Басы » Баяндамалар » Сотрудничество педагогов и родителей в условиях дошкольного образования

Сотрудничество педагогов и родителей в условиях дошкольного образования

Павлодар облысы, Лебяжі ауданы, Жаңатаң ауылы
Жаңатаң жалпы негізгі білім беретін жанындағы шағын орталығы
Тәрбиеші
Сапарбекова Меруерт Тұрсынқызы

ДОКЛАД

«Сотрудничество педагогов и родителей в условиях дошкольного образования»

Содержание

Главным в работе любого дошкольного образования является сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного роста. Успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи, ведь родители – первые и главные воспитатели своего ребенка с момента рождения и на всю жизнь.

В соответствии с Законом “Об образовании”, где записано, что родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте. В этой связи изменяется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьей. В основе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество, т.е. совместное определение целей деятельности, совместное распределение сил, средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем и прогнозирование новых целей, задач и результатов.

Взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями, направлено на повышение педагогической культуры родителей.

Составная часть взаимодействия – общение педагога с родителями.

Задача педагогов дошкольного учреждения – помочь родителям в воспитании детей. Педагоги готовы к этой деятельности.

 

 

Содержание

 

І . Введение.

  1. Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности.

ІІ. Основная часть.

  1. Совместные мероприятия педагогов и родителей.
  2. Совместные мероприятия педагогов, родителей и детей.
  3. Наглядно-информационные формы.

ІІІ. Заключение.

ІV. Использованная литература.

«От того, как прошло детство,

кто вёл ребенка за руку в детские годы,

что вошло в его разум и сердце из окружающего мира –

от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

В.А.Сухомлинский

 

  1. I. Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в нем обусловили необходимость активизации сотрудничества дошкольного учреждения с семьей.

Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку. В этом непреходящее значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в особенности.

Об этом же говорят и современные специалисты, и ученые в области семьи (Т.А. Маркова, О.Л. Зверева, Е.П. Арнаутова, В.П. Дуброва, И.В. Лапицкая и др.). Они считают, что семейный институт есть институт эмоциональных отношений. Каждый ребенок сегодня, как и во все времена, ожидает от своих родных и близких ему людей (матери, отца, бабушки, дедушки, сестры, брата) безоговорочной любви: его любят не за хорошее поведение и оценки, а просто так и таким, какой он есть, и за то, что он просто есть.

Семья для ребенка — это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.

Детский сад первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и воспитателей зависит дальнейшее развитие ребен ка. Положительных результатов в воспитании ребенка можно достичь при согласованных действиях воспитателей и семьи, при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания.

На мой взгляд, основной целью взаимодействия педагогов с семьёй является установление доверительных отношений с детьми и их родителями, как бы объединение их в одну команду. Педагогическая помощь родителям должна основываться на тщательном и всестороннем изучении каждой семьи, каждого ребенка, тогда работа с родителями будет иметь конкретный, действенный характер, способствовать взаимопониманию и взаимному интересу родителей и воспитателей.

Поэтому не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия сотрудничества семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность.

Всем известно, что сотрудничество педагогов детского сада с родителями – достаточно сложный процесс, и семья должна быть равноправной его стороной. Основную роль в работе с родителями практически во всех детских садах традиционно играют воспитатели. Они – главный источник информации о ребёнке, о деятельности учреждения, от них родители получают психолого-педагогическую информацию.
Таким образом, именно на них лежит основная ответственность. Педагоги детского сада находятся в постоянном взаимодействии с родителями, составляя неразрывное триединство “ребёнок – родитель – педагог”. Участие семьи в воспитательно-образовательном процессе позволяет повысить качество образования детей, так как родители лучше знают возможности своего ребенка и заинтересованы в дальнейшем его продвижении.

Прежде чем работать с семьей, ее нужно хорошо узнать, Поэтому на I этапе – нужно собрать и обработать информацию о каждом воспитаннике и его семье. Только тогда возможно повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного отношения с родителями.

  1. II. Основными направлениями сотрудничества с семьёй являются: изучение потребности родителей в образовательных услугах; просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры. Исходя, из этих направлений и осуществляется работа по сотрудничеству с семьями дошкольников через разнообразные формы, такие как:
  2. Cовместные мероприятия педагогов и родителей;

Участие родителей в управлении дошкольным учреждением. Предполагает участие родителей в советах: дошкольного учреждения, педагогов, по питанию. Участие родителей в подготовке и проведении воспитательно-образовательного процесса.

Родительские собрания. Представляют собой регламентированное мероприятие, на котором решаются организационные вопросы, а также связанные с воспитанием и обучением детей, делаются сообщения для родителей руководителями и специалистами детского сада; по обсужденным вопросам принимается решение (постановление), которое фиксируется в протоколе.

Лектории. Предполагают обучение родителей через распространение психолого-педагогических, медицинских по соответствующим проблемам. Например: «Адаптация ребенка к Дошкольному учреждению», «Как укрепить и сохранить здоровье детей».

Групповые консультации. Включают подготовку сотрудниками дошкольного учреждения сообщений, практических рекомендаций и материалов для группы родителей, имеющих одинаковые проблемы (в воспитании детей, общении с ними, в педагогической позиции), совместное обсуждение волнующих вопросов. Например:  «Застенчивый малыш», «Когда в семье брат и сестра», «Когда родитель только один».

  1. Совместные мероприятия педагогов, родителей и детей:

ТренингиПредполагают организованное активное социально-психологическое обучение родителей психологическим навыкам. Например:

«Тренинг общения с детьми», «Тренинг релаксации», «Как решать конфликты»:

Экскурсии. Проводятся совместные посещения детьми, родителями, сотрудниками детского сада зон отдыха (леса, реки), культурных, исторических мест (музеев, театров) в целях духовного обогащения, отдыха, общения, установления позитивных взаимоотношений, эмоциональной разгрузки.

Дни открытых дверей. Представляют собой дни свободного посещения желающими (родителями и общественностью) детского сада с целью более детально ознакомиться с работой учреждения: занятиями, играми, праздниками, развлечениями. Их количество и содержание определяется руководством детского сада.

Совместные праздники и развлечения родителей с детьми и сотрудниками дошкольного учреждения. Организуются как активные, насыщенные эмоциональным общением мероприятия, в процессе которых все участники имеют возможность не только пообщаться, но и получить необходимую информацию, показать достижения, отдохнуть, познакомиться поближе. Например: календарные праздники (Новый год), праздники семьи, мам, пап; музыкальные, спортивные.

Концерты. Включают подготовленные детские, родительские, воспитательские, совместные выступления: чтение стихотворений, исполнение песен и танцев, драматизацию сказок и других произведений.

3.Наглядно — информационные формы:

Родительские уголкиПредполагают представление в наглядной форме наиболее востребованной информации для родителей: о распорядке дня в детском саду, содержании воспитательно-образовательного процесса, об организации питания детей, а также психолого-педагогические, медико-гигиенические и другие сообщения.

Папки- передвижки, рукописные журналы. Оформляется в папки или журналы теоретический и практический материал

Выставки. Предполагают представление результатов индивидуальной и совместной деятельности дошкольников, родителей и педагогов. Например:выставка рисунков «Рисуют дети и родители», фотовыставки «Семьи наших воспитанников»-, «Домашние любимцы» (коты, собаки).

Видеосъемка. Означает видеосъемку различных моментов из жизни детей в детском саду с последующим совместным ее просмотром родителями, детьми, другими членами семьи, воспитателями. Например: «Один день в саду», «Наши праздники», «Строим, рисуем, лепим», «Музыкальные занятия».

III. Заключение

Из опыта своей работы я считаю, что от участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все: дети – дошкольники начинают с гордостью и уважением относиться к своим родным; а родители, благодаря взаимодействию с воспитателями и участию в жизни детского сада приобретают опыт сотрудничества, как со своим ребёнком, так и с коллективом специалистов.

Я считаю, что особая роль при любой форме организации сотрудничества с родителями должна отводиться социологическим вопросам, анкетированию, но для эффективного взаимодействия педагога с семьями недостаточно только диагностики и желания сотрудничать. Необходимы так же современные знания о семье, причем эти знания должны стать достоянием каждого сотрудника детского сада и родителей, они должны стать основой для профессионального взаимодействия.

В заключении отмечу, что все формы работы используемые в детском саду, создают атмосферу доверия и сотрудничества.

Таким образом, объединение усилий воспитателей и родителей является обязательным условием успешного решения воспитательных задач.

  1. IV. Использованная литература

 

  1. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. «Сфера», 2002, С. 114
  2. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДО. Методический аспект. Творческий центр «Сфера», 2005, С. 89.
  3. Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. Пособие для работников ДО. «Аркти», 2005, С. 221.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *