Маңғыстау обылысы
Жанаөзен қаласы
МКҚК №2 «Жанар» балабақшасының директоры
Бесмагамбетова Раушан Кадихановна
Родительский тренинг
Большую роль для оптимизации форм родительского воздействия в процессе воспитания и развития детей играет групповая работа. С матерями детей с нарушением интеллекта можно проводить тренинг родительской компетентности. Всего разработано 10 занятий — 1 занятие в неделю, которое длилось полтора — два часа, состав групп — по 12 человек в каждой. Тренинг состоит из трех этапов.
I этап — установочный, его цели:
— создание группы;
— установление отношений доверия;
— снятие у матерей эмоционального напряжения.
II этап— коррекционный, на котором решались следующие задачи:
— обучение матерей способам коммуникации с ребенком через ролевые
игры, показ образцов эффективного общения с ребенком;
— овладение матерями: техникой бихевиоралъной модификации поведе-
ния ребенка;
— повышение чувствительности матерей к проблемам ребенка и эмо-
циональному состоянию детей;
— информирование матерей о психологических особенностях умствен-
но отсталых детей.
III этап — завершающий, который был направлен на:
— закрепление полученных навыков;
— создание положительного эмоционального настроя и желания ис-
пользовать полученные знания и умения за пределами коррекцион-
ной группы.
Программа психологической помощи матерям, имеющим детей с нарушением интеллекта
Цели программы:
— изменение отношения матери к ребенку в сторону большего эмоцио-
нального принятия;
— оказание помощи матерям в выработке эффективного стиля общения
с ребенком;
— Обучение матерей приемам бихевиоральной модификации поведения ребенка;
— оказание эмоциональной поддержки матерям, снятие у чих напряже-
ния и тревоги,
— привлечение родителей в процесс развития, обучения и воспитания
детей.
Занятие 1
Цели:
— создание благоприятной эмоциональной атмосферы принятия и дове-
рительности в общении;
— знакомство матерей друг с другом;
— предложение программы занятий;
— установление правил групповой работы.
1. Ритуал создания группы
Принятие правил работы в группе
Правило именной карточки — каждый участник группы должен носить на груди именную карточку все время работы на тренинге. На карточке участник пишет то имя, которым будут называть его все остальные члены группы. Карточки позволяют членам группы и ведущему решить проблему запоминания друг друга. С другой стороны, поскольку участники группы обязуются называть каждого именно так, как он сам этого хочет, это правило «работает» на ощущение психологического комфорта членов группы.
Правило присутствия на тренинге — каждый участник группы должен присутствовать на тренинге все время работы. Это означает, что не допускаются опоздания и пропуски занятий.
Разговоры на тренинге — во время работы на тренинге одномоментно имеет право говорить только один участник. Это позволяет людям слушать и слышать других. С другой стороны, каждый участник имеет право говорить все, что он хочет, но только «в круг».
Запрет на обсуждение процедуры тренинга до окончания работы — не разрешается обсуждать технологию тренинга с людьми, не участвующими в работе группы, а участникам не разрешается обсуждать процедуру между собой до окончания работы в группе.
Выполнение всех требований ведут дето — участники группы должны выполнять все упражнения, предусмотренные программой, и выполнять домашние задания к каждому занятию. После упражнения каждый человек может выразить свое отношение к нему.
Правило конфиденциальности участники группы должны понимать, что нельзя выносить зa пределы группы любую информацию личного характера, которую они узнают о ком-то из участников в ходе работы.
Затем участники группы расходятся для того, чтобы заполнить и прикрепить свои именные карточки. После принятия правил и «рождения группы» ведущий знакомит участников с программой занятий и структурой занятий по каждой теме.
2. Упражнения на групповое сплочение
Упражнение «Введение имени»
Рассказ участников о своем имени.
Упражнение «Знакомство руками»
Дать участникам группы пережить новый способ знакомства.
Участники работают по двое — садятся таким образом, чтобы можно было взять друг друга за руки. Их задача с закрытыми глазами, обязательно молча, встретиться друг с другом руками: «познакомиться», «поссориться», затем «помириться» и «попрощаться». После такого общения все садятся в круг и обсуждают полученный опыт.
Упражнение «Поддержка»
Повышение уровня доверия членов группы друг к другу.
Участники работают в парах — рассказывают о своей проблеме или затруднении. Каждый должен побывать в роли оказывающего поддержку и принимающего его.
Участники под руководством ведущего обсуждают вопросы:
— Как появилась проблема?
— Как можно было бы решить проблему?
— Что было бы со мной, если бы мне удалось избавиться от нее?
3. Обсуждение итогов работы
Члены клуба, под руководством ведущего высказывают свои впечатления о работе в группе.
4. Домашнее задание Подумать над названием родительского клуба.
Занятие 2Цели:
— повышение групповой сплоченности;
— снятие барьера на проявление чувств и эмоций;
— определение позиции матерей к ребенку и особенностям его разви-
тия.
1. Упражнения на групповое сплочение Упражнение «Приветствие»
Помочь участникам группы почувствовать состояние другого человека.
Каждый по очереди произносит свое имя, но с разной интонацией, задача – «не повториться».
Упражнение «Визитная карточка семьи»
Выявление отношения матерей к своему ребенку. Участники группы располагаются полукругом. Ведущий предлагает им рассказать о своей семье все, что им хочется, что они считают важным и нужным. Первым предлагается начать высказывания по желанию, а затем — по цепочке. Психолог ведет запись, выделяет проблемы, которые волнуют матерей.
2. Обсуждение домашнего задания
Все участники предлагают свои варианты названия родительского клуба. В процессе обсуждения приходят к единому мнению.
3. Упражнение на расслабление Упражнение «Две минуты отдыха»
Упражнение на быстрый отдых.
Ведущий предлагает сесть удобно, расслабить мышцы, закрыть глаза и стараться ни о чем не думать. Выходит гpyппа из упражнения по команде тренера: «Открывайте глаза… Потянитесь, выпрямитесь, посмотрите друг на друга. Мы продолжаем тренинг».
4. Сообщение психолога об особенностях развития детей с интеллектуальной недостаточностью
5. Обсуждение итогов работы
Участники группы отвечают на вопросы ведущего: «Что Вы получили в ходе сегодняшнего занятия? Помогла ли работа в группе Вам понять что-то?»
6. Домашнее задание
Понаблюдать, как ребенок выполняет домашнее задание.
Занятие 3Цели:
— выработка позитивных установок у матерей по отношение к себе и
детям;
— определение проблем, волнующих родителей.
1. Упражнения на групповое сплочение
Упражнение — приветствие: «Здравствуй, (имя), ты представляешь…»
Продолжение знакомства друг с другом, повышение групповой сплоченности.
Упражнение «Паровозик»
Обратить внимание участников группы на свои ощущения и чувства
и тем самым снять напряжение («разогреть» группу для работы).
Все участники, закрыв глаза, становятся друг за другом в цепочку. Один человек с открытыми глазами водит всех остальных по помещению. Упраж-нение выполняется молча. Затем участники обсуждают свои переживания и мысли, возникающие в ходе выполнения упражнения.
2. Упражнение на коррекцию внутреннего состояния участников тренинга
Упражнение «Сильные стороны»
Помочь участникам группы понять, что любую ситуацию можно про
анализировать без осуждения, находя в ней сильные стороны.
Участники делятся на пары. Первые член пары рассказывает партнеру о своем затруднении или проблеме. Второй, выслушав, должен проанализировать описанную ситуацию таким образом, чтобы найти сильные стороны в поведении партнерам подробно рассказать о них. Потом партнеры меняются ролями.
3. Ролевая игра на овладение навыками конструктивного
взаимодействия матери с ребенком «Игра в помощь»
Формирует умения ставить себя на место другого человека, пред-
ставлять себя находящимся в его положении. Участники обучаются
различать целесообразную и нецелесообразную помощь.
Разыгрываются различные варианты ситуации «Подготовка домашнего задания». Один из участников группы берет на себя роль «ребенка», а ведущий — роль «матери».
I вариант. Во время выполнения «ребенком» домашнего задания «мать» своими указаниями, замечаниями, посторонними разговорами мешает «ребенку» в подготовке уроков.
II вариант. «Мать» в основном все делает сама: раскрывает книгу, поправляет стул, дает излишние советы, а «ребенок» пассивно ее слушает и переписывает готовое решение.
Ш вариант. «Ребенок» пытается сам приготовить уроки, а «мать» указывает на конкретные ошибки, при необходимости оказывает умелую помощь.
После игры участники группы отвечают на вопросы:
— Какая помощь была целесообразной?
— Какая помощь была нецелесообразной и почему?
— К чему приводит неумелая помощь?
— Понравилась ли ролевая игра? Какие эмоции она вызвала?
4. Домашнее задание
Понаблюдать, как общается ваш ребенок со сверстниками и взрослыми людьми.
Занятие 4Цели:
— знакомство с базовыми навыками общения;
— оказание помощи матерям в выработке аффективного стиля общения
с ребенком.
1. Упражнение на групповое сплочение Упражнение «Общение без слов».
Участники группы получают новый опыт общения, обращая внимание на чувства, возникающие в результате прикосновений физического контакта с партнером.
Упражнение выполняется молча, в парах. Участники получают инструкции: поборитесь руками, помиритесь руками, выразите поддержку с помощью рук, попрощайтесь и т.п. После упражнения участники обмениваются мнениями, рассказывают о своих чувствах.2. Сообщение психолога о различных способах общения, об использовании вербальных и невербальных элементов коммуникации с умственно отсталым ребенком
3. Упражнения на выработку навыков различных способов общения Упражнение «Невербальное общение»
Актуализация навыков вербального и невербального общения. Ведущий «произносит» невербально общеизвестные фразы:
— Сколько времени? — прикосновение указательного пальца к запястью левой руки;
— Курить есть? — приближение сложенных двух пальцев правой руки к вытянутому в трубочку рту с одновременным придыханием;
— Выйди вон! — указательный жест и резкое отбрасывающее движение правой кистью руки;
— Прекратить! — перекрещенные руки.
Тренер просит группу сначала вербализовыватъ его фразы, а затем отвечать невербально. Потом доброволец показывает невербальное высказывание, а участники отгадывают, что он сказал.
Упражнение «Аплодисменты по кругу»
Способствует эмоциональной разрядке.
Участники становятся в общий круг. Один из участников подходит к другому, смотрит ему в глаза и дарит свои аплодисменты, громко хлопая в ладоши. Затем они оба выбирают следующего партнера, который также получает свою порцию аплодисментов. Потом вся тройка подходит к следующему претенденту на овации и т,д. Таким образом, овации становятся все громче и громче.
4. Обсуждение итогов работы
Участники тренинга высказывают свои впечатления о работе в группе.
5. Домашнее задание
Понаблюдать за использованием различных элементов вербальной и невербальной коммуникации в разных ситуациях.
Занятие 5
Цели:
— Знакомство с понятием активного слушания;
— выделение признаков хорошего и плохого умения слушать своего ребенка.
1. Обсуждение домашнего задания
Участники группы сообщают о результатах наблюдений за использованием различных элементов общения в разных ситуациях.
2. Сообщение психолога об умениях слушать собеседника,
начинать, поддерживать и прекращать разговор
3. Упражнения на закрепление навыков различных способов общения Упражнение «Тренировка внимательного слушания»
Убеждает членов группы, как важно уметь внимательно слушать собеседника.
Группа делится на пары: один — «консультант», второй — «клиент». «Клиент» рассказывает «консультанту» что он считает своими достижениями в жизни, своими неудачами и на кого он может положиться. «Консультанты» могут задавать дополнительные, наводящие вопросы, но главное — внимательно слушать. После завершения упражнения «консультанты» представляют группе своих «клиентов», повторив как можно более точно их достижения, неудачи и рассказывают, на кого они могут положиться в жизни.
Упражнение «Комплименты»
Задание дает участникам группы возможность пережить новый способ принятия знаков внимания от других.
Все участники группы образуют два круга (внутренний и внешний), стоя лицом друг к другу. Первый член пары оказывает искренний знак внимания партнеру, стоящему напротив, то есть говорит ему что-либо приятное. Затем партнеры меняются ролями. Знаками внимания могут быть отмечены поступки, навыки, внешность и др.
4. Обсуждение итогов работы
Участники отвечают на вопросы:
— Какие чувства испытывали, когда оказывали другому знаки внимания?
— Что чувствовали, когда знаки внимания оказывали вам?
— Какое средство общения позволило вам пережить позитивные
чувства?
— Умеете ли вы поддерживать и вовремя прекращать разговор?
5. Домашнее задание
Подумайте над вопросом: каковы признаки уверенного и неуверенного поведения?
Занятие 6
Цели:
— знакомство с понятиями «уверенность в себе», «неуверенность», «агрессивность»;
— продолжить обучение различным способам общения с ребенком.
1. Упражнение на групповое сплочение
Упражнение «Доверяющее падение»
Повысить уровень доверия членов группы друг к другу. Все участники группы становятся в круг. Один из участников становится в центр круга и, закрыв глаза, падает на руки партнеров, а те подхватывают его и передают от одного к другому. Упражнение выполняется молча. В центре круга должны побывать все участники тренинга. После этого члены группы обмениваются переживаниями.
2. Сообщение психолога о различных типах поведения человека
3. Упражнения на выработку адекватной социальной позиции
Упражнение «Уверенный в себе»
Формирование чувства уверенности в себе.
Участникам группы предлагается продолжить фразы: «Я уверен в себе, если…», «Я не уверен в себе, если…» В высказываниях подчеркиваются внутренние признаки уверенности (спокойствие, наличие успешного опыта поведения при сходных обстоятельствах, поддержка окружающих, убежденность в своей правоте). При демонстрации изображений уверенных людей обращается внимание на внешние признаки уверенности (раскованная поза, спокойные жесты), напоминается о темпе речи и интонациях.
При обсуждении упражнения делается вывод, что чувство уверенности появляется, если человек владеет ситуацией.
Упражнение «Гости»
Снижение уровня тревожности и агрессивности.
Каждому из гостей вручается билетик, в котором указано, как себя вести в этой игре. Содержание билетика хранится в тайнике до конца игры, и лишь потом во время обсуждения можно признаться, что кому было предложено делать. Среди всех ролей есть неуверенный в себе человек, агрессивно настроенный, уверенный в себе человек.
В конце упражнения группа отгадывает, какие типы поведения были продемонстрированы.
4. Подведение итогов работы
Обсуждаются вопросы:
— Насколько вы уверены в себе?
— Приходилось ли вам испытывать неуверенность в себе при общении с ребенком? В каких ситуациях?
— В каких случаях вы испытываете уверенность в себе?
5. Обсуждение домашнего задания
Участники группы выделяют признаки уверенного и неуверенного поведения.
6. Домашнее задание
Составить список беспокоящих вас форм поведения ребенка.
Занятие 7
Цели:
— обучение матерей приемам бихевиоральной модификации поведения ребенка.
1. Обсуждение домашнего задания
Проводится анализ представленных участниками тренинга списков беспокоящих их форм поведения ребенка. Выделяются простые и понятные поведенческие «мишени». Члены группы критически осмысливают и отказываются от части претензий, обусловленных их излишней тревожностью. Затем составляется «лестница проблем», на нижней ступеньке которой располагается самая простая, конкретная и наиболее реально достижимая поведенческая «мишень», а на каждой последующей — по одной мишени, которые отличаются друг от друга постепенно возрастающей степенью трудности.
2. Ролевая игра «Перевоплощение»
Выработка умения использовать стимулы, подавляющие нежелательное поведение ребенка и формирующие желательное. Работа ведется в парах. Одному участнику группы предлагается представить себя на месте ребенка, другому выступить в роли матери. Участники должны придумать различные ситуации и пообщаться. Затем они меняются ролями.
3. Подведение итогов работы
Участники тренинга отвечают на вопросы:
— Что они чувствовали, когда были в роли ребенка и в роли матери?
— Каковы были их реакции на плохое поведение ребенка?
— Какие подкрепления и наказания они использовали в качестве положительных и отрицательных стимулов?
В результате обсуждения составляется каталог подкреплений и наказаний.
4. Домашнее задание
Подумать над вопросом: что бы вы хотели изменить в ваших отношениях с близкими людьми.
Занятие 8Цели:
— знакомство матерей с особенностями эмоционально-волевой сферы детей с интеллектуальной недостаточностью;
— повышение чувствительности матерей к эмоциональному состоянию детей.
1. Упражнение на умение сопереживать
Упражнение «Эмпатия»
Помочь участникам группы эмпатически почувствовать эмоциональное состояние другого человека.
Все члены группы в кругу слушают одного из участников, который говорит эмоционально окрашенную фразу. Каждый по очереди называет то чувство, которое, по его мнению, испытывает говорящий. Группа обсуждает результаты.
2. Сообщение психолога об особенностях эмоционально-волевой сферы ребенка с умственной отсталостью
2. Ролевая игра «Внутренний голос»
Помочь участникам группы оценить свои способности к эмпатии, получить обратную связь о том, как их воспринимают другие.
Упражнение выполняется в кругу. Каждый участник группы имеет возможность выслушать свой «внутренний голос», поговорить с ним. Один из участников группы (назовем его «А») выбирает себе того, кто будет выполнять роль его внутреннего голоса. Тот встает за спиной участника «А» и говорит от первого лица: «Я, (имя участника «А»), сейчас чувствую…, потому, что…». Затем ведущий задает вопросы участнику «А»: «Согласны ли Вы с Вашим внутренним голосом? Все ли он сказал из того, что Вы хотели бы услышать? Может быть, Вы хотели послушать другой «внутренний голос?»». Члены группы имеют возможность обсудить результаты. Затем следующий участник группы выбирает себе «внутренний голос» — и так упражнение выполняется до тех пор, пока все участники не побывают в обеих ролях.
3. Обсуждение домашнего задания
Овладение навыками конструктивного поведения при общении с близкими людьми.
4. Чаепитие
Сплочение группы, установление обратной связи.
Занятие 9
Цели:
— закрепление полученных навыков в процессе тренинга;
— сохранение атмосферы взаимного принятия в группе;
— формирование навыков конструктивного поведения при общении с ребенком.
1. Упражнение на групповое сплочение
Упражнение «Солнце и планеты»
Упражнение дает возможность конкретным участникам тренинга
ощутить себя частью группы, почувствовать связь с другими участ-
никами.
Все члены группы встают. В центр круга становится тот, кто хочет узнать отношение к себе членов группы (он становится Солнцем). Участник закрывает глаза, а все остальные (как планеты вокруг Солнца) выстраиваются на таком расстоянии от него, которое соответствует «близости» их отношения к стоящему в центре: чем ближе они становятся к нему, тем большую близость с ним они чувствуют.
2. Просмотр видеоматериалов
Члены группы просматривают видеоматериалы, показывающие поведение детей на уроках, переменах и в школьной столовой.
3. Обсуждение просмотренных видеозаписей.
Участники тренинга отвечают на вопросы:
— Какое поведение ребенка можно считать желательным?
— Какое поведение было нарушенным?
— Какие способы реагирования взрослого на поведение ребенка были верными, какие — нет?
4. Домашнее задание
Подумать над вопросами: изменились ли ваши взаимоотношения с ребенком?, оправдались ли ваши ожидания от проводимых занятий?
Занятие 10
Цели:
— отрефлексировать, какие изменения произошли в процессе тренинга;
— создать положительный эмоциональный настрой и желание исполь-
зовать полученные знания и умения за пределами коррекционной группы.
1. Упражнения на обратную связь
Упражнение «Чемодан»
Помочь каждому члену группы оценить свои позитивные и негативные качества.
Один из участников выходит из комнаты, другие начинают собирать ему в дорогу «чемодан», складывая положительные качества, которые группа особенно ценят в этом человеке. Но отъезжающему обязательно напоминают, что будет мешать ему в дороге: те отрицательные качества, которые ему надо побороть. Затем ему зачитывается и передается весь список. У него есть право задавать любой вопрос по прочитанному. Затем выходит следующий участник и процедура повторяется до тех пор, пока все члены группы не получат по «чемодану».
2. Чаепитие «Последнее слово»
Все участники говорят о том, что они получили на занятиях в группе.
Параллельно с тренингом ведутся персональные беседы психолога с матерями, на которых продолжается знакомство с выявленными в ходе диагностики потенциальными возможностями конкретного ребенка и с динамикой его развития.
[bws_related_posts]