Карагандинская область
город Караганда
КГУ «Общеобразовательная средняя школа №27»
учитель русского языка и литературы
Майшекина Нургуль Женисовна
Тема: Тире в бессоюзном сложном предложении.
Цели:
- повторить смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения и правила постановки в нем запятой, точки с запятой, двоеточия;познакомить учащихся с правилом постановки тире в БСП;формировать умение конструировать бессоюзные сложные предложения и правильно ставить знаки препинания в них; продолжать наблюдения за смысловыми отношениями в БСП.
- развитие речи и познавательного интереса учащихся;
- воспитание уважения к уроку и предмету в целом.
Тип урока: урок объяснения нового материала.
Ход урока:
І. Организационный момент. Психологический настрой к уроку.
На части не делится солнце лучистое,
И вечную землю нельзя разделить,
Но искорку счастья луча золотистого
Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.
Добрый день, ребята! Посмотрите друг на друга и улыбнитесь! Желаю плодотворной работы на нашем уроке.
Деление на группы (1-я группа «ССП», 2-я группа – СПП, 3-я группа — БСП).
ІІ. Проверка домашнего задания. Повторение изученной темы.
№1.«Мозговой штурм».
- Какие предложения называются сложными?
- Какие виды бывают СП?
- Какие средства связи в союзных СП?
- На какие виды делятся союзные СП?
- А какие средства связи в БСП?
- Какие бывают виды подчинения в СПП с несколькими придаточными?
№2.Работа с текстом «Сложные предложения» (Инсерт) в парах.
Инсерт– это маркировка текста значками по мере его чтения:
٧ – уже знал
+ — новое
— — думал иначе
? – не понял, есть вопросы
«Сложные предложения»
Сложные предложения делятся на три группы: сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные. Все сложные предложения состоят из нескольких простых. В сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях простые предложения соединяются при помощи союзов и союзных слов.
Название третьей группы говорит о том, что в бессоюзных предложениях простые соединены без союзов и союзных слов. А каким образом, мы не знаем.
Бессоюзное сложное предложение – это предложение, части которого соединены по смыслу и с помощью интонации. Части бессоюзного сложного предложения находятся между собой в различных смысловых отношениях, что отражается в постановке знаков препинания на письме, а в устной речи – интонацией.
В бессоюзном сложном предложении ставится запятая, точка с запятой, тире и двоеточие на письме.
Смысловые отношения в них выражаются менее четко, чем в союзных.
№3. Групповая работа. Составление кластера «ССП», «СПП», «БСП».
ІІІ. Изучение нового материала.
Ребята, мы с вами рассмотрели постановку запятой, точки с запятой, двоеточия в БСП. А сегодня, как вы уже догадались, тема нашего урока «Тире в БСП».
- Как вы думаете, можно эти предложения переделать в БСП с помощью тире. Какие между ними отношения?
- Лето припасает, а зима поедает.
- Птицы прилетели , поэтому лес ожил. Солнце дымное встает, значит будет день горячий.
- Когда настанет утро, двинемся в путь. Если будешь книги читать, будешь всё знать.
Задание №1. Работа в парах. Текст “О трех золотых куклах”.
1-я группа
Один властитель послал соседу султану в подарок три золотые куклы. Куклы были совершенно одинаковые и с виду, и по размерам, и по весу. Однако властитель велел передать, что цены у них разные. Одна кукла дешевле, другая дороже, третья еще дороже. Он просил объяснить, почему это так. Подивился султан подарку и велел придворным разгадать, в чем отличие одной куклы от другой. Придворные осмотрели все куклы – никакой разницы между ними нет. (противопоставление)
2-я группа
И вот один бедный юноша попросил передать султану, что он может разгадать тайну кукол. Султан велел доставить юношу во дворец.
Юноша осмотрел кукол и заметил, что у них в ушах просверлены дырочки. Тогда он взял стебелек и сунул его в ухо одной кукле: кончик стебелька вылез у нее изо рта. Скажешь слово – добавят десять.Потом сунул стебелек в ухо другой кукле: кончик стебелька высунулся у нее из другого уха. Наконец, он сунул стебелек в ухо третьей кукле, и весь стебелек остался внутри нее.
3-я группа
Тогда юноша сказал:
— Ваше величество, эти куклы сходны с людьми. Первая кукла похожа на того, кто сейчас же расскажет всем и каждому о том, что слышал. Вторая кукла схожа с тем, у кого чужие слова в одно ухо влетают, в другое вылетают. А третья кукла походит на человека, который что ни услышит, то словно проглотит. Это человек, достойный доверия — цена этой кукле самая высокая (вывод). Выслушал его султан, обрадовался и приблизил юношу к себе.
(Из индийского фольклора)
Задания по тексту.
- Прочитайте текст, найдите СП, определите вид, объясните постановку знаков препинаний в тексте.
- Сделайте вывод, когда ставится тире в БСП.
Задание №2. Групповая работа. Графический диктант.
Знаки препинания |
Предложения | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
Запятая | ||||||||||
Двоеточие | ||||||||||
Тире |
- Кончил дело гуляй смело.
- За селом синел далекий лес рожь качалась, колос созревал.
- Желтые листья роняет осень красные листья летят по лесам.
- Он на пороге остановилсяему хотелось пожать мне руку.
- Поедем домой будет холодно.
- В поле потемнело надвигалась гроза.
- Скучно тебе жить займись чем-нибудь.
- Мы очень зябли ночи были уже холодные.
- Солнце дымное встает будет день горячий.
- День становился все более ясным облака уходили ветром.
Задание №3. Эссе «Для чего используют в текстах БСП?»
ІV. Подведение итогов.
- V. Домашнее задание. Упр.274 стр.208.
VІ. Рефлексия «Плюс-минус-интересно».
[bws_related_posts]