Басы » Баяндамалар » Формирование коммуникативной компетентности на уроке русского языка и литерату

Формирование коммуникативной компетентности на уроке русского языка и литерату

Қызылорда облысы
Қазалы ауданы, Әйтеке би кенті
№ 266 мектеп — лицей
Сарабекова Жанат

Формирование коммуникативной компетентности на уроке   русского языка и литературы

                                    План

I.  Введение

                      II. Основная часть

  1. 1.      Урок литературы —  это труд и творчество учителя.
  2. 2.      Пересказ как формирование развития речи на  уроке  литературы

                     III. Вывод . Заключение

 

               Введение.  

В «Концепции  образования Республики Казахстан до 2015 года» утверждается, что главной целью образования является формирование разносторонне развитой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамичных социально – экономических условиях как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества.

Для развития личности ученика и её общей культуры обязательным и необходимым условием является овладение основными типами компетенций:

Лингвистической, которая включает в себя и знания  об истории лингвистики, методах лингвистического анализа, выдающихся лингвистах, о ролиязыка в жизни человека.

Языковая компетенция способствует овладению системой языка, языковым материалом;

   Коммуникативная компетенция – это знания, умения, навыки, необходимые для понимания всех и себя в общении.

Главная цель каждого урока – формирование, умения самостоятельно трудиться, искать решения проблемы, всесторонне раскрывая свои личные качества.

Уровень каждого занятия  определяются не видами урока, а способностью будит мысль, увлекать чувством, побуждать к  действию. Активность не возникает сама собой при обращении к той или иной форме, а создается творческим трудом учителя и учащихся.

Урок – основная форма организации  учебно  —   воспитательного процесса. Структура урока должна отражать ложку процесса обучения русскому языку и последовательность  развертывания его этапов.    Урок должен обеспечивать эффективное усвоение программного материала, экономию времени, предупреждение перегрузки учащихся учебным материалом.

II. Основная часть

1. Урок литературы —  это труд и творчество учителя.

Главной работой с учащимися казахских классов является развитие устной и письменной речи.

Основной формой учебной работы в школе является урок.  «Урок  педагогическое  произведение учителя» , — утверждает профессор М.Н. Скаткин.

Урок литературы – труд и творчество учителя.  Важнейшим  условием  повышения эффективности  урока  словесности  —  является учет специфики  предмета. Ребята не просто должны учить литературу!  Урок по этому предмету не похож ни на один другой.  Он призван будить мысль и чувство  учащихся, доставлять им  высокое духовное наслаждение, побуждать трудиться душу, носить творческий характер.

Уроки литературы, говорил Твардовский, это не часы развлечений и отдыха. Это часы воодушевления , эмоционального и … нравственного прозрения.

Урок литературы – труд и творчество учителя.  А преподаватель русской литературы в казахской школе обязан владеть некоторыми особыми чертами:

Владеть  техникой  литературоведческого анализа, уметь самостоятельно проанализировать художественное произведение;

Владеть  специфическими для национальной  школы приемами анализа эпоса,  лирики, драмы;

Владеть  методикой обучения выразительному чтению;

Уметь организовать речевое развитие учащихся;

Каким должен быть урок литературы, в  частности в национальной школе, сегодня?  Каким  он     будет  завтра?       Необходимо  искать новые пути совершенствования урока литературы.

Преподавание русской литературы в казахских школах способствует формированию гармонически развитой личности, содействует нравственному    и эстетическому воспитанию молодого поколения.   Проблема  преподавания литературы волновала и продолжает волновать не только педагогов и методистов, но и широкую общественность. Учащимся казахских классов овладение этим предметом удается крайне  сложно,  так как это – чтение на втором языке,  на языке не родственном им.

Литература обогащает духовный мир, воспитывает чувства учащихся. В процессе изучения, анализа и пересказа художественных произведений учащиеся получают знания о писателях, их творчестве, специфике литературы как искустве слова, о её значении в жизни общества.

Основной  момент в подготовке учителя к уроку по любому предмету следующий: чтобы у детей возникло заинтересованное отношение к учению, педагог должен сам быть заинтересованным и четко представлять эстическое содержание обучения. Оно включает обращенность знания к человеку, его жизни и способность человека познать и преобразовать мир в своих интересах.

2.Пересказ как формирование развития речи на  уроке литературы

Перед учителями  — словесниками и преподавателями – филологами стоит задача  обучения учашихся чтению и пересказу читаемого.

Сам процесс чтения, в зависимости от эрудиции читателя можно охарактеризовать по трем уровням.

А) читатель не понимает текста «пустое» чтение

Б)  читатель воспринимает только то, что явно выражено в тексте  «буквальное» чтение;

В) читатель понимает и то, что написано в тексте и то, что не написано, подразумевается в подтексте – чтение «между строк».

Основной метод обучения  литературе – словесный.  Он может быть осуществлен через словесные, наглядные и практические  средства обучения, успешно зарекомендовавшие себя в школьной практике.

К словесным средством обучения относятся слово  учителя, книга, беседа вопроса – ответного характера, выразительное чтение, пересказ, письменное изложение художественного текста, сочинение на заданную  тему, запись на интерактивной доске.

К наглядным средствам обучения относятся  портреты писателей и поэтов, картинки, видео – ролики, фильмы, слайды.  Устное рисование, пересказ, доклады и сообщения по заданной теме, устные ответы на вопросы относится к репродуктивной самостоятельной работе.

Одним из ведущих требований дидактики  является постепенный переход от легкого к более трудному – переход непосредственно от изучения отдельных предложений к полному пересказу содержания прочитанного.

Сначала преподаватель или под его наблюдением один из лучших учашихся выразительно прочтет рассказ, затем делим рассказ на недлинные ( в 5 – 6 строк ) отрывки и распределяем их между учащимися, предложив их дома подготовить его пересказ.

 

По программе наши ученики должны владеть некоторыми произносительными, лексическими и грамматическими нормами. Важно, как будет организован процесс усвоения этих норм на уроке.

Достижению поставленной цели способствуют:

1) письменное изложение или устный пересказ текста, содержащего необходимые для усвоения языковые средства (в данном тексте они являются опорными);

2) свободный или творческий диктант;

3) письменный пересказ с дополнительным заданием: употребить в тексте данные слова или конструкции;

4) составление словосочетаний, предложений, небольшого текста с языковыми средствами, норму употребления которых следует не только осмыслить, но и запомнить;

5) замена ошибочных вариантов нормативными (исправление ошибок в произношении слов, в словоупотреблении, в построении предложений и т.д.);

6) сопоставительный анализ нормы и ее нарушений;

7) выбор или поиск одного из данных (нормативного и ошибочного) языковых средств

Наиболее эффективными являются виды работы, способствующие запоминанию самой нормы (да и детям очень нравятся):

1) заучивание стихотворных строк, включающих в себя слова для запоминания (правильный вариант произношения, словоупотребления поддерживается ритмом и рифмой, поэтому легко запоминается);

2) «немые диктанты» (орфоэпические);

3) проговаривание вслух по слогам необходимого материала;

4) объединение слов в определенные группы по смыслу: с одинаковым ударением, с одной и той же формой и т.д.

Эффективность этого приема увеличивается при использовании цветных мелков; рисунков, обозначающих предметы, наименование которых следует запомнить; игровых форм работы

Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся

В своей работе я использую следующие приемы и методы:

Словарная работа

• работа со словами, данными в учебнике: условно разбиваем все слова, данные в рамках, на группы (улица и движение, наука, спорт, нравственные качества и т.п.), на уроках объясняем слова, входящие в данный параграф, и еще 3–4, которые встретятся позже (принцип опережающего обучения);

• сочинение-миниатюра по опорным словам;

• карточки с разнообразными заданиями;

• работа со словарями: оформление карточек (это делаю я или учащиеся) и знакомство класса с новым словом; работа с толковым словарем учебника (анализ словарной статьи, поиск слов, имеющих определенные пометы, объяснение назначения той или иной пометы);

• традиционная словарная подготовка к изложению или сочинению.

Обогащение грамматического строя 
речи учащихся

Обучение различным видам речевой деятельности

Обучение слушанию:

• повторить услышанный текст (пересказ подробный, сжатый, выборочный, с творческим заданием);

• записать во время слушания опорные слова;

• конспектировать, составлять тезисы (9-, 10-, 11-е классы).

Обучение чтению (обучающее, ознакомительное, просмотровое и т.д.).

Развитие скорости чтения:

• прочитать выразительно, ответить на вопросы или вспомнить, что из текста было известно ранее, а что оказалось новым;

• прочитать и определить, что и почему вызывает смех (радость, печаль…);

• разбить текст на абзацы, озаглавить, подобрать эпиграф;

Такой способ подготовки пересказов приучает школьников схватывать существенное.

В своей практике я опиралась на концепции, изложенные мною в моем докладе.

   1 урок.  Например, в 5 классе по рассказу А. П. Чехова «Первый снег» учащиеся проделали следующую работу.

Прежде чем приступить к работе, речь шла о зиме, о приметах зимы.

Некоторым  ученикам были даны такие опережающие задания:

Подготовить небольшие сочинения,

Составление рассказа о зиме по образцу,

Подбирать рассказы или отрывки из прозаических  произведений,стихотворений,где речь идет о зиме.

А затем учащиеся ознакомились с рассказом  Чехова  «Первый снег». Работа шла в таком направлении:

1.Первичное  чтение текста учителем

2.Чтение текста учащимися

3.Словарная работа

4.Пересказ  а)выделить  главное и второстепенное в тексте

Б)найти ключевые слова

В)запись в тетрадях

Г)составление плана

 

А)главное слово(снег,первый снег,хруст снега)

В)второстепенные(крыши домов,деревья,скамейки,фонари)

Г)ключевые слова(снег,хрустел,чистый воздух)

Д)запись в тетрадях

Е)составление плана

1.Выпал первый снег

2.Кругом бело

3.Чистота воздуха

 

2 урок. Стихотворение А. С. Пушкина  «Уж небо осенью дышало». В начале урока ученики посмотрели фильм.

Фильм можно использовать на этапе объяснения нового материала. Просмотрев, можно задать  обучающимся вопросы:
1. -Какие картины поздней осени изобразил А. Пушкин в этом отрывке из романа в стихах «Евгений Онегин»?
-Какие чувства, вызванные осенью, передал он в  этих строках?
-Отметьте (в читательских дневниках) наиболее выразительные слова поэта в описании осени.
-Какие чувства и мысли вызывает у вас выражение: «Лесов таинственная сень* с печальным шумом обнажалась…»?

 

Ответы пишут в тетрадях

 

2.Затем провела словарную работу. Сень – то, что укрывает; покров.

а) Перевод  слов на казахский язык

б) составить словосочетание

в) придумать предложение

 

3. Прослушивание стихотворения  «Уж небо осенью дышало»

4. Чтение текста учителем и учащимися

5.  Запись в тетрадях ( на доске возникают картины с изображениями ранней и поздней осени. Написать отличия. ) на интерактивной доске ученики составляют ассоциации к словам.

6. Подведение итогов урока и выставление оценок.

7. Домашняя работа. Подготовить мини – сочинение « Осень  — самая прекрасная пора».

 

В заключении я пришла к следующему мнению – на уроке литературы, основное внимание следует уделить пересказу, так как пересказ формирует развитие речевых навыков, произношение и дикцию, обогащает словарный состав учащихся, а также развивает логическое мышление.

Использованная   литература

 

  1. Умеркулова  Е. Ж.  Формирование навыков самостоятельной работы на уроках русского языка в средней школе. ( Методические рекомендации )    Кызылорда, 2001 г
  2. Умеркулова  Е.Ж .   Досмаханова  Р. А.  Изучение художественного произведения  в  средней школе на основе интерактивного  обучения.  Кызылорда, 2002 г.
  3. Развитие речи учащихся – казахов. Алма – Ата «Мектеп» 1964 г.
  4. Д. Т. Турсунов. Развитие устной речи учащихся на уроках русского языка в казахской школе.  Алма – Ата «Мектеп» 1977
  5. Проблемы преподавания  русской  литературы  под редакцией  М. В.  Черкезовой и  И. В. Андреевой.  Ленинград   «Просвещение»  1989 г.
  6. Русский язык в казахской школе. № 5 2001 год.
[bws_related_posts]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *