Басы » Баяндамалар » Приемы дискуссии

Приемы дискуссии

Жаныгулова Анар Каиркеновна-
учитель русского языка и литературы
Жалтырская СОШ,
Майский район, Павлодарская область
Приемы дискуссии
Двойное кольцо Сократа.
Класс делится на две группы. Количество участников в группах различное.
1 группа — внешнее кольцо. 2 группа — внутреннее кольцо.
Функции участников групп.
Внешнее кольцо: лица участников направлены вовнутрь.
• Участники записывают все, что говорится во внутреннем кольце, но не говорят.
• Участники фиксируют все подряд, составляют опорный конспект того, о чем говорится во внутреннем кольце (систематизация, группировка мыслей).
• Самое главное — записи должны оформляться в виде таблицы, схемы, рисунка и т.д.
• Участники внешнего кольца могут войти во внутренний, если хотят что-нибудь высказать.
Внутреннее кольцо: лица направлены друг на друга.
• Обсуждение темы дискуссии ведется вслух, ничего не записывается.
• Обсуждается предмет речи, проблемы исследования.
• Участники внимательно слушают друг друга.
• Устанавливается (интуитивно) порядок выступления участников. Во избежание «отхода» от темы дискуссии, появления ненужной для данного момента информации можно назначить «держателя» темы.
• Нельзя повторяться.
• Может появиться контраргумент.
• Мысли должны выражаться четко, ясно — для устранения искажения фактов.

Когда произошел диалог внутреннего кольца, выступает внешний.

Форма ответа: Мы обобщили информацию, полученную из внешнего кольца в схеме, таблице и т.д.
Функции учителя:
• Не ведущий, а коммуникатор.
• Не вступает в обсуждение, не исправляет, но направляет.
• Учитель является связующим звеном между внутренним и внешним кольцом.
• Учитель предоставляет материал для дискуссии.
Критерий оценки:
• Умение держать тему дискуссии.
• Умение работать с ключевым понятием.
• Умение аргументировать.
• Речевое совершенство.
• Умение психологического порядка:
а) быть суггестивным (уметь притягивать к себе, воздействовать на воображение,
эмоции, подсознание адресата речи своей положительной репутацией, высоким
статусом коммуникатора, а также правильно выбранным способом
конструирования высказывания)
б) быть гибким (уметь правильно в нужную минуту высказать контраргумент)
в) быть инициативным, не отмалчиваться.

Дискуссия на тему:
Правописание НЕ с существительными, прилагательными, глаголами.
Цель:
• Учить самостоятельно добывать нужную информацию
• Учить работать с научной литературой
• Развивать умение аргументировать
• Развивать речевое совершенство
• Учить выражать свои мысли четко, ясно
• Учить систематизировать, группировать услышанное
• Развивать логическое мышление
• Развивать абстрактное мышление
• Учить ораторскому искусству
Внутреннее кольцо:
— НЕ с разными частями речи пишется по-разному. НЕ может быть частицей, приставкой, частью корня.
— В одних случаях НЕ пишется слитно, в других раздельно.
— Но не всегда одно и тоже правило можно применить во всех случаях написания.
— У существительных и прилагательных НЕ может выступать и в роли частицы (пишется раздельно) и в роли приставки и части корня (пишется слитно).
— Если к существительным и прилагательным с НЕ подобрать синоним без НЕ, то они пишутся слитно.
— Если же к существительным и прилагательным с НЕ подобрать противопоставление с союзом А, то они в этом случае пишутся раздельно.
— Есть также существительные и прилагательные, которые без Не не употребляются. В этом случае НЕ — часть корня.
— Если говорить о правописании Не с глаголами, то мы знаем, что НЕ с глаголами всегда пишется раздельно.
— Не следует забывать о случаях, когда Не с глаголами пишется слитно, потому что без НЕ не употребляется.
Внешнее кольцо:
Мы обобщили информацию, полученную из внутреннего кольца в виде таблицы.

Части речи Раздельно Слитно
НЕ — частица НЕ — приставка НЕ — часть корня
Глагол НЕ следует ————— Негодовать
Существительное НЕ правда, а ложь Неправда (ложь) НЕнастье
Прилагательное НЕ добрый, а злой Недобрый (злой) НЕбрежный

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *