Орал қаласы, Дарынды балаларға арналған мамандандырылған С.Сейфуллин атындағы №11 облыстық қазақ мектеп-интернат кешені
Курмашева Майра Зербиевна
орыс тілі мен әдебиеті пәнінің мұғалімі
Сабақтың тақырыбы: «Личные окончания глаголов»
Урок-практикум: « Чему я научился»
Грамматическая тема: «Личные окончания глаголов настоящего времени »
Лексическая тема: « Какие профессии ты знаешь?»
Содержательная цель урока: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий при написании личных окончаний глаголов.
Деятельностная цель урока: формирование у учащихся способностей к рефлексии (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин).
Задача урока (для учителя): создать условия для расширения и углубления представления учащихся о грамматических признаках глаголов с целью формирования практического умения писать личные окончания глаголов.
Задачи урока (для учащихся):
— систематизировать знания о грамматических признаках глагола;
— научиться без ошибок писать личные окончания глаголов;
— научиться по личному окончанию глагола определять его грамматические признаки;
— учиться контролировать и оценивать себя.
— учиться организации работы в парах ;
Ход урока
- Организационный момент.
— настрой на продуктивную работу
— запись числа и слов Двадцать третье февраля. Классная работа.
- Проверка домашней работы. Выразительное чтение и заучивание наизусть стихотворения Волгиной «Наступает мамин праздник», страница 77
- Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. На доске записаны строки из стихотворения И.Сурикова:
Ярко солнце свет..т,
В воздухе тепло,
И куда ни глян..шь,
Все кругом светло.
— Прочитав эти строки и проанализировав пропущенные орфограммы, сформулируйте тему урока.
(Правописание личных окончаний глаголов) работа с таблицей таблица: личные окончания глаголов
Единственное число | Множественное число |
1 -у, -ю | -ем, — им |
2 — ешь, — ишь | -ете, — ите |
3 — ет, -ит | -ют, — ут |
- скажите, какое задание можно выполнить по этому тексту?
(Выписать глаголы, вставив пропущенную в окончании букву, определить грамматические признаки глаголов – время, число, лицо).
Учащиеся выполняют задание, проводится фронтальная проверка.
Формулировка цели урока и постановка учебных задач.
— Какова цель сегодняшнего урока?
(Научиться без ошибок писать окончания глаголов).
— Сформулируйте учебные задачи.
— Запомнить все личные окончания глаголов.
— Учиться по личному окончанию определять грамматические признаки глагола.
- Работа над решением поставленных задач.
Речевая деятельность:
А. чтение
- Выразительное чтение и заучивание наизусть стихотворения Волгиной «Наступает мамин праздник», страница 77
- Учащиеся дополнительно рассказывают о своих впечатлениях….
В. аудирование. Понимание связной речи учителя в объеме языкового материала, предусмотренного программой.
А. Понимание прочитанного учителем вслух рассказа о разных видах профессии и ее роли в жизни человека. Выделение основной мысли прослушанного текста. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного текста в устной форме.
вопросы:
С. говорение.
- диалоговое чтение. Самостоятельное построение диалога на основе упражнении 2 на странице 78.
- (с опорой на вопросы учителя). Составление коротких рассказов по сюжетным картинам. Составление рассказов о себе, о своих занятиях и о том кем ты хочешь быть.
На этих карточках можно увидеть следующие профессии: автомеханик, балерина, бармен, воспитательница, врач, доярка, журналист, кассир, клоун, комбайнер, медсестра, менеджер, модельер, моряк, мясник, официант, охотник, парикмахер, повар, пожарник, почтальон, программист, продавец, репортер, рыбак, садовник, стоматолог, строитель, судья, тракторист, укротитель, учитель, фермер, фотограф, хирург, художник, швея, стюардесса, директор, охранник, грузчик, фармацевт, пилот, уборщица, продавщица, летчик, бухгалтер, милиционер, полицейский, водитель, дворник, машинист.
вопросы:
-назови профессию
-что делает человек данной профессии
-какие инструменты использует человек данной профессии
-какую пользу приносит эта профессия
-кем ты хочешь стать в будущем и почему
Д. письмо. 1. словарная работа: автомеханик, балерина, врач, журналист, кассир, медсестра, менеджер, модельер, моряк, официант, охотник, парикмахер, повар, пожарник, программист, продавец, стоматолог, строитель, судья, тракторист , учитель, фотограф, хирург, художник, стюардесса, директор, фармацевт, пилот, продавщица, летчик, бухгалтер, милиционер, полицейский, водитель, машинист.
- картинный диктант, работа в паре. вопросы — подсказки:
-назови профессию
-что делает человек данной профессии
-какие инструменты использует человек данной профессии
-какую пользу приносит эта профессия
-кем ты хочешь стать в будущем и почему
(Ученики выходят к доске и рассказывают)
- Выполнение разноуровневыхзаданий
I уровень- самый легкий, вставить букву в окончание и подчеркнуть глаголы, выделить окончания.
Все мы испытыва…м чувство радости при наступлении весны. Снег сбега…т с полей.
Солнце облива…т весенний лес светом. Птицы стро…т гнёзда.
II уровень- сложнее, глагол нужно поставить самим.
- Под прямыми лучами солнца ——- снег.
- ——- теплом.
- Мартовское равноденствие ——- природу.
- Ему ——— ручей.
Глаголы: Ве…т, втор…т , та…т , буд…т
III уровень- самый сложный (творческий), т. к. глаголы нужно не только верно написать, но сначала их необходимо подобрать по смыслу.
______________ весна. Ярче ______________ солнце. ______________ тёплый ветерок. Последний снег ______________ в лесу. Природа ______________. Звери ______________ приближение весны. На реках скоро ______________ лёд.
- Закрепление.
А. Вспомни и запиши все самостоятельные части речи, которые ты знаешь.
В. Выпишите из слов самостоятельные части речи по порядку:
- Имена существительные.
- Имена прилагательные.
- Глаголы.
- Местоимения.
Я, мой, смотреть, красивая, страна, большие, десять, город, ехать,
широкие, улицы, ты, у, кино, подморозит, капают, театр, вы, завод, новое,
они, театрал, заводит.
С. Упражнение 3 страница 78. Наречие, повторение.
Д. «Заставь предметы действовать». Подбери к существительным несколько подходящих по смыслу глаголов. Запиши их.
Воробей — \
Рыба —
Цветок —
Мяч —
Е. Подумай, какие предметы так звучат. Подбери к каждому глаголу подходящие по смыслу существительные.
а) Журчит-
Шелестит —
Булькает —
б) «Кто как голос подаёт».
Петух ____________ голубь ______________
Ворона ___________ кукушка ____________
Курица ___________ утка _______________
Гусь _____________ свинья ______________
- Итог урока, оценочный лист.1. Вот уж снег последний в поле та—
Тёплый пар восход — от земли,
И кувшинчик синий расцвета—
И зовут друг друга журавли.
( А.К.Толстой).
- Допишите личные окончания глагола. 2 лицо ед.ч. (ты)
- посмотр……, увид…..
- рису…………, посид…….
- стуч…………., игра………
- чита…………, прыга……..
- Рефлексия , укажи верное утверждение. Глагол обозначает действие предмета.
- Глагол обозначает признак предмета.
- Глаголы не изменяются по временам.
- Глагол изменяется по лицам и числам.
- Слова шагать, шаг, шагай, шагнул – глаголы.
- Существ. : кто? что? = Глагол : что делать7
- Писали – глагол прошедшего вр., 1 лица, ед.ч.
VII. домашняя работа упр 4,5 стр 79 и кроссворды
VIII. оценивание
[bws_related_posts]