СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОУ
Ябс Татьяна Васильевна
Методист отдела образования Актогайского района
«Думать легко, действовать трудно, а превратить мысль в
действие — самая трудная вещь на свете» (И.Гете)
В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.
Педагогическая технология — это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно — методический инструментарий педагогического процесса . (Б.Т.Лихачёв)
Цель внедрения инновационных педагогических технологий
- Повышение качества дошкольного образования и профессионального мастерства педагогов.
- Формирование активности ребенка в познании окружающей действительности, раскрытию индивидуальности в процессе взаимодействия педагога с воспитанником
Инновационный процесс – это создание, освоение и применение новшеств, обеспечивающих успешность перевода системы в новое качественное состояние.
Под инновациями в обучении предлагается понимать новые методики преподавания, новые способы организации занятий, новшества в
организации содержания образования (интеграционные программы), методы оценивания образовательного результата.
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель — содействовать становлению ребенка как личности.
Проблемы введения инноваций:
— недостаток ресурсного обеспечения (дидактического, материального, технического, информационного);
— негативное отношение педагогов к инновациям, связанное с устойчивостью стереотипов образовательной деятельности в ДОУ;
— неумение работать коллективно в условиях инноваций;
— недостаток знаний в организации и внедрении инновационных процессов;
— отсутствие системы стимулирования инновационного педагогического мастерства.
— отсутствие конкретных методик отслеживания результативности инновационного процесса.
Современные образовательные технологии
- здоровьесберегающие технологии;
- технологии проектной деятельности;
- технология исследовательской деятельности;
- информационно-коммуникационные технологии;
- личностно-ориентированные технологии;
- технология портфолио дошкольника и воспитателя;
- игровая технология;
- технология «ТРИЗ» и др.
Технология исследовательской деятельности
Цель исследовательской деятельности в детском саду — сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.
Надо отметить, что применение проектных технологий не может существовать без использования ТРИЗ-технологии (технологии решения изобретательских задач). Поэтому при организации работы над творческим проектом воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты.
Здоровьесберегающие технологии
Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.
Технологии проектной деятельности
Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.
Педагоги, активно использующие проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, единодушно отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.
Личностно — ориентированная технология
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов.
Личностно-ориентированная технология реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям содержания новых образовательных программ.
Игровая технология
Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:
- игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
- группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
- группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
- группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.
Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов — забота каждого воспитателя.
В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы.
Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач. Некоторые современные образовательные программы предлагают использовать народную игру как средство педагогической коррекции поведения детей
Технология «ТРИЗ» (теория решения изобретательских задач)
Целью использования данной технологии в детском саду является:
- развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность;
- с другой – поисковой активности, стремления к новизне;
- речи и творческого воображения.
Основная задача использования ТРИЗ- технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.
Основной критерий в работе с детьми – доходчивость и простота в подаче материала и в формулировке сложной, казалось бы, ситуации. Не стоит форсировать внедрение ТРИЗ без понимания детьми основных положений на простейших примерах. Сказки, игровые, бытовые ситуации – вот та среда, через которую ребенок научится применять тризовские решения, встающих перед ним проблем. По мере нахождения противоречий, он сам будет стремиться к идеальному результату, используя многочисленные ресурсы.
Можно применять в работе только элементы ТРИЗ (инструментарий), если педагог недостаточно освоил ТРИЗ-технологию.
Зачастую, педагог уже проводит тризовские занятия, даже не подозревая об этом. Ведь, именно, раскрепощенность мышления и способность идти до конца в решении поставленной задачи – суть творческой педагогики.
Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.
Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.
Человек не может по настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим. (Чарльз Диккенс)
Творите сами. Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов.
АННОТАЦИЯ
В данной статье рассмотрены проблемы толкования инновационной деятельности воспитателей в дошкольном образовательном учреждении. Проанализированы и выделены условия, виды инновационной деятельности коллектива ДОУ, а также показаны инновационно-характерологические черты личности воспитателя. Было выявлено, что нововведения приобретают большую теоретическую и практическую значимость для системы образования в целом. Были приведены проблемы введения инноваций, раскрыта сущность педагогической технологии и предложено описание тех технологий, которые вызывают наибольший интерес у педагогов ДОУ при организации взаимодействия с коллегами и родителями, раскрыты цели и задачи этих технологий ( технологии исследовательской , проектной деятельности, здоровьесберегающие, информационно- коммуникационные технологии, игровая, технология « ТРИЗ» и другие.
Аннотация
Бұл мақалада мектепке дейінгі білім беру мекемелердегі тәрбиешілердің инновациялық қызметіне түсінік беру мәселесі қарастырылған. Мектепке дейінгі білім беру мекемелеріндегі ұжымның инновациялық қызмет түрлері, жағдайы белгіленіп, сарапталған, сондай-ақ, тәрбиешінің инновациялық-характерологиялық тұлғасы көрсетілген. Білім беру жүйесі үшін жаңадан енгізудің үлкен теоретикалық және практикалық маңызының бар екендігі анықталды. Инновацияны енгізудің проблемалары келтірілді, педагогикалық технологияның мәні ашылды және ата-аналармен, әріптестерімен өзара қарым-қатынасты ұйымдастыруда мектепке дейінгі білім беру мекемелеріндегі педагогтардың анағұрлым қызығушылығын тудыратын технологиялардың сипаттамасы ұсынылды, осы технологиялардың (зерттеушілік технологиясы, жобалық қызмет, денсаулық сақтаушы, ақпараттық-коммуникациялық технология, ойын, «ТРИЗ» және басқа технологиялар) мақсаты мен міндеттері ашылды.
[bws_related_posts]