Басы » Кембридж бағдарламасы » Спряжение глаголов

Спряжение глаголов

г.Талдыкорган

Средняя школа-гимназия №14 

Учитель русского языка и литературы  Нургалиева Галия Сейткожановна 

6-класс.  Предмет Русский язык.

Тема урока: Спряжение глаголов

 

Цели: 1. Совершенствование умений по инфинитиву определять спряжение глаголов. Освоение алгоритма  применения правила правописания гласной  в личных     окончаниях глагола.

Активизировать работу учащихся на уроке путем создания проблемной ситуации.

  1. Развивать умения учащихся  — самостоятельно определять свои знания – незнания по изучаемой теме;

— работать в парах;
— сравнивать, анализировать, формулировать вопросы, делать вставки;
— систематизировать материал в кластер.

  1. Воспитывать желание переосмысления собственных знаний по изучаемой теме и их практическое применение.

Задача: Постараться максимально приблизить учащихся к процессу самостоятельного получения новой информации по изучаемой теме “Глагол. Спряжение глаголов”; “прочувствовать” и “прожить” ее.

Вид урока: применения и совершенствования знаний

Методы: мозговой штурм, осмысление, самостоятельная работа, работа с учебником, работа в парах, взаимопроверка.

Оборудование:  таблица, слайды с текстами, учебник.

 

1 Этапы урока Форма  работы Содержание урока Деятельность учителя Действия учеников Ресурсы
Организационный момент Психологический настрой

к уроку. Глагол — это важнейшая часть речи в русском языке. Уже в самом названии подчеркивается его особая значимость. Глагол как часть речи обозначает “процесс”. С помощью глагола мы узнаем, как все в этом мире двигается, говорит, меняет краски, как звучит, как чувствует себя.”

 

1) Вступительное слово учителя:

. Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению, первичному запоминанию новых знаний и способов деятельности

 

Мотивируя деятельность учащихся ,

Весь мир и мы в нем находимся в движении, в действии. Нам приходится как-то называть эти действия . Учитель читает стихотворение

Что без меня предметы ?

Лишь названья,

А я приду –

Всё в действие придёт.

Летит ракета.

Люди строят здания.

Цветут сады, И хлеб в полях растёт.

 

О какой части речи мы будем сегодня говорить?

“глаголы — это слова, оживляющие все, к чему они приложены”. И это действительно так. С помощью имен существительных можно назвать все, что нас окружает. Имена прилагательные помогают нам уточнить то, что названо именем существительным, но только глаголы могут “оживить” окружающий нас мир.

Учащиеся слушают стихотворение учителя и отвечают на поставленные вопросы, принимают тему урока

учащиеся
Актуализация опорных знаний учащихся

 

 

 

 

Мы все встречаем глаголы в устной речи и почти не обращаем на них внимания, но при письме сталкиваемся с определенными трудностями написания окончаний.

Вопрос: Что может помочь верно выбрать гласную в окончании глаголов? (определение спряжения)

  1. А теперь давайте проведем интересную зарядку для мозгов “Кто что делает?”

3) Запись темы урока.

Сообщение цели урока.

 

Повар -…, врач — ….., учитель — …, ученик — …, баянист — …, художник — …, портниха — …, продавец — …, пекарь — .., ветер — …, гром — …, молния — .., трава — .., дождь — …, огонь — …, солнце — .., вода — ..

Сделайте вывод

  1. Дидактический этап – знание. Что вспоминаем ?   Что узнаем?                     Самостоятельная работа.
ІІ. Мағынаны тану, ажырату кезеңі

 

Вспомним стихотворение —  подсказку.

 

 

 

. Составление кластера на доске и в тетради совместно с учителем.

Ко II же спряженью

Отнесём мы без сомненья,

Все глаголы, что на – ить,

Исключая брить, стелить.

А ещё: смотреть, обидеть,

Слышать, видеть, ненавидеть,

Гнать, держать, дышать, вертеть,

И зависеть, и терпеть.

Вы запомните, друзья:

Их на -е- спрягать нельзя.

 

 

III. Дидактический этап – понимание Переход от теории к   практике. Как понимаем изученное?   Фронтальный опрос

3) Презентация “Спряжение глагола”.

Учитель:

 

— На прошлом уроке мы с вами говорили о спряжении глаголов. Давайте вспомним, что такое спряжение глаголов?

 

— Запишите личные окончания глаголов: 1 вариант – Iспряжения, второй вариант – IIспряжения.

  1. Сколько спряжений имеет глагол?
  2. Для чего нужно знать спряжение глагола?

Как определить спряжение глагола?

— Теперь обменяйтесь тетрадями и проверьте работу соседа по таблице

Появляется ресурс, с помощью которого дети проверяют друг друга.

   

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, тем самым повторяя написание окончаний глаголов с опорой на таблицу учебника

  1. IV. Дидактический этап – применение                                                                       Как применяем понятое? 
   

   пишу

 

   пишешь

 

   пишет 

 

    пишем 

 

    пишете 

 

    пишут

 

несу 

 

несёшь

 

несёт

 

несём

 

несёте

 

несут

 

ворчу

 

ворчишь 

 

ворчит

 

ворчим

 

ворчите

 

ворчат

 

свечу

 

светишь

 

светит

 

светим

 

светите

 

светят

Работа с таблицей.

 

 

 

Каждая группа работает самостоятельно.

  1. К какому спряжению относятся глаголы первых двух столбиков?

              К I спряжению.

(1 группа)

  1. К какому спряжению относятся глаголы 3 и 4 столбиков?

(2группа)

  1. Как вы это определили?

По окончаниям.

Что вы можете отметить общего в личных окончаниях? Какая гласная является основной? (3группа)

 Личные окончания этих глаголов имеют гласную е, а в форме 3-го лица множественного числа окончание -ют.

 Стадия осмысле- ния.  
  1. Дидактический этап – анализ Что анализируем? На этом этапе наблю- дается закрепление нового материала, развивается образное мышление, получение обратной связи.
Закрепление умения правильно писать гласную в личном окончании глагола. Работа в группах

Поставить ударение, определить спряжение. Распредели слова:

Готовим, рису…ем, посмотр…шь, покраси…шь, искупа…шь. Подыш…шь, посад…те, слома…те, скле…т, разве…т, застел…шь, молот…т, поддерж…шь, рыщ…ет, завян…т, надкус…т, почу…шь, замерзн…те,загон…те.

Укажи глаголы 2 спряжения:

наступает, следят, молчишь, долбит,

стоишь, слепит

Вывод. Итак, что надо сделать (какие действия надо выполнить) , чтобы проверить безударные окончания глаголов?

— Сейчас я и проверю, как вы это запомнили.

Учащиеся доказывают, какое окончание надо написать, пользуясь образцам рассуждений (правилам) .
VI.Дидактический этап – синтез            Что обобща- ем?   Сочинение- описание на тему «Зима» С каждой группы читают сочинение.
Эссе жазу

Выполнение тестовых заданий

 Задание на  закрепление изученного материала.

Образовать словосочетания со следующими глаголами.

 

 

Тест

1.Сколько временных форм имеют глаголы?

А) 2    б) 3        в) 4

  1. 2. Если глагол отвечает на вопрос что делает? Что делают?, то он в форме…

А) прошедшего времени;

Б) настоящего времени;

В) будущего времени.

  1. 3. На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени?

А)Что делает? Что делают?

Б)Что сделает? Что будет делать?

В) Что делал? Что делали?

  1. Выбери глаголы будущего времени

А) пробежала б) воркует в)прилетит г) напишу

Д) запищат

Е) сфотографирует

Проверяем ответы

  1. Б) 3;
  2. Б) настоящее времея;
  3. В) Что делал? Что делали?
  4. В) прилетит; г) напишу;              д) запищат;   е) сфотографирует.
     
VII.Дидак – тический  этап – оце нивание Подведение итогов урока(рефлексия достижения цели), комментированное выставление оценок  

Достигли ли вы поставленной перед собой цели? Какая информация отложилась у вас в памяти?

 

Оценивает результаты работы учащихся на уроке. Выставляет оценки за урок.

Делают выводы.

 

Анализируют результаты своей работы на уроке

Что получилось, что узнали нового, какие знания и умения закрепили

Дети  кратко рассказывают, что нового узнали из данного материа ла  или  одну усвоенную идею, но самую яркую и оригинальную  из тех знаний и навыков, которые  приобрели по данной теме. Затем оценивают группу.
Домашнее задание Задание №5 стр 119. Определить спряжение и записать их в 3 лице ед числа.

Задание №6. Списать, дописывая личные окончания.

 

                                                

 

Рефлексия

На данном уроке были поставлены и осуществлены следующие цели и задачи:

Цели:1. Совершенствование умений по инфинитиву определять спряжение глаголов. Освоение алгоритма  применения правила правописания гласной  в личных

окончаниях глагола.

Активизировать работу учащихся на уроке путем создания проблемной ситуации.

  1. Развивать умения учащихся

— самостоятельно определять свои знания – незнания по изучаемой теме;
— работать в парах;
— сравнивать, анализировать, формулировать вопросы, делать вставки;
— систематизировать материал в кластер.

  1. Воспитывать желание переосмысления собственных знаний по изучаемой теме и их практическое применение.

Задача: Постараться максимально приблизить учащихся к процессу самостоятельного получения новой информации по изучаемой теме “Глагол. Спряжение глаголов”; “прочувствовать” и “прожить” ее.

 

На уроке были использованы и некоторые элементы новизны.

Это:

  • Развитие образного, слухового, чувственного и эмоционального восприятия материала, взаимодополняющих друг друга и дающих возможность создать ребенку целостную картину “мира”.
  • Кластер, работа , которая остается у ребенка и в памяти, и на бумаге и где занесена только правильная, выверенная информация. Дети умеют систематизировать полученный материал в кластер.
  • Подтверждением эффективности и результативности урока является то, что дети не просто выучили материал и прекрасно выполнили задание, но и то, что они как бы “пережили” его, “прочувствовали” вместе с учителем.
  • Последующие уроки посвящены не теоретическому материалу, а практической его отработке.
  • На мой взгляд работа по таксономии Б.Блума является эффективной, имеет хорошие положительные результаты; разработана для ученика, чтобы максимально приблизить его к процессу познания русского языка и чтобы от этого он получил моральное удовлетворение.

Данная технология очень тесно связана с технологией личностно ориентированного и развивающего обучения. Она “учит не преподносить истину в готовом виде, а находить ее”. Надеюсь, что она принесет “хорошие плоды”.

На уроке использовала такие методы обучения .

По характеру познавательной деятельности:

  • объяснительно-иллюстративный;
  • репродуктивный;
  • частично-поисковый.

По источнику знаний:

  • словесный;
  • наглядный;
  • практический;
  • работа с книгой.

По способу организации работы (методы управления:)

  • работа под непосредственным руководством учителя;
  • совместная работа;
  • самостоятельная работа.

Стимулирующие методы:

  • метод поощрения;
  • взаимный контроль;

Всю работу на уроке я спланировала учитывая психологические особенности класса.

На первом этапе произошло приветствие, сообщение темы урока и задач на урок.

Думаю удалось обеспечить высокую работоспособность учащихся в течении всего урока благодаря  смене видов деятельности. Психологическая атмосфера на уроке была хорошая.

На каждом этапе урока учитывались индивидуальные особенности и интересы учащихся, уровень  их подготовленности, но не осуществлялась  индивидуализация обучения и дифференцированный  подход.  На заключительном этапе урока дети показали хороший уровень усвоения знаний по теме.

Стараюсь общаться с детьми на уровне сотрудничества, думаю, что каждый ребёнок достоин уважения и внимательного отношения к своей личности.

Наглядный материал использованный мною на уроке — это интерактивная доска, памятки, таблицы..

Домашнее задание  было предоставлено на выбор учащихся. Думаю, что школьники справятся.

На сегодняшнем уроке мне удалось реализовать поставленные цели  и задачи.

На следующем уроке продолжу работу над закреплением темы «Неопределённая форма глагола»

Спасибо за внимание к моей работе.

1 пікір

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *