Басы » Кембридж бағдарламасы » И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе

И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе

Жамбыл облысы

Сарысу ауданы, Жаңатас қаласы

Абылай хан атындағы жалпы орта мектебінің

орыс тілі мен әдебиеті пәнінің мұғалімі

Казирбаева Роза Узакбаевна

10 класс. Литература. И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе.

Ссылки учебник,  произведения И.С. Тургенева.
Цели  1)ознакомление учащихся  с  таким  жанровым видом как стихотворение в прозе;

2) развитие аналитических умений и самостоятельной деятельности учащихся;                                                                                                                                          3) воспитание у учащихся  нравственных  и общечеловеческих ценностей.

Ожидаемые

результаты

1)ученики размышляют  о прочитанном, приобщаясь к замыслу     автора  через постижение значения слова  и делают выводы о результате совместной работы класса и учителя;

2)воспитывается  интерес  к      исследовательской  деятельности  в процессе изучения произведений.

Основные  идеи 1) развитие  сознательного отношения  к учебной  деятельности;

2) расширение знания учащихся о творчестве И.С.Тургенева.

Стратегия метод критического мышления, исследовательская беседа,  диалоговое обучение, групповая  и парная работы, ролевая игра.
Ресурсы карточки, открытки, иллюстрации картин, интерактивная доска.
  Этапы Деятельность учителя Деятельность учеников
I.Орг- момент. Приветствие.  Пожелания друзям.                                                                                                На столах лежат карточки со словами из стихотворений. Включение учащихся в деловой ритм.

Ученики  делятся по темам на 4 группы, читают  слова и полученные фразы..

II.Про-

верка

д/ з.

           Мозговой штурм                                                                                                                                                                                                                                          Кто создал такие картины русской природы?      ( слайды № 2-4)                                                                      Что вы можете рассказать о сборнике  «Записки охотника»?     ( слайды №5-6) Какова основная идея рассказов «Записки охотника»?      Как человек связан с природой в рассказе Тургенева?    Кто или что выше – природа или человек? (слайд № 7)                                                                            Какими  художественными приемами пользуется автор при описании  картин природы? (слайд №8)   Какие произведения И. С. Тургенева вы уже прочитали? Расскажите   краткое содержание рассказа «Бирюк».                                                                                                            Какие чувства вызывают у автора  и  у вас образы лесника и  мужика?   Как вы оцениваете поступок  Бирюка? Учащиеся  отвечают на вопросы  и  рассказывают  отрывки   из рассказа «Бирюк».
                                  III. Актуализация    знаний.         И.С.Тургенев выпустил сборник стихотворений в прозе уже в конце своей жизни, в 1882 году, как своеобразный итог размышлений о жизни, о себе, о творчестве. Кто из известных  вам писателей написал такие произведения?  

Дети вспомнят, что великий казахский поэт Абай написал   «Слова- назидания».

 

IV. Поиск решения

 

Групповая  работа  по учебнику.

Какие методы исследования вы будете использовать? (наблюдение, анализ, обобщение)

Определите последовательность ваших действий, необходимых для достижения цели – выявить отличительные признаки стихотворений в прозе.

       Дети  работают в группе: делят между собой задания, читают стихотворение, рассуждают и  готовят презентацию одного из стихотворений.

(выбрать наиболее понравившийся эпизод и пересказать его)

 

   

Презентация 1 группы «Стихотворения в прозе».

Почему стихотворения в прозе называют «лебединой песней» писателя?

Они различны по тематике и настрою, сколько их?

В каком жанре они написаны?

Каковы особенности этого жанра?

 

 

На что вы обратили внимание и какой сделали вывод?

Вы согласны с выводом группы?      Почему?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Презентация 1группы

«Стихотворения в прозе».

И.С. Тургенев на склоне жизни  создал лирико-философские «Стихотворения в прозе» (1882 г.), что стало итогом творчества писателя. В общей сложности их всего издано 83 – различных по тематике и настрою.  Тургенев рассматривал их как «эскизы» для будущих стихотворений. Это рассказы о его мыслях и чувствах, переживаниях, то есть  лирические произведения, поэтому они и названы стихотворениями.

Сравнив поэзию и прозу, мы  пришли                        к такому выводу:

«Стихотворения в прозе — это лирические произведения в прозаической форме. В них  нет метра, ритма и рифмы. Но  для них характерны другие признаки поэзии: небольшой  объём,  эмоциональность и бессюжетная композиция». (Таблица№1)

Цикл   стихотворений в прозе открывается стихотворением «Деревня», а завершается гимном  русскому языку с крылатым афоризмом: «Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу».

Мы советуем  одноклассникам  читать по одному стихотворению, какое-нибудь из них, может быть, заронит тебе что-нибудь в душу.

     Таблица№1. Сравним поэзию и прозу.

 

Признаки Поэзия  Проза
Метр    
Ритм    
Рифма    
Способ размещения на листе    
 Выражение мысли    
Значение слова    
Задача слова    
   

Презентация 2 группы «Воробей».

Что  заставило воробья жертвовать собой?

Как вы понимаете значение любви в жизни?

Какие выражения из стихотворения  стали афоризмами?

  Презентация 2 группы «Воробей».

Жертвовать собой  воробья  заставила  материнская любовь, которую  признал даже Трезор.  Автор благоговел перед героической птицей, перед любовным её порывом. Он понял, что «любовь сильнее смерти и сильнее страха смерти».

«Только ею, только любовью держится и движется жизнь».

  Презентация 3 группы  «Как хороши, как свежи были розы».

Откуда взяты эти строки?

Какие образы возникают в воспоминаниях писателя?

Каков символичный образ свечи?

Как построено это стихотворение?

 Презентация 3 группы

«Как хороши, как свежи были розы».

Эти строки взяты из одного стихотворения, они напоминают  автору о молодости и о любви…

Символичен образ свечи: свеча  догорает, жизнь проходит перед  глазами.

   

Презентация 4 группы

«Русский язык».

 

Какое чувство здесь стремится передать автор?

Какая интонация главенствует?

 

 

 

 

 

Какое это, по вашему мнению, произведение лирическое или эпическое?

Сколько предложений

в стихотворении «Русский язык»? Какие это предложения? О чем это нам говорит?

Какие художественные приемы используются в трех фразах, из которых состоит все произведение?

 

 

 

 

К чему  призывал автор?

 

Что помогло автору пережить какие-то неприятные события?

Презентация 4 группы «Русский язык».

Боль «при виде того, что совершается дома»,  отображена в стихотворении «Русский язык», а также выражается надежда на то, что если у народа такой великий язык, то и народ велик  и сможет сразиться с испытаниями, которые выпали на его долю.    С помощью торжественной, несколько приподнятой интонации автор выражает веру в то, что русский народ – великий народ.

Несмотря на то, что нет рифмы, это произведение лирическое, потому что выражает чувство.

Два предложения восклицательные, одно вопросительное.  Это говорит об искренней взволнованности автора.

Прежде всего, автор использует эпитеты. Их только четыре, и один из них звучит еще раз, но уже применительно не к языку, а к народу – его носителю. Великий язык – великий народ.

Определения, которые дал русскому языку Тургенев: «великий», «могучий», «правдивый», «свободный», сразу вошли в культурный обиход страны. Он призывал беречь и заботиться о чистоте языка и пользоваться всем богатством языка.

Мысль о том, что родной язык помогает автору пережить какие-то неприятные события.

V. Приме-нение нового знания.  Работа в паре. «Ролевая игра».

Что бывает, если кто-то не хочет учить русский язык?

Значение русского языка в наши дни.

 

«Ролевая игра». Учащиеся составляют  диалог и делают выводы.

Разные ситуации  бывают в жизни, когда приходится выбирать. Нужно очень стараться найти наиболее правильное решение.

  VI.

Итог.

Написать эссе о значении русского языка. Сочиняют  эссе о значении русского языка.
VII. Рефлек-сия. Что нового узнали?

Оцените свою работу на уроке.

Дети  делятся своими впечатлениями, оценивают себя и других.
Домаш-нее задание. Написать изложение на  эту тему и  выучить  стихотворение о русском  языке.  

 

 

[bws_related_posts]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *