Урок русского языка 5 КЛАСС 25.11.16 | |
Тема урока: | «Фразеологизмы» |
Цель и задачи урока: | Цель урока — расширить знания учащихся о фразеологизмах.
Задачи урока: 1) предметные: сформировать у учащихся представление о фразеологизме как единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи. 2) личностные: воспитывать любовь к родному языку и интерес к русскому языку как учебному предмету, стремление к речевому самосовершенствованию. 3) метапредметные: совершенствовать информационно-коммуникативные умения (поиск информации в источнике, в словаре, развернутое обоснование своей позиции, приведение системы аргументов, анализ и редактирование текста, вычитывать информацию, представленную в форме рисунков, таблицы). 4) развивающая: развивать навыки правильного употребления фразеологизмов в устной и письменной речи; формировать навыки определения специфических особенностей фразеологических оборотов, отличать их от других речевых единиц в потоке речи; развивать творческие способности и образное мышление школьников; обогащать словарный запас школьников. |
Тип урока: | |
Задания: | |
Источники, оснащение и оборудование, ресурсы: |
Ход урока: | ||
Этапы урока | Действия учителя | Действия учеников |
Организацион—ный момент (эмоциональный настрой) | Мне хочется, чтобы вас не покидало радостное и творческое состояние в течение всего урока.
Начинаем урок русского языка. Каким вы хотите, чтобы был наш урок? — А какими должны быть вы во время урока? — Вы постараетесь сделать урок интересным и полезным? -Я вновь рада нашей встрече. Добрый день, солнцу и птицам, Добрый день приветливым лицам, и каждый становится добрым, доверчивым, пусть доброе день длится очень долго!
— Прочитайте эпиграф нашего урока.
« С малой удачи начинается большой успех».
— Как вы его понимаете?
|
Проверяют готовность к уроку, усаживаются на свои места. (Интересным, полезным.) (Активными, внимательными, думающими.)
(придумывают свой вариант окончания стиха |
Актуализация знаний.
10 мин
|
Стратегия ДА/НЕТ
Ключи:1-да; 2-да; 3-да; 4-нет; 5-нет; 6-нет; 7-нет; 8-да; 9-да; 10-да.
0-2 ошибки-«5» 2-4 ошибки «4» 5-6 ошибки «3» 7-10 ошибки «2» |
Ученики проверяют друг у друга
Ставят оценки |
3 мин | Чтобы определить тему урока отгадайте загадки, выделяйте у отгадок первые буквы. У нас в кроссворде получится ключевое слово урока.
—Слива, яблоко, груша — фрукты -Семицветное коромысло – радуга. -Буквы русского языка в определенном порядке — алфавит -Самое холодное время года — зима -Главный герой сказки «По щучьему велению» — Емеля — Какое сейчас время года? — осень. -Царь зверей – лев -Что плывет по небу — облако -В нем 12 месяцев — год -Первый летний месяц- июнь — Полосатая лошадь-зебра — Его дает корова-молоко — Вторая буква в слове сыр –ы. Итак, у нас получилось – фразеологизмы. |
|
3 мин | Показываю слайд №3 | Ученики самостоятельно изучают правило на стр.55 и схематично записывают в тетради
|
5 мин |
Показываю видео к уроку.
1 задание составить 2 предложения от каждой группы
|
Ученики отвечают на вопросы учителя |
3 мин |
2 Задание фразеологический зверинец, где вы, несомненно, должны угадать несколько фразеологизмов, чтобы продолжить свой путь дальше. Хитёр как… лиса Труслив как… заяц Голоден как… волк Здоров как.. бык Изворотлив как ..уж Надут как ..индюк Нем как ..рыба Грязный как.. свинья Упрям как …осёл Болтлив как.. сорока |
|
3 мин | Ещё великий М. В. Ломоносов называл устойчивые сочетания “фразесами”, “российскими пословиями”, и предложил их выделить для них специальную группу, Он предложил включить их в словарь. Учёные поняли, что фразеологизмы создают как бы особый ярус в языке. Родился новый раздел о языке – фразеология. Фразеологизмы по-своему отражают жизнь нашего народа с очень далёких времён, в них выражен дух народа, его история, обычаи.
Игра « Покажи у себя» -Я загадываю загадки, а вы, ребята, не называете слово, а показываете у себя. — Его вешают в унынии, Его задирают, зазнаваясь, Его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело.(нос)
-Не цветы, а вянут, Не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают, Не бельё, а их развешивают.(уши)
-Его проглатывают, упорно не желая о чём-то говорить, Он хорошо подвешен у человека, который умеет бойко и метко говорить, Его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего.(язык)
-Они могут разбегаться в разные стороны, В них пускают пыль, если хотят обмануть, Их можно сделать большими от удивления.(глаза)
|
|
5 мин
|
Работа в литературной лаборатории. Работа в группах.
Поэты и писатели умело использовали фразеологизмы в своих произведениях. Поэтому мы свою работу продолжим в литературной лаборатории. А для 1 группа. Из произведения В. Бианки « Мышонок Пик» ( взять в толк- понять что-то) У мышонка от страха отнялись ноги. Он прижался грудью к земле и замер. Трусячка долетела до него и вдруг опять повисла в воздухе, чуть заметно трепеща острыми крыльями. Она никак не могла взять в толк: куда исчез мышонок. 2 группа. Из произведения Н.Носова « Огурцы» ( во весь дух- очень быстро) Котька во весь дух помчался по полю, через овраг, по мостику через ручей и, уже не спеша, пошёл по деревне домой. 3 группа. Из произведения В. Драгунского « Двадцать лет под кроватью» ( водить за нос- обманывать) И мы стали играть в прятки. Это было прекрасно, потому что мы с Мишкой всё время подстраивали так, чтобы водить выпадало маленьким: Костику или Алёнке, — а сами всё время прятались и вообще водили малышей за нос. 4 группа. Из произведения Н. Носова « Клякса» ( всё равно- безразлично) Я расскажу вам про Федю Рыбкина, о том, как он насмешил весь класс. У него была привычка смешить весь класс. И ему было всё равно: перемена сейчас или урок.
|
|
5 мин | Определите, с какой профессией связано возникновение каждого фразеологического оборота.
1. Топорная работа; без сучка и задоринки; снять стружку; разделать под орех. 2. На один покрой; трещать по швам; семь раз отмерь, один раз отрежь; шито белыми нитками. 3. Калачом не заманишь; заварить кашу; толочь воду в ступе. 4. Позолотить пилюлю, как рукой сняло, затаить дыхание. Ответ: плотник, швея, повар, врач.
|
|
5 мин |
ТЕСТЫ 1.Как …… на голову. А) снег Б) дождь В) град
2. Как …… вода. А) с курицы Б) с утки В) с гуся
3.Убить …… зайцев. А) трех Б) двух В) четырех
4. …… соли съесть. А) пуд Б) фунт В) килограмм
5. Как за …… стеной. А) деревянной Б) глиняной В) каменной
Закончи предложения. Мы сегодня не переливали из пустого в порожнее, а работали не покладая рук. И в классе не было ни одного, кто бы смотрел на работу одноклассников сквозь пальцы. А сейчас давайте оценим нашу работу тоже фразеологизмами. -На столах у вас лежат воздушные шарики. Выберите шарик с таким фразеологизмом, который больше подходит к вашей работе. Вы сегодня помогали мне в работе, держали ушки на макушке, смотрели в оба, мотали на ус. Я желаю вам в дальнейшей учёбы ни пуха ни пера, в добрый час! |
|
Стратегия ДА/НЕТ
1.Лексика- словарный состав языка.
2.Каждое слово имеет лексическое значение.
3.Слова имеют лексическое и грамматическое значения.
4.Лексическое значение слова разъясняется в орфографических словарях.
5.Слова имеющие, одно значение называются многозначными.
6.Слова, одинаковые по звучаню и написанию, но разные по лексичесому значению, называются синонимами.
7.Слова, очень близкие по значению, называются омонимы.
8.Синонимы составляют пары или ряды слов, объединенных общим значением.
9.Золотые руки, хмурое небо – употреблены в переносном значении.
10.Слова, противоположные по значению, называются антонимами.
0-2 ошибки-«5»
2-4 ошибки «4»
5-6 ошибки «3»
7-10 ошибки «2»
Стратегия ДА/НЕТ
1.Лексика- словарный состав языка.
2.Каждое слово имеет лексическое значение.
3.Слова имеют лексическое и грамматическое значения.
4.Лексическое значение слова разъясняется в орфографических словарях.
5.Слова имеющие, одно значение называются многозначными.
6.Слова, одинаковые по звучаню и написанию, но разные по лексичесому значению, называются синонимами.
7.Слова, очень близкие по значению, называются омонимы.
8.Синонимы составляют пары или ряды слов, объединенных общим значением.
9.Золотые руки, хмурое небо – употреблены в переносном значении.
10.Слова, противоположные по значению, называются антонимами.
0-2 ошибки-«5»
2-4 ошибки «4»
5-6 ошибки «3»
7-10 ошибки «2»
Стратегия ДА/НЕТ
1.Лексика- словарный состав языка.
2.Каждое слово имеет лексическое значение.
3.Слова имеют лексическое и грамматическое значения.
4.Лексическое значение слова разъясняется в орфографических словарях.
5.Слова имеющие, одно значение называются многозначными.
6.Слова, одинаковые по звучаню и написанию, но разные по лексичесому значению, называются синонимами.
7.Слова, очень близкие по значению, называются омонимы.
8.Синонимы составляют пары или ряды слов, объединенных общим значением.
9.Золотые руки, хмурое небо – употреблены в переносном значении.
10.Слова, противоположные по значению, называются антонимами.
0-2 ошибки-«5»
2-4 ошибки «4»
5-6 ошибки «3»
7-10 ошибки «2»
Задание фразеологический зверинец
Хитёр как…
Труслив как…
Голоден как…
Здоров как..
Изворотлив как ..
Надут как ..
Нем как ..
Грязный как..
Упрям как …
Болтлив как
Слова для справок: осёл, заяц, индюк, рыба, бык, лиса, свинья, уж, сорока, волк.
Задание фразеологический зверинец
Хитёр как…
Труслив как…
Голоден как…
Здоров как..
Изворотлив как ..
Надут как ..
Нем как ..
Грязный как..
Упрям как …
Болтлив как
Слова для справок: осёл, заяц, индюк, рыба, бык, лиса, свинья, уж, сорока, волк.
Задание фразеологический зверинец
Хитёр как…
Труслив как…
Голоден как…
Здоров как..
Изворотлив как ..
Надут как ..
Нем как ..
Грязный как..
Упрям как …
Болтлив как
Слова для справок: осёл, заяц, индюк, рыба, бык, лиса, свинья, уж, сорока, волк.
Работа в литературной лаборатории. Работа в группах.
1 группа. Из произведения В. Бианки
« Мышонок Пик»
У мышонка от страха отнялись ноги. Он прижался грудью к земле и замер. Трусячка долетела до него и вдруг опять повисла в воздухе, чуть заметно трепеща острыми крыльями. Она никак не могла взять в толк: куда исчез мышонок.
2 группа. Из произведения Н.Носова
« Огурцы»
Котька во весь дух помчался по полю, через овраг, по мостику через ручей и, уже не спеша, пошёл по деревне домой.
3 группа. Из произведения В. Драгунского
«Двадцать лет под кроватью»
И мы стали играть в прятки. Это было прекрасно, потому что мы с Мишкой всё время подстраивали так, чтобы водить выпадало маленьким: Костику или Алёнке, — а сами всё время прятались и вообще водили малышей за нос.
4 группа. Из произведения Н. Носова
«Клякса»
Я расскажу вам про Федю Рыбкина, о том, как он насмешил весь класс. У него была привычка смешить весь класс. И ему было всё равно: перемена сейчас или урок.
Определите, с какой профессией связано возникновение каждого фразеологического оборота.
1.Топорная работа; без сучка и задоринки; снять стружку; разделать под орех.
- На один покрой; трещать по швам; семь раз отмерь, один раз отрежь; шито белыми нитками.
- Калачом не заманишь; заварить кашу; толочь воду в ступе.
- Позолотить пилюлю, как рукой сняло, затаить дыхание.
Определите, с какой профессией связано возникновение каждого фразеологического оборота.
1.Топорная работа; без сучка и задоринки; снять стружку; разделать под орех.
- На один покрой; трещать по швам; семь раз отмерь, один раз отрежь; шито белыми нитками.
- Калачом не заманишь; заварить кашу; толочь воду в ступе.
- Позолотить пилюлю, как рукой сняло, затаить дыхание.
Определите, с какой профессией связано возникновение каждого фразеологического оборота.
1.Топорная работа; без сучка и задоринки; снять стружку; разделать под орех.
- На один покрой; трещать по швам; семь раз отмерь, один раз отрежь; шито белыми нитками.
- Калачом не заманишь; заварить кашу; толочь воду в ступе.
- Позолотить пилюлю, как рукой сняло, затаить дыхание.
Определите, с какой профессией связано возникновение каждого фразеологического оборота.
1.Топорная работа; без сучка и задоринки; снять стружку; разделать под орех.
- На один покрой; трещать по швам; семь раз отмерь, один раз отрежь; шито белыми нитками.
- Калачом не заманишь; заварить кашу; толочь воду в ступе.
- Позолотить пилюлю, как рукой сняло, затаить дыхание.
- [bws_related_posts]