Суиншкалиева Галина Евгеньевна
учитель русского языка и литературы,
КГУ «Средняя общеобразовательная
школа имени Д.Нурпеисовой»
Жангалинского районного отдела
бразования.
Открытый урок по русской литературе.
(5 класс)
Тема урока: Смелость и находчивость Ивана-царевича в сказке « Иван-царевич и
Серый волк» (русская народная сказка)
Цели урока:
-развитие речи учащихся-казахов, пополнение их словарного запаса;
-формирование интереса учащихся к чтению;
-воспитание честности, смелости, порядочности, доброты;
Наглядность: выставка книг, иллюстрации к сказке, декорация и костюмы, доска,
учебник.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний учащихся.
Методические приемы: слово учителя, сообщение учащихся, беседа с элементами
Дискуссии, выразительное чтение по ролям, инсценирование
сказки.
Теория литературы: гипербола.
Ожидаемый результат: сделают вывод по поводу прочитанного, приведут
сравнительный анализ героев сказки
Новая лексика: владение-
добыча-
погоня-
рана-
Ход урока: I. Актуализация знаний.
1. Орг. момент.
2. Психологический настрой.
Небо ясное над нами (хлопают ладонями над головой)
Твердь земная под ногами (топают ногами)
Вместе за руки возьмемся (берутся за руки с соседом по парте)
И друг другу улыбнемся (улыбаются)
3. Целеполагание.
-что вы хотите узнать на уроке?
-чему хотите научиться сегодня?
Перед началом урока вывешиваю на доске Ленту знаний.
Коррекция знаний (учителем)
ФИО ученика | Дом.
задание |
Выразительное чтение | Анализ
текста |
Знание текста | Творческая работа | Итог.
оценка. |
Жоламанов Б. | — | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
4. Проверка дом. задания.
Сказки и их виды.(пересказ)
«Иван-царевич и Серый волк» (чит. выраз. 1-2 часть)
II. Формирование новых понятий и способов действий.
-Ребята! Мы уже второй год посвящаем русской народной сказке «Иван-царевич и Серый волк».Что такое сказки и какие виды сказок есть вы уже знаете. Какие ассоциации у вас возникают при слове – сказка?
1. Составление кластера.
Царство детство бытовая
Иван-царевич Сказка волшебная
О животных
2. Обьяснение новой темы.
А сегодня, ребята, мы продолжим знакомство со сказкой и прочитаем III-IVчасти.
Запишите число, тему урока «Смелость и находчивость Ивана-царевича в сказке «Иван-царевич и Серый волк»
А) Но в начале Нурайна прочитает нам отрывок из стихотворения Сурикова И. «Детство»
Б. Инсценирование сказки.
Автор — Канаткалиева Ж.
Волк — Хамидолла О.
Иван-царевич — Жоламанов Б.
3. Словарная работа.
Прежде чем начать чтение сказки, запишем новые слова, которые будут встречаться в тексте.
Владение-царство (иелік жер)
Добыча-олжа
Погоня — қуғын
рана-жара
Рассказ сказки учителем с помощью иллюстрации и попутным комментированием.
Вопросы:
1. Куда поскакали Серый волк с Иван-царевичем?
2. Почему Елена Прекрасная не досталась царю Кусману?
3.Что случилось с Иванм царевичем по пути домой?
4. Как помог Серый волк царевичу?
5. Как закончилась сказка?
Разминка.
III .Формирование умений и навыков.
- 1. Самообьяснение : (работа с таблицей)
Положительные герои | Отрицательные герои |
Серый волк,Иван-царевич,царь Берендей | Старший сын,средний сын. |
Вывод: в сказке положительных героев больше чем отрицательных, побеждает добро!
2. Творческие задание:
Составление синквейна:
Существительные-1 Иван-царевич
Прилагательные-2 смелый,находчивый
Глаголы-3 проследил,искал,нашел
Предложение из 4-х слов Иван-царевич привез Жар-птицу Герой.
Слово-ассациация. Герой.
3. Рефлексия. (вывод)
Итак, подведем итоги.
К какому виду сказок относится эта сказка?
Почемуона волшебная? (примеры из текста)
А еще, ребята, одна из характерных особенностей волшебной сказки преувели-чение-гипербола. Найдем в тексте гиперболы.
4.Дом.задание
Известный педагог В.А.Сухомлинкий писал «Если мне удалось добиться ,чтобы ребенок придумал сказку,связал в своем воображении несколько предметовокружающего мира, значит, можно с уверенностью сказать,что ребенок научился мыслить»
1. Сочинить мини-сказку(волшебную), в которой герою помогали бы предметы, окружающие детей сегодня.
2. Выразительное чтение III-IV частей сказки.
- [bws_related_posts]