Басы » Баяндамалар » Особенности лирики А. С Пушкина и Абая

Особенности лирики А. С Пушкина и Абая

                                             ДОКЛАД

              на заседании кафедры гуманитарного цикла

Учитель высшей категории Калыкова Марина Кусаиновна 

«О формировании коммуникативной компетенции учащихся через технологии  дифференциации обучения и    использование                                                                                                                                          регионального       компонета       на   уроках   русского     языка»

Особенности лирики А. С Пушкина и Абая

Пушкин остался для всех неисчерпаемым предметом изучения и веры, его творчество осваивает культуру других стран и обращается к разным жанрам. Каждая живая струя русской современной литературы восходит к Пушкину как к своему первоисточнику, а все творческие голоса сливаются в один хор.       Л.Аллен.

Следы исчезнут поколений, но жив поэт, бессмертен гений. Ф.Глинка.

Прошло 210 лет со дня рождения поэта, что же заставляет нас еще и еще раз присмотреться к тем ценностям, которые составляют сущность личности Пушкина и его творчества. Казалось бы, пушкинские идеалы доступны каждому так же, как ему самому: жить «праведно», «как люди», «по народной вере и правде» (это все из пушкинских писем) Именно в народе, как считали все наши лучшие писатели, стихийно хранятся идеалы правды, добра и красоты. Насколько образованное общество ближе к этим идеалам, настолько оно нравственнее.

Выразителем идеалов народа является так же великий казахский поэт Абай. Он был светочем, указывающим путь вперед.

Души измученной постигни суть!

Тяжелым и тернистым был мой путь

Я – человек с загадкой, помни это!

Боролся с тьмой, как мог – не обессудь.

И хотя эти поэты жили в разное время и были представителями разных народов, тематика их стихов, мысли и чаяния, боль и тревога за судьбу народа и Родины перекликаются друг с другом.

О многообразии жанров этих поэтов говорят стихи, написанные на такие темы:

  1. Политическая лирика.
  2. Тема дружбы и любви.
  3. Пейзажная лирика.
  4. Тема поэта и поэзии, мотивы смерти и бессмертия.
  5. Философская лирика.

При изучении лирики Пушкина о любви в 9 классе, ученики также прочитали стихи Абая о любви, чтобы сопоставить и определить общее в описании прекрасных женщин, выражения чувств и отношение автора к своему адресату.

Перед анализом стихов раздаю ученикам карточки с вопросами, которые позволяют им сконцентрировать внимание на выделенной проблеме.

  • Какую любовь воспевает поэт в своих стихах? (Взаимную, безответную, счастливую, грустную.)
  • Какими чертами наделяет поэт женские образы? ( Записать эпитеты.)
  • Похожи ли все стихи о любви друг на друга? Если похожи, то чем?
  • Что говорят поэты о себе в стихах о любви?

Выразительное чтение и анализ стихов Пушкина и Абая.

 

1.На холмах Грузии лежит ночная мгла

На холмах Грузии лежит ночная мгла;

Шумит Арагва предо мною.

Мне грустно и легко; печаль моя светла;

Печаль моя полна тобою,

Тобой, одной тобой…Унынья моего

Ничто не мучит, не тревожит,

И сердце вновь горит и любит- оттого,

Что не любить оно не может.

 

Шлю, тонкобровая привет

Шлю, тонкобровая привет,

Похожей не было и нет!

Когда тоскую по тебе,

Мне слезы затмевают свет.

Ты лучше всех. За сотни лет

Подобной не был мир согрет.

 

2.Я вас любил: любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим;

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим.

 

Одной тебе моя любовь!

Твой образ…Он давно воспет!

И пусть я стану нищ и сед,

Но мне иной дороги нет,

Ты в сердце у меня живешь,

Во сне преследуешь, как бред,

И ни враги, ни злой навет,

Ни женщины чужой привет

Не смогут остудить во мне

Твоей красы горящий след.

Кроме программных стихов, данных в учебнике, я предложила еще стихотворение «Гречанке», где звучат восточные мотивы.

 

Гречанке

Ты рождена воспламенять

Воображение поэтов,

Его тревожить и пленять

Любезной живостью приветов.

Восточной странностью речей.

Блистаньем зеркальных очей

И этой ножкою нескромной…

Ты рождена для неги томной,

Для упоения страстей.

 

 

Красавица

Белый лоб – серебро, чей тонок чекан,

Он глазами лучистыми осиян.

Тонко вычерчен двух бровей полукруг.

Облик юной луны красавице дан.

 

Нос ее – словно выточен на лице.

Кто расскажет, как цвет ее щек румян!

Ожерельем жемчужных ее зубов

Я любуюсь, от жгучих желаний пьян.

 

Смех журчащий ее – как дробь соловья,

В мудрой речи ее не гостит обман.

Шелк завидовать может шее такой.

Кто в ее подбородке сыщет изъян?

 

После беседы по вопросам карточки, учащиеся делают вывод, что поэты видели красоту человека как во внешних данных, так и в качествах характера, высоко оценивая ум, спокойный нрав, внутреннее обаяние, человечность, искренность. Все эти качества и есть проявление прекрасного.

Любовь – прекрасное чувство, которое «приподнимает» человека над обыденностью, помогает по настоящему ощутить полноту и многообразие жизни.

Каждое стихотворение – свой неповторимый мир, свои оттенки развития чувства любви. Разлука, грусть, страдания сопутствуют лучшим стихотворениям о любви.

По свидетельству Марии Николаевны Волконской, Пушкин, «как поэт,…считал своим долгом быть влюбленным во всех хорошеньких женщин и молодых девушек, с которыми он встречался. В сущности, он обожал только свою музу и поэтизировал все, что видел».

Любовь – основа человеческой жизни. Любовь – вот та тема, которой служил сознательно всю жизнь Абай, вот тот венок, который он плел всю жизнь.

 

 

Пейзажная лирика.

С огромной поэтической силой и любовью рисует А.С.Пушкин в стихах и поэмах картины родной природы. Под пером Пушкина русская природа, скромная и простая по сравнению с Кавказом и Крымом, становится прекрасной, близкой и родной нам.

А.С.Пушкин из всех времен года отдает предпочтение осени. Он находит удивительную красоту в осеннем пейзаже. Само увядание природы изображается поэтом как «могучее проявление жизни».

Осень дорога поэту как время года, пробуждающее к творчеству. Вот как описывает Пушкин процесс «создания стихов: «…душа стесняется лирическим волнением, трепещет и звучит, и ищет, как во сне излиться наконец свободным проявленьем».

С переходом поэта к реалистическому творчеству изменился и характер изображенной природы.

«Осень подходит. Это любимое время – здоровье мое обыкновенно крепнет – пора моих литературных трудов настает…» (Из письма А.С.Пушкина П.А.Плетневу от 31 августа 1830 г.).

 

 

Выразительное чтение стихотворений и отрывков из поэм Пушкина.

«Зимний вечер», «Зимняя дорога», «Зимнее утро»

«Осень», «Зима. 1829г. Отрывки из романа «Евгений Онегин» Лето-строфа 40 из главы 4. Осень – строфы 40 – 41 из главы 5. Весна – строфы 1 – 3 из главы 7.

 

В стихах Абая казахская степь предстает перед нами в своем величии  и в самом ее разнообразном виде, в светлых и мрачных тонах.

Абая  увлекает не только степная природа. В этой степи живет его народ. Вот почему стихи о природе – это в то же время стихи о народной жизни, полной противоречий и контрастов. Впервые в истории казахской литературы степь предстала во всем ее разнообразии, впервые картины природы стали отражением сложной, полной глубоких социальных противоречий жизни казахского народа.

В поэзии Абая нашли отражение бескрайние просторы степей, жизнь и быт казахского аула, летние кочевья, подготовка к зиме, соколиная охота. Абай любил свой нард, ему было дорого все, чем он жил, к чему стремился.

 

Выразительное чтение стихов Абая.

«Весна», «Лето», «Осень», «Ноябрь – преддверие зимы…», «Зима».

Беседа по вопросам:

  • Определите художественные средства, с помощью которых позт создает образы природы.
  • Назовите картины, слова, образы, которые кажутся вам самыми неожиданными, заметными?
  • За что Пушкин из всех времен года больше всего любит осень?
  • Назовите «приятные взору» и душе поэта приметы осени. Почему он одновременно называет осень «очей очарованье» и «унылой порой»?
  • Этот осенний пейзаж романтический или реалистический?
  • «Осень», «Зима» — это не только изображение природы. Какие разнообразные картины жизни рисует поэт? Какие чувства он испытывает и как относится к изображаемому?
  • Какие картины народной жизни мы видим в поэзии Абая?
  • Чувствуется ли отношение поэта к происходящему?
  • Какой изображается зима и осень в стихах Абая?
  • Какой контраст в изображении природы и жизни народа мы видим в стихах Абая?
  • С кем сравнивает зиму Абай?
  • Виден ли национальный колорит в стихах поэтов?
  • Что общего в стихах поэтов?

 

 

Заключение:

 

О чем бы ни писал Абай, он неизменно проявлял себя как поэт – мыслитель, философ, как гуманист – просветитель, как человек, любящий и верящий в свой народ.

 

«Пушкин – громаден, плодотворен, силен, богат. Он для русского искусства то же, что Ломоносов для русского просвещения вообще. Пушкин занял собой всю эпоху, сам создал другую, породил школы художников» И.А.Гончаров.

 

Список использованной литературы

 

  • Литература. 10 класс: Поурочные планы (по учебнику Ю.В. Лебедева «Русская литература. ХIX век. 10 класс»). – Ч.I. / Авт.-сост. Л.И. Косивцова. – Волгоград: Учитель, 2003. – 124 с.
  • Сатпаев Ш.К., Адибаев Х.А. казахская литература: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных школ с русским языком обучения. – Изд. 3-е. – Алматы: Издательство «Мектеп», 2001. – 232 с.
  • Пушкин А.С. Стихотворения и поэмы. М., «Худож. лит.», 1976. 319 с.
  1. Русский язык и литература в казахской школе  3/99.

 

 

 

 

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

                           

                                 А.С. Пушкин

 

 

 

 

 

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идет волшебница зима.

 

                            А.С.Пушкин

Еще прозрачные, леса

Как будто пухом зеленеют.

Пчела за данью полевой

Летит из кельи восковой.

Долины сохнут и пестреют;

Стада шумят, и соловей

Уж пел в безмолвии ночей.

 

                             А.С. Пушкин

 

 

 

Где я обрывки этих речей

Слышал уж как-то порой прошлогодней?

Ах, это сызнова, верно, сегодня

Вышел из рощи ночью ручей.

 

Это, как в прежние времена,

Сдвинула льдины и вздулась запруда.

Это поистине новое чудо,

Это, как прежде, снова весна.

 

              Б.Пастернак

 

 

 

 

 

Осень. Сказочный чертог,

Всем открытый для обзора,

Просеки лесных дорог,

Заглядевшихся в озера.

 

Как на выставке картин:

Залы, залы, залы, залы

Вязов, ясеней, осин

В позолоте небывалой

                     Б.Пастернак

Снег идет, и все в смятенье,

Все пускается в полет:

Черной лестницы ступени,

Перекрестка поворот.

 

Снег идет, снег идет,

Снег идет, и все в смятенье:

Убеленный пешеход,

Удивленные растенья,

Перекрестка поворот

 

                     Б.Пастернак

 

 

 

 

 

 

 

 

Мороз, как будто старец древний,

Вконец умаявшись, ослаб.

Задорней, радостней, напевней

Капель веселая – кап-кап!

  

Худеют, тая, бабы снежные.

Пришел, должно быть, их черед.

Звенят ручьи – посланцы вешние

И пробуждают ледоход.

 

                                          В. Кремнев

 

Июньский зной струится над полями,

И, словно путь указывая нам,

Бежит, бежит тропинка меж цветами,

Все дальше, дальше к солнечным лугам.

 

Вс. Рождественский

 

Сенокос, сенокос!

Луг остался без волос!

Он пострижен косами,

 

Он побрызган росами.

Как прическа эта

Хороша для лета!

                И. Токмакова

Юный лес, в зеленый дым одетый,

Теплых гроз нетерпеливо ждет,

Все весны дыханием согрето,

Все кругом и любит и поет. 

                                         А.Толстой

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *