Басы » Орыс тілі мен әдебиеті » Мастер – класс Методы и приемы критического мышления на уроках русского языка и литературы

Мастер – класс Методы и приемы критического мышления на уроках русского языка и литературы

Мастер – класс

Методы и приемы критического мышления на уроках русского языка и литературы

Учитель русского языка А.Т. Муханбетова,

Каракиянский район село Курык

«Курыкская средняя школа — гимназия»

 

Цель: пояснение особенностей технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы;обоснование данной  технологии  как средства, способствующего самореализации учащихся;обзор практического применения  и внедрения  в учебный процесс.

 

Структура проведения

  1. Краткая характеристика используемой технологии.
  2. Определение основных приемов, которые будут показываться

( «Использование фото», «Прогнозирование»,  «Ситуация», «Мои  предпочтения»)

  1. Имитационная игра с демонстрацией приемов данной технологии
  2. Рефлексия.

 

Ход занятия

 

І. Введение в материал

Каждый учитель ищет наиболее эффективные методы и технологии для обучения, которые давали бы устойчивый и стабильный результат в освоении предмета, стимулировали обучающихся к познавательной активности. Сегодня я хочу познакомить вас с теми приемами, которые применяю на уроках русского языка и литературы.

Критическое мышление – это  естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Цель данной технологии — развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.). Критическое мышление исследуется  в двух аспектах: развитие критического мышления  у учеников и развитие критического мышления у преподавателей. Оба процесса взаимосвязаны. Критическое мышление учащихся представлено способностью к синтезу информации и идей; способностью к суждению о достоверности и относительной важности информации  и идей, умением делать выбор в отношении своего обучения и ставить под сомнение идеи других. Критическое мышление преподавателей включает в себя способность критически оценивать собственную практику работы, попытки применения и оценивания новых методов и подходов.

Технология развивает умения учащихся формулировать собственные суждения, делать выводы, вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно, формируя информационные и коммуникативные компетенции учащихся. Технология критического  мышления  может быть использована в различных предметных областях.Разнообразные приемы технологии развивают умение воспринимать информацию, прогнозировать, работать с текстом, задавать вопросы и творчески интерпретировать информацию.

 

ІІ.  Практическая работа.

Имитационная игра с демонстрацией приемов данной технологии

Прием «Использование фото».

а / Раздайте каждой группе фотографию, наклеенную в центре большого белого лист. Попросите учеников задать вопросы к фотографии и записать их вокруг изображения

в / Или же ученики могут  выдвигать идеи, основанные на изображении, записывая вокруг него мысли, идеи и слова, которые приходят им в голову, когда они впервые видят изображение.

 

Прием «Прогнозирование»: надо прочитать отрывок из произведения, слушатели должны докончить, выдвинуть свои предположения.

1/  И человек пошел своей дорогой,

Куда? Зачем?

Нам это не узнать.

(Он был волчатник, но волчат не тронул:

Волчат уже не защищала мать)

Олжас Сулейменов «Волчата»

 

 

 

 

Прием «Ситуация»: игра развивает логическое мышление, учит двигаться к истине кратчайшим, хоть и неочевидным путем, формирует понимание ценности информации, навык анализа и обощения большого количества разнородных сведений.

а/ Бежит человек, за ним бежит толпа. Человек кричит преследователям «не видать вам золота», и начинает стрелять. Наблюдающие за происходящим ликуют. Что происходит?

(Ответ: Соревнования по биатлону).

в/ Копая землю, женщина обнаружила сундук с золотом. 3 года она хранила его, не говоря никому ни слова. А через три года купила виллу, машину и множество других вещей. Что мешало ей сделать это раньше?

(Ответ: Женщина — жертва кораблекрушения. 3 года она провела на необитаемом острове, где и был найден клад. И когда её наконец спасли, она смогла пустить его в дело).

с/ Каренина бросается под поезд, но сильные руки отталкивают ее в сторону (Ответ: Съемки кинофильма)

д/ Если вы посмотрите, то не сможете увидеть меня. Но если вы меня видите, то не можете видеть ничего другого. Я могу заставить вас ходить, даже если вы не можете. Иногда я говорю правду. Кто же я? (Ответ: сновидение)

 

Заключительная работа: метод “Мои предпочтения”. 

Цель метода: расслабление для уставшей группы.

Участники: весь зал.

Правила проведения игры: Ведущий раздает участникам листы бумаги и просит задумать свой любимый цвет, который необходимо затем описать тремя словами (например, “синий” – прохладный, расслабляющий, отстраненный). Далее – просит участников ответить на вопрос “Находясь в зоопарке, – с каким животным вы бы хотели сфотографироваться? Опишите это животное тремя словами (например, тигр – сильный, опасный, хищный). И последнее задание – просит записать свой любимый город и придумать для него три характеризующих слова (например, Санкт-Петербург – интеллектуальный, деловой, освежающий).

После того как участники выполнят все три задания, ведущий сообщает им что:

Три характеристики цвета – это то, как видят их окружающие;

Три характеристики животного – как они видят себя сами в общении с окружающими;

Три характеристики города – какими они хотели бы видеть себя в работе.

 

  ІІІ. Рефлексия «На какой я ступеньке»

  ІV. Вывод:   Вовсе не обязательно гоняться за большим арсеналом приёмов. Гораздо предпочтительнее тот вариант, когда учитель владеет лишь несколькими технологическими приёмами,  но зато они хорошо отточены и результативны.

 реф

[bws_related_posts]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *