Басы » Баяндамалар » Бессоюзное сложное предложение

Бессоюзное сложное предложение

Гульнар Альдекова

Тема: «Бессоюзное сложное предложение». («Жалғаулықсыз құрмалас сөйлем». )

 

Лексическая тема:«Держать язык за зубами – признак культуры человека»

Цель и задачи:с опорой на знания, умения, навыки, полученные из курса грамматики казахского языка, методом исследований и выводов рассмотреть новый  материал в структурной системе его главных теоретических положений;

Составить синтетическую таблицу;

Показать учащимся выразительно – изобразительные возможности бессоюзных сложных предложений;

Материалы по лексической теме использовать в воспитании культуры обращения с языком, умения правильно и этично им пользоваться

Методы, приемы, технология урока:метод исследований как основной, метод  блочного  изучения как вспомогательный; индукция, дедукция, прием сворачивания информации в опорную таблицу; коллективная, групповая, индивидуальная формы учебной деятельности, работа с раздаточным материалом и ТСО

Оборудование: учебник «Русский язык» для 9 класса казахской школы авторов Н.Н. Шманова, Н.Ж. Шаймерденова,  (Алматы  «Мектеп» 2012), художественный текст, опорная таблица, составленная в итоге исследований, раздаточный материал, словарь урока, карточки – консультации, интерактивная доска.

Ход урока

І. Организационный этап.

Поэтическая минута- ученики выразительно читают стихи,в это время демонстрируется слайды о временах года под музыку Свиридова»Времена года»

1)      Уж небо осенью дышало ,                                                                                                                            Уж реже солнышко блистало,                                                                                                                   Короче становился день ,                                                                                                                            Лесов таинственная сень                                                                                                                                           С печальным шумом обнажалась ,                                                                                                          Ложился на поля туман ,                                                                                                                                                                              Гусей крикливых караван                                                                                                                              Тянулся к югу: приближалась                                                                                                                    Довольно скучная пора ;                                                                                                                                   Стоял ноябрь уж у двора

А. С. Пушкин

 

2)      Горные вершины,                                                                                                                                  Спят во тьме ночной.                                                                                                                      Тихие долины                                                                                                                                            Полны свежей мглой.                                                                                                                                    Не пылит дорога,                                                                                                                                                        Не дрожат листы                                                                                                                                Подожди   немного,                                                                                                                       Отдохнешь и ты.       

М.Ю. Лермонтов

 

             ІІ. Подготовка учащихся к активному усвоению нового материала.

Слово учителя: знакомство учащихся с темой и комплексными задачами урока.Учитель подчеркивает, что самое главное – это блочное изучение теоретических сведений о бессоюзном сложном предложении, сворачивание полученной информации в опорную таблицу, выполнение тренировочно – закрепительных упражнений и творческих заданий. Сообщает о лексической теме с фразеологизмом , предусматривающим размышления;

Ученики записывают число, грамматическую и лексическую темы урока.(слайд 1)

Проверка домашнего задания. (Надо было повторить и восстановить опорные знания по теме «Бессоюзное союзное предложение, знаки препинания в нем,» по  учебнику казахского языка для 9 класса. Выписать по одному предложению на постановку запятой, точки с запятой, двоеточия и тире в БСП).

          ІІІ.Организация блочного изучения новой темы методом  исследований и выводов;система закрепительно-тренировочных упражнений  и творческих заданий.

1.Рассмотрение схемы,разворачивание ее в связное переложение на грамматическую тему. (слайд 2)

 Сложное предложение

 

Союзное сложное                             Бессоюзное сложное предложение -БСП

предложение

 

 

 

Сложносочиненное           Сложноподчиненное                                                                                                                                                                       предложение – ССП               предложение – СПП

 

Сложное предложение состоит из двух или нескольких простых предложений. Простые предложения соединяются в сложное двумя основными способами: 1) при помощи интонации и союзов или союзных слов; 2 )при помощи интонации (без союзов и союзных слов).Предложения с союзами и союзными словами делятся на две группы: 1) предложения сложносочиненные; 2) предложения сложноподчиненные.

В бессоюзном сложном предложении его части(простые предложения)соединяются только по смыслу и интонации,без помощи союзов и союзных слов.

 

 

 

Бессоюзное сложное предложение . Знаки препинания в нём

 

Знаки препинания

Обоснование

Схема

Примеры

Примечание

Запятая ( , )

Точка с запятой ( ; )

Двоеточие(:)

Тире(-)

Предложения неболЬшие по объему, в них перечисляются какие – то факты

Предложения более распространены, не очень близки по содержанию

а)вторая часть указывает причину того,о чем говорится в первой части

б)вторая часть поясняет первую

 

в)вторая часть дополняет первую,распространяя обычно сказуемое

а)части противопоставлены по содержанию

б)первая часть указывает на время и условие того,о чем говорится во второй части

в) вторая часть заключает вывод,следствие из того,о чем говорится в первой части

[ ],[ ],[ ].

 

[ , ] ; [, ]

   [ ]: [ ]

 

 

 

 

 

[ ]: [ ]; [ ].

[ ] :[ ].

[ ]- [ ].

   [ ]- [ ].

[ ]-[ ].

Уж небо осенью дышало ,                                                                                                                            Уж реже солнышко блистало,                                                                                                                   Короче становился день. (П.) Тихо в тёмном поле, сладко пахнет клевер, над землею брезжит  слабый полусвет (Б)

Слабо шурша, падали шишки;

вздыхая, шумел лес. (А.ГР)

Любите книгу: она научит вас уважать человека.

Люди разделяются на два рода: одни прежде думают,потом говорят;другие прежде говорят,а потом уже думают.(Л.Т.)

Важно только одно:любить народ и Родину,служить им сердцем и душою.(Н.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мелких чувств на свете не бывает-мелкими бывают только души.               (М . Алигер )

 

Закончился отдых-закипела работа.Будешь книги читать-будешь все знать.

  Солнце дымное встает-будет день горячий.Скажешь слово-добавят десять.

Стр.181

Стр.184

Стр.197

Стр.204

Разворачивание в связном тексте содержание таблицы.Отличившиеся ученики получили высокие оценки.

Работа с текстом «О трех золотых куклах» из индийского фольклора.

Толкование трудных слов:

Фольклор-халық ауыз әдебиеті

Властитель-әмірші.

Придворные-сарай маңындағылар

Ваше величество-патшам

Один властитель послал соседу-султану в подарок три золотые куклы.Куклы были совершенно одинаковые и с виду,и по размерам, и по весу.Однако властитель велел передать,что цены у них разные.Одна кукла дешевле,другая дороже,третья еще дороже.Он просил объяснить,почему это так.

Подивился султан подарку и велел придворным разгадать, в чем отличие одной куклы от другой.Придворные осмотрели все три куклы-никакой разницы между ними не было.

И вот один бедный юноша попросил передать султану,что он может разгадать тайну кукол.Султан велел доставить юношу во дворец.

Юноша осмотрел кукол и заметил, что у них в ушах просверлены дырочки.Тогда он взял стебелек и сунул его в ухо одной кукле:кончик стебелька вылез у нее изо рта.Потом сунул стебелек в ухо другой кукле:кончик стебелька высунулся у нее из другого уха.Наконец,он сунул стебелек в ухо третьей кукле, и весь стебелек остался внутри нее

Тогда юноша сказал:

-Ваше величество,эти куклы сходны с людьми.Первая кукла похожа на того,кто сейчас же расскажет всем и каждому о том,что слышал.Вторая кукла схожа с тем,у кого чужие слова в одно ухо влетают,в другое вылетают.А третья кукла походит на человека,который что ни услышит,то словно проглотит.Это человек,достойный доверия,-цена этой кукле самая высокая.

Выслушал его султан,обрадовался и приблизил к себе.

Чтение,беседа по содержанию и по поводу главной мысли сказки.После самостоятельного чтения проводим беседу по следующим вопросам:

1)Расскажите,какой подарок  и с какой просьбой получил султан.

2)Прочитайте его наказ придворным.

3)Кто и как разгадал тайну подарка?

4)Прочитайте объяснение юноши.

5)Какие качества людей символизируют эти куклы?

6)Какое из качеств вы цените в человеке?

7)К какому стилю речи вы относите этот текст?

Диктант:работа в паре «учитель-ученик».Справочный материал-опорная таблица.

Учитель: диктует             Учащиеся:пишут,комментируя знаки препинания,составляют схему БСП

1.Одна кукла дешевле,другая дороже,третья еще дороже.        [ ],[ ],[ ].

2.Куклы внешне были совершенно одинаковые;тем не менее,всем на удивление,цена на них была разная.                  [ ];[ , , ].

3.Один бедный юноша попросил передать султану:он может разгадать тайну кукол [ ]:[ ].

4.Султан велел доставить юношу во дворец:заинтересовало его смелое предложение         [ ]:[ ].

5.Юноша осмотрел кукол и заметил:у них в ушах просверлены дырочки. [ ]:[ ].

6.Ваше величество,эти куклы сходны с людьми-они символизируют человеческие качества.                        [ ]-[ ].

7.Третья кукла дороже:она умеет держать язык за зубами.   [ ]:[ ].

8.Держать язык за зубами-очень жизненный фразеологизм.    Тире между подлежащим и сказуемым[ _ — _]

Устные упражнения:трансформация записанных БСП в ССП и СПП.

Делаю предваряющее сообщение,что бессоюзные сложные предложения можно заменить :а)ССП с сочинительными союзами,б)СПП с подчинительными союзами.

БСП-[ ],сочинительные союзы и, а, но [ ].

БСП-[ ],подчинительные союзы так как,потому что,если,когда,поэтому,так что

Задание выполняют самостоятельно.

                  IV.Подведение итога урока в форме диалога с классом

-Какую тему рассмотрели сегодня?

-Бессоюзное сложное предложение.Знаки препинания в нем.

-Назовите знаки препинания?

-Запятая,точка с запятой,двоеточие,тире.

-Чем можно заменить БСП ?

Союзными сложными предложениями:ССП и СПП.

-Какова главная мысль лексического материала?

-Уметь держать язык за зубами-признак культуры человека.Этому надо учиться с юных лет.

Выставление оценок.

                                                 V.Задания на дом.

Выписать из упражнений учебника по два предложения на каждый знак препинания в БСП или выписать из художественной литературы

 

[bws_related_posts]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *