Урок разработала Шарипова Фарида Каненовна
Учителем биологии Костанайская область г.Аркалык Родинская средняя общеобразовательная школа.
Тема урока: Тип «Плоские черви»
Цель урока :Изучить особенности строения плоских червей.
Обучающие: Раскрывать особенности строения типа кишечнополостные; проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки типа кишечнополостные; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов;
Продолжить формирование понятий многоклеточные животные на примере плоские черви, лестничная нервная система, выделительная система, гермафродиты, протонефридии
Развивающие: Развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность; умение работать с информацией, кратко передающие содержание прослушанной и прочитанной информации; межтемные и межпредметных связи.
Воспитывающие: Содействовать формированию научного мировоззрения, культуры речи, уважения к труду; воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе.
Ход урока
- Организационный момент
- Проверка Д/з
- Мы с вами на прошлом уроке изучали тип Кишечнополостные, на этом уроке пишем проверочную работу по этой теме, для этого на листочках напишите фамилия, класс, вариант, на выполнение работы у вас 5-7 минут.
- Мотивация. На сегодняшнем уроке мы начинаем изучать тип Плоские черви. Представителей этого типа я могла бы назвать «Пионерами» в подцарстве многоклеточные организмы. Эти организмы не могут не вызвать удивления, как может один и тот же тип сочетать в себе изящных животных подобных листикам скользящих в воде, и ужасных глистов вызывающих отвращение. Наша задача: изучить строение плоских червей на примере белой планарии. В конце урока вы должны знать: — каковы особенности строения плоских червей на основе строения белой планарии. — что нового появилось у плоских червей по сравнению с кишечнополостными. Откройте тетрадь запишите число, тему урока. Напишите в столбик 9 цифр. Я сейчас вам предлагаю утверждения, с которыми вы можете согласиться или нет, и вы на против этих цифр, + если вы согласны, и – если не согласны. — Работа с утверждением (учитель диктует, а ученики работают в тетради) — А сейчас вы полученную информацию должны проверить с помощью информационного источника – книги, откройте пожалуйста учебник на стр – . И проанализируйте эти утверждения. Если вы найдете противоречия, то вам сделайте соответствующие записи. Для экономии времени с
1-3 утверждение работает ряд у окна
4-6 работает средний ряд
7-9 работает ряд у двери на работу вам 5 минут
А теперь по результатам работы с учебником давайте подтвердим или опровергнем еще раз эти утверждения. Если вы ответили в начале урока на некоторые утверждения не правильно, исправьте себя, напишите правильный ответ в тетрадке.
- Все плоские черви – паразиты. (нет, ресничные — не являются паразитами, а сосальщики и ленточные – паразиты) Давайте сделаем вывод, кто ответил правильно, поднимите руки, опустите, кто ошибся в утверждении – проанализируйте.
- У плоских червей трехслойное тело. (да) Давайте сделаем вывод, кто ответил правильно, поднимите руки, опустите, кто ошибся в утверждении — ……………………………………………………………….
- Плоские черви имеют двустороннюю симметрию тела. Давайте сделаем вывод, кто ответил правильно, поднимите руки, опустите, кто ошибся в утверждении — ……………………………………………………………….
- Промежутки между органами заполнены жидкостью. (полости тела нет, пространство между органами заполнено – паренхимой) Давайте сделаем вывод, кто ответил правильно, поднимите руки, опустите, кто ошибся в утверждении — ……………………………………………………………….
- Все плоские черви имеют одинаковую пищеварительную систему. (у ленточных червей отсутствует пищеварительная система, чем более паразитический образ ведет червь тем менее развита пищеварительная система, и если сравнить пищеварительную систему белой планарии — представителя ресничных червей и представителя класса сосальщики, то мы можем увидеть как постепенно упрощается строение кишечника)
- Плоские черви дышат всей поверхностью тела. Давайте сделаем вывод, кто ответил правильно, поднимите руки, опустите, кто ошибся в утверждении — ……………………………………………………………….
- Выделительная система плоских червей представлена почками. (протонефридиями) Давайте сделаем вывод, кто ответил правильно, поднимите руки, опустите, кто ошибся в утверждении — ……………………………………………………………….
- Нервная система плоских червей — диффузная. (лестничная) Давайте сделаем вывод, кто ответил правильно, поднимите руки, опустите, кто ошибся в утверждении — ……………………………………………………………….
- В основном плоские черви – гермафродиты. Давайте сделаем вывод, кто ответил правильно, поднимите руки, опустите, кто ошибся в утверждении — ……………………………………………………………….
Работа с утверждениями – 10 -15 мин
Д/з стр-116 – 117, утверждения аналогичные которые были сейчас, письменно продолжите фразу: Плоских червей можно назвать первыми, потому что…
А теперь давайте отметим главные признаки типа кишечнополостные, заполнив таблицу в тетради «Характеристика беспозвоночных животных»
Заполняют с помощью учебника и учителя
Что нового появилось у плоских червей по сравнению с кишечнополостными.
Каково строение плоских червей.
Вам нужно обобщить перечень слов одной фразой или словом.
- Ресничные, сосальщики, ленточные (типы плоских червей, классы)
- Рот, глотка, кишка. (пищеварительная система)
- Семенники, яичники, протоки. (половая система)
- Выделительные отверстия, система канальцев, звездчатые клетки. (выделительная ситема, протонефридии)
- Паренхима, кожно-мускульный мешок.(внутреннее строение плоских червей)
- Светочувствительные глазки, органы равновесия. (органы равновесия)
- Дыхательная, кровеносная, опорно-двигательная. (отсутствует)
- Мозговые ганглии, стволы, перемычки. (нервная система)
Что нового мы узнали на уроке
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ: Учащиеся подводят итог.