Карагандинская область
г.Караганда
КГУ «Общеобразовательная средняя школа №27»
Майшекина Нургуль Женисовна, учитель русского языка и литературы
Тема: Виды обстоятельств (8 класс)
Цели:
- расширить представления учащихся об обстоятельстве, познакомить с основными видами обстоятельств и способами их выражения;
- развивать наблюдательность, логичность, последовательность, связность речи учащихся;
- воспитывать культуру письменной речи, любовь к предмету.
Ход урока:
І. Организационный момент.
Деление на группы.
Психологический настрой. Приветствие “Здравствуйте!”
Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:
- желаю (соприкасаются большими пальцами);
- успеха (указательными);
- большого (средними);
- во всём (безымянными);
- и везде (мизинцами);
- Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью и подарите улыбку друг другу)
ІІ. Проверка домашнего задания.
Блиц-опросы на повторение (каждое правило закрепляется примерами):
- Что такое предложение?
- Что такое грамматическая основа предложения?
- Что такое подлежащее?
- Что такое сказуемое?
- Что такое дополнение?
- Назовите виды дополнения?
- Что такое обстоятельство?
III. Изучение нового материала.
— Запишите сегодняшнее число и тему нашего урока.
Двадцать девятое октября
Классная работа
Виды обстоятельств
Озвучить цели урока.
Групповая работа.
Задание 1. Запишите предложения.
1 уровень. Подчеркните грамматическую основу предложения.
2 уровень. Найдите обстоятельства, подчеркните.
3 уровень. Определите их значения и чем они выражены.
І группа.
- Звонко кукушка вдали куковала.
- Она изменилась до неузнаваемости.
- Он работал не покладая рук.
ІІ группа.
1.Я приехал повидать тебя.
- Я побежал вперед.
- Без звонка туда идти нельзя.
ІІІ группа
- Он был очень внимателен.
- Несмотря на дождь, мы все же вышли из дома.
- Мы приехали вчера.
- Как вы думаете, на какие разряды можно поделить обстоятельство по значениям? Как вы определили значения? (по вопросам)
ВЫВОД:
Виды обстоятельств | Вопросы | Примеры |
Места | где? куда? откуда? докуда? | появились вдали проводил до станции |
Времени | когда? с каких пор? до каких пор? | приехали накануне остался до утра |
Причины | почему? отчего? | задержался из-за непогоды |
Цели | зачем? для чего? | сделать назло |
Образа действия | как? каким образом? | приплыли быстро |
Меры | сколько раз? как много? как долго? | звонил дважды |
Степени | в какой мере? в какой степени? | весьма удивлен |
Условия | при каком условии? | при желании научитесь |
Уступки | вопреки чему? | вопреки желанию не успел |
Чем может выражаться обстоятельство? Сделайте вывод по своим примерам.
Способы выражения обстоятельств
Способы выражения обстоятельств обстоятельств | Примеры |
1) наречиями | Мы приехали утром. |
2) именами существительными | Он читал стихи с выражением. |
3) неопределенной формой глагола | Я хочу пойти прогуляьтся. |
4) синтаксически неделимыми словосочетаниями | Я потерял тетрадь два дня тому назад.
|
5) фразеологизмами | Он бежал сломя голову,
|
Задание 2. Добавьте в данные предложения обстоятельства.
I группа
- (Обстоятельство времени) машина ехала (обстоятельство места).
2. Заяц выскочил (обстоятельство места) и побежал (обстоятельство места).
3. Мы (обстоятельство меры и степени) устали.
II группа
- 1. Вадим отстал от своих товарищей (обстоятельство причины).
2. Ребята поспешили на речку (обстоятельство цели).
3. Мы отправились в лес (обстоятельство цели).
ІІІ группа
1.Он (обстоятельство причины) на месяц освобождён от занятий физкультурой. 2.(Обстоятельство места) поднималось солнце.
3. (Обстоятельство времени) над лесом занялся пожар.
Задание 3. Замените фразеологизмы наречиями.
І группа.
- Мальчик бежал сломя голову.
2. Он сказал не в бровь, а в глаз.
ІІ группа
- 1. Она пришла ни свет ни заря.
2. Работу он знал как свои пять пальцев.
ІІІ группа
1. До деревни рукой подать.
2. Она работает не покладая рук.
Задание 4. Работа с учебником. Упр. 3,5,8 стр.80-82 (по группам)
ІҮ. Итог урока.
Предлагаю проверить каждому из вас известные сведения об обстоятельстве с помощью таблицы «Верите ли вы, что…» . Поставьте любой значок в той колонке, где, по вашему мнению, находится правильный ответ.
Верите ли вы, что… | Да | нет
|
|
1 | Обстоятельство — второстепенный член предложения | + | |
2 | Обстоятельство присоединяется к сказуемому | +
|
|
3 | Обстоятельство относится к подлежащему
|
+ | |
4 | Обстоятельство может отвечать на вопрос: какой? |
|
+ |
5 | Обстоятельство отвечает на вопросы где? когда? куда? откуда? почему? зачем? как? | +
|
|
6 | Обстоятельства бывают места, времени и образа действия | ||
7 | Обстоятельство может быть выражено глаголом | +
|
|
8 | Обстоятельство может быть выражено причастным оборотом | + | |
9 | Деепричастный оборот может быть обстоятельством | +
|
|
10 | Обстоятельство может быть выражено наречием и именем существительным | + | |
11 | Подчеркивается волнистой линией
|
+ |
- V. Домашнее задание. Упр.7 стр.82
VІ. Рефлексия. Продолжите предложения, используя различные виды обстоятельств.
- На уроке я чувствовал себя…
- Виды обстоятельств я запомнил…
- Урок прошёл…
[bws_related_posts]