Басы » Cыныптан тыс » Просвещение родителей

Просвещение родителей

ата анаМаңғыстау обылысы 
Жанаөзен қаласы
МКҚК №2 «Жанар» балабақшасының директоры
Бесмагамбетова Раушан Кадихановна.
Просвещение родителей
Основными формами деятельности являются родительские конференции, «круглые столы», лекции.
Цели:
—        повышение знаний родителей об интеллектуальном дефекте, форми­рование у них практических навыков по преодолению и предупреж­дению у детей вторичных отклонений в развитии познавательной сферы, поведении и личности;
—        привлечение родителей к активному участию в развитии, воспитании и обучении ребенка.
Темы лекций и конференций могут охватывать широкий круг проблем: «Взаимодействие школы и семьи — важнейшее условие психосоциального развитая личности ребенка», «Основа семейного воспитания — здоровый об­раз жизни», «Как воспитывать культуру поведения аномального ребенка», «Психофизические возможности детей и посильная трудовая деятельность» и другие.
На первой лекции можно предложить список тем с просьбой отметить те из них, которые наиболее интересны, а также дополнить вопросами, которые не представлены, но важны для них. Например, курс лекций, посвященный медицинским аспектам развития ребенка, может вызвать такие дополнительные вопросы:
—        Что может оказаться причиной болезни ребенка?
—        Когда происходит нарушение в развитии ребенка?
—        Передается ли такое заболевание по наследству?
—        Можно ли узнатъ, что ребенок болен, пока еще не родился?
—        Почему врачи так поздно ставят диагноз?
—        Почему врачи ничего не объясняют родителям, не советуют к кому можно обратиться за помощью?
—        Можно ли вылечить такое заболевание лекарствами? Если нельзя, то почему?
—        Бывают ли случаи, когда врач снимает диагноз?
—        Часто ли врачи ошибаются, когда ставят диагноз об умственной от­сталости?
—        Какую литературу можно почитать о таких детях?
Обычно на приеме в поликлинике родители не задают по­добных вопросов, а чаще обращаются с просьбами выписать такие лекарства, чтобы ребенок стал спокойнее, чтобы лучше запоминал, чтобы руки лучше работали и т.д.
Свободный обмен мнениями во время лекций, конференций способствует повышению эффективности просветительской работы, взаимодействию специалистов и матерей.

Тема

Ответственные

Сроки

Родительские конференции

1.

Взаимодействие школы и семьи -важнейшее условие психосоци­ального развития личности ре­бенка

Методический совет, психологическая служба

2.

Основа семейного воспитания -здоровый образ жизни

Методический совет,   врачи

3.

Книга в семье и духовное разви­тие ребенка

Методический совет

Лекции

1.

Развитие психических процессов у детей с умственной отстало­стью

Психолог

2.

Как воспитывать культуру пове­дения ребенка с нарушением ин­теллекта

Зам. директора по воспитательной работе, психолог

 

3.

Особенности поведения ребенка с интеллектуальной недостаточ­ностью

Врач-психиатр

4.

Совместная работа школы и се­мьи по профориентации учащих­ся

Социальной педагог, психолог

 

5.

Особенности: эмоционально-волевой сферы детей с интеллек­туальным дефектом

Врач-психиатр

6.

Психофизические возможности детей и посильная трудовая дея­тельность

Руководитель МО учителей трудового обучения

Взаимодействие специалистов и матерей

Совместное обучение матерей и детей проводится разными специали­стами в тесной взаимосвязи, на основе профессионального взаимодополнения.

Цель занятий: развитие потенциальных возможностей ребенка с умст­венным дефектом.

Задачи:

—   обучение матери психолого-педагогическим приемам, повышающим эффективность взаимодействия с ребенком;

— обучение матерей специальным коррекционным и методическим приемам, необходимым для проведения занятий с ребенком в домаш­них условиях;

— обучение матери специальным воспитательным приемам, необходи­мым для коррекции личности аномального ребенка;

— формирование средств речевого общения и умений практического их использования.

Логопед на совместных занятиях показывает речевые упражнения, обу­чая матерей проведению их в домашних условиях.

Социальный педагог знакомит родителей с деятельностью организаций, занимающихся вопросами защиты материнства и детства, опекунством и попечительством с законодательством по защите прав ребенка, с организацией учебно-воспитательного процесса в профессиональных училищах проводил экскурсии на предприятия и профессиональные училища; обучает родителей и детей составлять деловые бумаги (адрес, заявление, автобиография и др.).

На практических занятиях, проводимых учителями — предметниками, матери в процессе совместной деятельности осваивают специальные коррекционные приемы и навыки, направленные как на освоение определенной те­мы, так и на общее развитие ребенка.

Параллельно с совместными групповыми занятиями проводятся инди­видуальные практикумы, на которых закрепляются навыки и умения совме­стной деятельности родителей и детей. Темы занятий определяются запроса­ми матерей и наблюдениями специалистов за динамикой развития конкрет­ного ребенка.

 Вовлечение родителей в жизнь школы

 Педагогическому коллективу необходимо привлекать матерей к активному участию в различных сферах школьной жизни. Они могут стать помощниками в проведении утренников, праздников, часов общения, спортивных соревнова­ний. Нередко школьные праздники заканчиваются совместным чаепитием. Традиционным стало участие родителей в ярмарке «Осень – припасиха», в выставке «Изделия нашей семьи», в спортивном празднике «Папа, мама, я – спортивная семья», в смотрах художественной самодеятельности. Мамы и папы оказывают помощь в оформлении и пополнении экспонатами школьного литературно-исторического музея, в котором экскурсии проводят старше­классники для учащихся и родителей. Участвуя в общих делах, родители больше общаются со своими детьми и лучше понимают и принимают его, что в конечном итоге способствует социальной адаптации детей с нарушени­ем интеллекта.

Работа специалистов по обучающей программе позволяет посте­пенно нейтрализовать неконструктивные виды поведения родителей, осво­бождать матерей от деформирующей их психику формы миропонимания, возникшей вследствие стресса. Переориентировка матерей на позицию со­трудничества с ребенком и его эмоционального принятия способствует преодолению их изолированности и отчужденности.

 

 

 

Школьные праздники и экскурсии
1. «Папа, мама, я — спортивная семья»

Учителя физкультуры

ежегодно
2. «Осень — припасиха» (Организу­ется выставка — распродажа да­ров осени)

МО классных руководителей

ежегодно
3. «Праздник наших мам», посвя­щенный 8 Марта

МО классных руководителей

ежегодно
4. «Папа, мама, я — читающая се­мья»

МО учителей гума­нитарного цикла

 
5. «Ремесло не коромысло, плеч не оттянет, а само прокормит» (Вы­ставка «Делаем своими руками»)  

Методический совет, методическое объединение учителей трудового обучения

 
6. «Каков мастер — таково и дело»(Выставка «Изделия нашей се­мьи»)  
7. «Не боги горшки обжигают» (Выставка «Глаза страшатся, а руки делают»)  
8. Экскурсии для родителей по школьному литературно-историческому музею

Руководитель музея, старшеклассники

ежегодно

 

Анкета для родителей

Дорогие родители! С целью просветительской работы родителей нашего центра мы хотели бы организовать конференции, «круглые столы», лекции. Для этого, нам необходимо узнать с какими специалистами вы хотели бы встретится, чтобы получить консультации по реабилитации вашего ребенка. Поэтому просим вас ответить на вопросы анкеты:

 

Вопросы

Ответы

1. Ваше фамилия, имя, отчество  

 

2. Сколько лет вашему ребенку?

 

 
3. Каков диагноз вашего ребенка?  

 

4. С какого времени вы начали лечить своего ребенка?  

 

5. Какой промежуток времени вы посещаете центр?  

 

6. Знакомитесь ли вы со специальной литературой по сопровождению вашего ребенка?  

 

7. Кто большее время занимается воспитанием вашего ребенка?  

 

8. Каков круг интересов вашего ребенка?  
9. С какими специалистами вы хотели бы, встретится для получения квалифицированной консультации по реабилитации вашего ребенка? Тех специалистов с которыми вы хотели бы встретиться в первую очередь напишите первыми и т.д. (логопед, психолог, психиатр, социальный педагог, юрист, невропатолог, дефектолог и т.д.)  
 
 
 
 
 
10. Какие вопросы развития вашего ребенка вас интересуют?  
 
 
11. Как часто вы хотели бы посещать конференции, лекции, круглые столы.  
12. На каком языке вы хотели бы прослушать лекции и т.д. (казахский, русский)  
[bws_related_posts]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *