КГУ «Сш им.М.Маметовой сдмц Сарканского райОО»
Учитель русского языка и литературы
Богатикова Ж.К.
Деепричастие
Цель:
- Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме, различать причастные и деепричастные обороты. уметь правильно использовать в речи;
- Развивать логическое мышление, учить умению рассуждать.
- Прививать любовь к чтению книг.
Тип урока: урок-практикум.
Методы обучения: виды диктантов, дидактический материал, семантическая карта.
Ход урока:
- Оргмомент
- Повторение изученного. «Мозговая атака»
-Что такое деепричастие?
-Признаки каких частей речи есть у деепричастия?
-Что такое деепричастный оборот?
-Где он может стоять?
-Какова синтаксическая роль деепричастия?
- Практические задания.
Проверочная работа.
А) Найдите предложения, в которых есть глагольные формы, обозначающие добавочные действия к основному. ( Показывается запись на интерактивной доске)
1.Космонавт слушает и улыбается.
- Приземлившись, он радостно осмотрелся вокруг.
- Приземлившиеся парашютисты окружили товарища.
4.Стаи птиц хлопают крыльями и поднимаются вверх.
- Изогнув длинные шеи, птицы поднимаются вверх.
Б) Найдите предложения, в которых есть деепричастие.
- Мама сидела, откинувшись в кресле.
2.Я открыл окно и залюбовался видом.
3.Брат склонил голову и писал что-то.
4.Разложив игры, дети сели в кружок.
- Уставшая, она не хотела идти домой.
В) Найдите предложения с деепричастным оборотом
- Витя мыл посуду, насвистывая какую-то мелодию
2.Из дома вышел человек и направился к машине.
3.Выйдя из дома, человек направился к машине.
- Человек, вышедший из дома, направился к машине.
- Берега ,окружающие озеро, густо поросли камышом.
Контрольный листок учителя:
1)2,5 2)1,4 3) 1,3
Образовать от данных глаголов деепричастия совершенного вида:
Построить, услышать, растаять.
От данных глаголов образовать деепричастия несовершенного вида:
Замирать, чувствовать, наслаждаться.
Г) Прослушать текст,выписать в 2 столбика деепричастия совершенного и несовершенного вида.
Это полезно знать.
Получив книгу в библиотеке, внимательно ознакомься с ней. Прочитав на титульном листе фамилию автора, постарайся запомнить, кто написал книгу. Читай внимательно, «не глотая» страниц, не пропуская рассуждений автора. Помни, что вникая в них, ты знакомишься со взглядом самого автора, с его отношением к героям. Продумывая поведение героев, попытайся дать ему свою оценку. Подумай, правильно ли они поступают, совершая тот или иной поступок. Закрывая последнюю страницу книги, подумай, чем она тебя обогатила, какой оставила след в твоей душе.
Д) Выборочный диктант. Выписать деепричастия: (Не)задумываясь,(не)думал,(не)присутствовал,(не)присутствуя,(не)припоминая,(не)истомившись.
Е) «Проверь себя» Графически обозначьте причастные и деепричастные обороты.
Девочка слушала учителя, посматривая по сторонам. Альпинисты, пренебрегавшие опасностью, поднимались вверх. Преследуя неприятеля, партизаны вошли в деревню. Партизаны, преследовавшие неприятеля, вошли в деревню. Усеянное звездами небо манило к себе. Отметив маршрут, туристы устроились на отдых.
Ж) Подведение итогов . Составление семантической карты.
Является особой формой глагола | Обозначает признак по действию | Обозначает добавочное действие | Изменяется по родам,числам,падежам. | Бывает наст. И прош.
времени |
Бывает страд. И действ. Прич. | Является обстоятельством | Является определением
|
|
Причастие | ||||||||
Деепричастие |
З) Дом.задание:
Упр. 4,5