Алматинская область
Карасайский район
п.Береке КГУ «Средняя школа имени М.Бейсебаева с дошкольным миницентром» учитель по географии Шабденов Данияр Рахималиевич
Разработка урока по географии на тему «Природные зоны Евразии»
Цель урока: рассмотрение общих особенностей размещения природных зон Евразии, подтвердить проявление широтной зональности; ознакомление учащихся с особенностями природы и типичными представителями растительного и животного мира арктического, субарктического и умеренного поясов; формирование эмоционально — чувственного восприятия окружающего мира.
Тип урока: урок изучения нового учебного материала.
Вид урока: беседа с элементами практической работы.
Методы обучения:
— словесные: рассказ учителя с опорой на знания, фронтальная беседа
— наглядные: работа с с картой природных зон, работа с группой ( с карточками – заданиями).
Способы организации деятельности преподавателя и учащихся: фронтальный, индивидуальный, коллективный.
Ход урока
- Проверка домашнего задания
1) Дайте общую характеристику рек Евразии
План описания реки: 1. В какой части материка течет река?
- Где берет начало река? Куда впадает эта река?
- В каком направлении течет река?
- Объясните зависимость характера течения рек.
- Определите источники питания реки.
- Каков режим реки и как он зависит от климата?
2.Проверка пройденного материала
Тест «Внутренние воды Евразии»(письменно на листочках)
Какие реки относятся к бассейну Тихого океана?
- Ганг, Амур, Дунай
- Янцзы, Хуанхэ, Волга
- Лена, Енисей, Амур
- Хуанхэ, Янцзы, Амур
Какие реки относятся к бассейну Индийского океана?
- Амур, Ганг
- Ганг, Инд
- Хуанхэ, Янцзы
- Янцзы, Дунай
Выберите правильное утверждение.
- Самая крупная река бассейна внутреннего стока – Волга
- Амударья имеет преимущественно дождевое питание
- На реках с муссонным режимом половодье весной
- Волга летом значительно мелеет
Какие реки имеют ледниковое питание?
- Амударья и Сырдарья
- Волга и Рейн
- Лена и Амур
- Енисей и Сена
Какие реки относятся к бассейну внутреннего стока?
- Амударья, Амур, Сырдарья
- Волга, Лена, Амударья
- Волга, Амударья, Сырдарья
- Енисей, Лена, Амур
Какие реки замерзают зимой и имеют весеннее половодье?
- Амур и Амударья
- Волга и Сена
- Лена и Амур
- Лена и Енисей
В каком озере есть и пресная, и соленая вода?
1) в Байкале
2) в Балхаше
3) в Аральском
4) в Каспийском
Укажите самое глубокое и самое большое озера мира
Байкал, Каспийское
Мы повторили домашнюю работу и знаем, что такое климатический пояс, природная зона. Сегодня мы на уроке поговорим о природных зонах Евразии.
Изучение нового учебного материала
1) распределите природные зоны с севера на юг (ребята прикрепляют номера по порядку с севера на юг соответствующим зонам)
Евразия расположена во всех климатических поясах северного полушария, поэтому в ее пределах есть все типы природных зон Земли. Как правило, зоны вытянуты с запада на восток.
Почему происходит такая смена природных зон?
Дело в том, что сложное строение поверхности материка и циркуляция атмосферы определяют неравномерное увлажнение разных его частей. Из — за этого зональная структура сильно усложняется, многие зоны не имеют сплошного распространения. Подобно Северной Америке, Евразия наиболее вытянута с запада на восток в умеренных и субарктических широтах, поэтому зоны этих поясов занимают большую часть материка.
Также здесь есть области высотной поясности — смена природных зон и ландшафтов в горах по мере возрастания высоты над уровнем моря.
Горные территории занимают почти половину площади материка. Наиболее отчетливо высотную поясность можно наблюдать на южных склонах Гималаев, обильно увлажненных муссонами, а также на южных склонах Альп.
Работа учащихся в группах
Предлагаю изучить природные зоны Евразии самостоятельно, работая в группах (выдаются карточки с заданиями)
Сейчас вы должны будете выбрать в каждой группе лидера, спикера и таймера. Результатом работы каждой группы будет заполнение таблицы , карточки, и выступление спикера.
Ну вот, теперь можно отправляться в путь. У вас на столах географические атласы , путеводные листы, а также таблица природных зон (частично не заполненная). Вам необходимо воспользовавшись путеводным листом, климатической картой и картой природных зон составить краткое выступление, характеризующее предложенную природную зону. На выполнение работы по путеводным листам вам даётся 7 минут +3 минуты (на обсуждение в группе).
Каждой команде в течение 3 минут предстоит презентовать свою природную зону. В это время представители остальных команд должны очень быстро и кратко заполнять таблицу. Записываем самое важное из представляемого материала.
Поверка усвоения материала
В чем уникальность материка Евразия с точки зрения размещения природных зон? (На материке Евразия, в отличие от других материков, размещены все природные зоны).
Назовите причину смены природных зон на материке Евразия. (Основной причиной смены природных зон с севера на юг на материке является изменение количества поступающего тепла по мере удаления от экватора — широтная зональность, и уменьшение количества влаги в умеренном поясе по мере удаления от Атлантического океана – в связи с западным направлением воздушных масс происходит изменения в климате)
Физминута
Мы изучили все природные зоны Евразии. Для того, чтобы еще раз вспомнить об особенностях природных зон материка, проведем полезную физминутку. Я буду называть признаки природных зон и природную зону, которой они соответствуют. Если вы посчитаете, что я говорю правильно — сидите, если вы уверены, что я ошиблась – встаете.
а) Арктические пустыни;
б) Тундра;
в) Тайга;
г) Широколиственные леса;
д) Степи;
е) Пустыни и полупустыни.
- Занимает самую большую область в Евразии.
- Зона состоит из хвойных лесов.
- На территории зоны произрастают такие деревья как дуб, граб, бук.
- Характерны моховая и лишайниковая флора, а также произрастают кустарнички.
- Преобладают открытые равнинные ландшафты. Произрастают различные злаки.
- Растительность очень скудная, местами отсутствует, типичное растение — саксаул.
- Растительность почти отсутствует, есть только лишайники и мхи.
Итог урока
— Сегодня на уроке мы познакомимся с природными зонами Евразии
— Взгляните на карту природных зон, назовите природные зоны материка
— Какие природные зоны протягиваются с запада на восток по всему материку?
— В каком климатическом поясе смена природных зон происходит с запада на восток?
— В какой природной зоне располагаются: о. Калимантан, п-ов Индокитай, п-ов Аравийский, о. Исландия, о. Врангеля, о. Крит, о Сахалин
мир
Рефлексия ( раздаются листочки с вопросами; подписывать листочки необязательно)
Подчеркните предложение, которое выражало ваше состояние сегодня на уроке:
-Мне было интересно
-Я узнал много нового
-Я был равнодушен на уроке
-Я скучал
-У меня хорошее настроение
-Я продолжу изучать природные зоны.
Выставление оценок
Домашнее задание. Дайте характеристику природным зонам поселка Береке плану учебника (с. 312)
План описания природной зоны: 1. Географическое положение зоны
- Климатические условия
- Почвы
- Растительность
- Животный