Восточно-Казахстанская область
Бородулихинский район
КГУ «Жезкентская средняя школа»
Учитель: Дауконова Раушан Турсункановна
тема урока: Диаспоры Казахстана
Цель: сспособствовать формированию у учащихся гражданственности и патриотизма, воспитания чувства любви к своей Родине, уважения к ее истории и культуре, бережного отношения к природе родного края, гордости за достижения современного Казахстана.
Задачи: — сформировать между детьми дружеские взаимоотношения;
— научить детей помогать друг другу, уважать и ценить
отношение между людьми;
— воспитывать уважение к людям разных национальностей.
— помочь учащимся в изучении историко-культурного наследия родной страны и ее современных достижений, помочь детям и учащейся молодежи продумать и внести практический вклад в процветание нашего государства.
Тип урока: традиционный
Метод: беседа, самостоятельная работа
Ход урока:
- Орг.момент: приветствие, постановка темы и целей урока;
- Проверка Д/З: рисунок, вопросы
- Изучение новой темы:
1 группа: В отношении национальных диаспор проводится политика создания национально-культурных центров, некоторые из которых подкармливаются из бюджета. Чем больше национальных центров, тем больше возможностей политического маневра для властей в проведении политики построения моноэтнического государства. Формальное многообразие национальностей в республике позволяет разбить огромную русскоязычную общину на несколько групп, выделив из нее, например, украинцев, белорусов и пр. Русская община в этом случае оказывается лишь одной из многих. При любой сколь угодно «демократической» процедуре ситуацию всегда можно повернуть так, что русская община на фоне множества карликовых образований останется в меньшинстве, как бы не был значим ее реальный политический вес. Предпочтения нынешней власти в поддержке национально-культурных центров легко вычисляются по стилю выступлений в прессе их представителей. Сегодня без преувеличения можно сказать, что ежегодное Послание Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева становится политическим событием. Делая решительные шаги в направлении расширения полномочий Парламента, правительства, политических партий и Ассамблеи народов Казахстана в выборах 1999 года, Президент явил себя подлинным политиком-демократом, реалистом. Мы, граждане суверенной страны, всецело поддерживаем демократические реформы и экономические преобразования, проводимые в республике. Напомню, что Казахстан стал для депортированных корейцев местом, где они обрели вторую родину для себя и своих потомков. Памятуя о том, что будущее и судьба нашей страны в наших руках, мы полны решимости вносить свой посильный вклад в дело сохранения мира и согласия, стремиться преумножать духовные и материальные богатства многонационального Казахстана. Послание Президента в полной мере оправдывает политические ожидания граждан Казахстана на развитие процесса демократизации и сохранение политической и межнациональной стабильности. 22 мая в Алматы состоялось торжественное открытие нового здания Корейского центра просвещения, деятельность которого направлена на национально-культурное возрождение диаспоры. Наибольшая заслуга в создании центра принадлежит посольству Южной Кореи, Ассоциации корейцев Казахстана, южнокорейским и казахстанским фирмам. За семь лет существования он провел огромную работу по возрождению корейского языка, налаживанию культурных связей с исторической родиной. Кроме того, открыты танцевальные и балетные кружки, секции таэквондо, музыкальные отделения национальной и классической музыки, которые посещают не только представители корейской диаспоры, но и люди разных национальностей. Свое искусство учащиеся этих групп продемонстрировали во время показательных выступлений, посвященных презентации центра просвещения.
2 группа: 25 августа ассоциация общественных объединений немцев Казахстана «Возрождение» отметила четырехлетие со дня открытия Немецкого дома в Алматы. Дом стал центром координации всей общественной работы, проводимой в республике по возрождению немецкого языка, культуры, традиций, реализации решений конгрессов немцев Казахстана. Проект его строительства в свое время был поддержан правительством ФРГ и осуществлен на деньги налогоплательщиков Германии. Выступая за круглым столом, Чрезвычайный и Полномочный Посол Германии в Казахстане Хеннинг фон Вистингхаузен отметил, что Немецкий дом стал важным центром немцев Казахстана и партнером посольства по поддержке немецкой диаспоры в РК. Федеральное правительство Германии держит двери открытыми для тех, кто хочет вернуться на историческую родину. Но оно также готово оказывать большую поддержку тем, кто желает остаться в Казахстане. Все политические силы ФРГ поддерживают такое решение.
Чрезвычайный и Полномочный Посол Польши в Казахстане г-н Гавенски подчеркнул важность опыта репатриации немцев, поскольку многие поляки-казахстанцы также хотели бы уехать на историческую родину. Но и Польша, в свою очередь, намерена поддержать тех, кто решил остаться в Казахстане. Для этого необходимо проводить в республике, ставшей второй родиной для многих народов, серьезную деятельность по их этническому возрождению. Чтобы они, оставаясь полноправными гражданами Казахстана, не потеряли своих исторических корней.
Что касается Ассоциации немцев РК, считает ее председатель Александр Дедерер, она как организация состоялась. Ее деятельность основывается на трех главных фундаментах: поддержке федерального правительства Германии, взаимодействии с правительством Казахстана, а также на тех людях, которые выполняют самую тяжелую работу в областях. Ассоциация имеет своих представителей в Европарламенте. Свои самые главные проекты Совет немцев и Ассоциация связывают с вопросами образования (курсы немецкого языка), поддержки молодежи, социальной поддержки особо нуждающихся. Большое значение Совет немцев придает сотрудничеству с правительством Казахстана. Так, в мае этого года состоялась встреча с Премьер-Министром РК, темой которой стало серьезное положение с реализацией программы по этническому возрождению немцев. Была создана правительственная комиссия и рабочая группа по экономическому развитию под председательством Ержана Утембаева. Сегодня в РК насчитывается 300 тысяч немцев. Эмиграция на историческую родину продолжается, хотя этот процесс уже замедлился. Г-н Дедерер полагает, что в Казахстане все равно останется не меньше 150 тысяч немцев, которые будут нуждаться в поддержке.
Прежде город Кентау многие в шутку называли малой Грецией. Сейчас многие греки уехали на историческую родину. Но те, которые остались, долго носили идею создания греческого культурного центра. Наконец она воплотилась в жизнь.
3 группа: Русская Община Казахстана оказывает помощь вынужденным переселенцам в Россию и тем, кто решил изменить гражданство. Эта организация добивается открытия в Казахстане российских учебных заведений (в этом деле достигнут определенный прогресс), отправляет казахстанских студентов на бесплатное обучение в вузы России, помогает гражданам в решении многих бытовых проблем и многое другое. Организации профсоюзов оказывают гражданам конкретную помощь, отстаивая их права на достойную жизнь.
25-26 апреля в Алматы проходила 1 Всеказахстанская конференция русских, славянских и казачьих общественных объединений. Г-н Бунаков [глава Русской общины Казахстана] пояснил, что проведение конференции никак не связано с событиями в Латвии и других постсоветских государствах. Идея проведения подобного мероприятия высказывалась уже давно. Последние годы представители русских, славянских и казачьих общин неоднократно выступали с предложениями объединения всех движений российских соотечественников (то есть тех, кто живет за пределами своей исторической родины — России, независимо от национальности) для решения общих задач. Первая конференция позволила объединить силы в решении нескольких болезненных проблем для русского и русскоязычного населения Казахстана. Это проблемы миграции, языка, культуры и образования, конституционных прав граждан на общественные объединения и свободу cобраний, чиновничьего произвола. Новая ассоциация является открытой организацией, в которую могут вступать другие общины или национальные центры. Г-н Бунаков выразил уверенность, что, после того как наберет силу русское движение, к нему примкнут и другие национальные объединения. — Недавно объявлено, что отныне национально-культурные центры будут финансироваться из бюджета. Но сегодня в казне не хватает денег на здравоохранение, образование, соцобеспечение. Не боитесь, что вас не поймут?
— Пока что мы слышим упреки иного рода: дескать, власть хочет «купить» национально-культурные центры. Однако я на месте таких «критиков» ставил бы вопрос иначе: почему государство до сих пор вплотную не занималось проблемами НКЦ? Ведь в этих центрах сосредоточены не просто абстрактные «представители малых народов», а граждане Казахстана, налогоплательщики. Разве они не имеют права на государственное финансирование наиболее значимых проектов? В этом году мы впервые выделили деньги на создание языковых кружков двадцати национально-культурным центрам. Откуда средства? Из программы развития языков. Они были заложены в бюджет.
4 группа: В настоящее время ассамблея объединяет представителей порядка 130 этнических групп, населяющих регионы Казахстана. Являясь уникальным в своем роде общественно-политическим институтом. АНК на регулярной основе подтверждает свою значимость и востребованность, представляя собой принципиально новый институт гражданского общества. Ассамблея и сегодня не имеет аналогов в мире.
В 1992 году в прежней столице Алматы был созван Первый Форум народов Казахстана. Здесь Главой государства Н.А. Назарбаевым была высказана идея о необходимости работы этого форума на постоянной основе. Так, в своем выступлении наш Президент отметил, что «не одно поколение казахстанцев создавало наше главное достояние — дружбу народов … надо повседневно слышать голос каждого народа, любой национальности. Именно поэтому необходимо перевести форум на постоянную основу, создать новый общественный институт — Ассамблею согласия и единения народов Казахстана».
1 марта 1995 года Указом Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева была создана новая общественная организация — Ассамблея народов Казахстана (АНК). Таким образом, инициатива Главы государства была реализована на практике.
Эта организация носила консультативно-совещательный характер при Президенте страны. И, действительно, Ассамблея стала одним из мощных механизмов по проведению взвешенной национальной политики.
26 апреля 2002 года была принята и утверждена Главой государства поистине историческая Стратегия Ассамблеи народов Казахстана. Этот документ бы призван определять основное направление работы Ассамблеи на ближайшую и дальнюю перспективу.
В мае 2007 г. Парламент РК принял ряд конституционных поправок, существенно меняющих роль всей представительной ветви власти. Теперь Ассамблея народа Казахстана имеет право делегировать 9 своих лучших представителей в Парламент страны. Этот шаг, несомненно, поднял роль Ассамблеи на более высокий уровень. Кроме того, введение специальных мест для Ассамблеи путем увеличения количества депутатов дало возможность представительства в Парламенте наиболее крупных этносов, проживающих на территории Казахстана.
А в феврале 2007 года в своем Послании народу «Новый Казахстан в новом мире» Н.А. Назарбаев поставил четкие задачи перед Ассамблеей народа Казахстана: «Повышение роли Ассамблеи народа Казахстана для дальнейшего укрепления общественного согласия и стабильности» (1).
Основными задачами Ассамблеи являются:
обеспечение эффективного взаимодействия государственных органов и институтов гражданского общества в сфере межэтнических отношений, создание благоприятных условий для дальнейшего укрепления межэтнического согласия и толерантности в обществе;
укрепление единства народа, поддержка и развитие общественного консенсуса по основополагающим ценностям казахстанского общества;
оказание содействия государственным органам в противодействии проявлениям экстремизма и радикализма в обществе и стремлениям, направленным на ущемление прав и свобод человека и гражданина;
формирование политико-правовой культуры граждан, опирающейся на демократические нормы;
обеспечение интеграции усилий этнокультурных и иных общественных объединений для достижения цели и задач Ассамблеи;
возрождение, сохранение и развитие национальных культур, языков и традиций народа Казахстана. Принципами деятельности Ассамблеи являются:
а) приоритет прав и свобод человека и гражданина;
б) приоритет интересов народа и государства;
в) равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка,
отношения к религии, убеждений или по любым иным обстоятельствам;
г) равноправие и персональная ответственность членов Ассамблеи за деятельность в ее составе;
д) гласность.
В структуре Ассамблеи народов Казахстана действуют 16 малых ассамблей, из них 14 — в областях при соответствующих акимах и 2 — при акимах г. Астана и Алматы.
5 группа: Малые ассамблеи объединяют и координируют работу многих национально-культурных объединений и ассоциаций диаспор. Председателями малых ассамблей являются по должности акимы областей, а также городов республиканского значения — Астаны и Алматы.
Президент Республики Казахстан является пожизненным Председателем Ассамблеи народа Казахстана. Председатель Ассамблеи определяет и утверждает основные направления деятельности Ассамблеи. Председатель имеет двух заместителей. Его заместители назначаются на основании рекомендации Совета Ассамблеи соответствующими актами Президента Республики Казахстан. Сегодня это — Сергей Дьяченко и Сакен Тукенов.
Сессии созываются Председателем Ассамблеи. Дата, место проведения и примерная повестка дня сессии объявляются за месяц до начала ее работы. Сессия Ассамблеи созывается не реже одного раза в год. Внеочередная сессия созывается Председателем Ассамблеи по собственной инициативе или по просьбе не менее одной трети от общего числа членов Ассамблеи.
Состав Ассамблеи формируется из числа представителей государственных органов, национально-культурных и других общественных объединений, а также других лиц с учетом их авторитета в обществе, общественно-политической активности. В настоящее время Ассамблея имеет в своем составе около 350 членов. Рабочим органом является Секретариат, входящий в состав Администрации Президента РК. Это придает определенный авторитет Ассамблее в глазах общества.
Кандидаты в члены Ассамблеи народов Казахстана выдвигаются решениями сессий малых ассамблей по предложениям национально-культурных центров, а от региональных и республиканских общественных объединений рекомендуются решениями их высших органов.
Ежегодно государство оказывает финансовую поддержку национально-культурным объединениям и малым ассамблеям. А для руководителей национально-культурных центров утверждены Президентские гранты.
По инициативе членов Ассамблеи и при прямой поддержке государства в стране действует более 100 национальных школ, 170 воскресных школ, где изучаются 23 родных языка. В трех школах национального возрождения работают 29 отделений по изучению 12 национальных языков. На их содержание Правительство страны выделяет ежегодно более 12 миллионов тенге. Им же оказывается помощь и со стороны местных исполнительных органов власти. Они же имеют право участвовать во многочисленных грантах, выделяемых Министерством культуры и информации Республики Казахстан.
6 группа: Сегодня в республике этнические диаспоры имеют свои общественные объединения. Так, немцы — 49, казахи — 40, корейцы — 36, татары — 29, славяне — 27, чеченцы и ингуши — 26, азербайджанцы — 23, уйгуры — 21, русские — 20, украинцы — 19, евреи — 18, поляки — 16, турки — 14, греки — 12, армяне — 11, белорусы — 10, дунгане — 10, курды, узбеки по 8, казаки — 6, туркмены, болгары, дагестанцы по 4, кыргызы, таджики по 3, карачаевцы и балкарцы, китайцы, чуваши, каракалпаки по 2, ассирийцы, чехи, народы Прибалтики, грузины, осетины, лезгины, иранцы, буряты, венгры, румыны по 1. И это не предел. Количественный и качественный состав общественных объединений диаспор Казахстана неуклонно растет.
При поддержке государства в республике издаются газеты и журналы на 11 языках, 44 телестудии вещают на 12 языках и 18 радиостудий — на 7 языках. Ряд государственных телеканалов ввели в регулярную сетку программы передачи на корейском, немецком и уйгурском языках. Большинство общественных объединений имеют свои сайты в Интернете.
С 2003 года под эгидой Ассамблеи народа Казахстана выходит журнал «Достык — Дружба», а с 2009 года выходит еще один аналитический журнал «Менын елім — Моя страна».
Работают национальные театры ряда диаспор (русский, немецкий, уйгурский, корейский и узбекский и т.д.).
Ежегодно издается несколько десятков новых книг на языках этнических групп. Стало традиционным массовое участие на праздниках Наурыз, Масленица и Рождество.
Ассамблея народа Казахстана была инициатором проведения двух референдумов по продлению полномочий Главы государства и принятий новой Конституции. Она активно участвовала в подготовке ряда законопроектов: «Об общественных объединениях», «О культуре», «О языках в Республике Казахстан» и других. Возрос и международный авторитет Ассамблеи. По опыту Казахстана аналогичные общественные структуры созданы в ряде стран СНГ. К примеру, в Чеченской республике начала функционировать Ассамблея, которая построена по образцу и подобию казахстанской. Казахстанский опыт с большим вниманием изучает мировое сообщество. За рубежом проведены крупные международные конференции по роли Ассамблеи в жизни многонационального населения республики. Казахстанский опыт получил высокую оценку международных экспертов. В свое время Генеральный секретарь ООН Коффи Аннан назвал Казахстан «примером межнационального согласия, стабильного и устойчивого развития для других государств мира». Высокую оценку состоянию межнациональных отношений в Казахстане дал в своем визите в 2001 году Папа Римский Иоанн Павел II.
7 группа: Глава нашего государства Н.А. Назарбаев в книге «Казахстанский путь» написал следующие строки о важности и востребованности этого института гражданского общества в Казахстане: «Мы создали уникальный инструмент межнациональных отношений в лице Ассамблеи народов Казахстана. Ни в одной стране мира нет подобного авторитетного и представительного инструмента национальной политики».
20 октября 2008 г. был принят Закон Республики Казахстан «Об Ассамблее народа Казахстана». Закон определяет статус, порядок формирования и организацию работы Ассамблеи народа Казахстана, направленных на реализацию государственной национальной политики, обеспечение общественно-политической стабильности в Республике Казахстан и повышение эффективности взаимодействия государственных и гражданских институтов общества в сфере межэтнических отношений (2).
За все время существования Ассамблея превратилась в поистине авторитетный общественный институт по регулированию межнациональных отношений. Это можно увидеть из многообразия общественных объединений диаспор Казахстана.
Создание Ассамблеи стало логическим продолжением внутренней и внешней политики Казахстана и его лидера с момента обретения независимости. Казахстан изначально взял курс на построение современного, светского государства, приверженного идеалам мира, толерантности и конструктивного диалога. Создание Ассамблеи народа Казахстана стало институциональным оформлением сферы межэтнических отношений в республике, своего рода органом народной дипломатии. Ассамблея создавалась как принципиально новый институт гражданского общества, не имевший на тот момент аналогов как в предшествующей советской эпохе, так и в мировой современной практике. Сейчас можно с уверенностью сказать, что благодаря Ассамблее удалось избежать политизации межэтнических отношений, направить имеющийся на то время конфликтный потенциал в конструктивное русло.
Следует обратить внимание и на тот факт, что речь во внесенных поправках в Конституцию идет об Ассамблее народа, а не Ассамблее народов Казахстана. Как известно, до этого времени мы имели Ассамблею народов Казахстана, образованную Указом Президента (3). И это принципиально важная поправка, поскольку, вспомним, наша Конституция начинается словами: «Мы, народ Казахстана». Мы единый народ страны. Но наш народ многолик по своему национальному составу. Так сложилось исторически. И эта поправка приводит всё в соответствие с Конституцией Республики. Кроме этого, следует иметь в виду, что все эти годы Ассамблею возглавляет Глава государства Н.А. Назарбаев. И этим изначально была подчеркнута исключительная важность этого органа. Более того, в Конституционном законе Республики Казахстан «О Первом Президенте Республики Казахстан», принятом 20 июля 2000 г., в п. 2 ст. 1, определяющем статус Первого Президента республики, подчеркнуто, что Первому Президенту республики, в силу его исторической миссии, пожизненно принадлежит право возглавлять Ассамблею.
8 группа: Ассамблея народа Казахстана — это результат уникального политического новаторства Казахстана. Сегодня опыт ее работы становится привлекательным и полезным для многих стран мира. Сегодня Конституция и Ассамблея народа Казахстана не просто ровесники. Это две великие ценности, ставшие фундаментом стабильности, модернизации и процветания. Доверие, традиции, транспарентность, толерантность, — это именно те принципы, которые легли в основу нашего многонационального процветающего государства. В основу политики государства в межэтнической сфере положен принцип «Единство в многообразии».
24 апреля 2013 года состоялась XX юбилейная сессия Ассамблеи народа Казахстана, на которой Нурсултан Назарбаев подчеркнул: для успешной реализации Стратегии особенно важно единство общества, тем более это актуально на фоне наступившего в мировой экономике «периода неопределенности»: снижаются рейтинги развитых стран, усиливаются ожидания новой волны рецессии.
Президент сформулировал стратегическое видение развития межэтнической сферы до 2050 года. В 2050 году Казахстан, я уверен, будет единым сплоченным народом, образцовым национальным государством. Общественное согласие должно стать главной чертой жизни единого полиэтничного народа, государства и институтов гражданского общества, политических партий, религиозных конфессий, — отметил Нурсултан Назарбаев.
- Закрепление: составить тесты
- Домашнее задание: доп.материал