ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНФОРМАТИКИ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
Келимбетова Мольдир Бауыржановна
Центральноазиатский техника-экономический колледж
Преподаватель специальных дисциплин
В статье описывается необходимость учета специфики и профиля подготовки специалистов, а также пути их реализации на примере использования новых информационных технологий.
Реформирование всех сфер деятельности общества, осуществленное за последнее десятилетие, коснулось всех, без исключения, стран СНГ. В настоящее время после длительного спада экономического развития Республика Казахстан переживает очевидный устойчивый социально-экономический рост. Расширение различных сфер экономической деятельности и появление новых экономических направлений делает актуальной задачу дополнительного обеспечения социально-экономической сферы общества новыми высокопрофессиональными кадрами. Указанные факторы не могли не сказаться на политике государства в области укрепления, совершенствования и расширения системы профессионального образования – основной кузницы, способствующей кадровому обеспечению развивающейся экономики республики. Более того, в настоящее время профессиональное образование становится важнейшим стратегическим направлением развития реформ, проводимых в Казахстане. О приоритетной важности развития профессионального образования, в целом, и среднего профессионального образования, в частности, свидетельствует новая «Концепция развития образования Республики Казахстан до 2015 года». Согласно этого документа, «техническое и профессиональное образование – это профессиональное образование, обеспечивающее подготовку квалифицированных кадров и специалистов технического и обслуживающего труда по всем направлениям общественно-полезной деятельности на базе основного образования». В качестве основных целей функционирования системы технического и профессионального образования Концепция определяет создание достаточных и необходимых условий для обеспечения квалифицированной профессиональной подготовки обучающихся на уровне требований новейших технологий и в соответствии с развитием рынка труда. Существенную долю в числе профессиональных учебных заведений республики занимают средние профессиональные учреждения образования, а среди них –политехнические колледжи. От качества подготовки специалистов в системе среднего политехнического образования во многом зависят и общие показатели эффективности системы среднего профессионального образования Казахстана. В то же время современные политехнические учебные заведения невозможно представить без достаточно развитой системы учебных курсов, так или иначе связанных с информатикой и информационными технологиями. Стремительный рост объема информации в современном мире делает невозможным усвоение ее в полном объеме каждым человеком, приводя к необходимости его специализации в определенной сфере, а, следовательно, и специализации его подготовки на основе общего образования. Решить подобную проблему можно только на основе применения в педагогическом процессе современных средств обработки информации и профильной дифференциации содержания образования в области информатики. Необходимость учета в содержании и методике обучения информатике специфики профилей подготовки специалистов в системе среднего политехнического образования вызвана потребностью существенного улучшения подготовки подрастающего поколения к профессиональной деятельности в современном информационном обществе. Достаточно отметить, что обучение информатике и информационным технологиям в политехнических колледжах с учетом особенностей профильной специализации будущих выпускников выявляет пути создания новых информационных технологий, вносит вклад в формирование мировоззренческих представлений о возможности компьютеризации и комплексной автоматизации производства, предполагает не только умение грамотно формулировать задачи и решать их с помощью компьютеров, но и работать с современной информационной техникой, включая возможность овладения технологиями ее обслуживания. Стремление республиканских средних политехнических учебных заведений к созданию системы обучения информатике с учетом специфики профилей подготовки специалистов имеет большое развивающее значение, так как нацелено на то, чтобы обеспечить промышленность грамотными и высококвалифицированными кадрами, способными самостоятельно повышать свое профессиональное мастерство, овладевать смежными и новыми профессиями. В качестве примера можно привести учебный процесс в области информатики и информационных технологий, комплексно осуществляемый в Актюбинском политехническом колледже, в котором преподавание соответствующих дисциплин проводится не абстрактно и отвлеченно, а с учетом особенностей применения компьютерной техники и технологий обработки информации специалистами, подготовка которых осуществляется по многим направлениям политехнического образования. В числе таких направлений специальности 3704002 – «Автоматизированные системы обработки информации и управления», 2108002 – «Электроснабжение промышленных предприятий», 331202 – «Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования предприятий и гражданских сооружений», 4303002 – «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» и многие другие. Как и во многих других средних профессиональных учебных заведениях республики в этом политехническом колледже для достижения указанных целей информационной подготовки специалистов за короткий промежуток времени создана требуемая информационно-образовательная инфраструктура. В процессе создания такой инфраструктуры были решены не только вопросы технического оснащения, но и проблемы формирования психологической готовности инженерно-педагогического коллектива и администрации и их специальной подготовки к использованию компьютерной техники и информационных технологий в процессе обучения и в управленческой деятельности. Кроме того, были обеспечены условия для создания информационного образовательного пространства, формирования информационной культуры участников образовательного процесса, изучения и внедрения новых информационных технологий педагогического и управленческого характера. Учебные предметы, связанные с изучением основ оперирования с компьютерной и коммуникационной техникой, традиционно относимые к информатике и преподаваемые в системе политехнического образования, все чаще становятся объектом рассмотрений современных педагогических исследований, проводимых в республике.
Обучение информатике в системе среднего образования не может ограничиваться лишь элементарной и общеобразовательной подготовкой будущих специалистов. Проведенные научные исследования дали возможность установить сущность взаимосвязей между учебными предметами, которая заключается в образовании межсистемных или межпредметных ассоциаций и свидетельствует о высокой эффективности межпредметной интеграции. Следует учитывать, что введение в учебный процесс интегрированных курсов способствует формированию информационных умений и перенесению полученных навыков с одной предметной области в другую. Так, например, одним из возможных направлений интеграции курса информатики с рядом других учебных дисциплин, характерных для системы политехнического образования, может стать специализированная подготовка обучаемых методам и технологиям геометрического моделирования и компьютерной графики. Исследования в этой области применительно к учебному процессу политехнического колледжа осуществляются авторами настоящей статьи. Подобные методы и технологии, а также соответствующие навыки и умения могли бы существенно повысить степень профессиональной пригодности выпускников средних политехнических учебных заведений в области выбранных специальностей и специализаций (как вышеотмеченных, так и многих других). Учитывая эти аспекты, следует особо отметить дополнительные факторы межпредметной интеграции информатики с другими дисциплинами, традиционно входящими в систему политехнической подготовки, возникающие за счет изучения методов геометрического моделирования. Так, например, очевидно, что рассмотрение подобных методов окажет существенное влияние и на повышение эффективности обучения фрагментам аналитической геометрии и линейной алгебры. По этой причине методическая система обучения информатике, апробируемая на базе Актюбинского политехнического колледжа при участии специалистов кафедры информатики и прикладной математики Казахского национального педагогического университета, постоянно совершенствуется и претерпевает существенные изменения. В настоящее время приоритетной задачей курса информатики является формирование системно-информационной картины мира в рамках системы понятий данной области знаний. Это находит отражение в разработках учебных программ по информатике для политехнического колледжа, которые всегда предусматривают первоначальное знакомство учащихся с компьютером, формирование первых элементов информационной культуры в процессе использования специальных программных продуктов и игровых тренажёров, формирование и развитие умений анализировать и строить информационно-логические модели, программировать, использовать конкретные прикладные программные продукты и многое другое. В целом это соответствует и содержанию республиканских стандартов образования, действующих в Казахстане. Важно отметить, что специфика подготовки специалистов по информатике в среднем политехническом образовании состоит и в особой системе контроля качества и результатов обучения. Как правило, учебные программы и стандарты по информатике, действующие в политехнических колледжах, содержат описания конкретных требований к уровню подготовки студентов в области информатики и использования информационных технологий. Подобные требования к результатам обучения являются критерием достижения учащимися минимального обязательного уровня обученности. Проверка и измерение образовательных достижений обучаемых по информатике осуществляется регулярно на каждом этапе обучения с применением самых современных средств тестирования и систем педагогических измерений. При этом существенным аспектом, влияющим на формирование подходов и систем измерения результатов обучения, является то, что на протяжении нескольких последних лет в Казахстане внедряется новая модель формирования студенческого контингента, основанная на едином общенациональном тестировании абитуриентов (ЕНТ). Очевидно, что содержание используемых в ЕНТ педагогических материалов не может быть оторвано от содержания и требований государственных стандартов и конкретных учебных программ, действующих, в том числе, и в системе среднего политехнического образования. При этом, несмотря на то, что информатика, как и несколько других учебных дисциплин, пока не имеет непосредственного отношения к ЕНТ, правила и научные основы формирования и применения систем измерения результативности обучения по информатике, разрабатываемые для системы среднего политехнического образования, должны подчиняться общим принципам, применяемым ко всем дисциплинам, вне зависимости от их отношения к ЕНТ. Кроме того, использование научных основ единого национального тестирования при проверке результатов обучения по информатике позволит обучаемым получить дополнительный опыт измерения собственных результатов обучения в той же среде проведения педагогических измерений, что и на ЕНТ, что не может не сказаться положительно на адекватности и объективности оценки, определяемой на общегосударственном уровне. Очевидно, что профессиональный уровень современных специалистов, подготовка которых осуществляется в средних политехнических учебных заведениях, не может быть надлежащим без наличия профессионального владения этими специалистами современными компьютерными и коммуникационными технологиями. В связи с этим, потребность общества в квалифицированных специалистах, владеющих арсеналом средств информатизации, превращается в ведущий фактор образовательной политики. Ведь деятельность людей все в большей степени зависит от их информированности и способности эффективно использовать информацию. Для свободной ориентации в информационных потоках современный специалист любого профиля должен уметь получать, обрабатывать и использовать информацию с помощью компьютеров и средств телекоммуникаций, что должно быть в максимальной степени учтено в процессе совершенствования системы среднего профессионального образования.