Средняя школа имени Ломоносова
Учитель: Асылханова А.Ж
Открытый урок русского языка в 11 классе по теме: «Бессоюзные сложные предложения. Обобщение» на районном семинаре учителей русского языка
ЦЕЛИ УРОКА:
- ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: обобщение, систематизация и углубление знаний учащихся о бессоюзном сложном предложении; совершенствование их пунктуационных навыков по данной теме. Продолжить работу по ликвидации имеющихся пробелов; расширять возможность использования информационных технологий для повышения грамотности с целью подготовки обучающихся к итоговой аттестации.
- ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
формировать их личностную позицию; воспитывать эстетический вкус; вызвать у учащихся интерес к теме урока; помочь им осознать суть подлинной доброты, с которой и начинается человек; воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля.
- РАЗВИВАЮЩИЕ: развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развитие умения аргументировать, доказывать; развитие умения применять полученные знания в нестандартных ситуациях; развития умения выделять главное, сравнивать, обобщать.
Оборудование: проектор, компьютер
ХОД УРОКА
- Организационный этап.
1.1. Сообщение темы урока и постановка целей
— Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас. Сегодня у нас необычный урок. На уроке присутствуют гости. Ваша задача: показать все, что вы умеете и знаете. Надеюсь, что урок будет для вас интересен и полезен.
1.2.Психологический настрой.
Ребята! Давайте проведем тренинг: «Покажи руками!»
- Приветствие
- Дружба
- Жалость
- Радость
- Удача
- Прощание
1.3Деление на группы.
Сегодня мы с вами подводим итоги по теме, над которой работали на протяжении нескольких уроков.
— Ребята, посмотрите на слайд и определите: какие перед нами предложения? (БСП) Найдите среди них лишнее.(слайд 2)
- «Мудрый человек требует всего только от себя, ничтожный человек требует всего только от других. (Китайская)
- «Источник утоляет жажду – доброе слово оживляет сердце»
- « Подлинная добродетель подобна реке: чем она глубже, тем меньше шумит»
- У каждого времени своя жестокость, а доброта одна на все времена.
— Ребята, как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?
— Сегодня у нас с вами обобщающий урок-практикум по теме
« Бессоюзные сложные предложения».
— Запишите сегодняшнее число, тему урока. (3 СЛАЙД)
Определим цели нашего урока: (дети сами должны их назвать)
— Что мы будем делать на уроке?
Цель: обобщить, систематизировать и закрепить правила постановки знаков препинания в БСП.
Правильно, ребята, мы постараемся обобщить всё изученное о бессоюзном сложном предложении, будем закреплять навыки постановки знаков препинания в БСП, развивать навыки пунктуационного анализа предложений. И, конечно же, опираясь на уже известное, изученное, узнаем и кое-что новое и интересное о БСП. И так же, как и на предыдущих уроках, мы будем готовиться к государственной итоговой аттестации.
У доски 1 ученик разбирает слово «бессоюзное» по составу и производит фонетический разбор.
- Сегодня мне хотелось бы к нашему уроку предложить два эпиграфа: (слайд 4)
«В бессоюзных сложных предложениях разные знаки препинания употребляются потому, что каждый из них указывает на особые смысловые отношения между частями» (Л.Т. Григорян, известный учёный)
«Лучше добрым на свете быть: злого в мире и так довольно» (Л.Н. Толстой)
Ребята, давайте посмотрим видеоролик о доброте
Очень часто мы с вами говорим о том, что самым главным, самым ценным в жизни человека является доброта. Счастья достигает не тот, кто только мечтает стать всесторонне грамотным человеком, а тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе. Люди, служившие добрыми делами другим, запоминаются надолго. (слайд 5)
Работа со словарями.
Настроимся на разговор о доброте. Какой смысл заключает в себе слово “доброта”? (работа с толковым словарём) (слайд 6)
(Это отзывчивость, душевное расположение к людям и ко всему окружающему, стремление делать добро другим) Удивительно просто об этом сказал Л.Н.Толстой. Зачитаем его высказывание:
«Доброта – отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям, все положительное, хорошее, полезное.»
Назовите синонимы к слову “доброта”. Запись слов в тетрадях и на доске. Поиск синонимов в словаре синонимов (работа со словарём синонимов).
(Добродушие, незлобивость, добросердечность, отзывчивость, душевность, сострадание, милосердие)
Составьте словосочетания с этими словами с типом связи управление (пользоваться добротой, показывать доброту, доброта людей, милосердие к людям), согласование (слепая доброта -бездумное доброе отношение к чему-либо, могущее принести вред , сердечная доброта, душевная доброта — присущая человеку, бескорыстное чувство ); примыкание (относиться по-доброму, добродушно общаться, проявлять добросердечность)
Заменить словосочетание доброта человека синонимичным словосочетанием с типом связи согласование (человеческая доброта)
(слайд 7)Записать в тетрадь.
- 3. Задание к эпиграфу: (слайд 8)
Запишите высказывание Льва Николаевича Толстого как эпиграф к уроку. Объясните знаки препинания. Почему автор использует бессоюзное предложение?
(Двоеточие ставится, потому что вторая часть предложения имеет значение причины. Подчинительный союз сделал бы его более громоздким, тяжеловесным. Сложное предложение потеряло бы свою легкость, стало бы менее выразительным.)
- 4. Устная работа по схемам: конкурс «Кто быстрее?»
– По графическому изображению определите вид сложного предложения. 1. [ ], (чтобы)
- [ ] : [причина].
- [туда], (откуда).
4.[ ],[ ],[ ].
- (Если), [ ].
- (Когда), [ ].
- [время ]–[ ].
8.[условие ]–[ ].
- 5. Проверка домашнего задания (два ученика работают у доски, разбирают предложения синтаксически)
- В гостиной давно уже было все прибрано, роскошные перины вынесены вон, перед диваном стоял покрытый стол.
- 2. Я был готов любить весь мир — меня никто не понял.
— Большие возможности для наблюдений над БСП открываются при анализе художественных произведений, поэтому дома вы должны были выписать бессоюзные предложения из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души» и проанализировать их.
- 6.Актуализация уже имеющихся знаний. Фронтальный опрос. Стратегия «Кубик Блума»
А сейчас мы повторим изученные правила, а примеры вы приведёте из домашнего задания.
1)Какое предложение называется бессоюзным?
(Это сложное предложение, части которого связаны между собой по смыслу, интонационно и порядком расположения)
2)Какие смысловые отношения выражаются между простыми предложениями в составе бессоюзных?
(Перечисление, последовательность, сравнение, пояснение, условие, причина, следствие, время, дополнение, противопоставление)
3)Какие знаки разделяют части бессоюзного сложного предложения?
(Запятая, точка с запятой, двоеточие, тире)
4)Когда в БСП ставится запятая, точка с запятой?
5)Когда в БСП ставится двоеточие?
6) Когда ставится тире?
— Много ли вы нашли БСП в произведениях Лермонтова и Гоголя? Какой можно сделать вывод? БСП чаще используются в письменной или устной речи?(Письменной) Какие знаки препинания в этих предложениях чаще всего ставили писатели 19 века?
Вывод: Проанализировав примеры бессоюзных предложений в данных произведениях, я сделал вывод, что в романе Лермонтова «Герой нашего времени» часто встречается двоеточие и тире, в поэме Гоголя «Мертвые души» — точка с запятой.
7.Пунктуационный разбор предложений(по вариантам.) (Слабым уч-ся предлагаются индивидуальные карточки)
Подчеркнуть грамматические основы, составить схемы данных предложений, объяснить постановку знаков препинания.
1.Желаешь себе добра ( )не делай зла другому. (условие)
- Сделал доброе дело ( ) сердце радостью наполнилось.(следствие)
- Добро побеждает ( ) зло погибает. (противопоставление)
- В беде другу помогаешь ( ) себя от многих бед спасаешь. (условие)
5. Посеешь добрый характер ( ) пожнешь добрую судьбу. (следствие)
6. Добро желаешь ( ) добро и делай. ( условие)
7.1.Физминутка
8.Преобразование союзных предложений в сложные бессоюзные. (4 мин.)
— Какие способы проверки знаков препинания в БСП вы знаете? (Способы замены бессоюзных предложений союзными).
— Чтобы проверить постановку знаков препинания, мы применяем метод синонимичной замены союзных предложений бессоюзными.
ЗАДАНИЕ. Замените сложноподчинённые предложения бессоюзными. Сопоставьте предложения. Выполняют по вариантам.
Исходный вариант | Перестроенное предложение |
2.Когда творить добро желаешь ты отдельным людям иль всему народу, не отступайся от своей мечты. (Д. Кугулътинов.)
3.Когда мы совершаем доброе дело, душа наша наполняется светлой радостью, когда творим зло, душа скорбит. (По А. Захарову.)
4.Доброта… постоянна и сама себя усиливает, ибо она рождает ответную доброту. (А. Швейцер.)
5.Пока вы молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро. (А. Чехов)
|
(Д. Кугулътинов.)тире-время
|
9.Цифровой диктант. (4 мин.)
В первом столбике отметьте номера сложных бессоюзных предложений, в которых ставится двоеточие, а во втором – тире.
- Из всей жизни можно извлечь одну мудрость ( ) человек должен делать только добро.
2.Ты сделал добро ( ) скрой, тебе сделали добро ( ) расскажи.
3.Я убежден( ) правда, любовь, доброта являются силой, преодолевающей всё.
4.Злой плачет от злости ( )добрый — от жалости.
5.Хочешь людям добра ( )сей в их сердцах любовь.
6.Мудрость доброты в одном( )она не к себе, а к людям, ко всему окружающему.
7.Доброта как солнце ( ) без нее немыслима сама жизнь.
8.Доброта бессмертна( ) в ней наша духовная сущность.
Двоеточие | Тире |
1,3,6,8 | 2,4,5,7 |
Ответы:
1 вариант.
- Из всей жизни можно извлечь одну мудрость : человек должен делать только добро.(пояснение)
- Ты сделал добро — скрой, тебе сделали добро — расскажи. (Арабская пословица.) условие
- Я убежден: правда, любовь, доброта являются силой, преодолевающей всё. (По А. Швейцеру.)дополнение
- Злой плачет от злости — добрый — от жалости. (Пословица.) противопоставление
- Хочешь людям добра — сей в их сердцах любовь. (Ч, Амирэджиби.) условие
- Мудрость доброты в одном: она не к себе, а к людям, ко всему окружающему. (По М. Панину.) пояснение
- Доброта как солнце — без нее немыслима сама жизнь. (следствие)
- Доброта бессмертна: в ней наша духовная сущность. (По Е. Ильину.) причина
- Итоговый тест (если останется время)
Вариант № 1.
- Как объяснить постановку тире в данном предложении?
Упустишь огонь — не потушишь.
А) тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в начальной форме.
Б) во второй части БСП содержится указание на быструю смену событий.
В) первая часть БСП обозначает условие совершения действия, о котором говорится во второй части.
Г) вторая часть БСП заключает в себя следствие, вывод из того, о чём говорится в первой части.
- Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Я наслаждался: какое великолепное дело пение!
А) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
Б) вторая часть БСП указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
В) вторая часть БСП поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
Г) вторая часть БСП указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
- В каком предложении нет тире?
А) На улицах, на площадях, скверах и парках всюду камень в его натуральных контурах и красках.
Б) Лес является конденсатором влаги росы, тумана, инея.
В) Ты её кличешь она не приходит.
Г) Души у вас нет, у вас самолюбие вместо души вот что я вам скажу.
- Укажите предложение, в котором должно стоять двоеточие.
А) Я был скромен меня обвиняли в лукавстве.
Б) Жизнь прожить не поле перейти.
В) Клевета что уголь не обожжёт, так замарает.
Г) Упустишь минуту потеряешь час.
- Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Смотри: над гиацинтом вьётся пушистая пчела.
А) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
Б) вторая часть БСП указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
В) вторая часть БСП поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
Г) вторая часть БСП указывает на основание, причину того, о чём говорится в первой части.
9.1.Стратегия «Ромашка Блума». Роль БСП
- Работа с текстом (текст распечатан на листочках)
1)Мы живем в мире, в котором, к сожалению, слишком много зла, ненависти, жестокости и насилия.2) И настолько сильно в нашей жизни это проявление всего агрессивного, антигуманного, античеловечного, что, кажется, и нет в ней места доброте. 3)Но это не так: именно доброта определяет смысл всей нашей жизни. 4)Почему же мы так часто видим вокруг много зла и почти не замечаем проявления добра? 5)Потому что зло идет напролом, как танк, уничтожая все на своем пути и явно, открыто демонстрируя всю свою мерзость и цинизм, а добро, как правило, творится тихо и незаметно. 6)Об этом гласит и русская пословица из словаря В. И. Даля: «Добро не лихо, бродит в мире тихо».
7)Должен ли человек бороться со злом? 8)Да, он обязан противостоять ему, побеждая зло добром. 9)И начинать надо с самого себя, с корнем вырывая из души своей сорняки злобы, себялюбия, высокомерия, презрения к другому, ненависти, мстительности, зависти, лжи, лицемерия, сребролюбия, алчности, корыстолюбия и заботливо выращивая в ней ростки подлинной доброты.
10)Давайте посмотрим вокруг: кто-то так нуждается в нашей улыбке, в добром взгляде, в слове поддержки, в нашем душевном отношении, в добром поступке нашем.
11)Не жалейте себя для доброго дела, слова, чувства! 12)Спешите делать добро, пока вы молоды и полны сил! 13)Помните: с доброты человек начинается!
Задание к тексту:
- найдите БСП (3,6,10,13)
- среди 1-4 найдите предложения с вводным словом (1,2)
- выпишите грамматическую основу в 9 предложении (начинать надо)
- сколько грамматических основ во 2 предложении (2)
- в 9 предложении найдите слова с чередующейся гласной в корне (выращивая, ростки)
- сколько букв и звуков в слове «начинается» (10б,10зв) 11 предложение
- назовите предложения с обособленным обстоятельством (5,8,9)
- назовите спп с определительным придаточным (1)
- определите вид придаточного во 2 предложении (степень)
11.Стратегия «Шесть шляп». По тексту
- 12. Подведение итогов. Вывод:
-В течение урока мы с вами проанализировали много бессоюзных предложений и можем сделать вывод, что они используются либо в процессе общения (устного или письменного), либо в литературных произведениях, поэтому есть смысл поговорить об их стилистической роли и наиболее предпочтительной сфере употребления.
Вывод учащихся о стилистической роли БСП:
Следует отметить, что бессоюзные предложения реже всего употребляются в научной речи, которой свойственна подчёркнутая логичность, точность и чёткость. Зато они более характерны для разговорно-бытового стиля, так как при устном общении интонация является ярким средством выражения смысловых отношений между частями сложного предложения. В устной речи БСП часто используются в пословицах и поговорках.
Эти конструкции обычно очень экспрессивны, выразительны, поэтому их часто используют писатели и публицисты, особенно в текстах с разговорной окраской.
Закончить урок мне хочется словами А.П. Чехова: «Жизнь дана на добрые дела… Давайте посмотрим вокруг: кто-то так нуждается в нашей улыбке, в добром взгляде, в слове поддержки, в нашем душевном отношении, в добром поступке нашем. Не жалейте себя для доброго дела, слова, чувства! Спешите делать добро, пока вы молоды и полны сил! Помните: с доброты человек начинается!»
Не стой в сторонке равнодушно, когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно в любую минуту всегда.
И если кому-то поможет твоя доброта и улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит, что годы живёшь ты не зря!
Всем спасибо! Все молодцы! Оценки все получат после проверки ваших работ, а сейчас запишите домашнее задание.
- Домашнее задание ( на слайде): написать сочинение- рассуждение на лингвистическую тему по высказыванию известного учёного
Л.Т. Григорян: «В бессоюзных сложных предложениях разные знаки препинания употребляются потому, что каждый из них указывает на особые смысловые отношения между частями».