Процесс менторинга одного коллеги
Сущностными характеристиками процесса менторинга являются установление отношений между двумя субъектами на основе обучения и развитие у подопечного таких ключевых навыков, как умение активно слушать, формулировать ключевые вопросы для усовершенствования практики. Ментор предлагает решение сложных задач и профессиональную поддержку подопечным, основывая взаимоотношения с ним на доверии, соучастии, искренности и честности.(Garret-Harris & Garvey, 2005).
При первой встрече я ознакомила администрацию с ходом и планами прохождения практики в школе. На вводном коучинге я познакомила коллег с Программой второго (основного) уровня и провела анкетирование. По его результатам многие захотели ознакомиться с новыми подходами в обучении. Среди них И.А. изъявила желание быть моим подопечным. Я предварительно побеседовала с ней для того, чтобы определиться с её потребностями в изменениях в практике.
Она молодой специалист с высшим образованием, имеет три года стажа работы в школе, преподаёт информатику в среднем и старшем звеньях.
Я разъяснила суть нашей совместной работы, ещё раз рассказала об идеях Программы второго уровня.
В своей профессиональной беседе я обратила внимание подопечной на методы овладения идеями семи модулей для повышения мотивации и развития познавательной активности учащихся. Наше сотрудничество было эффективным, потому что между нами сложился хороший тандем на основе сотрудничества и доверия, который способствовал готовности подопечной к поиску собственных решений и осознания того, что самосовершенствование необходимо. Своё мнение о нашей совместной работе она выразила при беседе и в своём отзыве. Она отметила, что стала более уверенней. Поддержка и оказанные мною содействия в развитии профессиональной компетентности подопечной помогли мне увидеть мои возможности как
наставника. Я училась решать сложные задачи, строить отношения на взаимопонимании, на соучастии, искренности и доверии.
Её интересовали новые подходы в образовании, и она пожелала сотрудничать в целях совершенствования своей профессиональной деятельности. На уроках информатики есть все преимущества использования ИКТ для расширения возможности самостоятельной творческой деятельности учащихся, особенно при исследовании и
систематизации учебного материала, для развития познавательных способностей учащихся, для развития мотивации учащихся. После посещения традиционного урока подопечной мы обсудили её первый урок. На уроке в основном она сама говорила, объясняла, дети записывали, конспектировали. У Ж. не заработал интернет, и А. подошла и подключила к другому компьютеру. Такое часто происходит на уроках информатики, даже тогда, когда учитель перед уроком каждый раз проверяет техническое состояние компьютеров. Ж. был пассивным, а А. ,не проявляя никакой активности, сидела и работала самостоятельно, но все задания, которые задала учительница, выполняла правильно. А о физминутках совсем забыла. Она это объяснила тем, что у неё был первый урок в первой смене.
Профессиональная беседа на тему «Организация групповой работы на уроках информатики» проводилась с целью обсуждения вопросов с подопечной о создании мотивационной среды для взаимодействия учащихся в группе, которая способствует повышению активности учащихся на уроке. Совместно составили план её следующего урока с использованием эффективных форм, методов и приёмов обучения, выбрали тему для самообразования – это «Развитие критического мышления у учащихся и освоения новых подходов в обучении и преподавании».
Посетив её уроки по информатике, я фокусировала своё внимание на применение групповой работы как наиболее эффективного способа активизации деятельности учащихся с применением различных видов заданий. Здесь я опять напомнила ей о разминках. Мне так кажется, она не любит физминутки. Всё остальное она применяла на своих уроках.
Она отметила, что стала более уверенней, научилась составлять среднесрочный и краткосрочные планы, также она подчеркнула ,что поддержка и оказанная ею содействия ментора в развитии её профессиональной компетентности помогли увидеть и свои возможности.
Вторая профессиональная беседа прошла по теме: « Приёмы и стратегии технологии развития критического мышления». Она была посвящена на разработку конкретного урока подопечной с выбором
эффективных стратегий развития критического мышления на уроке. В результате подопечная узнала о различных приёмах технологии развития критического мышления и целенаправленное применение различных стратегий в процессе обучения для достижения целей урока. У неё мало опыта и она была обеспокоена поиском наилучших способов вовлечения учеников в эффективную работу.
Вначале сессии она сомневалась, что групповая работа не подходит к её предмету.
При обсуждении я предложила ей переформировать группы и посадить учащихся поближе друг другу. Чтобы внутри группы дети имели возможность работать в паре. И предложила стратегию « Продолжи». Я делаю акцент на принципе – работа в группах должна быть технологичной…
Здесь можно использовать отдельные программы, например, хорошо известные нашим детям, которые проводят много времени в Skype и MSN – (хорошо организовать голосовые или чат – конференции). А также применить обучающие программы в качестве тренажёра при коррекции знаний отдельных учеников. Эта работа хороша тем, что ученик самостоятельно на компьютере повторяет практически весь материал по теме. Ещё я предложила провести тестирование на компьютере с помощью специализированной программы «ACTIVote» при закреплении знаний, умении и навыков учащихся. Тестовый контроль с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить уровень знаний учащихся. Все эти предложения она взяла во внимание и подошла с вопросом о том, как лучше организовать оценивание для обучения. Я предложила ей совместно с детьми составить критерии оценивания. Мы ещё раз перебирали задания.
Совместно разработанный урок моей подопечной в 8 «Г» классе прошёл более продуктивно. Ей удалось вовлечь в активную работу всех, даже выступали дети, которые долгое время не были активны. Я наблюдала за детьми и отметила, что они на этом уроке работали намного лучше.
У неё были хорошие вопросы открытого типа, на которые ученики должны были ответить, используя ресурсы интернета. При выполнении задания
«Продолжи», ученики один за другими предлагали интересные факты. Этот приём был уместен, когда дети изучали интерфейс программы Corel Drow. А также я заметила, что ребята стали лучше работать в парах. На втором уроке, где она познакомила с программой «MS EXSEL» она использовала интересное деление, дети увлечённо работали, сначала поработали с учебниками, прочитали теоретический материал, обсудили в паре и в
группе. Затем всё это изложили на постерах. Когда презентовали свои работы вышли всей группой, и каждому хотелось сказать свои мнения.
После всего сделанного она убедилась в необходимости изменения своих подходов в преподавании, она была так заинтересована приёмами критического мышления, что сама начала искать интересные ресурсы, задания. Но подопечная испытывает трудности с
внедрением модуля оценивания для обучения и оценивания обучения. Несмотря на это у неё появилась мотивация, она стала творчески подходить к различным заданиям. Она сделала вывод, что групповая работа учит детей умению слушать других, сотрудничая, решать проблемы. Если раньше на уроке информатики дети спешили быстрее сесть за компьютеры, то теперь они смотрели на учителя и ждали что-то новое. Они уже знают, что учитель приготовил для них специальные задания, интересные игры, тренинги. Даже если она скажет, прочитайте теоретический материал, они готовы это сделать. Она сама удивилась этому повороту. Раньше дети не хотели учить теорию, они говорили: — И.А., можно сесть за компьютер? Когда она не допускала их к ПК, ученики не желали работать на уроке. Теперь изменения в практике увлекали детей, они с интересом изучали теорию и выполняли задания в группе. Такие перемены радовали моего подопечного. При очередной встрече она увлечённо рассказывала мне о них и ещё больше была настроена на позитив. Она окончательно была уверенна, что новый подход в преподавании даёт результат. Только надо работать по этому направлению систематически. Подопечная рада, что дети повернулись лицом к учебе.
За годы работы в школе ей было трудно заставить детей работать по учебнику, и она не знала, каким путём можно добиться этого. И, наконец, она сделала это. Я тоже очень рада за неё. Я не беру много на себя, многое она достигла сама, потому что у неё есть желание, она трудолюбивая, не по возрасту умная, креативная. В ней мне нравится её пунктуальность. Замечание по поводу физминутки она быстро исправила. Применила такую разминку, что мне захотелось поучаствовать. На третьем уроке по теме «Робототехника» она дала учащимся возможность проявить свои творческие способности в создании слайдов и презентовать работы. Подопечная формативно оценивала работы детей. Все дети справились заданием, она отметила работу ученика.
Посещая её уроки по информатике, я фокусировала своё внимание на организацию групповой работы как наиболее эффективного способа
активизации деятельности учащихся с применением различных видов заданий. Подопечная успешно применяла полученные знания на своих
уроках. Конечно, были трудности при осуществлении процесса менторинга – это загруженность подопечной (у неё и классное руководство, и общественные нагрузки). Я благодарна своей подопечной, что обучая её, я и сама научилась проводить наблюдения, размышлять над действиями, преодолевать трудности, расставлять приоритеты, планирование составлять на основе исследований, делать прогнозирование, рефлексировать.
Внедрение новых технологий в учебный процесс необходимо. Они развивают личность ученика, его мышление и творческие способности. Способствуют внедрению атмосферы доверия между учителем и учеником. Я думаю, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?». И я думаю, моя подопечная теперь точно знает, как улучшить своё преподавание. От проведения процесса менторинга я взяла для себя многое.
Пересмотрела взгляды на преподавание, на умение работать в сотрудничестве, активизировалась на позитивную деятельность. В том числе, использовать результаты наблюдения для улучшения своего преподавания.