Басы » Орыс тілі мен әдебиеті » Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными

Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными

Алия02Город Кызылорда
ОУ сш.№143
Сейпулова Алия Ибраевна
Учитель русского языка и литературы

Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными
Цели урока:
• Дополнить и систематизировать сведения о сложноподчиненных предложениях с придаточными определительными;
• Развивать умения учащихся конструировать СПП с придаточными определительными и расставлять знаки препинания в них;
• Повторить и закрепить знания учащихся по изученной теме, совершенствовать навыки их анализа, понимания;
• Развивать познавательные способности учащихся, умение анализировать, делать вывод;
• Учить использовать СПП с придаточными определительными в речи.

Оборудование: дидактический материал, интерактивная доска, таблицы, слайды, схемы.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока
I. Организационный момент. Постановка цели урока.

II. Фронтальный опрос

1.Какие предложения называются сложноподчиненными?
2.На какие три группы делятся СПП?
3. Расскажите о типах СПП, которые относятся к группам: 1) придаточные относятся к одному слову главного предложения; 2) придаточные относятся ко всему главному предложению.
4.Охарактеризуйте виды придаточных предложений по значению, средствам связи с главным предложением. Чем отличается союз от союзного слова?
5. Какие знаки препинания ставятся в СПП?
6. Какие приемы используются для определения СПП?
III. Синтаксический разбор предложения
[Знания, (которые выработаны трудом людей, накоплены наукой), все растут, становятся глубже, шире и служат опорой для дальнейшего бесконечного развития наших познавательных способностей и творческих сил].
[Все мысли, (которые имеют большие последствия), всегда просты].
[Знания- единственная власть], (которую можно приобрести).
[Наука-обмен неведения], (где одно незнание сменяется другим).

III. Беседа по вопросам
1. На какие вопросы отвечают придаточные определительные?
2. Как называется слово в главном предложении, к которому относятся придаточные предложения?
3. Какой частью речи выражаются союзные слова в СПП с придаточными определительными?
4. При помощи каких союзных слов и союзов придаточные определительные присоединяются к главным предложениям?
5. Какие указательные слова могут быть в главных предложениях в СПП с придаточными определительными?
6. Какие места занимают придаточные определительные в СПП?

IV. Работа с таблицей

СПП Вопрос К чему относятся придаточные Союзные слова Союзы Позиция придаточных
СПП с придаточным определительными Какой? Контактные существительные, с указательными словами Который, какой, что, чей, когда, куда, откуда, где Что, чтобы После главных предложений, в их середине

V. Выборочное списывание
Работа с текстом «Мозг и космос»
Выписывание СПП с придаточными определительными. В них выделяются главные и придаточные предложения, указываются средства связи.

[Это тоже целый мир], (который хранит в себе уникальные способности и возможности). [Составляя всего два процента общего веса тела, мозг с его тысячами кровеносных сосудов поглощает двадцать процентов кислорода], (который получает организм).

При составлении вопросов к тексту и при преобразовании монологического текста в диалог используется научно- популярный стиль.

VI. Составление таблицы
Вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания. Определите тип СПП.
Назовите отрасли знания, к которым относится информация в предложениях.
Дыхание- химический процесс, который сопровождается выделением тепловой энергии (физиология). В природе постоянно совершаются процессы, которые сопровождаются превращением одних видов энергии в другие (физика). Солнечная система состоит из девяти планет, которые вращаются вокруг Солнца и вокруг своей оси (астрономия). У планет имеются спутники, которые вращаются вокруг своей планеты и вокруг своей оси. Число, которые показывает какую часть всей произведённой работы составляет полезная работа, называется коэффициентом полезного действия машины.

Заполните таблицу об условиях употребления союзного слова который.

Число и род Падеж
Как у контактного существительного в главном предложении 1) определяет синтаксическую роль, если союзное слово подлежащее;
2) Диктует управляющее слово, если союзное слово в роли второстепенного члена

VII. Констуирование предложений
Задание: Перестройте предложения, заменяя обособленные определения придаточными определительными. Вместо точек вставьте подходящие по смыслу слова из скобок.
1. Философия утверждающая, что результатом познания является не знание о реальном объекте, а знание о его восприятии, традиционно называется….
Я верил в … любовь, возвышающую и наполняющую жизнь смыслом (идеальный- идеалистический).

Философия утверждающая, что результатом познания является не знание о реальном объекте, а знание о его восприятии, традиционно называется идеалистической.
Я верил в идеальную любовь, возвышающую и наполняющую жизнь смыслом.
Какая наука дает нам знания об электричестве?
Наука, которая называется физикой, дает нам знания об электричестве.

VIII. Подведение итогов
Придаточные определительные отвечают на вопросы: какой? Какая? Какое? Какие?
Союзные слова и подчинительные союзы, с помощью которых придаточные определительные присоединяются к главным предложениям: который, какой, чей, что, когда, где, куда, откуда, что, чтобы.
Чтобы выделить контактное существительное и придаточное предложение, к существительному прибавляется указательное слово.
Придаточные определительные всегда стоят после контактного существительного и, следовательно, занимают место после главного предложения или в его середине.

Домашнее задание
Выписать из любого художественного текста 5 СПП с придаточными определительными.
Оценивание.

[bws_related_posts]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *