ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ.
Разбекова Гульшара Берикболовна
Абжамиева Гульмира Жеткербаевна
Центральноазиатский технико-экономический колледж
Преподаватели общественных дисциплин
Повышение качества образования является одной из актуальных проблем современного общества. Современный учитель должен формировать новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся, то есть современные ключевые компетенции. Одним из рычагов, позволяющим осуществить данные цели, является обращение к новым образовательным технологиям…
Одной из таких технологий является технология дифференцированного обучения. Дифференцированное обучение — это:
1) форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с
группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа);
2) часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.
Дифференцированное обучение па уроках общественных дисциплин — актуальная проблема образования. Дифференцированное обучение – это работа по одной программе, но на разном уровне сложности в рамках классно-урочной системы с целью развития личности каждого учащегося. Согласимся с известным психологом Н. А. Менчинской в том, что «эффект обучения зависит не только от его содержания и методов, но и от индивидуальных особенностей личности школьников».
Смысл дифференциации обучения состоит в том, чтобы, зная индивидуальные особенности каждого учащегося, уровень подготовки и развития, особенности мышления, памяти, интерес к предмету и т д определить для него наиболее целесообразный и эффективный характер работы на уроке. Теория дифференцированного обучения предполагает такой способ организации учебного процесса, при котором учитываются индивидуально-типологические особенности личности (способности, интересы, склонности, особенности интеллектуальной деятельности), на основании которых учеников можно объединить в группы. Дифференциация рассматривается как средство индивидуализации обучения
Обучение — это процесс передачи знаний, умений и навыков, социального опыта старшего поколения — подрастающему. В состав этого целостного процесса включаются цели, содержание, методы и средства.
Традиционное обучение представляет собой прежде всего авторитарную педагогику требований, ученье весьма слабо связано с внутренней жизнью учащихся, с его многообразными запросами и потребностями, отсутствуют условия для проявления индивидуальных способностей, творческих проявлений личности.
Методы усвоения знаний основываются на:
- сообщении готовых знаний;
- обучении по образцу;
- индуктивной логике от частного к общему;
- механической памяти;
- вербальном изложении;
- репродуктивном воспроизведении.
Традиционный процесс обучения характеризуется отсутствием самостоятельности. В составе учебной деятельности учащегося:
- самостоятельное целеполагание отсутствует, цели обучения ставит учитель;
- планирование деятельности навязывается учащемуся вопреки его желания;
- итоговый анализ и оценивание деятельности учащегося производится учителем, а не самим ребенком.
Оценивание деятельности учащихся при традиционной педагогике производится по 5 балльной системе.
Количественная отметка чисто становится средством принуждения, орудием власти учителем над учащимся.
Отметка как результат познавательной деятельности часто отождествляет с личностью в целом, сортирует учащихся на «хороший» и «плохих».
Название «троечник», «двоечник» вызывают чувство ущербности, унижения, приводят к равнодушию в учебе.
Особо существует проблема двойки. Текущая «2» вызывает отрицательные эмоции, рождает психологический конфликт с самим собой, с учителем, предметом, школой. Учащийся постоянно находится в состоянии несправедливости. Это порождает комплекс неполноценности учащегося по отношению к учителю, полностью исключает положительную мотивацию учебного успеха: вызывает неприязнь к предмету, учителю, школе, ведет к процентомании.
Традиционная система подверглась модернизации посредством педагогической технологий. На сегодняшний день их много. Однако считать, что феномен «педагогическая технология обучения» исследован полностью и апробирован на практике, еще нельзя.
Каждая педагогическая технология должна базироваться на научной концепции. Педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью.
Дифференциация в переводе с латинского означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени.
В данной технологии предлагается введение стандарта, состоящего из 2х ступеней: ступени обязательной общеобразовательной подготовки (1 уровень) и ступени для повышенной подготовки (2-4 уровни).
Обязательность базового уровня в условиях гуманного обучения означает, что совокупность планируемых обязательных результатов должна быть реально выполнима, т. е. посильна и доступна большинству учащихся.
Базовый уровень должен быть задан по возможности однозначно, в форме, не допускающей разночтений, двусмысленности. Это:
- мотивация, а не констатация;
- предупреждение, а не наказание за незнание;
- признание за учащимся права на выбор уровня обучения;
- если прежняя психологическая установка учителя: «возьми столько, сколько можешь, но не меньше обязательного»;
- Учащийся должен испытывать учебный успех. Уровневая дифференциация предусматривает:
- наличие базового обязательного уровня общеобразовательной подготовки, которого должен достичь учащийся;
- базовый уровень является основой для дифференциальности и индивидуализации требований к учащимся;
- базовый уровень должен быть реально выполним для всех учащихся;
- система результатов, которых должен достичь учащийся, должна быть открытой (ученик знает, что от него требуется);
Особенностями методики преподавания являются:
- методы самостоятельного добывания знаний, т. е. Исследовательские методы;
- методы проблемного обучения;
- наличие учебно-методического комплекса: банк заданий обязательного уровня, система специальных дидактических материалов. Выделение обязательного материала в учебниках, задания обязательного уровня в задачниках.
Обязательное условие уровневой дифференциации — систематическая, повседневная работа по предупреждения и ликвидации пробелов путем организации пересдачи незачетов.
Существенной особенностью технологий уровневой дифференциации обучения является ее органическая связь системы контроля результатов учебного процесса и системы оценивания достижения учащихся. Альтернативной традиционному способу оценки «вычитанием» является «оценка методом сложения», в основу которой кладется минимальный уровень общеобразовательной подготовки, достижение которого требуется в обязательном порядке от каждого учащегося. Критерии более высокий уровней строятся с учетом того, что достигнуто сверх базового уровня.
Предусматривается:
- тематический контроль;
- полнота проверки обязательного уровня подготовки;
- открытость образцов проверочных заданий обязательного уровня;
- оценка методом сложения (общий зачет=сумма частных зачетов);
- двоичность в оценке обязательного уровня (зачет — незачет);
- повышенные оценки за достижения сверх базового уровня;
- «закрытие» пробелов (до сдача, а не пересдача);
- возможность «дробных» зачетов;
- готовая оценка вытекает из полученных.
Зачеты проводятся в учебное время, при этом предусматривается резерв времени для доработки; возможная помощь учителя во времени зачета:
- учащимся даются «ключи к проверочным заданиям»;
- на каждого ведется лист учета и контроля.
Применение педагогической технологии уровневой дифференциации обучения в учебном процессе усиливает мотивируемую сторону оценивания деятельности учащихся. Во время выполнения самостоятельной работы с разноуровневыми заданиями между учащимися создается дух соревнований, т. к. на каждый следующий уровень усвоения учащиеся имеют право переходить только после правильного выполнения заданий предыдущего уровня.
В условиях применения данной технологии уровневого задания оценивается в баллах и учащейся, по мере перехода на более высокое уровни, набирает все большее количество баллов. В конце учебного года наиболее отличившиеся по успеваемости учащиеся могут поощрять администрацией колледжа.
Самое главное при такой рейтинговой системе оценивания то, что учащиеся не конфликтуют по поводу полученной отметки. Долее того, применение педагогической технологии обучения позволяет строить по ведомости график непрерывного отслеживания развития учащихся, т. е. вести мониторинг обучения.
С помощью мониторинга можно не только наблюдать за уровнем усвоения по семестрам, но и увидеть рост и развитие учащегося. В этом случае учащийся сравнивается с самим собой, и результат виден невооруженным глазом. Дифференцированное обучение — одно из главных условий развития творческой личности. Принцип дифференцированного подхода к учащимся предполагает оптимальное приспособление учебного материала и методов обучения к индивидуальным способностям каждого школьника. Дифференцированное обучение необходимо, так как наблюдаются различия учащихся в темпах овладения учебным материалом, а также в способностях самостоятельно применять усвоенные знания и умения.
В основе дифференциации лежат индивидуально — психологические особенности учащихся, отличающие одного человека от другого, подразумевающие способности, которые имеют отношения к успешности выполнения какой либо деятельности.
Технология дифференцированного обучения, как применение разнообразных методических средств, является включенной, проникающей технологией. В дифференциальном обучении имеются наряду с положительными и некоторые отрицательные аспекты. Положительным является то, что исключаются неоправданные и нецелесообразные для общества уравниловка и усреднение детей, у учителя появляется возможность помогать слабому; уделять внимание сильному, помочь ему быстрее и глубже продвигаться в образовании. Отрицательные аспекты: появляется социально — экономическое неравенство; слабые лишаются возможности тянуться за более сильными, получать от них помощь, соревноваться с ними; снижается уровень самооценки.
Основная цель использования технологии уровневой дифференциации – обучение каждого на уровне его возможностей и способностей, что дает каждому учащемуся возможность получить максимальные по его способностям знания и реализовать свой личностный потенциал. Данная технология позволяет сделать учебный процесс более эффективным.
Дифференцированное обучение требует от учителей изучения индивидуальных способностей и учебных возможностей (уровень развития внимания, мышления, памяти и т.д.) учащихся, диагностики их уровня знаний и умений по определенному предмету, что дает возможность осуществлять дальнейшую индивидуализацию с целью достижения коррекционного эффекта.
Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы – как истории планет.
У каждой все особое, свое,
И нет планет, похожих на нее.
Е.Евтушенко
Литература
- Гин А. Приемы педагогической техники. – М., «Вита-Пресс”, 1999.
- Гузеев В.В. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии. М., 2001.
- Бударный, А. А. Индивидуальный подход в обучении [Текст] / А. А. Бударный // Советская педагогика. — 1965. — № 7. — С. 18-20.
4.Корнилова Т.В. Интеллект и творчество студентов в условиях инновационного обучения. — Ноябрь 2006.- С.- 107