Урок разработала Шарипова Фарида Каненовна
Учителем биологии Костанайская область г.Аркалык Родинская средняя общеобразовательная школа.
Тип урока: Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме: «Вирусы».
Технология: «Развитие критического мышления»
Методы, используемые на уроке: репродуктивные, частично-поисковые.
Используемое оборудование: Мультимедийный проектор, компьютер.
Используемые ЦОР: DVD-диск фрагмент видеофильма «жизнедеятельность бактериофага» (Электронное учебное издание Дрофа, мультимедийное приложение к учебнику В.И. Сивоглазова и др., 10 класс.)
Цели урока:
Образовательные — освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, о строении и жизнедеятельности вирусов.
Развивающие — развитие мыслительных операций посредством наблюдений, сравнений, сопоставлений, обобщений, сознательного восприятия учебного материала, развитие потребности к самообразованию, способствование развитию творческой деятельности учащихся.
Воспитательные — воспитание познавательной активности, чувства ответственности, уважения друг к другу, взаимопонимании, уверенности в себе.
Задачи урока:
- Познакомить учащихся с наукой вирусологией, ролью вирусов в природе и жизни людей. Раскрыть особенность внутриклеточного паразитизма вирусов. Сообщить сведения об опасности заражения вирусом СПИДа и другими вирусными заболеваниями.
- Развивать умения работать самостоятельно с дополнительными источниками литературы по данной теме; развивать творческие способности учащихся; работать в заданном темпе.
- Воспитывать чувство ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих.
Ход урока
I Организационный момент (1мин)
II.Проверка домашнего задания(10 мин) I
- Изучение нового материала(24 мин)
- Закрепление(5мин)
- Рефлексия (3мин)
- Домашнее задание (2 мин)
I фаза. Вызов. Актуализация опорных знаний.
Учитель: в течение первого полугодия вы изучали молекулярный уровень организации: познакомились с многообразием органических и минеральных веществ, входящих в состав клеток живых организмов. Узнали о функциях, которые выполняют эти соединения, наверняка сделали вывод о том, что без таких соединений невозможна нормальная деятельность организмов. А сегодня мы с вами узнаем об особых созданиях, которые находятся на грани живого и неживого.
Презентация.
Беседа с учащимися по вопросам: (слайд 1-4)
— Что такое клетка?
— Какими особенностями строения, жизнедеятельности обладает?
— Какими свойствами обладают живые организмы?
— Все ли живые организмы состоят из клеток? Назовите исключения!
Работа с карточками в парах (и ответы на вопросы): (слайд 5)
О чем автор хотел рассказать читателю?
Озаглавьте текст.
Запись на доске, учащиеся в тетради Тема «Вирусы — неклеточная форма жизни» (слайд 6)
— А почему вирусы называют неклеточной формой жизни? Назовите их особенности. (Подвести к внутриклеточному паразитизму)
Постановка проблемного вопроса: Сегодня мы с вами выясним, какие же особенности строения и жизнедеятельности влияют на паразитический образ жизни вирусов?
II фаза. Омысление.
Объяснение нового материала.
Учитель: Стихийным злом эволюции назвали ученые сверхмельчайшие формы жизни, не имеющие клеточного строения, значение их огромно, и многое еще неизвестно об этих загадочных существах нашей планеты.
Работа с текстом (Метод: «Пометки на полях») (слайд 7)
Вирус — неклеточная форма жизни, способная проникать в живую клетку и размножаться внутри ее. Вирусы распространены в природе повсеместно и поражают все группы организмов. Описано около 500 форм вирусов, поражающих теплокровных позвоночных животных, и более 300 форм вирусов, заражающих высшие растения.
Вирусы открыл в 1892 году русский ботаник Д. И. Ивановский. Вероятно, история открытия, равно как и объект его — возбудитель мозаичной болезни табака, известны сегодня любому грамотному человеку.
Да, долгое время казалось, что вирус табачной мозаики, так же как открытый Ф. Лефлером и П. Фрошем в 1898 году вирус ящура и даже описанные К. Д’Эррелем и Ф. Твортом в 1915-1917 годах бактериофаги — это все какие-то случайности, какие-то исключения из достаточно уже известного мира живой природы. И только к концу 20-х годов, а возможно, и несколько позже, среди ученых стали распространяться представления о том, что вирусы занимают в биосфере свое особое место.
Если не все, то абсолютное большинство вирусов было открыто при установлении причины какого-либо заболевания человека, животных или растений. И это наложило отпечаток и на отношение к вирусам, и к науке вирусологии, которая их изучает. В ней стали видеть, прежде всего, раздел патологии, вернее, раздел о причинах патологии, а мельчайшие объекты, исследуемые этой дисциплиной, назвали однозначно — яд (по-гречески яд — вирус).
Пока вирусов было известно немного и еще меньше знали о них, ученых вполне устраивала такая простая классификация: вирусы животных, вирусы растений, вирусы бактерий. Но уже к концу 40 — началу 50-х годов это деление перестало удовлетворять. Во-первых, были обнаружены вирусы, которые могли поражать и растения, и животных; во-вторых, среди каждой из этих групп их набиралось столько, что требовалась дальнейшая градация. И то один, то другой специалист предлагал свою классификацию.
В 60-е годы прошлого века техника вирусологических исследований достигла уже весьма высокого уровня. В это время вирусология перестает быть только опосредованной описательной, на вооружении ученых появляются методы, чуть ли не в буквальном смысле позволяющие разглядеть каждый отдельный вирион в лицо (а измеряются вирионы, между прочим, в нанометрах, то есть миллионных долях метра); а кроме того, расчленить вирион на составляющие его компоненты и исследовать в первую очередь нуклеиновые кислоты и белки вот только когда это стало очевидным!). Так что новые классификации стали строиться на принципиально иной основе.
Химический состав вирусов.
Просто организованные вирусы представляют собой нуклеопротеиды, т.е. состоят из нуклеиновой кислоты ДНК или РНК. и нескольких белков, образующих оболочку вокруг нуклеиновой кислоты. Белковая оболочка носит название капсид (с лат. вместилище). Примером таких вирусов является вирус табачной мозаики.
Сложно организованные вирусы имеют дополнительную оболочку, белковую либо липопротеиновую. Иногда в наружных оболочках сложных вирусов помимо белков содержаться углеводы (например: у вируса гриппа и герпеса)
Составление опорного конспекта
Учитель: Вирусы — это внутриклеточные паразиты. (слайд 8-9)
Что такое вирусология?
Вирусология — наука изучающая вирусы. (запись в тетрадь)
Размеры вирусов (слайд 10)
История открытия вирусов. (слайд 11-12)
Рассмотрите рисунки «Особенности строения вируса». (слайд 13)
Свойства вирусов. (слайд 14)
Значение вирусов.
Учитель: Вирусы — называют империей зла, так как они являются внутриклеточными паразитами, являющимися возбудителями сложных заболеваний человека, животных и растений:
Заполнение таблицы в рабочей тетради: (слайд 15-19)
Болезни человека | Болезни животных | Болезни растений |
Грипп
Оспа Корь Свинка Бешенство Полиомиелит Желтая лихорадка Гепатит Краснуха СПИД |
Ящур
Инфекционная анемия лошадей Чума свиней, птиц Грипп свиней, птиц |
Мозаичная болезнь табака, огурцов, томатов
Карликовость Скручивание листьев желтуха |
Учитель: Взаимодействие вируса с клеткой
Каким образом происходит проникновение вирусов в клетку и их размножение в ней?
Каков путь проникновения в клетку у вирусов бактерий (бактериофага) (слайд 20).
Жизненный цикл вируса Бактериофага (видео).
Вирусные инфекции и их профилактика.
Интерактивная игра «Передача вирусных заболеваний»
Учитель: когда в организм человека проникает вирус, то организм начинает с ним бороться. Вначале на уровне иммунитета, затем появляются антитела, которые нейтрализуют вирус и болезнь заканчивается. Но, в некоторых случаях, пока вырабатываются антитела, вирус успевает натворить такое, что у человека могут появиться тяжелые последствия, влекущие за собой летальный исход. Есть случаи, когда вирус заражает клетку и не прекращает свое действие, пока не ослабнет иммунитет человека. Сегодня мы уже говорили о заболеваниях человека, которые вызывают вирусы, но хотелось бы узнать, что вы знаете, что необходимо делать для того, чтобы предотвратить болезнь.
Заполнить таблицу в рабочей тетради.
Название вирусов | Пути проникновения | Профилактика |
СПИД | Половой, через кровь, материнское молоко | ЗОЖ, личная гигиена, одноразовые шприцы |
ГРИПП | Воздушно-капельный |
Сообщение учащегося: «Значение вирусов в природе»
Учитель:
Есть ли будущее у вирусов? Если есть, то, какое?
Какие вопросы у вас возникли при изучении данной темы?
Что понятно? Что не понятно?
III фаза. Рефлексия
Ответы на вопросы (слайд 22-25)
- Вирусы — это . . .
А) неклеточные формы жизни;
Б) древнейшие эукариоты;
В) примитивные бактерии.
- Вирусы размножаются:
А) только в клетке хозяина;
Б) самостоятельно вне клетки хозяина;
В) вариант А) и Б) верны.
- Наука, изучающая вирусы называется:
А) цитология;
Б) эпидемиология;
В) вирусология
- Синтез вирусного белка осуществляется:
А) на собственных рибосомах вируса;
Б) на рибосомах клетки-хозяина;
В) на лизосомах клетки хозяина.
Подведение итогов: подсчет смайликов (слайд 26)
Д.З. Решить кроссворд на тему «Вирусы».
Учитель: Я думаю, что тема нашего урока вас не испугала. В наш информационный век вирусы проникают не только в растения, животных и человека, но и в компьютеры. Надеюсь, что вы будете с ними бороться, искать пути их ликвидации. А я вас попрошу улыбнуться мне на прощание, ведь положительные эмоции и хорошее настроение — одно из лучших средств укрепления иммунитета.
Учитель: а теперь я вас попрошу оценить мою работу.(слайд 27)