Басы » Баяндамалар » Инновационные технологии на уроках

Инновационные технологии на уроках

                                                      Ешпанова  Кулаим   Ажибаевна

                                                                  Мангистауская область, город Актау,                   

                                                                 преподаватель русского языка и литературы

                                                           Мангистауского гуманитарного колледжа

Инновационные технологии на уроках  

“Единственный путь, ведущий к знанию — деятельность”.

Бернард Шоу

 

Что такое современный урок? Что важнее: содержание или форма проведения урока? Может ли быть технология в образовании? Что придает современность уроку? Чем сегодняшний урок отличается от урока вчерашнего?Можно задать ещё много вопросов. Как же быть и что делать?

Каждый преподаватель старается ответственно подойти к подготовке урока, разработать его интересно, познавательно и занимательно.

А сколько сейчас открылось возможностей разнообразить, украсить, творчески подойти к этому: тут тебе в помощь и Интернет, и различные презентации, и творчество как коллективное и заимствованное у других, так и собственное.

Есть желание, и преодаватель будет создавать, воплощать свои идеи, заинтересовывать своих учащихся.

Постоянное увеличение объема знаний, быстрое устаревание имеющихся сведений, необходимость ориентироваться во все возрастающем потоке информации заставляют нас искать источник новых знаний непосредственно внутри системы образования. Изучение русского языка как иностранного носит немаловажный характер, так как в Казахстане ведется политика трехязычия.

В Послании 2007 года «Новый Казахстан в новом мире» Нурсултан Абишевич предложил начать поэтапную реализацию культурного проекта «Триединство языков». «Казахстан должен восприниматься во всем мире как высокообразованная страна, население которой пользуется тремя языками. Это: казахский язык –  государственный язык, русский язык – как язык межнационального общения и английский язык – язык успешной интеграции в глобальную экономику», – сказал Президент(Слайд 1).Иными словами, идею триединства выражает простая и понятная формула: развиваем государственный язык, поддерживаем русский и изучаем английский.

Мангистауским гуманитарным колледжем сделаны конкретные шаги по внедрению полиязычного об­разования в колледже, в частности, по специальностям « Дошкольное воспитание и обучение» и «Учитель начального образования» расширен объем часов на изучение английского языка   в типовых учебных планах и учебных программах по направлению «Образование», что позволит студентам   изучать дисциплины «Профессиональный казахский/русский», «Профессио­нальный иностранный язык» и «Практикум английского языка», «Методика преподавания английского языка». Проводится комплексная работа по формированию учебно-методических материалов на английском языке. Проводятся обучающие семинары, олимпиады по казахскому, русскому и английскому язы­ку, ежегодно проводится конкурс «Полиглот» на знание трех языков. Проводятся факультативы по углубленному  изучению казахского, русского и английского языков. В частности, хочется отметить, что с этого учебного года мы опробируем ведение таких дисциплин как «Методика преподавания познания мира на  русском и английском языках»  в учебной группе БА-21 по специальности «Учитель начального образования» и «Методика преподавания окружающего мира на русском и английском языках» в группе МДБ-21 по специальности «Дошкольное воспитание и обучение» из средств, выделенных на факультативные занятия. Отрадно также отметить, что студенты, подготовленные преподавателями нашего колледжа, ежегодно занимают призовые места на конкурсах на знание языков.

Изучение русского языка как иностранного с целью практического общения предполагает не только обучение говорению на этом языке. Изучаются все виды речевой деятельности: говорение, аудирование, чтение и письмо, но при этом возникают большие трудности в работе, так как нет  среды для свободного общения (Слайд 2).

Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что на каждом занятии, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего». В основе современного образования лежит активность и преподавателя, и, что не менее важно, студента. Именно этой цели – воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.

Определение «инновация» как педагогический критерий встречается часто и сводится, как правило, к понятию «новшество», «новизна».

Актуальность инновационного обучения состоит в следующем:

— соответствие концепции гуманизации образования;

— преодоление формализма, авторитарного стиля в системе преподавания;

— использование личностно-ориентированного обучения;

— поиск условий для раскрытия творческого потенциала обучающегося;

— самостоятельной творческой деятельности.

В основе инновационного обучения лежат следующие технологии:

— развивающее обучение;

— проблемное обучение;

— развитие критического мышления;

— дифференцированный подход к обучению;

— создание ситуации успеха на уроке.

Основными принципами инновационного обучения являются:

— креативность (ориентация на творчество);

— усвоение знаний в системе;

— нетрадиционные формы уроков;

— использование наглядности.

А теперь я хочу перейти от общих методических принципов инновационного обучения к методам.

При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку успешно применяются следующие приемы:

— ассоциативный ряд;

— опорный конспект;

— ИНСЕРТ (интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления);

— мозговая атака;

— групповая дискуссия;

—  кластеры;

— синквейн;

— ключевые термины;

—  дидактическая игра;

— работа с тестами;

— нетрадиционные формы домашнего задания.

Несколько подробнее мне хотелось бы остановиться на некоторых приемах, используемых в технологии развития критического мышления.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо разработана Международной Ассоциацией и Консорциумом Гуманистической педагогики. В последние годы она получила широкое распространение в системах общего и профессионального образования в 29 странах мира.

Критическое мышление – это точка опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Мы и наши учащиеся часто стоим перед проблемой выбора, выбора информации. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить.

Методика развития критического мышления включает три этапа или стадии. Это «Вызов – Осмысление – Рефлексия».

Первая стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно.

Эта стадия позволяет:

— актуализировать и обобщить имеющиеся у студента знания по данной теме или проблеме;

— вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать студента к учебной деятельности;

— сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы;

— побудить студента к активной работе на уроке и дома.

Вторая стадия – осмысление. Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет студенту:

— получить новую информацию;

— осмыслить ее;

— соотнести с уже имеющимися знаниями;

— искать ответы на вопросы, поставленные в первой части.

Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является:

— целостное осмысление, обобщение полученной информации;

— присвоение нового знания, новой информации учеником;

— формирование у каждого из обучающихся собственного отношения к изучаемому материалу.

На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.

Кластер — это инструмент, созданный для того, чтобы эффективно мыслить.

  1. Напишите ключевое слово или предложение в середине большого листа бумаги или на доске. 2. Начните записывать слова (сначала – существительные, от них – прилагательные и глаголы – количество слов не ограничено) или словосочетания, которые связаны с данной темой. Например: по центру – ЕРБОЛ, от этого слова, как лучи солнца, растекаются существительные, согревая душу и раскрывая внутреннее состояние человека: СЫН, БРАТ, ГРАЖДАНИН, ДРУГ, ДЯДЯ, СТУДЕНТ. Затем смысл каждого слова раскрывается с помощью прилагательных: СЫН – любящий, воспитанный, покладистый, заботливый; БРАТ – внимательный, строгий; ГРАЖДАНИН – законопослушный, честный, справедливый, исполнительный; ДРУГ – искренний,остроумный, верный, скромный; ДЯДЯ – добрый, понимающий, любящий;СТУДЕНТ – ответственный, активный, креативный, находчивый.Кластер дополняется глаголами, реальными действиями человека как СЫНА – помогает, заботится, любит, уважает, ценит; БРАТА – радует, наставляет, контролирует и так далее. Кластеры составляются в электронном виде с использованием различных цветов, поэтому студенты дополнительно еще изучают и психологию цветов. Перед началом данной работы ставится задача — создать образ студента: человека, сына/дочери, друга, гражданина.… На занятии кластеры обсуждаются, студенты высказывают свое мнение, устно давая характеристику по каждому кластеру студенту, приготовившему его. В аудитории воцаряется атмосфера доверия, непринужденности, легкости и внимания друг другу. Эта работа невольно выливается в эссе, которое развивает образное мышление студента и используется для развития его речи. Этот вид работы можно провести, например, при изучении имени прилагательного или на самых первых уроках с целью знакомства. Работа трудная, но довольно интересная.

Приведу пример кластера, который получился на уроке русского языка на 1 курсе. Тема урока: «Имя существительное как часть речи». Учащимся предлагается вспомнить, что им известно о существительном (фронтальная беседа, результаты которой преподаватель фиксирует на доске). Студенты оформляют полученную информацию в тетрадях в виде кластеров. Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации.

Особенно перспективным представляется метод проектов, который позволяет эффективно развивать критическое мышление, исследовательские способности аудитории, активизировать ее творческую деятельность, медиакомпетентность обучающихся. К использованию на уроке данного метода нужно готовить обучающихся постепенно. Так уже на 1 курсе по русскому языку можно подготовить со студентами несколько проектов по изученным частям речи. Темы по морфологии очень обширны, имеют несколько микротем, требуют много работы при отработке навыков и умений, поэтому на стадии закрепления можно подготовить и проект по изученной теме. Еще один плюс этой работы психологический: 1-й курс это, так называемый, «адаптационный» период, когда студент только осваивается. А новый вид работы всегда интересен, тем более, что можно работать в группах, что тоже имеет немаловажное значение для ребят этого возраста. Если работа в этом направлении ведётся преподавателем целенаправленно, то к 3-4 курсу студенты уже достаточно владеют навыками создания проекта, чтобы выполнять эту работы самостоятельно.

Исследовательские методы обучения возможно применять навсех этапах урока.

Развитию критического мышления способствуют и нетрадиционные уроки, которые позволяют повысить интерес студента как к предмету, так и к обучения в целом.

( Слайд)

Существует несколько классификаций нестандартных уроков и множество их видов:

— Урок — семинар

— Урок — лекция

— Урок – беседа

— Урок — практикум (Урок-экскурсия; Урок-исследование; Урок-игра)

— Урок — КВН

— Урок — защита проекта

— Урок-диспут

— Урок — конференция

— Урок — театрализованное представление

— Урок — маскарад

— Урок-путешествие

— Урок — зачет

Практически все они позволяют задавать проблемные вопросы и создавать проблемные ситуации, решать задачи дифференцированного обучения, активизируют учебную деятельность, повышают познавательный интерес, способствуют развитию критического мышления.

Большое значение для раскрытия творческого потенциала обучающегося имеют и нетрадиционные формы домашнего задания, которые призваны, с одной стороны, закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с другой стороны, позволяют студенту проявить самостоятельность, самому найти решение нестандартного вопроса, задания.

(Слайд )

Типы домашнего задания:

— творческая работа;

— лингвистическое исследование текста;

— художественное чтение;

— создание самостоятельных литературных произведений различных жанров;

— продолжение неоконченных произведений;

— наблюдение за природой;

— подготовка словарных диктантов;

— составление вопросника к зачету по теме;

— составление конспекта, опорных таблиц;

— письмо по памяти.

Такие домашние задания помогают избегать однообразия, рутины в обучении. Студент может почувствовать себя и в роли автора, и в роли иллюстратора, и в роли преподавателя. Необычные задания активизируют мышление, заставляют студента обобщать, систематизировать материал по теме.

В работе активно использую технологию проектного обучения. Считаю, что проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы обучающихся. Обращение к методу проектов возможно на уроке при проверке домашнего задания (сообщение, доклад), при изучении новой темы (защита реферата, выполнение творческой работы и т. д.), при закреплении изученного (сочинение, создание сборников, альманахов, презентаций).

Опираясь на собственный опыт, могу заметить, что метод проекта лучше реализуется с опережающей подготовкой консультантов групп.

Задачи, решаемые в ходе выполнения проекта, можно разделить на 4 группы: коммуникативные, образовательные, воспитательные и развивающие. Обеспечение урока, необходимое для успешной реализации и результативности проекта, предполагает наличие литературы по теме, словарей, электронных носителей текстовой и иллюстративной информации, доступа к Интернету и списка адресов сайтов по теме, грамматических таблиц.

Приведу пример из своей практики. На уроке русского языка учащимся даю задания творческого характера. Это исследование «Энциклопедия одного слова». Студенты готовят его в течение 3 – 5 недель, получив подробную консультацию преподавателя. Он предлагает выбрать одно слово из копилки (мать, родина, человек, детство, совесть, дорога, след, сердце, память, доброта, сказка и др.), охарактеризовать его морфологические особенности, и пользуясь словарями (толковым, этимологическим, синонимов, антонимов, фразеологическим), составить энциклопедию этого слова с опорой на план-схему: (Например, слово «столица»)

1) Слово столица (каждый студент пишет свое слово) и его лексическое (-ие) значение

(-ия) (слово может быть многозначным).

2) Этимология (происхождение) слова … .

3) Слово … и его «родственники» (однокоренные слова).

4) Слово … и его синонимы.

5) Слово … и его антонимы.

6) Фразеологические обороты со словом … .

7) Слово … в пословицах и поговорках, в скороговорках, в русских народных     песнях, в народных сказках.

8) Соответствия слову … в пословицах и поговорках мира.

9) Слово … в названиях произведений классической и современной литературы.

10) Слово … в названиях газет, журналов, рекламных приложений.

11) Слово … в названиях картин художников.

12) Слово … в названиях художественных и документальных фильмов.

13) Слово … в вашем речевом творчестве (собственные стихи,рассказы, сказки).

14) Слово … в ваших рисунках.

План-схема помогает обучающимся расположить материал о выбранном слове в определенной последовательности, хотя, конечно, не все его пункты они сумеют реализовать.

Таким образом, студенты больше не пассивные поглотители информации, поскольку в процессе работы у них включаются все органы чувств, т.е. по мере обучения они будут видеть, чувствовать и осмысливать изучаемый материал. А на традиционном уроке обучающиеся при работе с учебником читают информационный материал, а потом переходят к следующему разделу и благополучно забывают предыдущий.

Также одним из  нетрадиционных методов могу назвать проведение экзамена   по русскому  языку  в форме  игры «Брейн-ринг».(слайд – фотоэпизод)

Группа делится на  группы по 7 (5)   человек, где 6 (4)  игроков и один ведущий.  Участникам выдаются  жетоны  с номерами.  Каждая группа  сидит  за отдельным столом. На столе – указатели  и карта с 6 (4) секторами,  на которые кладут  карточки с заданиями  в следующем  порядке: внизу – вопросы первого уровня (3),  на него  вопросы  второго уровня (2), сверху  вопросы третьего  уровня (1). В каждом  секторе  по три вопроса. На верхние  вопросы  отвечают  без  подготовки («блиц-турнир»), на вторые вопросы дается время  на подготовку – 3-5 минут. Ответы  на нижние вопросы,  самые  сложные,  готовятся от 7 до 10 минут. (Слайды)

Преимущества этого вида работы в том, что лучших студентов, которые отличились за время учебы, можно освободить от сдачи экзамена и привлечь в качестве ассистента экзаменатора, т.е.ведущего. Ведущий  выкладывает  карту. Допустим,  выпала цифра «2», значит, отвечает  игрок под номером 2. Если ответ полный, игроку дается  фишка. Если  ответ неполный, то любой из игроков  может  его дополнить и получить  полуфишку.  Для каждой группы готовятся  одинаковые задания,  но они могут  быть и разными.

Особенность  игры: на каждую карту  с секторами выкладывается  по одной карточке с заданием, в которой 1-2 вопроса. На один  стол – карточки красного цвета, на другой-синего, потом-желтого, зеленого. Группа, выполнив задание за  красным  столом, переходит к синему столу, потом к зеленому и желтому.

Обязательно дается время на подготовку (5-7 минут).

Команды играют  одновременно.  Время игры  за одним столом или время на ответы  нужного уровня – 10-12 минут (из расчета 1,5-2 минуты  на игрока). Каждый игрок  зарабатывает фишки. От их количества  и цвета зависит  оценка. Таким образом, за игру  каждым  студентом прорабатывается 18-24 задания разного уровня сложности.

Таким образом, проведение экзамена в форме игры «Брейн-ринг» активизирует познавательную деятельность обучающихся, развивает логику, интеллект, способствует  повышению интереса к изучению русского языка, воспитывает чувство коллективизма.

Интерактивное обучение – это сложный процесс взаимодействия преподавателя и учащихся,основанный на диалоге. Участие в диалоге требует умение не только слушать, но и слышать, не только говорить, но и быть понятым.

Интерактивные методы обучения очень эффективны, поскольку они способствуют высокой степени мотивации, максимальной индивидуальности преподавания, предполагают широкие возможности для творчества, самореализации студентов. Именно интерактивные методы позволяют обучающимся почувствовать свои силы, свои способности. У студентов повышается самооценка, уверенность в себе.   Какие виды заданий я использую на уроках русского языка?

Устная работа

Игру «Интервью-знакомство»  Каждый учащийся беседует с соседом по парте,а потом рассказывает о нем всей группе (чем он любит заниматься, что коллекционирует, чем увлекается, что любит читать). Игра поможет преподавателю создать портрет группы, в котором предстоит работать, и провести начальную диагностику сформированности коммуникативных умений студентов.

Провожу взаимопроверку правила (устный опрос). Студент рассказывает соседу по столу правило, приводит примеры, объясняет их. Затем обучающиеся меняются ролями, оценивают друг друга. Преподаватель может спросить любую пару. Задание можно трансформировать: один студент задает вопросы по изученному материалу, а другой отвечает. При этом снимаются монотонность и однообразие устных опросов (учебный диалог привлекает внимание, заставляет включиться в работу).

Письменные работы

«Словарный диктант для соседа». Дома студенты составляют на изученное орфографическое правило словарный диктант с пропущенными орфограммами (на отдельной карточке). Сверху подписывают: «Составлял…». Затем на уроке обмениваются карточками, выполняют задание, внизу подписывают: «Выполнял…».

«Графический диктант для соседа». Каждый студент выписывает из художественных текстов, учебников или справочников 4-5 предложений на изученные пунктограммы, а сосед по столу расставляет в карточке знаки препинания, разбирает предложения по членам, чертит схемы предложений. Составление карточек развивает орфографическую и пунктуационную зоркость, ответственность, способствует расширению словарного запаса обучающихся, учит работать с учебником, справочной литературой.

После изучения какой-либо большой темы, раздела каждый студент составляет «карточку-зачет для соседа».

Задания творческого характера (написать сочинение, сочинение-миниатюру, лингвистическую сказку и т.п.).

Работа в группах

Если обучающиеся успевают слабо, то группы должны быть небольшими (3-4 человека). Также на 1 курсах можно проводить игры-соревнования, основанные на групповой деятельности. Вот некоторые из них.

«Кто больше?..» ( «Кто быстрее?.. ). Например, кто больше подберет однокоренных слов, глаголов 2 спряжения.

Эстафета. С последнего стола передается листочек, на который нужно по цепочке записать примеры на правило. Выигрывает тот, кто быстрее вручит преподавателю листок с меньшим количеством ошибок в записанных словах.

Рассказ правила по цепочке. Условие – соблюдать логику изложения.

Подобные игры-соревнования развивают у студентов чувство личной ответственности за результат,быстроту реакции. Кроме того, подобная игровая деятельность насыщает урок эмоционально, поддерживает высокий уровень интереса к предмету.

К старшим курсам игровая деятельность все больше замещается ролевыми, деловыми играми, уроками-конференциями, уроками-практикумами.

Таким образом, использование современных технологий на уроках русского языка позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, контролировать деятельность каждого, активизировать творческие и познавательные способности учащихся, оптимизировать учебный процесс, значительно увеличить темп работы. Это приводит к росту качественной успеваемости и сохраняет устойчивый интерес к русскому языку.

Литература

  1. Замковая Н., Моисеенко И. Инновационные формы работы на уроках русского языка как иностранного. Таллинн, 2006.
  2. Курочко Е.А. Применение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы в условиях современной общеобразовательной школы, М., 2014г., festival@1september.ru
  3. Маханова Е. Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы., ж-л «Солнышко», М.,2014г.
  4. Мезенцева Н.Е.Использование инновационных технологий при обучении русскому языку и литературе.М., 2014г.
    5. Педагогические мастерские: теория и практика. Сост. Н. И. Белова, И. А.

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *