Басы » Музыка » Работа над художественным образом в фортепианных произведениях младших классов

Работа над художественным образом в фортепианных произведениях младших классов

чвапиыцКороткова   Елена Федоровна

 ДМШ г.Талгар  Алматинская обл.

Открытый урок по специальности фортепиано в 3 классе

Тема: «Работа над художественным образом в фортепианных произведениях младших классов»

Вид урока: Открытый урок

Цели урока:Раскрыть и выразить в исполнении образное содержание музыкального произведения.

  1. Активизирование творческого отношения учащегося к работе над освоением технических навыков.

Задачи урока:

–         Работа над выразительностью музыкального языка, преодолением исполнительских трудностей.

–         Достижение уровня образной завершенности интерпретации.

–         Воспитание творческого отношения к работе.

Этапы урока:

 

–         И. С. Бах. Маленькая прелюдия c-moll. Приемы работы над полифонией. Работа над темой, характером.

–         П. И. Чайковский. Камаринская. Раскрытие художественного образа, с помощью звуковых задач.

–         П. И. Чайковский. Сладкая греза. работа над характером пьесы, кульминацией, касанием, педалью.

–         Кибирова. Осень. Работа над формой, целостностью произведения, передача художественного образа.

 

Ход урока:

  1. Вступительное слово педагога.

 

Музыкальный образ – это обобщенное воспроизведение в музыке явлений действительности и душевного мира человека.

Художественно – звуковой образ раскрывается первоначально в музыкальной теме в процессе её изложения, а затем – последующего развития, варьирования, дополнения. При этом проявляются разные стороны, черты, оттенки многогранного образа.

 

В крупных музыкальных произведениях идейно – эмоциональное содержание воплощается в сложной системе образов, в их развитии, контрастных сопоставлениях, взаимопроникновении. В программной музыке образ получает конкретное словесное обозначение. Очень важно в работе над музыкальной пьесой рассказать ученику о чем эта музыка, о разных характерах той или иной темы. Таким образом ученику легче будет понять музыку и исполнить её выразительно.

 

  1. Работа с учеником.

 

И. С. Бах. Маленькая прелюдия c-moll.

Педагог дает сведения о композиторе, беседует с учеником о характере. Трудность «маленьких прелюдий» заключается в соединении поразительного лаконизма с емкостью содержания. На примере этой прелюдии мы знакомим ученика с имитационной полифонией. Имитация – это основной полифонический способ развития темы. Поэтому тщательное изучение этого приема является первоочередной задачей. Образ – торжественно – праздничный, мужественный «поет труба» Тема в этом произведении состоит из нескольких подъемов. Проследить движение, собрать в аккорд, скачки – выделить (си ь, до).

В дальнейшем смотрим проведение темы в другом голосе «поет виолончель». Анализируем проведение темы.

Каденция – свободнее, отцезурить. Начинается легко и стремительно. Каданс исполнить мужественно и решительно. Существует трудность с мелизмом, исполняется за счет основного времени, с первой доли(исполнение произведения учеником после работы над ним).

 

П. И. Чайковский. Камаринская. Чайковский – великий русский композитор, автор «Детского альбома», все пьесы которого очень яркие по содержанию. Ученица рассказывает о написании этого цикла, который состоит из 24 маленьких пьес. По ним можно хорошо представить себе, в какой обстановке жили дети того времени, что их окружало, как они проводили время.

Камаринская – это бодрая, веселая пляска,эта пьеса написана в форме вариаций. В 1 и 2 вариации звучит имитация народных инструментов: балалайки и гармони (аккорды исполняем как бы «выдувая»). Сложность исполнения в градации динамических оттенков, при исполнении на Р требуется чуткость кончиков пальцев. (Ученица закрепляет проделанную работу исполнением произведения).

 

П. И. Чайковский. Сладкая греза. Эта пьеса также входит в «Детский альбом». Прослушивание в записи . Ученица говорит о том, что она представила себе, слушая эту музыку. Педагог дополняет: «Эта пьеса передает мечтательное и трепетное состояние души». Характер достигается плавным движением вверх по секвенциям, достигнув высоты – падает (вздох ребенка). Добиться легато по такту. Мелодия достигает кульминации во 2 предложении и резко на Р (передает искренность детского чувства). Далее в фактуре звучание в низком голосе – 2 план. Сложить все в аккорды. Аппликатура-подмена на одной клавише. Педаль – запаздывающая.

 

С.Кибирова. Осень. Ученица исполняет пьесу, педагог предлагает рассказать о характере пьесы. Затем сам дает характеристику образу, используя картины природы исполняет пьесу.

Вступление — «вздыхающие мотивы», жалобные, нежно опадают листья. Далее легатная, завораживающая своей лиричностью мелодия. Пьеса исполняется мягким и глубоким звуком.

                                                                        Заключение

 

Ученица активно воспринимает образное содержание пьес. Ей удается передать характер музыки . В этом ей помогают записи музыкальных произведений и исполнение педагогом. Использованы картины с изображением танцующих, картины природы

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *