Басы » Баяндамалар » Организация единой воспитательной системы в колледже

Организация единой воспитательной системы в колледже

Организация  единой  воспитательной системы в колледже

Центральноазиатский  технико-экономический  колледж

Лавренова  Наталья Дмитриевна

преподаватель специальных дисциплин

Сегодня нужно делать то, что завтра будет поздно

Размышления о воспитании и обучении в колледже

Для создания и успешного завершения единой воспитательной системы необходимы усилия всего педагогического коллектива, а не только активность классных руководителей. Работа эта кропотливая и интеллектуальная. В  ней нельзя гнаться за сиюминутным успехом и эффектом.

Растерянность в государственной молодежной политике после распада социалистической системы воспитания негативно сказалась на состоянии и качестве воспитательной работы во всех учебных заведениях. И мы имеем сейчас то, что имеем. Сейчас, под воспитанием стали понимать «массовую воспитательную деятельность» и не важно, чему они посвящаются: то ли событию, то ли религиозному празднику. Практической педагогикой и психологией давно доказано, что подобные «массовки» имеют низкий коэффициент полезного действия. А правители древности использовали их в своих корыстных интересах.

Одним из первых шагов в разработке системы стал отказ и осуждение крупномасштабных воспитательных мероприятий. Они бывают, необходимы, но с тщательно разработанной стратегией и тактикой их проведения.

В колледже самым крупным мероприятием по масштабу могут быть курсовые или лицейские сборы. Например, те, которые проводятся по таким значимым темам, как: «Закон должен знать каждый», «Я — гражданин», «Родной язык» и т.д..

Вторым шагом в становлении системы воспитания должна стать «реанимация» классного часа, как урока с акцентом на всестороннее и глубокое воспитательное воздействие на учащихся в коллективной и индивидуальной форме. Это двуединая цель каждого классного руководителя: работа с коллективом и одновременно индивидуальная с каждым.

В комплексном плане воспитательной молодежной политики  разработаны принципы, цели и уровни деятельности классного руководителя и учащихся при проведении воспитательных акций.

«Сегодня нужно делать то, что завтра будет поздно». Что же нужно делать сегодня? На наш взгляд — это: нравственное, интеллектуальное, волевое, чувственное и правовое воспитание. У учащихся необходимо развивать в учебных условиях те черты личности, которые делают личность — человеком. Все остальное, а именно: политическая позиция, патриотизм, отношение к природе и т.д., проистекают из нравственных начал и интеллекта.

В связи с этим, третьим шагом в становлении системы должен стать акцент на своевременную диагностику и эффективную коррекцию негативных черт нравственности, интеллекта, воли и чувств личности учащихся.

Комплексным планом предусматривается дифференцированная диагностика всех учащихся с учетом возрастных особенностей. Так для групп первого курса (возраст 14-15 лет) рекомендуется педагогическая диагностика воспитанности (нравственности), для второго — диагностика интеллекта, для старших курсов — диагностика воли и чувств.

Диагностика личности осуществляется на основе теоретических и практических рекомендаций группы Белорусских ученых педагогов, работавших над вопросами педагогической диагностики еще в 70-90-х годах (д.п.н., профессора Кочеткова Л.И., Коломенский Я.Л.; к.п.н. Вершинская Н.Н., Белова М.Е.).

При диагностике тех или иных качеств учащихся группы, так называемая фронтальная форма воспитания ведется через анкетный опрос, самоанкетирование, тестирование, ситуационные игры типа «Здравствуйте — это Я!» «Черный ящик», составление ведомости, отражающие и выявляющие наличие определенных качеств личности учащихся и полноту их проявления и т.д..

Индивидуальная форма — это оказание помощи каждому учащемуся по исправлению негативных черт личности путем совместной разработки соответствующих «программ-минимумов», т.е. программ самовоспитания и самообразования под лозунгом: Спасение утопающих дело рук самих утопающих.

Правовое воспитание учащихся рекомендуется начинать с изучения «Декларации прав ребенка» (10 принципов), «Конвенции о правах ребенка», «Закона РК о правах ребенка» и Всеобщей декларации прав человека». Эти базисные международные правовые документы позволяют учащимся ознакомиться не только со своими правами, определенными мировым сообществом, но и оценить, и это главное, соответствие всего блока правовых актов, изданных в Республике Казахстан за годы суверенитета и определить свою нишу в общем правовом поле.

Индивидуализация правового воспитания заключается в изучении каждым учащимся статей, принципов, законов правовых документов и их озвучивание через доступные  им  методы (изобразительное искусство, художественное слово, полевые сцены и т.д.), зашита своих правовых толкований (дискуссии, диспуты), выработка прав и обязанностей, кодексов чести, перечней ненормативного поведения, лексики и т.д.

Такое проведение классных часов приближает их к играм и их можно назвать «классный час-игра». Зачем нужна игра?

Во-первых, когда классный час построен в форме игры, то у классного руководителя появляется такой мощный союзник, как эмоциональный настрой учащихся;

Во-вторых, во время игры нет безучастных;

В-третьих, игра позволяет, раскрепоститься учащемуся, преодолеть неуверенность в себе.

Классный час-игра при соответствующей подготовке должен вместить в себя психологическое, деловое и интеллектуальное воздействие. У таких классных «сборов» больше воспитательных возможностей.

Так, например, классный час-игра: «Скажи мне обо мне» дает возможность узнать, что думают сокурсники о том или ином своем товарище. Организовать ее довольно просто. На отдельных карточках записаны фамилии учащихся и поставлен вопрос-задание: Дай краткую характеристику сокурснику и акцентируй внимание на том, что нужно ему пожелать исправить, устранить, откорректировать, избавиться и т.д. В обсуждении и оценке характера и других качеств сокурсника принимает вся группа. Игру можно поручить старосте, а характеристику ему дает классный руководитель. Группа «психологических экспертов» (2-3 человека) тут же сводит данные характеристик на основе перечней положительных и отрицательных качеств личности, выделяют наиболее характерные. Если потребуется коррекция негативных качеств, эта группа под руководством классного руководителя составляет «программу-минимум» для самовоспитания и самообразования данного ученика. Все это должно происходить корректно и с уважением. На основании таких классных часов классный руководитель составляет «Карту коррекции» для всей группы. Ее реализация рассчитана на весь срок обучения данной группы.

Ролевой характер классного часа заключается в определении статуса каждого учащегося и здесь нужна программа коррекции. Это более тонкий процесс и такой час необходимо вести руководителю группы самому, опираясь на авторитетных учащихся.

Все классные часы разбиты на два блока: тематический и альтернативный. Тематические классные часы называются так потому, что их тематика разрабатывается учебной частью и педагогическим кабинетом колледжа, исходя из регламентирующих, нормативных и методических материалов Правительства РК, Министерства образования и науки, областного Департамента образования. Альтернативные классные часы — это те, которые проводятся по инициативе самой учебной группы. Этим самым, часть классных часов должны организовываться по интересам.

Следующим шагом в становлении системы — это чисто организационное действие: перенос проведения классных часов со вторника на понедельник. Перенос преследует одну единственную цель: улучшить подготовку классного часа. Понедельнику предшествует два свободных дня. Контроль учебной части за качеством и полноценное методическое обеспечение должны постепенно изменить психологию отношения к классному «сбору», как «рудименту» (пережиток) у большей части преподавателей колледжа, так и учащихся.

Учебно-методический комплекс классного часа (МКЧ), качество сценария, должны быть обеспечены качественным исходным материалом. Это должен взять на себя педагогический кабинет колледжа.

Классному руководителю предлагается разработать на базе первичного материала свою методическую систему проведения классного часа. Точнее выстроить последовательный и логический план, сценарий, заложив в них цели и задачи, ожидаемый результат, обеспечить классный час всей атрибутикой.

Предлагаемая система (пока только часть) организации и проведения классных часов должна быть пронизана демократичностью и качеством. Только тогда система воспитания привлечет ребят на нашу с вами сторону.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *