Қызылорда облысы Байқоңыр қаласы
Ю. А. Гагарин атындағы №8 жалпы
білім беретін орта мектептің
орыс тілі мен әдебиеті пәнінің мұғалімі
Туржанова Алтын Абжаппаровна
Тема: НЕ с существительными.
Цель урока: формирование навыка употреблений НЕ с существительными.
Задачи урока: образовательная – познакомить учащихся с условиями выбора слитного и раздельного написания НЕ с существительными; учить различать НЕ как часть корня, приставку, частицу;
развивающая – развивать умения контролировать, анализировать собственную учебную деятельность; развивать речь учащихся, умение работать со словарём; развивать сообразительность, мышление, память;
воспитательная – создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка, воспитывать культуру речи, любовь к слову, русскому языку; воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.
Тип урока: изучение нового материала
Форма урока: традиционная
Методы и приемы: репродуктивный, частично-поисковый, объяснительно – иллюстративный
Технологии: элементы ИКТ, игровой, технологии дифференцированного обучения
Оборудование: мультимедийный проектор
Наглядность: слайды, таблицы, толковые словари, тесты, карточки с изображением облака
Ход урока
I. Организационный момент. (Слайд №1)
Здравствуйте, ребята. Изобразите облачко, которое поможет определить мне, с каким настроением вы пришли на урок.
Хотелось бы, чтобы ваше настроение было хорошее или изменилось в течение урока в лучшую сторону. Когда настроение отличное, то любое дело удается выполнить хорошо.
II. Опрос домашнего задания. (Слайд №2)
1. Упражнение 236, страница 99
Напишите сочинение на тему «Первый раз в музее». Это может быть письмо другу.
2.Сделать морфологический разбор слова другу.
III. Переход к новой теме. (Слайд №3)
А кто такой Друг по-вашему? Каким должен быть Друг? (учащиеся высказываются)
А где можно прочитать точное определение понятия Друг? (В толковых словарях).
Существует множество толковых словарей, где дается толкование многим тысячам слов. Самые известные – это словарь живого великорусского языка Владимира Ивановича Даля и Толковый словарь русского языка Сергея Ивановича Ожегова. Давайте заглянем в эти словари и прочитаем, как дают определение слова Друг их авторы. (Учащиеся занимаются поиском лексического значения слова ДРУГ в разных толковых словарях, потом зачитывают найденные определения)
СЛАЙД №4.
1.ДРУГ — Общеславянское слово. Переводится как «Спутник», «товарищ».
У слова СПУТНИК — несколько лексических значений. Как вы думаете – какие?
1. Человек, с которым вместе совершается путь.2.Небесное тело,которое вращается вокруг планеты.
Как называется слово, которое имеет несколько лексических значений? ( Многозначное).
А какое значение имел в виду Даль при формулировке толкования слова ДРУГ?
СЛАЙД № 5.
2.ДРУГ – Человек, который связан с кем-то дружбой.
Подберите антоним к слову друг. Можно ли образовать антоним, добавив к данному существительному слово не?
Как будет называться тема нашего урока, если мы говорим о не и существительных?
IV. Постановка цели и задачи.
Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с правописанием имен существительных. Нам предстоит знакомство с условиями слитного и раздельного написания не с существительными; учиться различать не как часть слова, приставку, частицу.
V. Объяснение нового материала. ( Слайд №6)
НЕ — приставка.
НЕ – частица.
Неваляшка Незабудка Несмеяна
Попробуйте произнести слова без приставки не. Можно ли употреблять слова без приставки НЕ? Если у слова незабудка отнять НЕ-, получится забудка. Такого слова в русском языке нет. Поэтому мы говорим: слово незабудка не употребляется без НЕ, т.е. НЕ является частью корня.
Дельфин – не рыба, а млекопитающее. Солнце – не планета, а звезда. Арбуз – не овощ, а ягода.
А есть ли слова нерыба, непланета, неовощ?
Эти слова не образуют слов с приставкой не. Надо помнить, что слова с приставкой пишутся слитно, а с частицей – раздельно.
Игра « Угадай-ка!» (Слайд №7)
Надо угадать, к какому из этих рисунков относится фраза «Это Незнайка».
Это Незнайка. Это не Знайка.
Чем отличаются эти слова по написанию?
Иногда слово с приставкой можно заменить синонимом, а также образовать антонимы. Таких слов много — без приставки и с приставкой.
Слайд №8. Появляется таблица с заполненным первым столбиком
По мере ответов учащихся заполняются еще два столбика
Правда | Неправда | Ложь |
Приятель | Неприятель | Враг |
Счастье | Несчастье | Горе |
Давайте обратимся к учебнику, прочитаем орфограмму на странице 100.
VI. Закрепление нового материала.
1. Работа в группах по изучению нового материала. (Задание по учебнику стр. 100-101) Слайд №9
I группа
Подобрать к данным существительным синонимы с приставкой не-.
II группа
Подобрать к данным существительным синонимы с приставкой не- .
К записанным словам подберите однокоренные слова с противоположенным значением – антонимы.
III группа
Узнайте слова по их толкованию и запишите. Вспомните синонимы к слову неудача. Составьте с одним из них предложение.
- Выборочный диктант
Выпишите слова в два столбика. Сначала существительные, в которых не- — приставка, затем существительные, в которых не- — часть корня.
- Игра “Кто больше?” ( Работа со словарным словом) Слайд №10
Смысл этой игры состоит в том, чтобы выявить ученика, сумевшего о слове насмехаться сказать больше и лучше других.
Указать лексическое значение слова, составить словосочетание по схеме “прилагательное + существительное” (“глагол + существительное”);
Подобрать синонимы, если они есть;
Определить, употребляется ли слово в переносном значении (если да, то привести пример);
Произвести фонетический разбор;
Указать часть речи и её грамматические признаки;
Разобрать слово по составу.
Указать стилистическое качество слова (разговорное, научное и т.д.);
4. Тест «Проверь себя!» (По теме «Правописание не с существительными») Слайд №11
А
1. Не с существительным пишется слитно, так как не употребляется без не.
Мешала (не)погода, а другие обстоятельства.
Полная (не)лепица.
Причины (не)успеваемости.
2. Не с существительным пишется слитно, так как можно заменить синонимом или близким по значению выражением.
Прилив (не)нависти.
(Не)знание предмета.
Жизнь красна (не)днями, а делами.
3. Не с существительным пишется раздельно, так как есть противопоставление с союзом а.
Видно (не)ряху по грязной рубахе.
Говорить (не)правду некрасиво.
Говорить (не)правду, а ложь.
Б
Не с существительными пишется раздельно.
(Не)везение преследовало меня.
(Не)везение, а труд и настойчивость приведут к успехам в знаниях.
(Не)везение преследовало меня, но труд и воля помогли добиться успехов в учении.
В
Не с существительными пишется раздельно.
Учение — красота, а (не)учение — слепота.
Сила с (не)правдою не уживаются.
Ещё (не)зима, но уже выпал первый снег.
VII. «Увидели, узнали, рассказали» (подведение итогов)
Что новое узнали на уроке?
Как пишется НЕ с существительными?
От чего зависит слитное и раздельное написание НЕ с существительными?
Какую часть орфограммы мы сегодня изучали?
VIII. Домашнее задание. Слайд № 13.
1. Выучить орфограмму № 32
2.Упражнение № 243. Выпишите такой последовательности предложения, расставляя в них пропущенные знаки препинания: 1) с не- -приставкой, 2)с не – отрицательной частицей.
IX. Комментирование оценок.
Выставление оценок.
Спасибо вам за урок, вы отлично постарались. До свидания.