ДОКЛАД
на заседании кафедры гуманитарного цикла
Учитель высшей категории Калыкова Марина Кусаиновна
«О формировании коммуникативной компетенции учащихся через технологии дифференциации обучения и использование регионального компонета на уроках русского языка»
Особенности лирики А. С Пушкина и Абая
Пушкин остался для всех неисчерпаемым предметом изучения и веры, его творчество осваивает культуру других стран и обращается к разным жанрам. Каждая живая струя русской современной литературы восходит к Пушкину как к своему первоисточнику, а все творческие голоса сливаются в один хор. Л.Аллен.
Следы исчезнут поколений, но жив поэт, бессмертен гений. Ф.Глинка.
Прошло 210 лет со дня рождения поэта, что же заставляет нас еще и еще раз присмотреться к тем ценностям, которые составляют сущность личности Пушкина и его творчества. Казалось бы, пушкинские идеалы доступны каждому так же, как ему самому: жить «праведно», «как люди», «по народной вере и правде» (это все из пушкинских писем) Именно в народе, как считали все наши лучшие писатели, стихийно хранятся идеалы правды, добра и красоты. Насколько образованное общество ближе к этим идеалам, настолько оно нравственнее.
Выразителем идеалов народа является так же великий казахский поэт Абай. Он был светочем, указывающим путь вперед.
Души измученной постигни суть!
Тяжелым и тернистым был мой путь
Я – человек с загадкой, помни это!
Боролся с тьмой, как мог – не обессудь.
И хотя эти поэты жили в разное время и были представителями разных народов, тематика их стихов, мысли и чаяния, боль и тревога за судьбу народа и Родины перекликаются друг с другом.
О многообразии жанров этих поэтов говорят стихи, написанные на такие темы:
- Политическая лирика.
- Тема дружбы и любви.
- Пейзажная лирика.
- Тема поэта и поэзии, мотивы смерти и бессмертия.
- Философская лирика.
При изучении лирики Пушкина о любви в 9 классе, ученики также прочитали стихи Абая о любви, чтобы сопоставить и определить общее в описании прекрасных женщин, выражения чувств и отношение автора к своему адресату.
Перед анализом стихов раздаю ученикам карточки с вопросами, которые позволяют им сконцентрировать внимание на выделенной проблеме.
- Какую любовь воспевает поэт в своих стихах? (Взаимную, безответную, счастливую, грустную.)
- Какими чертами наделяет поэт женские образы? ( Записать эпитеты.)
- Похожи ли все стихи о любви друг на друга? Если похожи, то чем?
- Что говорят поэты о себе в стихах о любви?
Выразительное чтение и анализ стихов Пушкина и Абая.
1.На холмах Грузии лежит ночная мгла
На холмах Грузии лежит ночная мгла;
Шумит Арагва предо мною.
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою,
Тобой, одной тобой…Унынья моего
Ничто не мучит, не тревожит,
И сердце вновь горит и любит- оттого,
Что не любить оно не может.
Шлю, тонкобровая привет
Шлю, тонкобровая привет,
Похожей не было и нет!
Когда тоскую по тебе,
Мне слезы затмевают свет.
Ты лучше всех. За сотни лет
Подобной не был мир согрет.
2.Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.
Одной тебе моя любовь!
Твой образ…Он давно воспет!
И пусть я стану нищ и сед,
Но мне иной дороги нет,
Ты в сердце у меня живешь,
Во сне преследуешь, как бред,
И ни враги, ни злой навет,
Ни женщины чужой привет
Не смогут остудить во мне
Твоей красы горящий след.
Кроме программных стихов, данных в учебнике, я предложила еще стихотворение «Гречанке», где звучат восточные мотивы.
Гречанке
Ты рождена воспламенять
Воображение поэтов,
Его тревожить и пленять
Любезной живостью приветов.
Восточной странностью речей.
Блистаньем зеркальных очей
И этой ножкою нескромной…
Ты рождена для неги томной,
Для упоения страстей.
Красавица
Белый лоб – серебро, чей тонок чекан,
Он глазами лучистыми осиян.
Тонко вычерчен двух бровей полукруг.
Облик юной луны красавице дан.
Нос ее – словно выточен на лице.
Кто расскажет, как цвет ее щек румян!
Ожерельем жемчужных ее зубов
Я любуюсь, от жгучих желаний пьян.
Смех журчащий ее – как дробь соловья,
В мудрой речи ее не гостит обман.
Шелк завидовать может шее такой.
Кто в ее подбородке сыщет изъян?
После беседы по вопросам карточки, учащиеся делают вывод, что поэты видели красоту человека как во внешних данных, так и в качествах характера, высоко оценивая ум, спокойный нрав, внутреннее обаяние, человечность, искренность. Все эти качества и есть проявление прекрасного.
Любовь – прекрасное чувство, которое «приподнимает» человека над обыденностью, помогает по настоящему ощутить полноту и многообразие жизни.
Каждое стихотворение – свой неповторимый мир, свои оттенки развития чувства любви. Разлука, грусть, страдания сопутствуют лучшим стихотворениям о любви.
По свидетельству Марии Николаевны Волконской, Пушкин, «как поэт,…считал своим долгом быть влюбленным во всех хорошеньких женщин и молодых девушек, с которыми он встречался. В сущности, он обожал только свою музу и поэтизировал все, что видел».
Любовь – основа человеческой жизни. Любовь – вот та тема, которой служил сознательно всю жизнь Абай, вот тот венок, который он плел всю жизнь.
Пейзажная лирика.
С огромной поэтической силой и любовью рисует А.С.Пушкин в стихах и поэмах картины родной природы. Под пером Пушкина русская природа, скромная и простая по сравнению с Кавказом и Крымом, становится прекрасной, близкой и родной нам.
А.С.Пушкин из всех времен года отдает предпочтение осени. Он находит удивительную красоту в осеннем пейзаже. Само увядание природы изображается поэтом как «могучее проявление жизни».
Осень дорога поэту как время года, пробуждающее к творчеству. Вот как описывает Пушкин процесс «создания стихов: «…душа стесняется лирическим волнением, трепещет и звучит, и ищет, как во сне излиться наконец свободным проявленьем».
С переходом поэта к реалистическому творчеству изменился и характер изображенной природы.
«Осень подходит. Это любимое время – здоровье мое обыкновенно крепнет – пора моих литературных трудов настает…» (Из письма А.С.Пушкина П.А.Плетневу от 31 августа 1830 г.).
Выразительное чтение стихотворений и отрывков из поэм Пушкина.
«Зимний вечер», «Зимняя дорога», «Зимнее утро»
«Осень», «Зима. 1829г. Отрывки из романа «Евгений Онегин» Лето-строфа 40 из главы 4. Осень – строфы 40 – 41 из главы 5. Весна – строфы 1 – 3 из главы 7.
В стихах Абая казахская степь предстает перед нами в своем величии и в самом ее разнообразном виде, в светлых и мрачных тонах.
Абая увлекает не только степная природа. В этой степи живет его народ. Вот почему стихи о природе – это в то же время стихи о народной жизни, полной противоречий и контрастов. Впервые в истории казахской литературы степь предстала во всем ее разнообразии, впервые картины природы стали отражением сложной, полной глубоких социальных противоречий жизни казахского народа.
В поэзии Абая нашли отражение бескрайние просторы степей, жизнь и быт казахского аула, летние кочевья, подготовка к зиме, соколиная охота. Абай любил свой нард, ему было дорого все, чем он жил, к чему стремился.
Выразительное чтение стихов Абая.
«Весна», «Лето», «Осень», «Ноябрь – преддверие зимы…», «Зима».
Беседа по вопросам:
- Определите художественные средства, с помощью которых позт создает образы природы.
- Назовите картины, слова, образы, которые кажутся вам самыми неожиданными, заметными?
- За что Пушкин из всех времен года больше всего любит осень?
- Назовите «приятные взору» и душе поэта приметы осени. Почему он одновременно называет осень «очей очарованье» и «унылой порой»?
- Этот осенний пейзаж романтический или реалистический?
- «Осень», «Зима» — это не только изображение природы. Какие разнообразные картины жизни рисует поэт? Какие чувства он испытывает и как относится к изображаемому?
- Какие картины народной жизни мы видим в поэзии Абая?
- Чувствуется ли отношение поэта к происходящему?
- Какой изображается зима и осень в стихах Абая?
- Какой контраст в изображении природы и жизни народа мы видим в стихах Абая?
- С кем сравнивает зиму Абай?
- Виден ли национальный колорит в стихах поэтов?
- Что общего в стихах поэтов?
Заключение:
О чем бы ни писал Абай, он неизменно проявлял себя как поэт – мыслитель, философ, как гуманист – просветитель, как человек, любящий и верящий в свой народ.
«Пушкин – громаден, плодотворен, силен, богат. Он для русского искусства то же, что Ломоносов для русского просвещения вообще. Пушкин занял собой всю эпоху, сам создал другую, породил школы художников» И.А.Гончаров.
Список использованной литературы
- Литература. 10 класс: Поурочные планы (по учебнику Ю.В. Лебедева «Русская литература. ХIX век. 10 класс»). – Ч.I. / Авт.-сост. Л.И. Косивцова. – Волгоград: Учитель, 2003. – 124 с.
- Сатпаев Ш.К., Адибаев Х.А. казахская литература: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных школ с русским языком обучения. – Изд. 3-е. – Алматы: Издательство «Мектеп», 2001. – 232 с.
- Пушкин А.С. Стихотворения и поэмы. М., «Худож. лит.», 1976. 319 с.
- Русский язык и литература в казахской школе 3/99.
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
А.С. Пушкин
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница зима.
А.С.Пушкин
Еще прозрачные, леса
Как будто пухом зеленеют.
Пчела за данью полевой
Летит из кельи восковой.
Долины сохнут и пестреют;
Стада шумят, и соловей
Уж пел в безмолвии ночей.
А.С. Пушкин
Где я обрывки этих речей
Слышал уж как-то порой прошлогодней?
Ах, это сызнова, верно, сегодня
Вышел из рощи ночью ручей.
Это, как в прежние времена,
Сдвинула льдины и вздулась запруда.
Это поистине новое чудо,
Это, как прежде, снова весна.
Б.Пастернак
Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора,
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.
Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой
Б.Пастернак
Снег идет, и все в смятенье,
Все пускается в полет:
Черной лестницы ступени,
Перекрестка поворот.
Снег идет, снег идет,
Снег идет, и все в смятенье:
Убеленный пешеход,
Удивленные растенья,
Перекрестка поворот
Б.Пастернак
Мороз, как будто старец древний,
Вконец умаявшись, ослаб.
Задорней, радостней, напевней
Капель веселая – кап-кап!
Худеют, тая, бабы снежные.
Пришел, должно быть, их черед.
Звенят ручьи – посланцы вешние
И пробуждают ледоход.
В. Кремнев
Июньский зной струится над полями,
И, словно путь указывая нам,
Бежит, бежит тропинка меж цветами,
Все дальше, дальше к солнечным лугам.
Вс. Рождественский
Сенокос, сенокос!
Луг остался без волос!
Он пострижен косами,
Он побрызган росами.
Как прическа эта
Хороша для лета!
И. Токмакова
Юный лес, в зеленый дым одетый,
Теплых гроз нетерпеливо ждет,
Все весны дыханием согрето,
Все кругом и любит и поет.
А.Толстой