Басы » Орыс тілі мен әдебиеті » НЕ с существительными

НЕ с существительными

Қызылорда  облысы  Байқоңыр  қаласы
Ю. А. Гагарин  атындағы  №8 жалпы
білім  беретін  орта  мектептің
орыс  тілі  мен  әдебиеті  пәнінің  мұғалімі
Туржанова  Алтын  Абжаппаровна

Тема: НЕ с существительными.
Цель урока: формирование навыка употреблений НЕ с существительными.
Задачи урока: образовательная – познакомить учащихся с условиями выбора слитного и раздельного написания НЕ с существительными; учить различать НЕ как часть корня, приставку, частицу;

развивающая –   развивать умения контролировать, анализировать собственную учебную деятельность; развивать речь учащихся, умение работать  со словарём; развивать сообразительность, мышление, память;

воспитательная – создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка, воспитывать культуру речи, любовь к слову, русскому языку; воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.

Тип урока: изучение нового материала

Форма урока: традиционная

Методы и приемы: репродуктивный, частично-поисковый, объяснительно – иллюстративный

Технологии: элементы ИКТ, игровой, технологии дифференцированного обучения

Оборудование: мультимедийный проектор

Наглядность: слайды, таблицы, толковые словари, тесты, карточки с изображением облака

Ход урока

I. Организационный момент. (Слайд №1)

Здравствуйте, ребята. Изобразите облачко, которое поможет определить мне, с каким настроением вы пришли на урок.

Хотелось бы, чтобы ваше настроение было хорошее или изменилось в течение урока в лучшую сторону. Когда настроение отличное, то любое дело удается выполнить хорошо.

II. Опрос домашнего задания. (Слайд №2)

1. Упражнение 236, страница 99

Напишите сочинение на тему «Первый раз в музее». Это может быть письмо другу.

2.Сделать морфологический разбор слова другу.

III. Переход к новой теме. (Слайд №3)

А кто такой Друг по-вашему? Каким должен быть Друг? (учащиеся высказываются)

А где можно прочитать точное определение понятия Друг? (В толковых словарях).

Существует множество толковых словарей, где дается толкование многим тысячам слов. Самые известные – это словарь живого великорусского языка Владимира Ивановича Даля и Толковый словарь русского языка Сергея Ивановича Ожегова. Давайте заглянем в эти словари и прочитаем, как дают определение слова Друг их авторы. (Учащиеся занимаются поиском лексического значения слова ДРУГ в разных толковых словарях, потом зачитывают найденные определения)

СЛАЙД №4.

1.ДРУГ — Общеславянское слово. Переводится как «Спутник», «товарищ».

У слова СПУТНИК  — несколько лексических значений. Как вы думаете – какие?

1.  Человек, с которым вместе совершается путь.2.Небесное тело,которое вращается вокруг планеты.

Как называется слово, которое имеет несколько лексических значений? ( Многозначное).

А какое значение имел в виду Даль при формулировке толкования слова ДРУГ?

 

СЛАЙД № 5.

2.ДРУГ – Человек, который связан с кем-то дружбой.

Подберите антоним к слову друг. Можно ли образовать антоним, добавив к данному существительному слово не?

Как будет называться тема нашего урока, если мы говорим о не и существительных?

IV. Постановка цели и задачи.

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с правописанием имен существительных. Нам предстоит знакомство с условиями слитного и раздельного написания не с существительными; учиться различать не как часть слова, приставку, частицу.

V. Объяснение нового материала. ( Слайд №6)

НЕ — приставка.

НЕ – частица.

Неваляшка          Незабудка                    Несмеяна

Попробуйте произнести слова без приставки не. Можно ли употреблять слова без приставки НЕ? Если у слова незабудка отнять НЕ-, получится забудка. Такого слова в русском языке нет. Поэтому мы говорим: слово незабудка не употребляется без НЕ, т.е. НЕ является частью корня.

Дельфин – не рыба, а млекопитающее. Солнце – не планета, а звезда. Арбуз – не овощ, а ягода.

А есть ли слова нерыба, непланета, неовощ?

Эти слова не образуют слов с приставкой не. Надо помнить, что слова с приставкой пишутся слитно, а с частицей – раздельно.

Игра « Угадай-ка!» (Слайд №7)

Надо угадать, к какому из этих рисунков относится фраза «Это Незнайка».

Это Незнайка.                Это не Знайка.

Чем отличаются эти слова по написанию?

Иногда слово с приставкой можно заменить синонимом, а также образовать антонимы. Таких слов много — без приставки и с приставкой.

Слайд №8.  Появляется  таблица с заполненным первым столбиком

По мере ответов учащихся  заполняются еще  два столбика

Правда Неправда Ложь
Приятель Неприятель Враг
Счастье Несчастье Горе

Давайте обратимся к учебнику, прочитаем орфограмму на странице 100.

VI. Закрепление нового материала.

1. Работа в группах по изучению нового материала. (Задание по учебнику стр. 100-101) Слайд №9

I группа

Подобрать к данным существительным синонимы с приставкой не-.

II группа

Подобрать к данным существительным синонимы с приставкой не- .

К записанным словам подберите однокоренные слова с противоположенным значением – антонимы.

III группа

Узнайте слова по их толкованию и запишите. Вспомните синонимы к слову неудача. Составьте с одним из них предложение.

  • Выборочный диктант

Выпишите слова в два столбика. Сначала существительные, в которых не- — приставка, затем существительные, в которых не- — часть корня.

  • Игра “Кто больше?” ( Работа со словарным словом) Слайд №10

Смысл этой игры состоит в том, чтобы выявить ученика, сумевшего о слове насмехаться  сказать больше и лучше других.

Указать лексическое значение слова, составить словосочетание по схеме “прилагательное + существительное” (“глагол + существительное”);

Подобрать синонимы, если они есть;

Определить, употребляется ли слово в переносном значении (если да, то привести пример);

Произвести фонетический разбор;

Указать часть речи и её грамматические признаки;

Разобрать слово по составу.

Указать стилистическое качество слова (разговорное, научное и т.д.);

4. Тест «Проверь себя!» (По теме «Правописание не с существительными») Слайд №11

А

1. Не с существительным пишется слитно, так как не употребляется без не.

Мешала (не)погода, а другие обстоятельства.

Полная (не)лепица.

Причины (не)успеваемости.

 

2. Не с существительным пишется слитно, так как можно заменить синонимом или близким по значению выражением.

Прилив (не)нависти.

(Не)знание предмета.

Жизнь красна (не)днями, а делами.

3. Не с существительным пишется раздельно, так как есть противопоставление с союзом а.

Видно (не)ряху по грязной рубахе.

Говорить (не)правду некрасиво.

Говорить (не)правду, а ложь.

Б

Не с существительными пишется раздельно.

(Не)везение преследовало меня.

(Не)везение, а труд и настойчивость приведут к успехам в знаниях.

(Не)везение преследовало меня, но труд и воля помогли добиться успехов в учении.

В

Не с существительными пишется раздельно.

Учение — красота, а (не)учение — слепота.

Сила с (не)правдою не уживаются.

Ещё (не)зима, но уже выпал первый снег.

 

VII. «Увидели, узнали, рассказали» (подведение итогов)

Что новое узнали на уроке?

Как пишется НЕ с существительными?

От чего зависит слитное и раздельное написание НЕ с существительными?

Какую часть орфограммы мы сегодня изучали?

VIII. Домашнее задание. Слайд № 13.

1. Выучить орфограмму № 32

2.Упражнение № 243. Выпишите такой последовательности предложения, расставляя в них пропущенные знаки препинания: 1) с не- -приставкой, 2)с не – отрицательной частицей.

IX. Комментирование оценок.

Выставление оценок.

Спасибо вам за урок, вы  отлично  постарались. До свидания.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *