Қызылорда облысы Байқоңыр қаласы
Ю. А. Гагарин атындағы №8 жалпы
білім беретін орта мектептің
орыс тілі мен әдебиеті пәнінің мұғалімі
Туржанова Алтын Абжаппаровна
Грамматическая тема: Обстоятельство
Лексическая тема: Явление природы
Цели: 1. уточнить и конкретизировать представление учащихся об обстоятельстве, формирование умения находить обстоятельства в предложении, использовать их для придания речи точности, ясности;
2. развитие навыков умения находить в предложении обстоятельства, стимулировать и развивать мыслительные процессы, обогащение речи учащихся за счет использования обстоятельств;
3. воспитать наблюдательность к явлениям природы.
Тип: комбинированный
Вид урока: традиционный
Метод: объяснительно-иллюстрационный, репродуктивный, частично-поисковый.
Наглядность: ТСО, таблицы, карточки.
План
• Организационный момент
• Проверка домашнего задания
• Объяснение нового материала
• Закрепление нового материала
• Итог урока
• Домашнее задание
• Выставление оценок
Ход урока
• Организационный момент
Создание рабочей обстановки в классе.
• Проверка домашнего задания
• Упр. № 6. Составить диалог, употребляя прямое дополнение.
• Работа с текстом «Петр Ильич Чайковский».
Выпишите из текста сказуемые вместе с дополнениями. Определите, какие это дополнения.
Ответьте на вопросы:
Кто такой Пётр Ильич Чайковский?
Со сколько лет начал заниматься музыкой?
Какие произведения вы знаете?
• Объяснение нового материала.
• Вступительное слово
П.И.Чайковский написал замечательное музыкальное произведение о природе «Времена года». Сейчас я предлагаю послушать отрывок из него. (музыка звучит 1-2 минуты)
Какие мысли и чувства вызвала у вас музыка?
Какие краски вы бы взяли, раскрашивая воображаемый образ?
О каком времени года эта музыка?
Хоть осень печальная пора, но в нем есть прекрасный день – День матери. Я уверена, что в вашей душе живут светлые чувства к вашим мамам. Любите и берегите своих мам!
Обратите внимание на предложения.
где?
Мама – прекрасное слово на земле.
Как? где?
Тускло горели две свечи в кабинете.
Какой член предложения отвечает на вопросы где? как?
Сегодня, ребята, мы пройдем новую тему: «Обстоятельство».
Уточним и конкретизируем представление об обстоятельстве, научимся находить обстоятельства в предложении, использовать их для придания речи точности, ясности.
(Название темы написано на доске, дети переписывают его в тетрадь.)
Обстоятельство – это … член предложения, указывающий на обстоятельства, при которых происходит действие: время, место, образ действия, причину, цель.
Обстоятельства отвечают на вопросы … и поясняют … .
Для чего употребляются в речи обстоятельство?
Летело время. Быстро летело время.
Урожай может погибнуть. При засухе урожай может погибнуть.
Обстоятельство употребляется для того, чтобы речь была более точной и красивой.
Чем выражается обстоятельство?
• Закрепление нового материала.
Упражнение № 1. Спишите предложения. Подчеркните грамматическую основу предложений. Найдите обстоятельства. Скажите, на какой вопрос они отвечают, чем выражены.
1. Теплый ветер гуляет по траве, гнет деревья и поднимает пыль. 2. По улицам слона водили, как видно, на показ. 3. К счастью, по причине неудачной охоты наши кони не были измучены. 4. Однажды в студеную зимнюю пору я из лесу вышел. 5. Снег падал медленно и бесшумно.
Упражнение №2. Выпишите сказуемые вместе с обстоятельствами, скажите, какой частью речи они выражены?
Упражнение №3. Прочитайте текст. Скажите, как можно его озаглавить? Докажите, что это текст. Выберите нужное обстоятельство, которое вы видели в тексте.
В лесу, в море, среди людей заблудился туман. Потом ветер спустился на землю, на крышу, на пол и затих. Оно родилось утром, вечером, ночью из тумана. Люди грустно, печально, радостно смотрят на небо.
Тест «Проверь себя!»
IV. Итог урока
Урок подходит к концу, давайте, подведем итог.
Что мы вспомнили и узнали на уроке?
Что такое обстоятельство?
На какие вопросы они отвечают?
На что указывает обстоятельство?
К чему относятся обстоятельства?
Чем выражаются обстоятельства?
V. Домашнее задание
Упр. Спишите, вставляя пропущенные слова, подчеркните сказуемые и обстоятельства.
Составьте пять предложений с наречиями.
VI. Выставление оценок