Басы » Баяндамалар » Роль дидактических игр в развитии математических способностей детей на занятия

Роль дидактических игр в развитии математических способностей детей на занятия

%d1%81%d0%b0%d0%bb%d1%82%d0%b0%d0%bd%d0%b0%d1%82Западно-Казахстанская область

Бокейординский район

Общеобразовательная средняя школа имени Жангирхана

Тусупкалиева Салтанат Сатыбалдиевна воспитательница                        предшкольной подготовки.

Доклад на тему: «Роль дидактических игр в развитии математических способностей детей на занятиях»

 

В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Она является ведущим видом деятельности. В игре удается привлечь внимание детей к таким предметам, которые в обычных неигровых условиях их не интересуют и на которых очень трудно сосредоточить внимание.

Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей. Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направить в целях решения определенных учебных воспитательных задач. Задача, стоящая перед воспитателей, существенно отличается от задачи учителя школы: она состоит в приобщении детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу.

Наиболее трудным предметом для детей дошкольного возраста является математика. Для развития познавательного интереса к математическим знаниям мы используем разнообразные методы и приемы обучения математике, привлекая красочный наглядный и раздаточный материал, а также одним из эффективных средств пробуждения живого интереса к учебному предмету являются дидактические игры.

Можно использовать такие игры  для формирования математических представлений у детей. Знакомя детей с цифрами, я даю различные игры , например «Слепи цифру из пластилина», «На что похожа цифра», «Найди предметы, окружающие нас, которые напоминают цифру или фигуру». Дети учатся отгадывать загадки математического содержания, учат стихи о цифрах, знакомятся со сказками, в которых присутствуют цифры. При знакомстве с какой-либо цифрой предлагаю детям такие задания, как: назвать пословицы, поговорки, крылатые выражения, название сказок, где бы присутствовала цифра («один в поле не воин», «7 раз отмерь и один раз отрежь», «2 жадных медвежонка» и т.д.). Я часто использую такую игру, как «Нарисуй что-нибудь с использованием цифр» — здесь дети могут нарисовать лицо человека, узор, снеговика или какой-нибудь другой предмет, что развиваю фантазию детей. Также детям очень нравиться игра «Изобрази цифру». Дети показывают цифры пальцами, руками, используя свое тело, парами. В парах детям нравиться писать на спине друг у друга или на ладошке.

При изучении геометрических фигур дети любят играть в игру: «Пара слов» = например: я говорю детям: круг – дети называют предмет, похожий на круг – мяч,солнышко; квадрат – окно,картина; овал – яйцо, и наоборот: я называю предмет, а дети называют форму. Детям также нравится игра «Какая фигура лишняя» — здесь дети не только называют и показывают лишнюю фигуру, но и объясняют почему она не подходит, почему лишняя. (Например: 3 объемные фигуры, а одна плоскостная). Также использую такие игры: «Найди крышку для каждой коробки», «Подбери заплатку», «Колумбово яйцо», «Танграм», «Блоки Дьенеша». Дети выкладывают фигурки как по образцу, так и по памяти. Закрепляя геометрические фигуры использую игры: «Геометрическое лото», «Кодирование фигур». Для развития зрительного внимания играли в игру: «Сосчитай сколько треугольник, кругов,квадрат,прямоугольник».

Очень часто использую на своих занятиях игры с палочками. Сначала давала простые задания. Например: выложить узор по образцу, на память, а затем задание усложнялось: предлагала составить 2 равных квадрата из 7 палочек, составить квадрат их двух палочек (используя угол стола).

По разделу «Количество и счет» также использую дидактические игры. Например: «Чет-нечет», «Назови число на единицу больше меньше». Интересно проходят игры «Сколько нас без одного» (обратный счет), «Какое число я задумала».

При изучении чисел второго десятка использовала игры: «Кто знает, пусть дальше считает», «Какие числа пропущены», «Назови соседей».

В подготовительной группе познакомила детей со знаками +, — ,=. Сейчас наши дети решают примеры на сложение и вычитание.

Чтобы детям было интересней выполнять .то задание, мы решили превратить сухое решение примеров в развивающую игру «Оживи картинку». Даю детям картинку с написанными примерами и предлагаю раскрасить картинки цветными карандашами, соотнося полученный результат определенному цвету. Это задание дети очень любят и выполняют с особым удовольствием.

При формировании циклических представлений я могу предложить такие игры, как «Что сначала, что потом», «Раскрась, продолжая закономерность», «Какая фигура будет последней».

Очень часто на своих занятиях я использую задачи- шутки – это занимательные игровые задачи с математическим смыслом. Их не следует решать как обычные задачи, используя то или иное арифметическое действие. Для решения надо проявить находчивость, смекалку, понимание юмора. Они побуждают детей рассуждать, мыслить, находить ответ, используя уже имеющие знания. Такие задачи- шутки используем в проведении математических досугов. Например: «Сколько орехов в пустом стакане?», «Сколько лап у двух медвежат?».

Дидактические игры — игры обучающие. Используя их во время образовательной деятельности, я заметила, что они благотворно влияют на усвоение элементарных математических представлений у дошкольников и способствуют повышению уровня математического развития детей, а также на занятиях дети более активны и самостоятельны в решении различных проблемных ситуаций. У них улучшается память, мышление, умение рассуждать, думать, а также, играя, ребята получают большой заряд положительных эмоций, который помогает детям крепить и расширить знания по математике.

Таким образом, дидактическая игра — игровая форма упражнений, без которых нельзя обойтись в обучении. Она помогает детям наиболее лучше и глубже приобрели знания, умения и навыки в той или иной области.

Работая с детьми среднего возраста, на занятиях и в режимных моментах для развития элементарных математических представлений, я рекомендую использовать следующие дидактических игры, «Путешествие в страну математике»:

1.Игра «Число» (Цели игры: Формировать навыки счета в пределах 5 на слух, а также знакомить с составом числа 3, 4, 5 на наглядной основе; развивать моторику рук, внимание).

  1. Игра «Прятки» (Цели: Расширить понятие о числе (формировать предпосылки умения определять основание по счету и считать с разными основаниями); развивать речь).
  2. Игра «Бруски» (Цель: закреплять знания о взаиморасположении тел в пространстве. Формировать понятие «перед», «между», «после», развивать помять и внимание).
  3. Игра «Улица» (Цели игры: закреплять знание пространственных отношений — «до», «перед», «после», «за», «между»; развивать внимание, упражнять в умении удерживать в памяти до шести элементов; закреплять знания логических отношений — «большой-маленький», «высокий-низкий», «широкий-узкий», «толстый-тонкий», «длинный короткий»).
  4. Игра «Что перепутал художник» (Цели: развивать предпосылки логического мышления, внимание, речь; закреплять знания детей о временах года и их признаках).
  5. Игра «Геометрический сундучок» (Цели: закреплять знания детей о геометрических фигура и их свойствах; развивать умение составлять логическую последовательность, а также развивать внимание, моторику рук, воображение и логическое мышление; развивать способность составлять из частей целое).
  6. Игра домино «Рыбки» (Цели: формировать умение группировать предметы по цвету и форме; закреплять знания основных цветов и плоскостных геометрических фигур; развивать пространственное воображение — формировать навык соотнесения фигуры по форме и цвету; развивать внимание).
  7. Игра «Телефоны» (Цели: формировать навыки группирования по узору, по форме, по заданной последовательности геометрических фигур; закреплять знания плоскостных геометрических фигур; развивать пространственное воображение — формировать навык соотнесения фигуры по форме и цвету; развивать внимание, зрительное восприятие).
  8. Игра «Собираем чемоданы» (Цель: развивать сенсорные способности и пространственное воображение — умение различать зашумленные картинки; развивать внимание).
  9. Игра «Секрет» (Цели: развивать внимание, воображение, речь)

В заключении хочу сказать , что с помощью развивающего обучения дети войдут в мир математики через увлекательные игры, и обучение не покажется им трудным и скучным.

Это важно не только для интеллектуального развития детей,но и для сохранения и поддержки их здоровья.Так как  в дошкольном возрасте эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности.Общепризнано,что основной вид  деятельности дошкольника-Игра.

И вот,как говорил об игре В. А. Сухомлинский:

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.

 Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается жизненный поток представлений, понятий.

Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

[bws_related_posts]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *