ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА ИСТОРИИ КАЗАХСТАНА
Абжамиева Гульмира Жеткербаевна
Центральноазиатский технико-экономический колледж
Преподаватель общественных дисциплин
Система образования Республики Казахстан приобрела особый имидж в мировом образовательном пространстве за счёт государственной политики информатизации образования.
Основные направления информатизации образования – компьютеризация организации образования; обеспечение интернет — линий; внедрение информационной системы управления образованием (ИСУО); разработка отечественных программных средств учебного назначения на основе современных информационно — коммуникационных технологий и объектно-ориентированных программ; создание учебного телевидения и развитие школьных телевизионных технических центров. Развитие дистанционных форм обучения стало определяющим в совершенствовании национальной модели образования.
Программное обеспечение можно разделить на шесть классов:
— Контролирующие и тестирующие программы.
— Программы-тренажёры.
— Информационно-справочные системы.
— Моделирующие программы.
— Электронные учебники.
— Мультимедийные программы.
У нас наибольшее распространение получили электронные учебники, которые являются автоматизированным процессом обучения при руководящей роли учителя – автора программы. Электронные учебники представляют собой не автоматическую копию обычных учебников, а открытую развивающуюся методическую систему как для учащихся, так и для учителей, основанную на принципах мобильности и гибкости.
Электронный учебник по истории Казахстана состоит из 3-х модулей:
- Казахстан в 1946-50 гг. XX в.
- Казахстан в 50-е – сер. 80-х гг. XX в.
- Казахстан – суверенное, независимое государство рубежа XX и XXI вв.
Электронный учебник основывается на методологии проблемного и развивающего обучения и авторского понимания курса истории Казахстана.
Каждый модуль делится на схематический модуль, где отображены основные разделы темы и связи между ними. Благодаря этому учащиеся при работе с электронным учебником узнают, что все части большой темы связаны между собой и последовательность их не случайна, а обусловлена этими связями.
При изложении нового материала большую помощь оказывает оснащённость модуля и гипертекста (теоретический материал) видеоинформацией и звуковым сопровождением, что способствует наибольшей активизации учебно-познавательной деятельности учащихся. После подробного изучения гипертекста в электронном учебнике предусмотрено выполнение разноуровневых знаний, рассчитанных на выявление знаний «слабых», «средних» и «сильных» учащихся, как письменного (работа через клавиатуру ) так и устного (работа через микрофон ) характера.
Выполнение заданий 1 уровня позволяет определить общий уровень знаний учащихся и направлено на выявление знаний конкретного материала, констатирующих тех или иных исторических событий и явлений; например:
— Назовите основные черты общественно-политической жизни Казахстана в 1946-50 гг.
— Какое количество совхозов и колхозов было убыточным в 1981-1985 гг. в Казахстане?
— Сколько конституций было принято в РК за 10 лет независимости?
* 2 уровень подразумевает явление специфики исторического события или явления, требует построения элементарной логической структуры ответа, самостоятельных выводов.
— Раскройте содержание «дела Бакмаханова».
— Покажите положительные стороны экономического развития страны в «брежневский» период. Чем они по Вашему мнению, объясняются?
— Чем было вызвано и каким образом было введено президентское правление в Казахстане?
* 3 уровень направлен на выявление исторических законов и закономерностей, требует построения сложной логической структуры ответа и обоснования умозаключений, а так же навыков компаративного (сравнительного) анализа.
— В чём заключается сущность «идеологического наступления сталинизма»?
— Раскройте особенности развития аграрного сектора экономики в 1960-80-е годы. Используйте при этом сравнительный анализ ситуации в Казахстане и зарубежных странах.
— Назовите и найдите характеристику основных этапов реформирования экономики Казахстана за 10 лет суверенитета.
Ответы, данные к заданиям, носят шаблонный характер или совпадают с положениями гипертекстов. Обязательным условием ответов учащихся является присутствие собственных выводов и умозаключений, мнений. При необходимости можно вернуться к гипертексту за более подробной информацией и восполнить пробел в знаниях.
Текстовая программа проверки знаний позволяет максимально объективно оценить полученные знания учащихся и обеспечивает реализацию технологии уровневой дифференциации и индивидуализации обучения.
Электронный учебник обладает самодостаточностью и полнотой, т.е. он содержит весь учебный материал, который может понадобиться пользователю.
Электронный учебник незаменим при подготовке к различным конкурсам и олимпиадам, итоговом контроле знаний по курсу истории Казахстана. Кроме того, электронный учебник способствует овладению учащимися учебно-информационными умениями (умение пользоваться различными источниками информации, способствующими пополнению знаний) и формирует положительную мотивации к обучению истории. Информационно — компьютерная грамотность специалиста — педагога, ее структура и содержание должны развиваться и совершенствоваться на уровне элементарной, функциональной и системной компетентности. Таким образом, использование ИКТ в образовательном процессе значительно повышает заинтересованность и мотивацию деятельности учащихся, а также уровень усвоения учащимися необходимых знаний и умений, так как требует от них активизации самостоятельной познавательной деятельности. В век информационных технологий знания устаревают быстро, поэтому очень важно постоянно обновлять и повышать их уровень. В заключение отмечу, что персональный компьютер сегодня одно из самых мощных и эффективных технических средств обучения, позволяющий повысить качество усвоения информации и интерес к предмету.
Литература
1.Закон «Об Образовании»
2.Корнилова Т.В. Интеллект и творчество студентов в условиях инновационного обучения. — Ноябрь 2006.- С.- 107
- Анисимова С.П., Демкин В.П., Можаева Г.В.,Руденко Т.В. Программы повышения квалификации работников образования в области информационных технологий // Открытое и дистанционное образование.2004. №1. С. 8.
- Алаева Н.С. Применение информационных технологий в сурдопедагогике // Высшая школа России: развитие традиций: Мат. межрегион. науч.-метод. конф. Новосибирск, 2