
Жанаөзен қаласы
МКҚК №2 «Жанар» балабақшасының директоры
Бесмагамбетова Раушан Кадихановна.
Просвещение родителей
Основными формами деятельности являются родительские конференции, «круглые столы», лекции.
Цели:
— повышение знаний родителей об интеллектуальном дефекте, формирование у них практических навыков по преодолению и предупреждению у детей вторичных отклонений в развитии познавательной сферы, поведении и личности;
— привлечение родителей к активному участию в развитии, воспитании и обучении ребенка.
Темы лекций и конференций могут охватывать широкий круг проблем: «Взаимодействие школы и семьи — важнейшее условие психосоциального развитая личности ребенка», «Основа семейного воспитания — здоровый образ жизни», «Как воспитывать культуру поведения аномального ребенка», «Психофизические возможности детей и посильная трудовая деятельность» и другие.
На первой лекции можно предложить список тем с просьбой отметить те из них, которые наиболее интересны, а также дополнить вопросами, которые не представлены, но важны для них. Например, курс лекций, посвященный медицинским аспектам развития ребенка, может вызвать такие дополнительные вопросы:
— Что может оказаться причиной болезни ребенка?
— Когда происходит нарушение в развитии ребенка?
— Передается ли такое заболевание по наследству?
— Можно ли узнатъ, что ребенок болен, пока еще не родился?
— Почему врачи так поздно ставят диагноз?
— Почему врачи ничего не объясняют родителям, не советуют к кому можно обратиться за помощью?
— Можно ли вылечить такое заболевание лекарствами? Если нельзя, то почему?
— Бывают ли случаи, когда врач снимает диагноз?
— Часто ли врачи ошибаются, когда ставят диагноз об умственной отсталости?
— Какую литературу можно почитать о таких детях?
Обычно на приеме в поликлинике родители не задают подобных вопросов, а чаще обращаются с просьбами выписать такие лекарства, чтобы ребенок стал спокойнее, чтобы лучше запоминал, чтобы руки лучше работали и т.д.
Свободный обмен мнениями во время лекций, конференций способствует повышению эффективности просветительской работы, взаимодействию специалистов и матерей.
№ |
Тема |
Ответственные |
Сроки |
Родительские конференции |
|||
1. |
Взаимодействие школы и семьи -важнейшее условие психосоциального развития личности ребенка |
Методический совет, психологическая служба |
|
2. |
Основа семейного воспитания -здоровый образ жизни |
Методический совет, врачи |
|
3. |
Книга в семье и духовное развитие ребенка |
Методический совет |
|
Лекции |
|||
1. |
Развитие психических процессов у детей с умственной отсталостью |
Психолог |
|
2. |
Как воспитывать культуру поведения ребенка с нарушением интеллекта |
Зам. директора по воспитательной работе, психолог |
|
3. |
Особенности поведения ребенка с интеллектуальной недостаточностью |
Врач-психиатр |
|
4. |
Совместная работа школы и семьи по профориентации учащихся |
Социальной педагог, психолог
|
|
5. |
Особенности: эмоционально-волевой сферы детей с интеллектуальным дефектом |
Врач-психиатр |
|
6. |
Психофизические возможности детей и посильная трудовая деятельность |
Руководитель МО учителей трудового обучения |
Взаимодействие специалистов и матерей
Совместное обучение матерей и детей проводится разными специалистами в тесной взаимосвязи, на основе профессионального взаимодополнения.
Цель занятий: развитие потенциальных возможностей ребенка с умственным дефектом.
Задачи:
— обучение матери психолого-педагогическим приемам, повышающим эффективность взаимодействия с ребенком;
— обучение матерей специальным коррекционным и методическим приемам, необходимым для проведения занятий с ребенком в домашних условиях;
— обучение матери специальным воспитательным приемам, необходимым для коррекции личности аномального ребенка;
— формирование средств речевого общения и умений практического их использования.
Логопед на совместных занятиях показывает речевые упражнения, обучая матерей проведению их в домашних условиях.
Социальный педагог знакомит родителей с деятельностью организаций, занимающихся вопросами защиты материнства и детства, опекунством и попечительством с законодательством по защите прав ребенка, с организацией учебно-воспитательного процесса в профессиональных училищах проводил экскурсии на предприятия и профессиональные училища; обучает родителей и детей составлять деловые бумаги (адрес, заявление, автобиография и др.).
На практических занятиях, проводимых учителями — предметниками, матери в процессе совместной деятельности осваивают специальные коррекционные приемы и навыки, направленные как на освоение определенной темы, так и на общее развитие ребенка.
Параллельно с совместными групповыми занятиями проводятся индивидуальные практикумы, на которых закрепляются навыки и умения совместной деятельности родителей и детей. Темы занятий определяются запросами матерей и наблюдениями специалистов за динамикой развития конкретного ребенка.
Вовлечение родителей в жизнь школы
Педагогическому коллективу необходимо привлекать матерей к активному участию в различных сферах школьной жизни. Они могут стать помощниками в проведении утренников, праздников, часов общения, спортивных соревнований. Нередко школьные праздники заканчиваются совместным чаепитием. Традиционным стало участие родителей в ярмарке «Осень – припасиха», в выставке «Изделия нашей семьи», в спортивном празднике «Папа, мама, я – спортивная семья», в смотрах художественной самодеятельности. Мамы и папы оказывают помощь в оформлении и пополнении экспонатами школьного литературно-исторического музея, в котором экскурсии проводят старшеклассники для учащихся и родителей. Участвуя в общих делах, родители больше общаются со своими детьми и лучше понимают и принимают его, что в конечном итоге способствует социальной адаптации детей с нарушением интеллекта.
Работа специалистов по обучающей программе позволяет постепенно нейтрализовать неконструктивные виды поведения родителей, освобождать матерей от деформирующей их психику формы миропонимания, возникшей вследствие стресса. Переориентировка матерей на позицию сотрудничества с ребенком и его эмоционального принятия способствует преодолению их изолированности и отчужденности.
Школьные праздники и экскурсии | |||
1. | «Папа, мама, я — спортивная семья» |
Учителя физкультуры |
ежегодно |
2. | «Осень — припасиха» (Организуется выставка — распродажа даров осени) |
МО классных руководителей |
ежегодно |
3. | «Праздник наших мам», посвященный 8 Марта |
МО классных руководителей |
ежегодно |
4. | «Папа, мама, я — читающая семья» |
МО учителей гуманитарного цикла |
|
5. | «Ремесло не коромысло, плеч не оттянет, а само прокормит» (Выставка «Делаем своими руками») |
Методический совет, методическое объединение учителей трудового обучения
|
|
6. | «Каков мастер — таково и дело»(Выставка «Изделия нашей семьи») | ||
7. | «Не боги горшки обжигают» (Выставка «Глаза страшатся, а руки делают») | ||
8. | Экскурсии для родителей по школьному литературно-историческому музею |
Руководитель музея, старшеклассники |
ежегодно |
Анкета для родителей
Дорогие родители! С целью просветительской работы родителей нашего центра мы хотели бы организовать конференции, «круглые столы», лекции. Для этого, нам необходимо узнать с какими специалистами вы хотели бы встретится, чтобы получить консультации по реабилитации вашего ребенка. Поэтому просим вас ответить на вопросы анкеты:
№ |
Вопросы |
Ответы |
1. | Ваше фамилия, имя, отчество |
|
2. | Сколько лет вашему ребенку?
|
|
3. | Каков диагноз вашего ребенка? |
|
4. | С какого времени вы начали лечить своего ребенка? |
|
5. | Какой промежуток времени вы посещаете центр? |
|
6. | Знакомитесь ли вы со специальной литературой по сопровождению вашего ребенка? |
|
7. | Кто большее время занимается воспитанием вашего ребенка? |
|
8. | Каков круг интересов вашего ребенка? | |
9. | С какими специалистами вы хотели бы, встретится для получения квалифицированной консультации по реабилитации вашего ребенка? Тех специалистов с которыми вы хотели бы встретиться в первую очередь напишите первыми и т.д. (логопед, психолог, психиатр, социальный педагог, юрист, невропатолог, дефектолог и т.д.) | |
10. | Какие вопросы развития вашего ребенка вас интересуют? | |
11. | Как часто вы хотели бы посещать конференции, лекции, круглые столы. | |
12. | На каком языке вы хотели бы прослушать лекции и т.д. (казахский, русский) |