DCF 1.0

Деепричастие

КГУ «Сш им.М.Маметовой сдмц  Сарканского райОО»

Учитель русского языка и литературы

Богатикова Ж.К.

 Деепричастие

Цель:

  1. Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме, различать причастные и деепричастные обороты. уметь правильно использовать в речи;
  2. Развивать логическое мышление, учить умению рассуждать.
  3. Прививать любовь к чтению книг.

Тип урока: урок-практикум.

Методы обучения: виды  диктантов, дидактический материал, семантическая карта.

Ход  урока:

  1. Оргмомент
  2. Повторение изученного. «Мозговая атака»

-Что такое деепричастие?

-Признаки каких частей речи есть у деепричастия?

-Что такое деепричастный  оборот?

-Где он может стоять?

-Какова синтаксическая роль деепричастия?

  1. Практические задания.

Проверочная работа.

А) Найдите предложения, в которых есть глагольные формы, обозначающие добавочные действия к основному. ( Показывается запись на интерактивной доске)

1.Космонавт слушает и улыбается.

  1. Приземлившись, он радостно осмотрелся вокруг.
  2. Приземлившиеся парашютисты окружили товарища.

4.Стаи птиц хлопают крыльями и поднимаются вверх.

  1. Изогнув длинные шеи, птицы поднимаются вверх.

 

Б) Найдите предложения, в которых есть деепричастие.

  1. Мама сидела, откинувшись в кресле.

2.Я открыл окно и залюбовался видом.

3.Брат склонил голову и писал что-то.

4.Разложив игры, дети сели в кружок.

  1. Уставшая, она не хотела идти домой.

В) Найдите   предложения  с  деепричастным  оборотом

  1. Витя мыл посуду, насвистывая какую-то мелодию

2.Из дома вышел человек и направился к машине.

3.Выйдя из дома, человек направился к машине.

  1. Человек, вышедший из дома, направился к машине.
  2. Берега ,окружающие озеро, густо поросли камышом.

Контрольный листок учителя:

1)2,5                      2)1,4                     3) 1,3

Образовать от данных глаголов деепричастия совершенного вида:

Построить, услышать, растаять.

От данных глаголов образовать деепричастия несовершенного вида:

Замирать, чувствовать, наслаждаться.

Г) Прослушать текст,выписать в 2 столбика деепричастия совершенного и несовершенного вида.

Это полезно  знать.

Получив книгу в библиотеке, внимательно ознакомься с ней. Прочитав на титульном листе фамилию автора, постарайся запомнить, кто написал  книгу. Читай внимательно, «не глотая» страниц, не пропуская рассуждений автора. Помни, что вникая в них, ты знакомишься со взглядом самого  автора, с его отношением к героям. Продумывая поведение героев, попытайся дать ему свою оценку. Подумай, правильно ли они поступают, совершая тот или иной поступок. Закрывая последнюю страницу книги, подумай, чем она тебя обогатила, какой оставила след в твоей душе.

 

 

Д) Выборочный диктант.  Выписать деепричастия: (Не)задумываясь,(не)думал,(не)присутствовал,(не)присутствуя,(не)припоминая,(не)истомившись.

Е) «Проверь себя» Графически обозначьте причастные и деепричастные обороты.

Девочка слушала учителя, посматривая по сторонам. Альпинисты, пренебрегавшие опасностью, поднимались вверх. Преследуя неприятеля, партизаны вошли в деревню. Партизаны, преследовавшие неприятеля, вошли в деревню. Усеянное звездами небо манило  к  себе. Отметив маршрут, туристы  устроились на отдых.

Ж)  Подведение  итогов . Составление семантической  карты.

 

  Является особой формой глагола Обозначает признак по действию Обозначает добавочное действие Изменяется по родам,числам,падежам. Бывает наст. И прош.

времени

Бывает страд.  И действ. Прич. Является обстоятельством Является  определением

 

 

Причастие                
Деепричастие                

 

З) Дом.задание:

Упр. 4,5

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *