Каракиянский район
село Курык
государственное учреждение
«Курыкская средняя школа-гимназия»
учитель русского языка и литературы
Муханбетова Айгуль Туралықызы
Тема урока: Образы детей в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»
Цели урока: показать мастерство Тургенева в создании образа героя;
развивать навыки беглого чтения, устного воображения, речь учащихся;
способствовать нравственному и духовному воспитанию учащихся.
Оборудование урока: видеопрезентация «И.С.Тургенев»; художественный текст
«Бежин Луг» И.С.Тургенева; аудиозапись рассказа, презентация;
иллюстрация портретов мальчиков.
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний
Форма организации урока: практическое занятие
Ход урока
I. Организационный момент
(разделить на группы при помощи фишек-рисунков)
II. Проверка домашнего задания
Творчество писателя
Рассказ И.С. Тургенева «Бежин луг»
III. Вступительное слово учителя
(Видеопрезентация)
Иван Сергеевич Тургенев – замечательный русский писатель XIXв., снискавший уже при жизни читательское призвание и мировую известность. Его творчество служило делу отмены крепостного права, вдохновляло на борьбу с самодержавием.
В произведениях Тургенева поэтически запечатлены картины русской природы, красота подлинных человеческих чувств. Автор умел глубоко и тонко постигать современную жизнь, правдиво и поэтично воспроизведя ее в своих произведениях. Подлинный интерес жизни он видел не в остроте ее внешних проявлений, не в интриге, а в сложном мире человеческой психологии, в конечном счете определяющей истинный драматизм отношений между людьми.
Рассказ «Бежин луг» ввел в русскую литературу проблему изображения детского мира и детской психологии. Появление этого рассказа означало новый поворот и расширение темы русского крестьянского мира. В детских его представителях показана его одаренность, красота и в то же время трагизм положения.
IV. Усвоение новых знаний и способов действий
1/ Прием «Пять вопросов» (групповое задание)
(упражнение на сбор информаций, вопрос должен начаться с вопроса как или почему)
№ | вопрос | ответ |
1 | Как начинается рассказ «Бежин луг»? | |
2 | Как описывает встречу с ребятами писатель? | |
3 | Как зовут ребят, с которыми познакомился охотник? | |
4 | Как писатель описывает ночное? (прочитайте) | |
5 | Какие истории ребят вам больше всего запомнились? |
Аудиозапись «Бежин луг»
Давайте теперь представим себе, что мы с ними находимся рядом. У костра несколько ребят. Ребят, незнакомых нам с вами. Это крестьянские дети позапрошлого столетия.
Они пасут коней и коротают время, рассказывая друг другу страшные истории. Присоединимся к ним и мы с вами. Для начала давайте мы познакомимся с ними.
2/ Прием «Использование фото»
(дать характеристику и внешний вид мальчикам)
Задание для 1 группы: мальчики Федя и Ильюша
Задание для 2 группы: мальчики Костя и Ваня
В рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг» мы встречаемся с охотником, заблудившимся в лесу, от лица которого и ведется повествование. Ближе к ночи он оказался на Бежином лугу, где встретил пять мальчишек из соседских деревень. Наблюдая за ними и слушая их беседу, охотник дает каждому из ребят детальную характеристику, отмечая их природную даровитость.
Образ Павлуши в рассказе «Бежин луг»
Одним из мальчиков, встреченных охотником в долине, был Павлуша. Этот приземистый и неуклюжий парень двенадцати лет, с огромной головой, всклоченными черными волосами, серыми глазами, бледным и рябым лицом, стоял на коленях у костра и варил «картошки». И хотя он с виду был неказист, Ивану Петровичу он сразу понравился. Он восхищен его «смелой удалью и твердой решимостью», когда тот стремглав, без оружия помчал среди ночи один на волка и ничуть этим не похвастался, а вскоре один пошел к реке набрать воды, услышал голос покойника и не показал при этом признаков страха. «Что за славный мальчик!» — так оценил его охотник.
Рассказчик уделил внимание и одаренности Павлуши: «глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила». И лишь в последнюю очередь автор обратил внимание на одежду, которая состояла из портов и простой рубахи. Павел сохраняет спокойствие и храбрость, он деловит и решителен; после жуткой истории, которую поведал Костя, он не испугался, а успокоил ребят и перевел беседу на другую тему. Сам же Павлуша, умный и смышленный мальчик, лишь слушает истории и нечистой силе, рассказав только реальный случай, произошедший в его селе во время «небесного предвиденья». Только вот врожденная смелость и твердый характер не вознаградили его долгой жизнью. Как отмечает рассказчик, в том же году Павла не стало, он разбился, упав с лошади. «Жаль, славный был мальчик!» — с печалью на душе заканчивает Тургенев свой рассказ.
Образ Феди
Самый старший из ребят – Федя. Происходил он из богатой семьи, а сторожевать табун выехал он ради забавы. В отличие от других мальчиков, он был одет в ситцевую рубаху с каемкой, новенький армячок, носил собственные сапоги, а также имел при себе гребешок – редкий атрибут у крестьянских детей. Федя был стройным мальчиком, «с полувеселой, полурассеянной улыбкой». Федя по-барски лежал, опершись на локоть, всем своим видом показывая свое превосходство. Во время беседы он ведет себя деловито,задает вопросыважничает, покровительственно разрешает мальчикам делиться удивительными рассказами. Он внимательно слушает друзей, но всем своим видом демонстрирует, что слабо верит в их истории. Чувствуется, что у него неплохое домашнее образование и оттого ему не характерна наивность, присущая остальным детям.
Описание Илюши
Илюша – двенадцатилетний мальчик с незначительной внешностью, горбоносый, с вытянутым, подслеповатым лицом, , выражающим «какую-то тупую, болезненную заботливость». Автор почеркивает, насколько бедно выглядел этот крестьянский мальчик. «На нем были новые лапти и онучи; толстая веревка, перевитая вокруг его стана, тщательно стягивали его опрятную черную свитку». А свою низенькую войлочную шапочку, из-под которой торчали острые косицы желтых волос, он то и дело натягивал на уши обеими руками.
Илюша отличается от остальных деревенских мальчиков своим мастерством интересно и увлекательно пересказывать страшные истории. Он поведал друзьям 7 историй: о домовом, которая приключилась с ним и его товарищами, об оборотне, про покойного барина Ивана Ивановича, о гадании в родительскую субботу, об антихристе Тришке, о мужике и лешем, и о водяном.
Костя
В описании десятилетнего Кости рассказчик отмечает печальный и задумчивый взгляд, с которым он, понурившись, глядел куда-то вдаль. На его худом и покрытом веснушками лице выделялись только «его большие черные, жидким блеском блестевшие глаза; они, казалось, хотели что-то сказать, но у него не было слов». Жуткие истории о нечистой силе производит на маленького Костю сильное впечатление. Однако и он пересказывает другим услышанную от отца историю о русалке, о голосе из бучила, а также о несчастном Васе, мальчике из его деревне.
Вася
Для наименьшего из ребят Вани автор не дает портретной характеристики, отмечая только, что мальчику было всего семь лет. Он тихо лежал под своей рогожей, пытаясь уснуть. Ваня молчалив и робок, он еще слишком мал, ячтобы рассказывать истории, а только лишь смотрит на ночное небо и восхищается похожими на пчел «божьими пчелками».
Групповое задание:
составить кластер о пятом герое, Павлуше
Чем Павлуша отличается от других мальчиков?
Слово учителя
Картины природы тесно связаны с содержанием рассказа «Бежим луг». Роль их различна. Природа принимает в беседе мальчиков самое непосредственное участие. Крики птиц и таинственные шорохи, вплески воды и треск костра, фырканье пасущихся лошадей и тревожные шелесты ночи, а также порожденные ими печальные истории и мысли мальчиков сливаются в один неделимый, одухотворенный и прекрасный образ русской природы и русского человека.
Работа с произведением
Задание для 1 группы: опишите (прочитайте) ночную природу
Задание для 2 группы: опишите (прочитайте) утро следующего дня
Описание блужданий охотника, рассказ о чувстве страха, которое охватило его, когда он попал в лощину, помогает лучше понять, какое действие должны были произвести картины ночной природы на неграмотных деревенских ребятишек. Таинственность, тревожность обстановки подсказывает мальчикам темы их страшных историй.
Семантическая карта
Задание: подберите правильный вариант ответа
№ | герой | ответ |
1 | Федя | об оборотне, про покойного барина Ивана Ивановича |
2 | Костя | быличка о русалке, об утонувшем Васе |
3 | Илюша | быличка о домовом |
4 | Павлуша | рассказывает о действительном случае – о «предвидении», т.е. о солнечном затмении |
5 | Ваня | об антихристе Тришке |
Картина прекрасного июльского дня с его мягкими красками созвучна характерам мальчиков. Она позволяет лучше понять неброскую внутренную красоту детей, любовное отношение к ним автора.
Описание раннего утра завершает рассказ оптимистически. Чувство радости, уверенности наполняет душу писателя. Многие современники увидели в словах «утро зачиналось» огромную веру в судьбу России, ее будущее. В «Записках охотника» Тургенев создавал единый образ поэтической России.
- V. Подведение итогов.
«Коллекция стикеров» (мнения учащихся о рассказе «Бежин луг»)
Понравился ли вам рассказ Тургенева?
Что нового вы узнали на уроке?
VІ. Этап информации о домашнем задании
Сделать презентацию одного из героев по плану:
Рисунок с изображением выбранного героя (мальчика);
Описание его внешнего вида (цитаты из текста);
История, которую рассказал герой;
Ваше отношение к герою