Басы » Орыс тілі мен әдебиеті » Интеллектуальный марафон «Знатоки русского языка»

Интеллектуальный марафон «Знатоки русского языка»

   Ешпанова  Кулаим   Ажибаевна

 Мангистауская область, город Актау,                   

преподаватель русского языка и литературы

   Мангистауского гуманитарного колледжа

Интеллектуальный марафон «Знатоки русского языка»

Цели :— образовательная: повторить и обобщить знания ,полученные на уроках по русскому языку.

-развивающая: развитие интеллектуальных способностей учащихся, их умения  ориентироваться  в мире  познавательных вещей.

воспитательная: воспитание нового,осознанного отношения кзнаниям, умение творчески подходить к работе, повышение мотивации учащихся к процессу обучения .

 

Оборудование:  Опорные схемы, листы с заданиями для студентов.

 

 

В интеллектуальном   марафоне принимают  участие все желающие учащиеся  2-х курсов.

 

                      Ход игры

  1. Организационный момент.
  2. Эмоциональный настрой.

 

Человек в природе стал ведущим звеном,

И лучшее все воплощается в нем.

Как тополь вознесся он гордою славой,

Умом озаренный и речью благой,

Вместилище духа и разума он.

 

Такие прекрасные слова сказаны об умном,грамотном человеке, значит, знания очень важны для человека. И сегодня на интеллектуальном марафоне вы сможете показать свои знания по русскому языку и стать лучшим знатоком русского языка по колледжу.

 

Представляем участников  игры:

Группа АБ-21:Группа АП-23:

  1. Еламанова Таншолпан 1. Мырзагалиева Бахыт
  2. Сарбалаева Данагуль                    2. Досанова Гульбиби
  3. Шыналиева Нургуль        3.Хиякбаева Айгерим
  4. Шафикова Бибигуль
  5. Сагынгалиева Айсауле
  6. Чайканова Гульбану

 

Представляем  членов жюри:

  1. Нурмухамбетова К.Х., преподаватель казахского языка в группах с негосударственным языком обучения, зам. директора по производственной практике
  2. Кармысова Анар,студентка 3-курса
  3. Редова Оксана, студентка 3-курса

 

1-тур «БАЙГА»

Байга – это национальная игра – скачки на лошадях. Вам нужно такое качество, как быстрота мышления. Каждый правильный ответ оценивается  в 5 баллов.

1-вариант

  1. Какой второстепенный член предложения отвечает на все вопросы косвенных падежей?
  2. Назовите символы Республики Казахстан.
  3. Назовите часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его.
  4. Что является основой предложения?
  5. Могут ли опыт и правда иметь неприятный вкус?
  6. Что находится посередине земли?
  7. Падает на гласный звук в слове.
  8. Как превратить слова ай и но в местоимения?
  9. Мать с дочерью, да мать с дочерью, да бабушка с внучкой. Много ли их всех?
  10. В каких словах по сто согласных?

 

2-вариант

  1. Назовите имя человека,который выступил на экзамене со стихотворением и вызвал интерес Державина к себе.
  2. Назовите имена существительные, использующиеся только в единственном числе.
  3. Какие прилагательные относятся к относительным?

Аргументируйте свой ответ.

  1. Какая разница существует между казахским и русским языками в постановке вопроса «кто?»?
  2. Какого цвета бывает скука?
  3. Что мы говорим в начале урока?
  4. Что у ракеты впереди, а у трактора позади?
  5. Когда руки бывают местоимением?
  6. Летели семь гусей, двух охотник убил. Сколько осталось?
  7. По чему ходит человек?

 

3-вариант

  1. Стихотворения А.С. Пушкина переводились на казахский и другие языки, а на некоторые написаны мелодии. Назовите стихотворение, на которую положена музыка.
  2. Назовите имена существительные, использующиеся только в единственном числе.
  3. Как определить вид глагола?
  4. Мать, дочь, тетрадь, любовь… Назовите тип склонения.
  5. Чем могут быть осложнены простые предложения?
  6. Ты да я, да мы с тобой. Много ли нас?
  7. По чему плывет корабль?
  8. Какие две гласные в алфавите идут одна за другой?
  9. Какое местоимение не имеет именительного падежа?
  10. Изменение глаголов по лицам и временам.

 

4-вариант

  1. Для всех достоверно, что А.С. Пушкин изначально разговаривал только на французском языке. Вопрос: «Кто повлиял на изменение интереса Пушкина и привил любовь к  русской литературе?»
  2. Назовите имена существительные,обозначающие только форму множественного числа.
  3. Чем могут быть осложнены простые предложения?
  4. Назовите самостоятельную изменяемую спрягаемую часть речи.
  5. Назовите двойные звуки.
  6. Что мы слышим в начале перемены?
  7. В каком слове пять букв о?
  8. Из какой тарелки нельзя есть?
  9. Мышеловка из пяти букв.
  10. Какие личные местоимения указывают на род?

2-тур «ПОЛИГЛОТ»

Пословицы недаром молвятся,

Без них прожить никак нельзя.

Они великие помощниц

И в жизни верные друзья.

Да, еще какие друзья, если

знаешь их на трех языках. Я читаю пословицу и упускаю одно слово, вы должны назвать пропущенное слово на русском, казахском и английском языках. (Каждый правильный ответ оценивается в 5 баллов)

  1. Без труда не вынешь рыбку из пруда. Рыбка – балық – fish
  2. Не спеши языком, торопись делом. Язык – тіл – tongue
  3. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Друзья – достар – friends
  4. Человек без родины – лес без соловья. Родина – Отан –

motherland

  1. Корень учения горек, а плод его сладок. Сладкий – тәтті – sweet
  2. Земля ценится хлебом,а человек – делом. Хлеб – нан – bread
  3. Сердце матери лучше солнца греет. Мать – ана – mother
  4. Семь раз отмерь, один раз отрежь. Один – бір – one
  5. Поспешишь – людей насмешишь. Люди – адамдар – people
  6. Книга — ключ к знаниям. Книга – кітап – book

 

3-тур «Я – ЛИНГВИСТ»Чтение незнакомого текста и пересказ его содержания.

(Каждый правильный ответ оценивается в 5 баллов)

 

ВАЛЕНТИНОВ ДЕНЬ

День святого Валентина – праздник влюбленных – отмечается 14 февраля в Европе с XVIIIвека, в США – с 1777 года, в странах СНГ – с начала 1990-х.

Но почему все же это праздник влюбленных? Легенд и домыслов на этот счет немало. Все они красивы и романтичны. Англичане считают, что 14 февраля природа делает поворот от зимы к весне, и у птиц начинается сезон брачных игр.

Но есть и  еще подтверждения тому, что 14 февраля – День влюбленных. Много веков назад древнеримским воинамзакон не позволял вступать в брак до тех пор, пока они находятся на военной службе. Жениться можно было только после 25 лет службы Священник Валентин тайком благославлял любящих, за что его казнили. С тех пор 14 февраля (день казни священника) празднуется как День святого Валентина, или праздник влюбленных.

ХЛЕБ ВОЙНЫ

Последний день 1942 года. Фашистская Германия. Концентрационный лагерь в городе Виттенберге. Здесь собрали русских, украинских. белорусских мальчишек и заставляли с семи часов утра работать на фабрике.

Как всегда их сопровождал охранник и мастер. Ребят заставляли чистить печки, трубы. На фабрике работали люди,угнанные фашистами из многих стран. Француз Пьер незаметно передал мальчикам сверток. Ребята развернули его, там было 8 кусочков хлеба с маслом и сыром, по количеству мальчиков. Ребята съели хлеб, решили отдать вечером матерям, которые тоже были в лагере и работали на фабрике.

Мальчики возвращались в лагерь последними. У ворот они узнали, что всех обыскивают и отбирают хлеб. У ног коменданта лагеря уже была большая гора хлеба. Оказывается, всем женщинам и девушкам сделали такие же подарки к Новому году, как и мальчикам. Ребят вызывали по одному и заставляли взять хлеб из этой кучи. Этим они хотели их унизить. Мальчики отказывались. Тогда их сильно били. Эту историю рассказал Николай Печников, участник этих событий.

СЛЕПОЙ БЕРКУТ

Это случилось в далекие времена в Казахстане.

В одном ауле жил охотник Мухтар. Однажды он привез молодого орла. Мухтар вырастил, выкормил птицу, и беркут слушался его, как собака.

Днем и ночью джигит охотился.

Однажды умерла от чумы семья очень богатого бая. Ночью другие баи, как шакалы, обокрали мертвых и разнесли чуму по аулам. Стали умирать вместе с богатыми и бедные люди.

При царе чуму лечили пулями. Вокруг аула встала рота солдат с винтовками. Тех, кто пытался выйти из оцепления или войти в аул, убивали. Это продолжалось 45 дней.

Чума убила многих людей. Оставшиеся в живых стали умирать от голода. Они съели все: собак, лошадиные шкуры, ремни. Мухтар понял, что сегодня они съедят его орла. Он решил отпустить птицу. И орел улетел.

Он вернулся и в когтях принес зайца, а затем лису. Он не охотился, а работал, как человек. Солдаты не стреляли в орла. Когда солдаты ушли, в живых осталось всего семь человек.

Слава об орле пошла далеко. Баи хотели купить умную птицу, но разве можно продать друга! Мухтар не продал. Тогда баи выжгли орлу глаза кислотой.

Но люди помнили добро и не бросили слепую птицу. Они кормили ее 17 лет.

(по Б.Емельянову)

БАЙТЕРЕК – СИМВОЛ АСТАНЫ

«Байтерек», который находится в центре Астаны и возвышается над всем городом, является показателем развития, преобразования и государственности, а также признаком величия и глубины, широты и богатства сегодняшнего Казахстана.

Строительство «Астана — Байтерек» осуществлено по изначальному эскизу – проекту Президента Н.А.Назарбаева. Его главная идея соответствует древнему мифологическому преданию, как бы повествуя образец чистоты, характеризующий глубокие исторические корни народа.

«Байтерек» — талисман Астаны, дает возможность любоваться столицей с птичьего полета, а  так же заставляет хранить в памяти народную легенду, имеющую значение для жизни каждого.

4тур «ЭРУДИТ»

1-вариант

  1. Продолжи ряд букв:

Б, в, г, д, ж, з, …, …, …

 

  1. Отгадай ребусы:

 

 

Р 1 А    5` Н`                                                   100Л

 

  1. Найди общее окончание для следующих слов:

 

         В

 

 

         Г

 

         Д

 

         К                                                       (…)

 

        П

 

        СТ

 

        УГ

 

        УК        

 

  1. Внимательно прочитайте следующие слова,переведите их на русский язык. Найдите закодированное слово.

1) Түбір, мұрын, ине, бас, қарбыз.

2) Ит, есім, сүт, су, от, жаз.

3) Қала, бірлік, өзен, қой.

  1. Подберите антонимы на русском языке к казахским словам. Найдите зашифрованное слово в русских словах, подберите к нему синонимы на русском и казахском языках.

АҚЫЛСЫЗ — …

ҚАЙҒЫЛЫ — …

ҰҚЫПСЫЗ — …

ӨЛІ — …

ЖАСАНДЫ — …

ЕСКІ — …

ҚЫЗЫҚСЫЗ — …

ЖОҚ — …

  1. Внимательно проанализируйте предлагаемые закономерности, постарайтесь понять связь между словами в заполненной паре и по аналогии допишите вместо многоточий пропущенные слова.

Абай Кунанбаев – Александр …

Казахстан – страна, Астана — …

М.Ауэзов – писатель, К.Сатбаев — …

География – земля, зоология — …

  1. Найдите пару и соедините их линиями

Комфорт                   волнение

Диспут                       два

Аффект                     уют

Альянс                      спорить

Дуэт                           союз

  1. Преврати неодушевленный предмет в одушевленный при помощи суффиксов.

Село – сельчанин               Пианино — …

Город — …                            Двор — …

Астана — …                          Телефон — …

Москва — …                          Америка — …

Школа — …                           Казахстан — …

  1. Подбери к данным парам существительных одно общее прилагательное

Почерк, ученик – аккуратный.

Погода, слова — …

Ветер, вид — …

Нож. язык — …

  1. Интегративное задание

Порядковый номер апреля умножьте на количество гласных в слове дастархан.

К числу букв в названии столицы Казахстана прибавьте число, которым нужно столько раз отмерить прежде чем отрезать.

2 – вариант

  1. Поставьте данные словосочетания в указанном падеже.

Трудная дорога (Р.п.) — …

Поздний вечер (Т.п.) — …

Любимая игра (Д.п.) — …

Высотный дом (П.п.) — …

Новая игрушка В.п.) — ..

  1. Двигаясь по часовой стрелке или наоборот, прочти и запиши как можно больше слов. Нельзя переставлять буквы или добавлять другие.
С      О        К

 

Е       Л       О

 

 Подчеркни слова, которые являются «родственниками» слова гора.

Горит, горный, город, пригорок, горняк, горевать, гордый, горький.

  1. Подберите синонимы на русском языке с удвоенными согласными.

Асфальтталған жол — …

Аурулық қағаз — …

Мұзда ойналатын спорт ойыны — …

Мектептегі бөлме — …

Мамандық — ..

Жүрдек поеэд — …

Жануарларды үйрету — …

5.Внимательно проанализируйте предлагаемые закономерности, постарайтесь   понять связь между словами в заполненной паре и  по аналогии допишите вместо  многоточий пропущенные слова.

Книга – читатель, кино — …

Музыка – певец, театр — …

Голова – бас, друг — …

Художник – картина, поэт — …

  1. Найдите пару и соедините их линиями

Конгресс                   пересекать

Миф                           круг

Анализ                      собрание

Цирк                          разбор

Кросс                         предание

  1. На основании какого признака объединены следующие слова в группы?

Наурыз, День Независимости, Новый год, День знаний — …

Ораза, айт, шилдехана, бесик той — …

Казахстан, Россия, Алатау, Наталья, Айнагуль — …

А.Кунанбаев, А.Байтурсынов, Ч.Диккенс, Л.Толстой — …

  1. Подбери к данным парам существительных одно общее прилагательное

Взгляд, напиток — …

Лицо, здание — …

Характер, зверь — …

Кольцо, руки — …

  1. Интегративное задание

Количество согласных букв в названии столицы Франции умножьте на количество гласных в названии столицы Германии.

Количество богатырей из известной сказки А.С.Пушкина умножьте на цифру дня празднования Наурыза.

 

1-тур « БАЙГА»

1-вариант

  1. Дополнение
  2. Герб, флаг, гимн..
  3. Местоимение..
  4. Подлежащее и сказуемое.
  5. Да. Горький опыт игорькая

правда.

  1. Буква м.
  2. Ударение..
  3. Прочитать наоборот –я и он.
  4. Три:бабушка, дочка, внучка.

10.Стол,стог,стоп,столб,просто,осторожно.

2-вариант

  1. Пушкин А.С.
  2. Сущ. вещественные (кефир, сметана, творог, бензин, нефть и др.) и собирательные (листва, трава, посуда, одежда, молодежь, человечество и др.)
  3. (Спортивный, деревянный, железный идр.) обозначают назначение предмета, материал, из которого сделан.
  4. Вопрос «кто?» в казахском языке соотносят только с человеком.
  5. Зеленая
  6. Звук У
  7. Буква Р.
  8. Когда указывают: я, ты, вы, он, она, мы, вы, они …
  9. Два. Остальные улетели.
  10. По земле.

3-вариант

  1. Романс «Я Вас любил.»
  2. Сущ. вещественные (кефир, сметана, творог, бензин, нефть и др.) и собирательные (листва, трава, посуда, одежда, молодежь, человечество и др.)
  3. По постановке вопросов что делал? –нсв; что сделал? – св.
  4. Третий.
  5. Однородными членами, вводными словами, обращением,

обособленными членами предложения.

  1. Двое.
  2. По морю.
  3. Е, Е.
  4. Себя.
  5. Спряжение.

4-вариант

  1. Няня Арина Родионовна.
  2. Очки, брюки, ножницы…
  3. Однородными членами, вводными словами, обращением,

обособленными членами предложения.

  1. Глагол
  2. е, е, ю, я.
  3. Звук П.
  4. Опять.
  5. Из пустой.
  6. Кошка.
  7. Он, она, оно.

2-тур « ПОЛИГЛОТ»

Рыбка – балық – fish

Язык – тіл – tongue

Друзья – достар – friends

Родина – Отан – motherland

Сладкий – тәтті – sweet

Хлеб – нан – bread

Мать – ана – mother

Один – бір – one

Люди – адамдар – people

Книга – кітап – book

4тур «ЭРУДИТ»

1-вариа

  1. Продолжи ряд букв: Б, в, г, д, к, л, м, н.
  2. Отгадай ребусы:

Родина, пятница, стол

  1. 3. …ол
  2. 1) Түбір, мұрын, ине, бас, қарбыз.

2) Корень, нос, игла, голова, арбуз. (Книга)

3) Ит, есім, сүт, су, от, жаз.

4) Собака, имя, молоко, вода, огонь, лето. (Символ)

5) Қала, бірлік, өзен, қой.

6) Город, единство, река, баран. (Герб

  1. АҚЫЛСЫЗ – Умный

ҚАЙҒЫЛЫ – Веселый

ҰҚЫПСЫЗ — Аккуратный

ӨЛІ – Живой

УВАЖЕНИЕ,ПОЧЕТ – сый, құрмет

ЖАСАНДЫ — Естесственный

ЕСКІ — новый

ҚЫЗЫҚСЫЗ — интересный

ЖОҚ – есть

  1. Абай Кунанбаев – Александр Пушкин.

Казахстан – страна, Астана — столица

М. Ауэзов – писатель, К.Сатбаев — ученый

География – земля, зоология – животные

  1. Комфорт — уют

Диспут    — спорить

Аффект   —  волнение

Альянс   —союз

Дуэт —   два

  1. Село – сельчанин

Пианино — пианист

Город — горожанин

Двор – дворник

Астана — астанчанин

Телефон – телефонист

Москва — москвич

Америка — американец

Школа — школьник

Казахстан – казахстанец

  1. Почерк, ученик – аккуратный.

Погода, слова — теплые

Ветер, вид — свежий

Нож, язык — острый

  1. 10. 4х3=12

6+7=13

2 – вариант

  1. Поставьте данные словосочетания в указанном падеже.

Трудная дорога (Р.п.) — Трудной дороги.

Поздний вечер (Т.п.) – Поздним вечером.

Любимая игра (Д.п.) – Любимой книге.

Высотный дом (П.п.) – О высотном доме.

Новая игрушка (В.п.) – Новую игрушку.

  1. Отгадай ребусы:

Улица, опять, сорока.

  1. Двигаясь по часовой стрелке или наоборот,прочти и запиши как можно больше слов. Нельзя переставлять буквы или добавлять другие.
  2. Подчеркни слова, которые являются «родственниками» слова гора.

Горит, горный, город, пригорок, горняк, горевать, гордый, горький.

  1. Подберите синонимы на русском языке с удвоенными согласными.

Асфальтталған жол – шоссе

Аурулық қағаз – бюллетень

Мұзда ойналатын спорт ойыны – хоккей

Мектептегі бөлме – класс

Мамандық – кассир

Жүрдек поеэд – экспресс

Жануарларды үйрету – дрессировка

  1. Внимательно проанализируйте предлагаемые закономерности, постарайтесь понять связь между словами в заполненной паре и по аналогии допишите вместо многоточий пропущенные слова.

Книга – читатель, кино — зритель

Музыка – певец, театр — актер

Голова – бас, друг — дос

Художник – картина, поэт — стихи

  1. Найдите пару и соедините их линиями

Конгресс    —собрание

Миф    —предание

Анализ —разбор

Цирк   —круг

Кросс—  пересекать

  1. На основании какого признака объединены следующие слова в группы?

Наурыз, День Независимости, Новый год, День знаний – Государственные праздники.

Ораза, айт, шилдехана, бесик той – Народные обычаи, традиции.

Казахстан, Россия, Алатау, Наталья, Айнагуль – собственные существительные.

А.Кунанбаев, А.Байтурсынов, Ч.Диккенс, Л.Толстой – поэты и писатели.

  1. Подбери к данным парам существительных одно общее прилагательное

Взгляд, напиток – холодный.

Лицо, здание – каменное.

Характер, зверь – сильный.

Кольцо, руки – золотые.

  1. Интегративное задание

2х2=4

33х22=726

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *