – узнаете, отгадав загадку.
Бегут по дорожке
Доски да ножки.
(Лыжи)
(На доске появляется большой снеговик.)
4) Повторение единиц измерения длины
— Город Великий Устюг находится далеко от нашего родного города Меленки, значит, и дорога будет самая длинная. Выберите наш маршрут. (На доске схема.)
Молодцы! Вот это дело!
Объяснили все умело!
Правильно выбрали дорогу!
В гости к Дедушке Морозу!
Встаньте, пожалуйста.
Вперед! В путь!
Физкультминутка (под музыку песни «На оленях утренним ранним») – согнёмся, одеваем лыжи, едем по дорожке, трём щёчки, носик, похлопаем в ладошки, покружились повертелись, за парту тихо опустились.
Стало холодно, оденем шапку, но необычную.
Оденем шапку размышлений (мягко завернуть уши от верхней точки до мочки три раза).
Закрепление пройденного.
1) Решение примеров (дифференцированно)
— Посмотрите, какие красивые крупные снежинки застали нас в пути.
— А вы знаете, ребята, что среди множества снежинок, выпадающих зимой, не бывает двух совершенно одинаковых. В тоже время, какой бы формы не была снежная звездочка, каждая из них имеет шесть лучиков. (3 снежинки на доске.)
— У каждого на парте снежинка, они необычная. Переверните её. Работать будем две минуты.
— Итак, время пошло!
— Закончили. Проверьте. Лист самопроверки лежит перед вами. Сверьте ответы. Кто выполнил без ошибок?
1-й вариант 2-й вариант 3-й вариант
50 + 30 = 64 + 20 = 69 + 1 = 96 – 30 = 3 – 20 +7 =
90 – 20 = 86 – 10 = 54 + 20 = 40 – 18 = 50 – 24–6 =
34 + 1 = 15 + 0 = 95 + 5 = 24 – 7 = 29 – 7 + 3 =
73 – 1 = 25 + 5 = 78 + 20 = 12 – 0 =
25 – 0 = 19 + 1 = 0 + 50 = 33 – 2 = 36 * 4 * 8 = 32
36 * 4 * 8 = 48
Молодцы! Вот это дело!
Вы решили всё умело!
2) Задача
Зимний лес такой большой!
Ну и как же нам узнать,
Где Мороза отыскать?
— Снеговик подсказывает — надо решить задачу. У вас на парте лежит елочка. А на обратной стороне – задача.
— Прочитаем.
Задача: На поляне растет 20 елей, а сосен на 5 деревьев меньше. Сколько елей и сосен растет на поляне?
— Что известно в задаче?
— Что требуется узнать?
— Какая краткая запись подходит к нашей задаче?
Кто хочет наудачу
У доски решить задачу?
(Один у доски.)
Каждый сам ее реши
И в тетрадку запиши.
(Проверка.)
Молодцы! Вот это дело!
И с задачей вы справились умело!
— На какую геометрическую фигуру похожа ёлочка Снеговика?
— Посмотрите внимательно на ёлочку.
Физкульминутка для глаз
Рисуй глазами треугольник.
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно
Ты вдоль по линиям веди.
Теперь его переверни
Вершиной вниз.
И вновь глазами
Ты по периметру веди.
Зажмурься крепко, не ленись.
Глаза открываем мы наконец.
Зарядка окончилась.
Ты молодец!
4) Сравнение числовых выражений
— Вот мы и добрались до Дворца Дедушки Мороза. Посмотрите, какой он красивый. Дворец Деда Мороза построен из дерева. На Руси с давних времён было принято строить избы из дерева.
— Кто нас встречает?
— Дед Мороз и Снегурочка предлагают нам исправить ошибки, допущенные при сравнении числовых выражений.
Ты числовые выражения сравни,
И знак на веере скорее покажи.
3 + 60 = 60 + 30 (<)
90 – 45 < 90 – 47 (>)
48 + 20 > 70 – 2 (=)
— Докажите.
— Какая запись может быть лишней? (48 + 20 = 70 – 2) Почему? (Равенство, остальные – неравенства.) Запишите в тетрадь.
Молодцы! Вот это дело!
И сравнили вы умело!
5) Выражения со скобками
— Давайте поможем Деду Морозу и Снегурочке украсить ели около Дворца.
— Возьмите игрушку и переверните. Выполните задание. Поменяйтесь с соседом и проверьте друг у друга. Подойдите к Дворцу и повесьте свою игрушку. Работаем.
33 + (57 – 50) 85 – (40 + 20)
— Раньше украшали ёлку яблоками, лентами, сладостями, и продавались ёлки в магазинах сладостей, в кондитерских.
Посмотрите наши ели!
Как украшены они!
Фонарики висят на ветках,
И даже есть звезда!
Итог урока
— Ребята, расскажите Деду Морозу, какие мы преодолевали препятствия, пока к нему добирались. (Ответы детей.)
— Дед Мороз за вашу отличную работу на уроке приготовил вам сюрприз, но его занесло сугробом. Чтобы убрать сугроб, надо сказать, сколько времени показывают часы. (12 часов, 24 часа.)
— А это значит, что в ночь с 31 декабря на 1 января, когда в Москве на Спасской башне Кремля (показать) часы пробьют 12 раз, заканчивается старый год и все поздравляют друг друга сНовым годом! (Открывается запись, читают хором.)
желают счастья!
дарят подарки! (Открывается сюрприз.)
В Новом году вам желаем успехов,
Побольше весёлого звонкого смеха,
Побольше хороших друзей и подруг,
Успехов отличных и знаний сундук!