Басы » Баяндамалар » Новые подходы в преподавании и обучении

Новые подходы в преподавании и обучении

Қызылорда  облысы  Байқоңыр  қаласы

 Ю. А. Гагарин  атындағы  №8 жалпы  білім  беретін

орта  мектептің  орыс  тілі  мен  әдебиеті  пәнінің  мұғалімі

 Аманова  Гульнур  Азилхановна

                                       

 

ДОКЛАД

         « Новые подходы в преподавании и обучении»

                                            

Современный мир не стоит на месте, а каждый день меняется, заставляя меняться и человека. Сейчас обществу нужны люди, способные приобретать, развивать умения и навыки, которые могут использоваться или меняться в соответствии с жизненными ситуациями. Развивать эту способность необходимо с малых лет, потому что именно в детстве закладываются основные социальные качества и способности. Несомненно, главную роль в этом процессе играет школа, но, порой, она сама не имеет представления о жизни, к которой готовит детей. В течение многих лет учителя продолжали и продолжают следовать такому методу обучения, при котором принципиальная роль учителя – в прямом руководстве, когда учителю назначена роль эффективного организатора и источника информации. Основная цель его – интересно изложить содержание учебных материалов, показать определенные алгоритмы деятельности и оценить образовательные результаты учащихся по принципу «Что он знает?». Ученики же в свою очередь имеют свою цель – ПРАВИЛЬНО ответить на поставленный вопрос учителя. Как результат данного подхода к обучению мы имеем формальное освоение знаний учениками, низкий уровень умения задавать вопросы, рассуждать, доказывать, решать различного рода проблемы. Этот стереотип взаимоотношений «учитель–ученик», который закладывается еще в ВУЗе, преподаватели несут в течение всей своей педагогической деятельности, и, редко кто отваживается изменить что-то в своей практике. Педагоги прекрасно знают, ЧТО преподавать, но, к сожалению, не всегда знают, КАК преподавать.
Хотя, нельзя быть абсолютно категоричным в резюмировании подходов в преподавании всех педагогов без исключения. Использование конструктивистских методов, методов проектов и исследовательской деятельности, применение навыков критического мышления в преподавании занимают достойное место в практике многих педагогов. Неоспорим тот факт, что успехи в развитии образования более всего зависят от качества педагогических кадров, качество школьной системы напрямую зависит от «качества» работающих в ней учителей. Поэтому точечные изменения, происходящие в этой области, должны стать процессом всеобъемлющим.
В Государственной программе развития образования на 2011–2020 годы ключевой акцент сделан на повышение статуса педагога. В Послании народу Казахстана Президент Нурсултан Назарбаев обратил особое внимание на повышение качества педагогического состава. Отметил, что необходимо «усилить» стандарты базового педагогического образования, требования к квалификации преподавателей школ и вузов. Одно из наиболее принципиальных продвижений в вопросе статуса педагога связано с начатым в республике коренным преобразованием системы повышения квалификации учителей.

Центр педагогического мастерства» АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы»- уникальный проект в системе повышения квалификации учителей, инновационным аспектом которого является, прежде всего, содержание образовательной программы, а также «уровневый» подход к обучению.

В основу Программы курсов, несмотря на множество рассматриваемых в ней научных подходов, заложена конструктивистская теория обучения, которая базируется на  утверждении, что развитие мышления учащихся происходит в условиях взаимодействия имеющихся знаний с новыми, либо со знаниями, полученными в классе из различных источников: от учителя, от сверстников, из учебников. (Руководство для учителя, стр.110.)

    Программа состоит из трёх уровней, продолжительность освоения  каждого уровня 3 месяца, которые рассчитаны  на три этапа.

11 марта 2013 года  в Центре педагогического мастерства города  Астаны начались курсы повышения квалификации нового формата третьего базового уровня и для учителей Байконура.

25 педагогов сменили свое привычное место у доски и позицию руководителя в классе на место за партой.

Цели Программы третьего (базового) уровня для учителей:
— дать глубокие теоретические знания о процессе обучения и об учащихся;
— развить практические навыки преподавания; расширить диапазон методико-дидактических подходов в обучении; улучшить компетенции в области планирования урока;
— расширить знания об этических и моральных нормах, ценностях профессии учителя.
На первом этапе мы узнали о том, как происходит процесс обучения и что представляет собой качественное преподавание, но вместе с тем нам предстояло подвергнуть сомнению укоренившиеся стереотипы касательно подачи ученикам знаний. Я вместе с коллегами принимала участие в обучении, моделировала способы работы в классе, а это предполагало совместную групповую работу, обсуждения, презентации и индивидуальные исследования. Каждый день начинался с тренинга, который создавал положительный настрой и способствовал сплочению коллектива. Мы узнали о новых подходах в преподавании и обучении в контексте семи модулей Программы.

Понимание обучения с точки зрения социоконструктивистской теории лежит в основе модуля «Новые подходы в преподавании и обучении». Он включает в себя «Обучение через диалог» и «Обучение тому, как учиться». На моих уроках была только одна форма диалога «учитель-ученик, при этом больше всегда говорила я: хотела скорее донести тему, сама отвечала на поставленные мною же вопросы. Теперь я понимаю, что диалог занимает центральное место на уроке и может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении. (Мерсер и Литлтон,2007).В процессе парной и групповой работы появился диалог «ученик-ученик». Дети поняли, что являются равноправными партнерами, прилагающими все усилия для получения результата, идеи проходили в двух направлениях и продвигали обучение ученика вперёд. (Александер,2004).

Модуль «Обучение критическому мышлению». Критическое мышление исследуется на протяжении всей Программы в двух аспектах: развитие критического мышления у учеников и у преподавателей. Оба процесса взаимосвязаны, так как критическое мышление — это такой подход, в ходе которого каждый осмысливает, оценивает, анализирует и синтезирует информацию, полученную в результате наблюдения, выполнения определенного опыта, а так же при размышлении или рассуждении.

Обоснованность применения модуля «критическое мышление» в серии уроков в том, что он лежит в основе чтения, письма, устной речи и слушания, иначе говоря, во всех процессах изучения языка. Большое значение в технологии развития критического мышления отводится приемам, формирующим умение работать с вопросами. Один из  приемов – таблица  вопросов высокого и низкого порядка может быть использована на любом этапе урока. При выполнении данного задания дети поняли, что вопросы «низкого порядка» требуют односложного ответа, а вопросы» высокого порядка» требуют рассуждении и мышления, также оно способствовало появлению активного диалога. Применение диалогового обучения на уроках эффективно тем, что ученики испытывают меньше стресса. В такой работе можно избежать ошибок, проверить и исправить их вовремя, также выполнить большее количество заданий. Пришла к мнению, что надо чаще использовать этот приём постановки вопросов на уроках.

Модуль «Оценивание для обучения и оценивание обучения». Оценивание-категория, используемая для обозначения деятельности, направленной на систематическое суммирование результатов обучения с целью принятия решений о дальнейшем обучении. Не случайно категория «оценивание» означает в переводе с латинского «сидеть рядом», поскольку характерным признаком оценивания является то, что один субъект внимательно наблюдает за тем, что говорит и делает другой, либо в случае самооценивания размышляет о своих собственных знаниях, понимании или поведении. Каждый из учеников пытался работать в полную силу, а сам процесс выставления и обсуждения оценок был им очень интересен. Дети получили возможность контролировать уровень своих знаний, а также у них повысилась мотивация к изучению предмета.

Использование информационно-коммуникативных технологий в преподавании стимулирует обучение учащихся и развивает познавательный интерес к изучению предоставленного материала. Практически на всех уроках я применяла модуль «Использование ИКТ в преподавании и обучении». С помощью интерактивной доски показывала детям ситуации, над которыми они должны были задуматься, а также презентации к урокам. Использование интерактивной доски позволяет экономить время учителя и даёт возможность учащимся проявить себя.

Модуль «Обучение талантливых и одаренных учеников». Для развития Казахстана очень важно обнаружить таланты и способности учащихся и развить их в процессе обучения. В Программе утверждается идея обучения талантливых и одарённых учеников на основе инклюзивного подхода, предполагающего установление потребностей учеников, необходимость совершенствования учебных программ, содействующих обогащенному обучению всех учеников и выбор дифференцированной стратегии преподавания и обучения, способствующей удовлетворению потребностей всех учащихся. Я стремилась к созданию благоприятной среды для достижения максимального успеха в обучении учеников, имея в виду то, что ученик, не имея обширных знании по моему предмету, может быть одарён в какой-нибудь другой области. Внедрение модуля «Обучение талантливых и одарённых» даёт возможность некоторым ученикам проявить себя, показать скрытые способности.

Модуль «Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников». В Программе рассмотрены возможности реализации стратегий эффективного обучения и преподавания в разновозрастных классах. Класс предполагает, что в нём учатся дети одного возраста, но нельзя забывать о том, что у учащихся разный уровень развития.

Модуль «Управление и лидерство в обучении».

Тематика данного модуля основана на убеждении в том, что существует неиспользованный потенциал для педагогического совершенствования, который может быть реализован при условии обеспечения учителей поддержкой, способствующей профессиональному росту и созданию совместных знаний. (Руководство для учителя стр.192)Внедрение этого модуля способствовало тому, что я взяла на себя инициативу по совершенствованию практики: принятие решений с коллегами для внесения изменений, использование фактов в деятельности, вклад в распространение знаний. Этот модуль помогает, как раскрывать  управление  учителя  классом, так и ученика, способного руководить  непосредственно группой и умение распределять задачи внутри группы.

Второй этап обучения происходил в он-лайн режиме, слушатели провели у себя в родных школах, где им предстояло апробировать полученные знания на основе уже другого, изменившегося взгляда на учеников, свои уроки, сам процесс обучения.

В июне наши учителя  проходили 3 этап курсов повышения квалификации. Каждый учитель должен был предоставить результаты своей практической деятельности: уроки, планы, исследования. На этом этапе преподаватели уже не «тренировались», а оценивались. Оценивались их изменения как педагога, готовность к изменениям, и именно готовность, потому что даже маленькая искра желания обязательно приведет к горящему пламени преобразования в профессиональной сфере. Наш тренер, используя тренинги, ввела нас в ритм ежедневных занятий, где мы рассматривали заново свою практическую деятельность. Мы каждый день готовили и пересматривали свои рефлексивные отчеты, по этим отчетам создавали презентации. Презентации групп были абсолютно разные. У каждого члена группы разное видение темы, но цель одна: сделать презентацию по определённой теме и в соответствии с критериями. Опыт, которым обменивались мои коллеги — это бесценный опыт, положительно повлиявший на мой дальнейший профессиональный рост и развитие, создание новых идей и стратегий.  Работа в группе была увлекательным и познавательным процессом, к выполнению которой мы подходили со всей ответственностью.  Каждый чувствовал, что важную роль играет сотрудничество между коллегами во время презентации. Мы обсуждали и предлагали свои идеи. Во время выступления мы исправляли и анализировали свои ошибки, самооценивали и взаимооценивали друг друга критически.

Одним из интересных и важных моментов, как я считаю, было, проведение тренером у нас в группе, педагогической ярмарки. Надо было сделать постер по серии последовательных уроков и предложить его купить. Покупатель должен объяснить, за что он покупает, то есть перечислить достоинства. В ходе этой ярмарки каждый из нас поделился своими методами и приёмами, использованными во время практики в школе.

Итогом третьего этапа было создание портфолио, демонстрирующее проведение оценивания учебных занятий и совместных презентаций заданий этапа «Практика в школе». Портфолио включало в себя пять отчётов и четыре презентации, которые подлежали оцениванию. Проверка отчётов осуществлялась письменно, а презентации мы защищали устно, причем оценивали: члены группы, свой тренер, независимый тренер и оценщик. Каждый из них мог поставить от одного до трёх баллов, которые в итоге суммировались и выводился средний арифметический балл.

После прохождения и по результатам третьего этапа курсов обучения, нам выдали удостоверения о том, что мы закончили курсы повышения квалификации педагогических кадров Республики Казахстан в объёме 416 академических часов. Завершающим этапом всего обучения являлась сдача квалификационного теста, по итогам которого учителя получат   сертификаты и, соответственно, увеличение заработной платы в размере 30 %. Но ,конечно, не это главное. Главное то, что учителя станут «пионерами» в сложном процессе реформирования системы повышения квалификации и системы образования в целом.

Ожидаемые перспективы данного проекта предполагают к 2016 году охват обучением на данных курсах 21 500 педагогов по всей стране, и, что особенно актуально, создание единого педагогического сообщества. Ведь только вместе, в единстве, можно провести глобальные изменения в любой сфере социума. Образование, как и воспитание, несомненно, на первом месте. Поэтому мы вместе стоим у истоков….

 

Использованная литература

Alexander, R. (2004, Преподавание диалогической речи: переосмысление бесед в классе).

Mercer, N, and Littleton, К. (2007, Диалог и развитие       мышления.Социокультурный подход).

Руководство для учителя (ЦПМ АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы»,2012).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *