Министерство Науки и образования РК
Средняя школа имени М.В.Ломоносова
г.Зайсан
Районный семинар по русскому языку
Учительница Молдаханова Н.М.
Тема: Причастный оборот
Цель: ознакомить учащихся с понятием «причастный оборот», формировать умение находить в предложении причастный оборот и выделять его на письме при определенном условии, строить предложения с причастными оборотами;
развивать коммуникативные навыки учащихся, навыки участия в коллективной познавательной деятельности; активизация мыслительной деятельности учащихся.
воспитывать эстетические взгляды, привить любовь к природе, родной земле.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Оборудование: учебник, картинки, сигнальные карточки, слайды
Эпиграф к уроку:
Причастие это часть речи, причастная к Глаголу
в образе Прилагательного
В.И.Даль
Ход урока
1.Организационный момент
2 Психологический настрой. Деление на группы .
Сегодня у нас урок и обычный, и особенный. Мы сегодня продолжим изучать интересную часть речи, которую вы сможете назвать, отгадав загадку. Вот свойство моё обязательное: Склоняюсь я, как прилагательное. На все вопросы его отвечаю. Глагол по значению напоминаю.
О какой части речи говорится? Давайте прочитаем эпиграф к нашему уроку. Каково лексическое значение слово «причастная»? (имеющий прямое отношение к чему-либо) Как можно объяснить смысл данного высказывания? (причастие емеет признаки глагола и прилагательного)
Актуализация опорных знаний
Повторение сведений о причастии.
1 группа «Морфологические признаки причастия».Составление кластера.
2 группа «Действительные причастия». Составления схемы. 3 группа «Страдательные причастия». Диаграмма Венна.
Объяснение новой темы.
Разбор словосочетания. Написанная картина .( одиночное причастие ) — обозначьте главное слово и зависимое -определите, чем они выражены сделайте вывод: написанная (кем?) художником написанная (где? ) на холсте причастный оборот написанная (когда? ) вчера
— обозначьте, главное слово и зависимое — чем они выражены
Вывод: Причастие с зависимыми словами называется причастным оборотом.
Для того, чтобы определить место ПО составим с этим словосочетанием предложения.
Написанная художником картина висела на стене. (причастный оборот стоит перед определяемым словом, поэтому запятая не ставится) .
Картина, написанная художником, висела на стене. (причастный оборот стоит после определяемого слова, поэтому обособляется, т.е. выделяется запятыми, и является одним членом предложения-согласованным распространённым определением и подчёркиваем волнистой чертой)
Закрепление. Задание 1: выпишите словосочетания с причастным оборотом.
Зеленеющий сад, скошенная трава, нераспаханное поле,ведущая в парк, борющиеся за свободу, летающая птица, живущие на земле,открытая дверь, построенный на берегу.
Правильный ответ. Ведущая в парк, борющиеся за свободу,живущие на земле, построенный на берегу.
Задание 2
Спишите, переделав выделенные конструкции в причастные обороты.
Тучи, которые тают вдали.
Лодка, которая плывет по реке.
Книга, которую прочитал школьник.
Земля, которую освещает солнце.
Дома, которые стоят по краю дороги.
Небо, которое грозно потемнело.
- Работа с текстом.
1. Вашему вниманию представлен текст (на слайде).
Иван Иванович Шишкин — известный пейзажист, изобразивший в своих картинах красоту русской природы. Гениального художника, рисовавшего преимущественно сосновые, дубовые, самые мощные и самые высокие леса, современники называли богатырем русского леса.
Творчество художника, глубоко и преданно любившего русскую природу, было связано с родным краем. Замечательные пейзажи, запечатлевшие виды елабужских окрестностей, продолжают и сейчас жить на полотнах живописца. .Наследие художника- восторженн я ода, воспевающая красоту и мощь русского леса .Мастер реалистического пейзажа оставил потомкам творения, имеющие мировую ценность.
Задание4
Консультация.
Составление тонких и толстых вопросов. Каждая группа по 2 вопроса.
Задание 5: Найдите в тексте причастные обороты. Сделайте синтаксический разбор предложения. 1 группа. И.И.Шишкин – известный пейзажист, изобразивший в своих картинах красоту русской природы. 2 группа. Творчество художника, глубоко и преданно любившего русскую природу, было связано с родным краем. 3 группа. Мастер реалистического пейзажа оставил потомкам творения, имеющие мировую ценность.
Физминутка. Я вижу, что вы хорошо поработали, давайте немножко отдохнём. Неплохо бы совершить путешествие в лес . Прослушивание музыки. «Утро в сосновом лесу». Какие ассоциации возникли? Составьте словосочетания, употребляя причастия.
Задание 6
Работа с учебником. Упр.222. Прочитайте. Из слов, данных в скобках, образуйте причастный оборот, затем спишите, выделяя причастный оборот запятыми. На картине И.Шишкина «Утро в сосновом бору» изображена медведица с медвежатами, наслаждающиеся в лесной чаще утренней прохладой. Ещё рано.Откуда-то снизу тянет сыростью и поднимается лёгкий туман,застилафщий прозрачной дымкой лесные дали. Дремлют сосны, ещё не сбросившие с себя сон. Солнце, выглянувшее из-за горизонта,чуть золотит верхушки сосен. Сквозь просветы видны перистые облака, проплывающие высоко над деревьями. Воздух, пахнущий смолой, чуть сыроват, прохладен и душист. В чаще леса на полянке, у сосны, сломанной бурей, расположились медведи. Два медвежонка, неуклюжие и смешные,вскарабкались на ствол сосны и играют, а медведица-мать смотрит на них. Третий, залезавший на верхушку сосен, и с любопытством смотрит вниз, боясь высоты. В этот ранний час в лесу тихо, никого не видно.
- Творческое задание. Употребление в речи причастного оборота. 1 группа . Составьта репортаж с выставки, употребляя в речи причастный оборот. 2 группа .Интервью с художником. 3 группа Сочинение-эссе по картинке.
- Рефлексия .Составьте синквейн «Причастный оборот»
9 Итог урока, .
— Реализовали ли мы цели урока?
Учащиеся заканчивают фразы, подводящие итоги урока:
— Я научился…
— Я запомнил…
— Я рад, что …
— Теперь я …