Қызылорда облысы
Қазалы ауданы, Әйтеке би кенті
№ 266 мектеп — лицей
Сарабекова Жанат
Формирование коммуникативной компетентности на уроке русского языка и литературы
План
I. Введение
II. Основная часть
- 1. Урок литературы — это труд и творчество учителя.
- 2. Пересказ как формирование развития речи на уроке литературы
III. Вывод . Заключение
Введение.
В «Концепции образования Республики Казахстан до 2015 года» утверждается, что главной целью образования является формирование разносторонне развитой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамичных социально – экономических условиях как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества.
Для развития личности ученика и её общей культуры обязательным и необходимым условием является овладение основными типами компетенций:
Лингвистической, которая включает в себя и знания об истории лингвистики, методах лингвистического анализа, выдающихся лингвистах, о ролиязыка в жизни человека.
Языковая компетенция способствует овладению системой языка, языковым материалом;
Коммуникативная компетенция – это знания, умения, навыки, необходимые для понимания всех и себя в общении.
Главная цель каждого урока – формирование, умения самостоятельно трудиться, искать решения проблемы, всесторонне раскрывая свои личные качества.
Уровень каждого занятия определяются не видами урока, а способностью будит мысль, увлекать чувством, побуждать к действию. Активность не возникает сама собой при обращении к той или иной форме, а создается творческим трудом учителя и учащихся.
Урок – основная форма организации учебно — воспитательного процесса. Структура урока должна отражать ложку процесса обучения русскому языку и последовательность развертывания его этапов. Урок должен обеспечивать эффективное усвоение программного материала, экономию времени, предупреждение перегрузки учащихся учебным материалом.
II. Основная часть
1. Урок литературы — это труд и творчество учителя.
Главной работой с учащимися казахских классов является развитие устной и письменной речи.
Основной формой учебной работы в школе является урок. «Урок педагогическое произведение учителя» , — утверждает профессор М.Н. Скаткин.
Урок литературы – труд и творчество учителя. Важнейшим условием повышения эффективности урока словесности — является учет специфики предмета. Ребята не просто должны учить литературу! Урок по этому предмету не похож ни на один другой. Он призван будить мысль и чувство учащихся, доставлять им высокое духовное наслаждение, побуждать трудиться душу, носить творческий характер.
Уроки литературы, говорил Твардовский, это не часы развлечений и отдыха. Это часы воодушевления , эмоционального и … нравственного прозрения.
Урок литературы – труд и творчество учителя. А преподаватель русской литературы в казахской школе обязан владеть некоторыми особыми чертами:
Владеть техникой литературоведческого анализа, уметь самостоятельно проанализировать художественное произведение;
Владеть специфическими для национальной школы приемами анализа эпоса, лирики, драмы;
Владеть методикой обучения выразительному чтению;
Уметь организовать речевое развитие учащихся;
Каким должен быть урок литературы, в частности в национальной школе, сегодня? Каким он будет завтра? Необходимо искать новые пути совершенствования урока литературы.
Преподавание русской литературы в казахских школах способствует формированию гармонически развитой личности, содействует нравственному и эстетическому воспитанию молодого поколения. Проблема преподавания литературы волновала и продолжает волновать не только педагогов и методистов, но и широкую общественность. Учащимся казахских классов овладение этим предметом удается крайне сложно, так как это – чтение на втором языке, на языке не родственном им.
Литература обогащает духовный мир, воспитывает чувства учащихся. В процессе изучения, анализа и пересказа художественных произведений учащиеся получают знания о писателях, их творчестве, специфике литературы как искустве слова, о её значении в жизни общества.
Основной момент в подготовке учителя к уроку по любому предмету следующий: чтобы у детей возникло заинтересованное отношение к учению, педагог должен сам быть заинтересованным и четко представлять эстическое содержание обучения. Оно включает обращенность знания к человеку, его жизни и способность человека познать и преобразовать мир в своих интересах.
2.Пересказ как формирование развития речи на уроке литературы
Перед учителями — словесниками и преподавателями – филологами стоит задача обучения учашихся чтению и пересказу читаемого.
Сам процесс чтения, в зависимости от эрудиции читателя можно охарактеризовать по трем уровням.
А) читатель не понимает текста «пустое» чтение
Б) читатель воспринимает только то, что явно выражено в тексте «буквальное» чтение;
В) читатель понимает и то, что написано в тексте и то, что не написано, подразумевается в подтексте – чтение «между строк».
Основной метод обучения литературе – словесный. Он может быть осуществлен через словесные, наглядные и практические средства обучения, успешно зарекомендовавшие себя в школьной практике.
К словесным средством обучения относятся слово учителя, книга, беседа вопроса – ответного характера, выразительное чтение, пересказ, письменное изложение художественного текста, сочинение на заданную тему, запись на интерактивной доске.
К наглядным средствам обучения относятся портреты писателей и поэтов, картинки, видео – ролики, фильмы, слайды. Устное рисование, пересказ, доклады и сообщения по заданной теме, устные ответы на вопросы относится к репродуктивной самостоятельной работе.
Одним из ведущих требований дидактики является постепенный переход от легкого к более трудному – переход непосредственно от изучения отдельных предложений к полному пересказу содержания прочитанного.
Сначала преподаватель или под его наблюдением один из лучших учашихся выразительно прочтет рассказ, затем делим рассказ на недлинные ( в 5 – 6 строк ) отрывки и распределяем их между учащимися, предложив их дома подготовить его пересказ.
По программе наши ученики должны владеть некоторыми произносительными, лексическими и грамматическими нормами. Важно, как будет организован процесс усвоения этих норм на уроке.
Достижению поставленной цели способствуют:
1) письменное изложение или устный пересказ текста, содержащего необходимые для усвоения языковые средства (в данном тексте они являются опорными);
2) свободный или творческий диктант;
3) письменный пересказ с дополнительным заданием: употребить в тексте данные слова или конструкции;
4) составление словосочетаний, предложений, небольшого текста с языковыми средствами, норму употребления которых следует не только осмыслить, но и запомнить;
5) замена ошибочных вариантов нормативными (исправление ошибок в произношении слов, в словоупотреблении, в построении предложений и т.д.);
6) сопоставительный анализ нормы и ее нарушений;
7) выбор или поиск одного из данных (нормативного и ошибочного) языковых средств
Наиболее эффективными являются виды работы, способствующие запоминанию самой нормы (да и детям очень нравятся):
1) заучивание стихотворных строк, включающих в себя слова для запоминания (правильный вариант произношения, словоупотребления поддерживается ритмом и рифмой, поэтому легко запоминается);
2) «немые диктанты» (орфоэпические);
3) проговаривание вслух по слогам необходимого материала;
4) объединение слов в определенные группы по смыслу: с одинаковым ударением, с одной и той же формой и т.д.
Эффективность этого приема увеличивается при использовании цветных мелков; рисунков, обозначающих предметы, наименование которых следует запомнить; игровых форм работы
Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся
В своей работе я использую следующие приемы и методы:
Словарная работа
• работа со словами, данными в учебнике: условно разбиваем все слова, данные в рамках, на группы (улица и движение, наука, спорт, нравственные качества и т.п.), на уроках объясняем слова, входящие в данный параграф, и еще 3–4, которые встретятся позже (принцип опережающего обучения);
• сочинение-миниатюра по опорным словам;
• карточки с разнообразными заданиями;
• работа со словарями: оформление карточек (это делаю я или учащиеся) и знакомство класса с новым словом; работа с толковым словарем учебника (анализ словарной статьи, поиск слов, имеющих определенные пометы, объяснение назначения той или иной пометы);
• традиционная словарная подготовка к изложению или сочинению.
Обогащение грамматического строя
речи учащихся
Обучение различным видам речевой деятельности
Обучение слушанию:
• повторить услышанный текст (пересказ подробный, сжатый, выборочный, с творческим заданием);
• записать во время слушания опорные слова;
• конспектировать, составлять тезисы (9-, 10-, 11-е классы).
Обучение чтению (обучающее, ознакомительное, просмотровое и т.д.).
Развитие скорости чтения:
• прочитать выразительно, ответить на вопросы или вспомнить, что из текста было известно ранее, а что оказалось новым;
• прочитать и определить, что и почему вызывает смех (радость, печаль…);
• разбить текст на абзацы, озаглавить, подобрать эпиграф;
Такой способ подготовки пересказов приучает школьников схватывать существенное.
В своей практике я опиралась на концепции, изложенные мною в моем докладе.
1 урок. Например, в 5 классе по рассказу А. П. Чехова «Первый снег» учащиеся проделали следующую работу.
Прежде чем приступить к работе, речь шла о зиме, о приметах зимы.
Некоторым ученикам были даны такие опережающие задания:
Подготовить небольшие сочинения,
Составление рассказа о зиме по образцу,
Подбирать рассказы или отрывки из прозаических произведений,стихотворений,где речь идет о зиме.
А затем учащиеся ознакомились с рассказом Чехова «Первый снег». Работа шла в таком направлении:
1.Первичное чтение текста учителем
2.Чтение текста учащимися
3.Словарная работа
4.Пересказ а)выделить главное и второстепенное в тексте
Б)найти ключевые слова
В)запись в тетрадях
Г)составление плана
А)главное слово(снег,первый снег,хруст снега)
В)второстепенные(крыши домов,деревья,скамейки,фонари)
Г)ключевые слова(снег,хрустел,чистый воздух)
Д)запись в тетрадях
Е)составление плана
1.Выпал первый снег
2.Кругом бело
3.Чистота воздуха
2 урок. Стихотворение А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало». В начале урока ученики посмотрели фильм.
Фильм можно использовать на этапе объяснения нового материала. Просмотрев, можно задать обучающимся вопросы:
1. -Какие картины поздней осени изобразил А. Пушкин в этом отрывке из романа в стихах «Евгений Онегин»?
-Какие чувства, вызванные осенью, передал он в этих строках?
-Отметьте (в читательских дневниках) наиболее выразительные слова поэта в описании осени.
-Какие чувства и мысли вызывает у вас выражение: «Лесов таинственная сень* с печальным шумом обнажалась…»?
Ответы пишут в тетрадях
2.Затем провела словарную работу. Сень – то, что укрывает; покров.
а) Перевод слов на казахский язык
б) составить словосочетание
в) придумать предложение
3. Прослушивание стихотворения «Уж небо осенью дышало»
4. Чтение текста учителем и учащимися
5. Запись в тетрадях ( на доске возникают картины с изображениями ранней и поздней осени. Написать отличия. ) на интерактивной доске ученики составляют ассоциации к словам.
6. Подведение итогов урока и выставление оценок.
7. Домашняя работа. Подготовить мини – сочинение « Осень — самая прекрасная пора».
В заключении я пришла к следующему мнению – на уроке литературы, основное внимание следует уделить пересказу, так как пересказ формирует развитие речевых навыков, произношение и дикцию, обогащает словарный состав учащихся, а также развивает логическое мышление.
Использованная литература
- Умеркулова Е. Ж. Формирование навыков самостоятельной работы на уроках русского языка в средней школе. ( Методические рекомендации ) Кызылорда, 2001 г
- Умеркулова Е.Ж . Досмаханова Р. А. Изучение художественного произведения в средней школе на основе интерактивного обучения. Кызылорда, 2002 г.
- Развитие речи учащихся – казахов. Алма – Ата «Мектеп» 1964 г.
- Д. Т. Турсунов. Развитие устной речи учащихся на уроках русского языка в казахской школе. Алма – Ата «Мектеп» 1977
- Проблемы преподавания русской литературы под редакцией М. В. Черкезовой и И. В. Андреевой. Ленинград «Просвещение» 1989 г.
- Русский язык в казахской школе. № 5 2001 год.