Басы » Блог » Причастный оборот

Причастный оборот

Министерство Науки и образования РК

Средняя школа имени М.В.Ломоносова

г.Зайсан

Районный семинар по русскому языку

Учительница Молдаханова Н.М.

Тема: Причастный оборот

Цель: ознакомить учащихся с понятием «причастный оборот», формировать умение находить в предложении причастный оборот и выделять его на письме при определенном условии, строить предложения с причастными оборотами;

развивать коммуникативные навыки учащихся, навыки участия в коллективной познавательной деятельности; активизация мыслительной деятельности учащихся.

воспитывать эстетические взгляды, привить любовь к природе, родной земле.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Оборудование: учебник, картинки, сигнальные карточки, слайды

 

Эпиграф к уроку:

Причастие это часть речи,                                                                                                                                                                                          причастная к Глаголу

в образе Прилагательного

В.И.Даль

Ход урока
1.Организационный момент
2 Психологический настрой.                                                                                                              Деление на группы .

Сегодня у нас урок и обычный, и особенный.  Мы сегодня продолжим изучать интересную часть речи, которую вы сможете назвать, отгадав загадку.                              Вот свойство моё обязательное:                                                                   Склоняюсь я, как прилагательное.                                                                                           На все вопросы его отвечаю.                                                                                             Глагол по значению напоминаю.

О какой части речи говорится?                                                                                        Давайте прочитаем эпиграф к нашему уроку.                                                                       Каково лексическое значение слово «причастная»?                                                      (имеющий прямое отношение  к чему-либо)                                                          Как можно объяснить смысл данного высказывания?                                         (причастие емеет признаки глагола и прилагательного)

 

Актуализация опорных знаний

Повторение сведений о причастии.

1 группа «Морфологические признаки причастия».Составление кластера.
2 группа «Действительные причастия». Составления схемы.                                                                                                              3 группа «Страдательные причастия». Диаграмма Венна.

Объяснение новой темы.

Разбор словосочетания.    Написанная картина .( одиночное причастие  )                                                                                                     — обозначьте главное слово и зависимое                                                                                                                            -определите, чем они выражены                                                                                                                                     сделайте вывод:                                                                                                                                                написанная  (кем?)  художником                                                                                                                                                                                                                                                                                              написанная (где? )  на холсте                   причастный оборот                                                                                                                                                                                                                  написанная (когда? ) вчера

— обозначьте, главное слово и зависимое                                                                                            — чем они выражены

Вывод: Причастие с зависимыми словами называется причастным оборотом.         

Для того, чтобы определить место ПО составим с этим словосочетанием предложения.

Написанная художником картина висела на стене.                                     (причастный оборот стоит перед определяемым словом, поэтому запятая не ставится) .                                                 

  Картина, написанная художником, висела на стене.                        (причастный оборот стоит после определяемого слова, поэтому обособляется, т.е. выделяется запятыми, и  является одним членом предложения-согласованным распространённым определением и подчёркиваем волнистой чертой)

Закрепление. Задание 1: выпишите словосочетания с причастным оборотом.

Зеленеющий сад, скошенная трава, нераспаханное поле,ведущая в парк, борющиеся за свободу,  летающая птица,  живущие на земле,открытая дверь, построенный на берегу.

 

Правильный ответ.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    Ведущая в парк,  борющиеся за свободу,живущие на земле, построенный на берегу.

Задание 2
Спишите, переделав выделенные конструкции в причастные обороты.

Тучи, которые тают вдали.
Лодка, которая плывет по реке.

Книга, которую прочитал школьник.

Земля, которую освещает солнце.

Дома, которые стоят по краю дороги.

Небокоторое грозно потемнело.

 

  1. Работа с текстом.

    1. Вашему вниманию представлен текст (на слайде).

    Иван Иванович Шишкин — известный пейзажист, изобразивший в своих картинах красоту русской  природы. Гениального художника, рисовавшего преимущественно сосновые, дубовые, самые мощные и самые высокие леса, современники называли богатырем русского леса.
    Творчество художника, глубоко и преданно любившего русскую природу, было связано с родным  краем. Замечательные пейзажи, запечатлевшие виды елабужских окрестностей, продолжают и сейчас жить на полотнах живописца. .Наследие  художника- восторженн я ода, воспевающая красоту и мощь русского леса .Мастер реалистического пейзажа оставил потомкам творения, имеющие мировую ценность.

Задание4
Консультация.
Составление тонких и толстых вопросов. Каждая группа по 2 вопроса.

Задание 5: Найдите в тексте причастные обороты. Сделайте  синтаксический разбор  предложения.                                                                                                                                                                                   1 группа. И.И.Шишкин – известный пейзажист, изобразивший в своих картинах красоту русской природы.                                                                                   2 группа. Творчество художника, глубоко и преданно любившего русскую природу, было связано с родным краем.                                                                                        3 группа.   Мастер реалистического пейзажа оставил потомкам творения, имеющие мировую ценность.

 

Физминутка.                                                                                                                  Я вижу, что вы хорошо поработали, давайте немножко отдохнём. Неплохо бы совершить путешествие в лес . Прослушивание музыки.  «Утро в сосновом лесу». Какие ассоциации возникли? Составьте словосочетания, употребляя причастия.

Задание 6                                                                                                                                           

Работа с учебником. Упр.222. Прочитайте. Из слов, данных в скобках, образуйте причастный оборот, затем спишите, выделяя причастный оборот запятыми.                                                                                                                                                                                                                                                                            На картине И.Шишкина  «Утро в сосновом бору» изображена  медведица с медвежатами, наслаждающиеся в лесной чаще утренней прохладой.                                                                 Ещё рано.Откуда-то снизу тянет сыростью и поднимается лёгкий туман,застилафщий прозрачной дымкой лесные дали. Дремлют сосны, ещё не сбросившие с себя сон. Солнце, выглянувшее из-за горизонта,чуть золотит верхушки сосен. Сквозь просветы видны перистые облака, проплывающие высоко над деревьями. Воздух, пахнущий смолой, чуть сыроват, прохладен и душист.                                                                                                                                                                                              В чаще леса на полянке, у сосны, сломанной бурей, расположились медведи. Два медвежонка, неуклюжие и смешные,вскарабкались на ствол сосны и играют, а медведица-мать смотрит на них. Третий, залезавший на верхушку сосен, и с любопытством смотрит вниз, боясь высоты.                                                                                                           В этот ранний час в лесу тихо, никого не видно.

  1. Творческое задание. Употребление в речи причастного оборота.                                1 группа . Составьта репортаж с выставки, употребляя в речи причастный оборот.                                                                                                                                                                          2 группа .Интервью с художником.                                                                                                                              3 группа Сочинение-эссе по картинке.
  • Рефлексия .Составьте синквейн «Причастный оборот»

9 Итог  урока,  .

— Реализовали ли мы цели урока?

Учащиеся заканчивают фразы, подводящие итоги урока:

— Я научился…

— Я запомнил…

— Я рад, что …

— Теперь я …

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *