Урок литературы в 9 классе
Тема урока: Юмор в рассказах А.П.Чехова
Цель: формирование коммуникативных навыков, углубить знания о личности писателя; изучить ранние рассказы , инсценировать эпизод рассказа «Хамелеон»
Тип урока: усвоение новых знаний с применением стратегий критического мышления
Оборудование: стенд о писателе; слайды с высказываниями великих людей о юморе, пословицы и поговорки, рисунки учащихся
Ход урока:
Слайды | Время | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Оценивание | |
№1
|
2 мин
2 мин
|
Организационный материал
Откройте тетради, запишите дату, тему урока «Юмор в рассказах А.П.Чехова.
2 мин |
Слово учителя | Запись в тетради
|
Ввод в тему с целью выяснения нравственных понятий |
|
№2 | Эпиграф к уроку:
«Не понимает человек шутки — пиши пропало» А.П.Чехов |
Запись в тетради
|
||||
№3
№4 |
5мин
|
«Мозговой штурм» | Что такое смех?
Ваши ассоциации со словом смех. усмешка шутка веселье
|
Учащиеся подбирают слова к слову «смех» | ||
№5
№6 |
3 мин
|
Работа по слайдам с высказываниями:
«Юмор- спасательный круг на волнах жизни» (Ф.Рабле) «Шутка есть ослабление напряжения, поскольку она- отдых» (Аристотель) «Добрая шутка дружбы не рушит» Но шутку, как соль, должно употреблять с умеренностью (Пифагор) «Смех-это солнце: оно прогонит зиму с человеческого лица» (В.Гюго) Смех, как хорошее настроение,-врачует. От гнева стареешь, от смеха молодеешь. Хорошо смеётся человек- значит хороший человек (Ф.М.Достоевский) «Но частый и громкий смех есть признак глупости и дурного воспитания(Честерфилд) Смех без причины признак дурного воспитания. Какой вывод можно сделать из этих высказываний? —юмор, шутка хороши в меру -Шутка, смех, юмор могут быть добрыми и злыми. Вывод по стенду. Каким должен быть смех?-( Доброжелательным, злым-сатира) Должна ли шутка обижать человека? Насмешки боится даже тот, кто ничего не боится. Н.В.Гоголь |
Слово учителя | Учащиеся
объясняют значения высказываний и пословиц
Запись в тетради |
||
№7 | Объяснение темы:
Великий немецкий поэт Гёте писал, что юмор –мудрость души. Человек, лишённый чувства юмора ставит свои переживания, интересы выше всего происходящего. Что же такое юмор?
|
Слово учителя Действительно, смех может быть добрым и злым. Чем отличаются они друг от друга? Есть несколько определений смеха: юмор, сатира, сарказм. Сейчас мы проведём словарную работу.
1 группа-юмор 2 группа- сатира 3 группа-сарказм |
||||
№8 | 3мин | Словарная работа.
Юмор – художественный приём в произведениях литературы или искусства, основанный на изображении чего-либо в комическом, смешном виде. Юмор помогает искоренять недостатки. Сатира— специальная форма отображения действительности, посредством которой обличаются и высмеиваются отрицательные явления действительности Сарказм-язвительная насмешка, злая ирония
|
Работа со словарём.
Найти в словарях значения слов юмор, сатира |
|||
№9 | 4 мин | Сообщение ученицы о писателе и ранних рассказах А.П.Чехова .
А.П.Чехов родился в городе Таганроге.В основу его рассказов вошли непритязательные житейские истории. Рассказы краткие по содержанию, но в них показаны сложные человеческие характеры и отношения. «Надо писать то, что чувствуешь, правдиво, искренне…» Рассказы Чехова полны остроумия, весёлости, человечности и в то же время глубокого социального смысла.
|
Добрый и злой смех мы можем наблюдать в рассказах А.П.Чехова на сегодняшнем уроке, познакомившись с рассказами «Хамелеон», Тонкий и толстый», «Смерть чиновника». В начале с биографией писателя нас познакомит Карима. | |||
№10 | 15мин | Работа в группах.
1группа- «Толстый и тонкий-«Диаграмма Венна»
2 группа- Хамелеон» — Стратегия « фишбоун»
3 группа- «Смерть чиновника» Стратегия-«Роль на стене» |
Учитель координирует , направляет действия учащихся | Учащиеся заполняют флипчарты и защищают их. | ||
№111 | 3 мин | Вывод | Карточки с «качествами». Ребята вы должны выбрать те, которые соответствуют героям произведений.
-А какие остались? -Необходимы ли эти качества человеку? |
Учащиеся выбирают качества, соответствующие героям и те, которые необходимы. | ||
12 | 5 мин | Домашнее задание:
Инсценировка. В гости к нам пришли герои рассказов.
|
||||
13-
14 |
5 мин | Рефлексия.
Вопросы открытого урока. 1.Над чем смеётся А.П.Чехов и над чем грустит? 2.Смех добрый или злой в рассказах Чехова? 3.Актуальны ли рассказы сейчас? 4.Узнаём ли мы себя в этих героях, встречались ли вам чеховские герои?
Урок заканчивается словами А.П.Чехова «В человеке всё должно быть прекрасно:и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
|
Напишите своё мнение. Согласны ли вы с тем, что нужно искоренять в себе такие качества? |