Басы » Орыс тілі мен әдебиеті » Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными

Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными

КГУ  «Областная специализированная школа-лицей-интернат для одаренных детей»

Учитель русского языка и литературы Калыкова Марина Кусаиновна

     Казахстанское образование ориентировано на развитие навыков у  детей применять знания в различных учебных и жизненных ситуациях,межличностном общении и социальных отношениях.                                                                       Школа сегодня вступила в такой этап развития, когда учитель имеет возможность выбрать форму организации учебного процесса. Нетрадиционные педтехнологии повышают мотивацию обучения и интерес детей к школе, формируют обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, актуализируют личность ребенка, воспитывают в детях чувство собственного достоинства и уважение к окружающим, дают им творческую свободу. А самое главное – приносят радость. В мудрых изречениях предков говорится, что мы всегда «преклоняемся перед прошлым «стремимся к будущему». Сегодняшние дети – это будущий мир. Передо мной, как перед всеми учителями, встают проблемы: «Чему учить, чтобы знания, полученные на уроках, помогли ученику стать конкурентоспособной личностью? Как повысить качество обученности школьников?»  В поисках решения этих проблем и складывается система моей работы.

Одним их возможных путей реализации задачи повышения образования учащихся является применение технологии, основанной на уровневой дифференциации, технологии трехмерной методической системы обучения.

В разработанных и созданных новых программах и учебниках ведущим принципом является интегрированный принцип, суть которого заключается в объединении двух предметов – русского языка и чтения – в один. Весь грамматический материал рассматривается в контексте художественных, учебных или познавательных текстов, учебные задания и упражнение направлены на формирование речевых умений. В системе упражнений заложена технология уровневой дифференциации, которая позволяет каждому ученику идти в процессе познания по своим возможностям и способностям.

С использованием данной технологии был проведен урок по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными цели» в 9 классе.

Приемы технологии развития критического мышление на уроках русского языка по теме «Сложноподчиненное предложение»

 

Интерактивный урок по русскому языку                                          по творчеству А.С.Пушкина и Абая «Созвучие двух великих языков»

Тема «Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными»

Учебная цель: закрепление сведений о сложноподчиненных предложениях с придаточными   изъяснительными.

Развивающая цель: применение учащимися СПП с придаточными изъяснительными в практической  деятельности учащихся.

Воспитательная цель: активизирование мыслительной деятельности учеников. Реализация творческого потенциала.

Оборудование: таблица, использование интерактивной доски.

Организационный этап.

  1. Обобщение сведений по теме «Сложные предложения»

Работа с таблицей.

Синтаксическая  пятиминутка. Игра « Сорви ромашку». Прочитать на лепестках ромашки предложения, определить вид, дать полную характеристику.

1-й уровень – ученический

Микроцель: 1) знания – повторить изученные понятия и определения; 2) умения – воспроизводить содержание логического определения в стандартной форме.

Задания

  • Дополните следующие определения.

Сложные предложения состоят из … или … простых предложений. Простые предложения в составе сложного определяются ….

Сложноподчиненные предложения состоят из … или … неравноправных частей: … и … .

Главное предложение подчиняет себе … .

Придаточные изъяснительные отвечают на … и присоединяются к главному предложению союзами … и союзными словами … .

  • Вычеркните ненужное .

Придаточные изъяснительные предложения чаще всего поясняют сказуемое, обстоятельство, определение главного предложения и отвечают на вопросы: какой? Кого? Чего? Кто? Что? Кому? Чему? О ком? О чем? Когда? Где?

2-й уровень – типовой

Микроцель: 1) знания – закрепить грамматические признаки СПП с придаточными изъяснительными, правила постановки в них знаков препинания; 2) умения – применять теоретические знания в измененной ситуации, правильно интонировать СПП с придаточными изъяснительными в соответствии с их структурой и значением, соотносить паузы между главным и придаточным предложениями с запятыми.

 

Задания

  • Прочитайте выразительно текст вслух, затем – про себя. Озаглавьте его. Подчеркните СПП с придаточными изъяснительными. Выделите в них главные и придаточные предложения, задайте вопрос к придаточным, укажите союзы.

Тетка искренне считала, что после смерти мамы стала автоматически главным лицом в моей жизни. Она садилась за стол, раскидывала карты и пыталась угадать мою судьбу. А вдруг выпадет какое ни на есть счастье!

Что такое счастье, до сих пор не знает никто. Пушкин писал, что оно – покой и воля. В одной старой книге я прочитала, что покой – край всех желаний. Край – значит конец. Но может ли быть счастье без желаний?

Тетка наставляла, что желать надо только возможного. Во-первых хлебную профессию. Во-вторых, мужа трезвого и не обидчика. В-третьих, детей послушных.

Наперекор ей папа говорил, что желать надо невозможного. Без желания человек мертв. Закидывай лоб к небу, верь в высокое.

А во мне счастье бродило само собой. Мне казалось, что оно никогда не кончится. Просто счастье разлито по самой земле.

  • Допишите придаточные предложения

Тетка считала, что … .

Поэт писал, что … .

Я прочитала, что … .

Тетка наставляла, что … .

Папа говорил, что … .

 

Мне казалось, что … .

  • Допишите главные предложения, поставьте запятые.

Что такое счастье … .

… что счастье – покой и воля.

3-й уровень эвристический

Микроцель: 1) знания – закрепить понятия «идея», «тип текста», расширить представление о структуре текста типа рассуждения, раскрыть функции изучаемой грамматической конструкции в нем; 2) умения – различать типы текста, выделять идею, использовать глаголы мысли и речи в СПП с придаточными изъяснительными в предложенных образцах и собственных высказываниях по обсуждаемой проблеме.

Задания

  • Сформулируйте идею прочитанного текста. Какое предложение в нем точнее всего выражает ее?
  • Определите, к какому типу текста относится рассказ: рассуждение, повествование, описание, сочетание типов текста.
  • Определите, какие элементы рассуждения присутствуют в тексте. Сделать это вам помогут вопросы.

Есть ли в тексте мысль, которую требуется доказать?

Кто развивает эту мысль? Как это делается: даются ли примеры из литературы, ссылки на мнение писателей или излагаются собственные мнения героев произведения?

Какие аргументы в качестве доказательства или опровержения высказанных рассуждений приводит девочка? Каково ее понимание счастья?

К какому выводу подводит нас рассказ? Перекликается ли вывод с основной мыслью текста?

  • Скажите, к чему автор подводит читателей, описывая различные взгляды на то, что такое счастье.
  • Определите, предложения какого типа использованы для выражения этих мнений.
  • Спишите, вставив подходящие по смыслу глаголы в нужной форме.

Мама …, что надо иметь крепкую семью.

Папа …, что без любимой профессии человек не может быть счастлив.

Дедушка …,что счастье – это прежде всего здоровье.

Леонардо да Винчи …, что счастье достается тому, кто много трудится.

Я …, что счастье не зависит от количества денег.

Друг …, что счастье – это когда тебя понимают.

Жизнь … , что счастье у каждого человека свое.

С л о в а    д л я   с п р а в о к: говорить, утверждать, полагать, считать, знать, думать, учить.

  • Выразите свое согласие несогласие с каждым из высказываний (задание 6). В доказательство «за» или «против» приведите примеры из жизни, художественной литературы, собственные мысли. Используйте следующие обороты: Я согласен с тем, что … . Мне кажется, что … . Мне нравится, как … . Я не разделяю мнения о том, что … . я читал, что … .

4-й уровень – творческий

Микроцель: 1) знания – закрепить представление о композиционных особенностях текста типа рассуждения, о связи тезиса с аргументами и выводами; 2) умения – определять тему и раскрывать ее, используя СПП с придаточными изъяснительными при создании собственного текста предложенного типа (для развития идеи и построения ее доказательств).

Задания

Напишите мини-сочинение «Что такое счастье», используя СПП с придаточными изъяснительными.

Ученикам предлагается инструкция:

  • Придерживайтесь такой композиции текста:

Основная мысль  ее развитие  ее доказательство или опровержение  вывод.

  • Используйте при построении СПП изъяснительного типа глаголы речи и мысли.
  • В случае затруднения можете выбрать любой вариант начала сочинения:

Что такое счастье, каждый понимает по-своему.

Я считаю, что человек рожден для счастья.

Мне кажется, что несчастливых людей не бывает.

Применение приемов технологии развития критического мышления на уроках русского языка

Сущность применения элементов технологии критического мышления заключается в создании условий для творческой самореализации учащихся. Учить критически мыслить, то есть критически слушать и воспринимать, осмысливать и анализировать новую информацию, творчески применять свои знания, критически развивать и совершенствовать себя.

Урок в рамках данной технологии строится в соответствии с 3 фазами:

  1. вызов (пробуждение имеющихся знаний и интереса к получению новой информации).
  2. осмысление (получение новой информации).

III. рефлексия (осмысление, рождение нового знания).

 

  1. На стадии вызова применяется бортовой журнал, ключевые слова, мозговой штурм, синквейн, 2- частный дневник.

Например: на уроке русского языка по теме «Бессоюзное сложное предложение» выделяем ключевое слово из эпиграфа.

Обращаемся к эпиграфу

 

ДАВАЙ ПОГОВОРИМ О ДОБРОТЕ

В безликом мире, в этой суете,

В водовороте серых дней,

Давай поговорим о ДОБРОТЕ

Что спрятана в душе твоей.

Генрих Акулов (слайд).

  1. А что такое по-вашему доброта?
  2. А как трактуется это слово в словарях? Работа со словарем .
  3. Определите это предложение (эпиграф) по составу (сложноподчиненное).
  4. Почему сложное? ( две грамматические основы)
  5. Внимательно посмотрите, все знаки препинания поставлены? (Ставят недостающие знаки препинания)
  6. Какие пословицы о доброте вы знаете? Запишите пословицу. Найдите грамматическую основу. (пословицы записываются на доске).
  7. По составу какое это предложение? (бессоюзное сложное)
  8. Скажите, какую тему сегодня мы будем изучать?

(бессоюзное сложное предложение).

Запишите   тему урока: бессоюзное   сложное   предложение .

Затем переходим ко второй стадии, стадии осмысления.

  1. На второй стадии применяю «лови ошибку», маркировка текста, оставьте за мной последнее слово, взаимообучение, кластер.

При изучении новой темы необходимо, чтобы учащиеся сами могли добывать информацию, понимать ее и применять на практике.

1.При маркировки текста учащиеся значками отмечают на полях то, что известно, что противоречит их представлениям, что является интересным и неожиданным, а также то, о чем хочется узнать более подробно.

Например:

Работа с учебником( § 88 на стр.326).

Маркировка:( памятка на столах учащихся).

V – соответствует тому, что уже знаем.

— противоречит тому, что уже знаем.

+ новая информация.

? — непонятная информация.

Затем беседа по прочитанному § согласно маркировки : что знаем?

что противоречит тому, что знаем?

Что нового вы узнали?

Что было непонятно?

2.Прием «кластер» — это графическая организация текста (гроздья).

Применение такого приема дает возможность учащимся развивать монологическую речь.

Порядок разбивки текста на кластер такой:

— напиши ключевое слово темы;

— запиши слова, которые связаны с темой;

— установи связи между мыслями по теме.

Например: при повторении темы «Части речи» в 8 классе составляем кластер;

3.Применение такого приема как «оставьте за мной последнее слово» ( этот прием хорош для пассивных учащихся) стимулирует размышление учащихся после прочитанного текста. Каждый находит наиболее интересные отрывки для обсуждения или находит интересную для него цитату, он должен дать собственный комментарий и его слово будет последним.

  1. Приём «тонких» и «толстых» вопросов.

«Тонкими» вопросами называют простые односложные вопросы, которые требуют простого ответа на уровне воспроизведения. «Толстые» вопросы выводят учеников на более высокий уровень мышления: сравнение, анализ, синтез, оценку.

Для этого очень эффективен способ развития мышления: использование таблицы «Толстых и тонких вопросов».

Тонкие ? •

Кто…

  • Что…
  • Когда…
  • Может…
  • Будет…
  • Могли…
  • Как звали…
  • Было ли…
  • Согласны ли вы…
  • Верно

Толстые ?

  • Дайте объяснение, почему…
  • Почему вы думаете…
  • Почему вы считаете…
  • В чем разница…
  • Предположите, что будет, если…
  • Что, если..

На примере рассмотрим, как можно использовать эту таблицу для развития мышления на одном из уроков русского языка .

Тема урока « Подготовка к написанию обучающего изложения» в 8

классе .На уроке использовался текст писателя Юрия

Куранова « Какие бывают дожди».

Тонкие ?

  • Что является предметом

описания?

  • Когда может идти дождь?
  • Может ли быть дождь

неожиданным?

  • Согласны ли вы, что слепой

дождь самый необыкновенный?

Толстые ?

  • Дайте объяснение, почему дожди

бывают разные?

  • В чем разница между дождями

утренними и вечерними?

  • Предположите, что будет, если

всегда будет идти слепой дождь?

  • Что, если дождя не будет совсем?.

Таблицы «тонких» и «толстых» вопросов могут стать основой для

исследований, дискуссий.

III. Стадия рефлексии.

На стадии рефлексии анализируется полученная информация, творчески перерабатывается, на этой стадии учащиеся находят ту информацию, которая будет значимая для применения.

Приемы стадии рефлексии: сочинение на грамматическую тему, синквейн, эссе, шляпа мышления, бортовой журнал.

 

 

  1. Синквейн.

Этот прием позволяет ученикам проявлять свое творчество и выразить свое отношение к изучаемому явлению. Развивает творческое мышление, речь, обогащает словарный запас. Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза материала в кратких предложениях. Таким образом, это стихотворение, состоящее из 5 строк.

Правила написания синквейнов: (памятки на столах учащихся)

В первой строчке тема называется одним словом.

Вторая строчка – это описание темы в двух словах (2 прилагательных).

Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы (3 глагола).

Четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.

Пятая строчка – это синоним (метафора) из одного слова, которое придает суть темы.

Например: при повторении темы «Фразеологизмы» в 8 классе на стадии рефлексии составляем синквейн

Фразеологизм

Емкое, меткое,

Уточняет, обогащает, развивает,

Это перлы, самородки и самоцветы языка.

Фраза

2.Рефлексивные вопросы.

Этот прием заключается в наборе вопросов.

Что показалось вам сегодня трудным?

Что в изученном сегодня для вас самое главное?

Удовлетворены ли вы полученными знаниями?

Были ли моменты недовольства собой? Или довольны своей работой на уроке?

Каким принципом в жизни будете руководствоваться? ( такой вопрос я задаю, когда тема урока соответствует какой-либо теме. Например: о доброте, об учении и др.)

Таким образом ,   используя названные приёмы технологии критического мышления, решаются очень важные задачи. Во-первых, делаем процесс обучения интересным. Во – вторых, знания, полученные на уроках, помогут учащемуся адаптироваться в жизни. И, в-третьих, воспитываем качества критически мыслящей личности, способной найти правильный путь решения проблем.

 

                                        

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *