Басы » Баяндамалар » Развитие связной русской речи учащихся казахских школ при работе над текстом (методические рекомендации)

Развитие связной русской речи учащихся казахских школ при работе над текстом (методические рекомендации)

Развитие связной русской речи учащихся казахских школ при работе над текстом

(методические рекомендации)

Жарылгапова Г.А. Сарытерекская СОШ им. Ж. Кенесбаева Актогайского района Карагандинской области

В данном методическом пособии дана система упражнений по развитию связной русской речи учащихся казахских школ. Система упражнений развитию связной речи построена на основе поэтапного усвоения языкового материала, составлению сложных синтаксических целых, изменению и совершенствованию текстов, составлению цитат, тезисов, сообщений, докладов, которые развивают и совершенствуют связную речь учащихся.

Данная работа может быть использована учителями, работающими со старшеклассниками.

Коммуникативные задачи, стоящие перед учащимся, требуют от них умения строить связное монологическое высказывание.

Под термином «связная речь» понимается совокупность отрезков речи, выражающих определенную мысль и объединенных в единое целое в смысловом и структурном отношении. Основными требованиями, предъявленными к связной речи, являются ее содержательность, логичность, грамматическая правильность.

Связная речь может быть как устной, так и письменной, книжной и разговорной, монологической и диалогической.

Именно связная монологическая речь и должна быть объектом обучения русскому языку в национальной аудитории, так как: «Люди, не владеющие монологической речью, не только не умеют строить связные высказывания, но и не понимают написанного в форме монолога. Если учесть, что вся научная литература написана главным образом в форме монолога, то понятно, как важно научить школьников пользоваться именно этой формой литературного языка»!

В живой разговорной практике учащиеся часто используют монолог. Они к нему во время ответов, выступлении, докладов, рассказов со случившемся, виденном, пережитом; учащиеся слушают монологическую форму объяснение учителя, лекции. Следовательно, в общей системе обучения русскому языку большое место должно отводиться монологу, которому надо учить, так как он не дается сразу, вдруг.

Наиболее благоприятные условия для работы над связной монологической речью создаются при обучении учащихся казахских школ русскому языку на основе синтаксически оформленных единиц, так как «синтаксис изучает строение речи: строение предложения как отдельного высказывания и способы соединения предложении в связной речи. Отсюда очевидно большое образовательное и практическое значение этого раздела грамматике. Особенность синтаксиса в том, что он изучает связную речь»!

Успех обучения учащихся казахских школ связной русской речи зависит от системы упражнении и навыков, обусловленных как лингвистическими, так и психологическими особенностями речевой деятельности. Согласно с теорией П.Я. Гальперина в процессе развития навыков неподготовленной речи выделяются три этапа: 1-этап – развитие навыков подготовленной речи; 2-этап – развитие навыков переходного типа от подготовленной речи; 3-этап – развитие навыков не подготовленной речи. Каждый из названных этапов характеризуется конкретными целями и задачами, методическими приемами и видами упражнений, способствующими развитию намеченных умений и навыков.

Учитывая по этапность в формировании умственных действии можно делить упражнение должно развивать основное для данного этапа умение и в то же время служить основной для формирования других умений. Все упражнения проводятся в тесном единстве и в связи с работы над текстом, который является благодатными материалом в работе по формированию навыков связной речью.

Важным принципом отбора произведений является языковая доступность. Отбирая тексты для занятий, учитель обращает внимание на их доступность, как в лексическом, так  и в синтаксическом отношении. В результате анализа учитель сможет выделить слова, словосочетания, речевые обороты, синтаксические конструкции, на которые необходимо обратить внимание в процессе работы над текстом.

Другим принципом отбора текстов то для работы в национальной школе является их тематическое объединение. Тематическое объединение текстов позволяет делить их на основные, которые всесторонне изучаются на занятиях по русскому языку, и добавочные, предназначенные для внеаудиторного чтения. Вся новая легко усваивается при работе над основным текстом, а с целью закрепления этих слов и их активации, они употребляются в добавочном тексте.

Очень важно при отборе текстов учитывать, достаточно ли они насыщены они определенным грамматическим материлом, так как знание грамматике ускоряет и облегчает овладение русским языком.

 

Подготовительные упражнения.

К первому этапу относятся подготовительные упражнения, способствующие развитию рецептивной и репродуктивной форм речи. Эти упражнения характеризуются заранее известным содержанием, поэтому все внимание учащихся должно усвоить. Главное здесь – правильное оформление высказывания. Поэтому основная задача отработать грамматический материал, довести его до автоматизации и подготовить учащихся к использованию данного языкового материала в процессе дальнейшей речевой деятельности. Для выполнения этой задачи необходимо выработать у учащихся следующие навыки и умения: излагать мысли при помощи слов, словосочетаний, предложений; располагать их в определенной последовательности. Автоматизация данных навыков достигается в ходе лексико-фразеологической подготовки и при обучении сочетанию сложных и простых предложений в единый текст.

Лексико-фразеологическая подготовка к связному высказыванию включает в себя и работу над новыми (незнакомыми) словами из текста, и со словами, известными учащимся, но необходимыми для построения связного высказывания. Введение новых слов в активный запас учащихся достигается путем выполнения специальных упражнений, как устных, так и письменных:

— морфологический анализ слов,

— подбор однокоренных слов,

— подбор слов с одинаковыми суффиксами и приставками,

— употребление слов в прямом и переносном смысле,

— подбор антонимов и синонимов,

— образование от данного слова производных слов,

— группировка слов по значению, по родовым и видовым признакам,

— заучивание слов,

— составление предложений с новыми словами.

В построении связного высказывания большое значение имеет работа со словосочетаниями. Виды работ со словосочетаниями на основе текста могут быть следующими:

—  нахождение в тексте и выписывание словосочетаний, необходимых для связного высказывания.

— составление словосочетаний, отработанных по теме, с русского языка на казахский язык,

— введение отработанных словосочетаний в данную конструкцию,

— составление предложений с данными словосочетаниями.

Особое внимание на данном этапе уделяется выработке учащимися навыков правильного оформления предложений как на уровне сложных синтаксических целых, так и на уровне целого текста. Это достигается путем повторения с учениками сведений о сложной предложений, о смысловых, внутренних связам смежных предложений и о внешних средствах связности.

Работу по обучению связности, сочетанию самостоятельных предложений в связное целое необходимо строить в следующей последовательности:

  1. Объяснение основных типов связи смежных предложений и ознакомление с наиболее важными средствами связности.
  2. Наблюдение и анализ образцов.
  3. Тренировка в узнавании того или иного типа связей.
  4. Выполнение учащими различного рода упражнений в употреблении внешних средств связи.
  5. Построение связного высказывания по определенной теме при помощи различных средств связности.
  6. Устный разбор ошибок в сочетании смежных предложений и в употреблении внешних средств связи.

Наиболее эффективными упражнениями по выработке учащимися навыков правильного структурного оформления связного высказывания являются следующие:

  • Наблюдение и анализ образцов связности в тексте;
  • Тренировка в узнавании того или иного типа связи;
  • Подчеркивание слов, посредством которых один абзац или предложение присоединяется к другому;
  • Вставка в текст требуемых по смыслу присвязочных элементов (союзов, союзных слов);
  • Расчленение текста, который дан без точки заглавных букв, на законченные предложения;
  • Исправление текста, в котором неправильно употреблены средства связи;
  • Соединение отдельных предложений (частей текста, высказываний) в единое смысловое целое при помощи известных учащими средств связи;
  • Замена однообразных средств связи другими, точно передающими отношение между предложениями, частями текста;
  • Включение в текст предложений, необходимых для связи предыдущих частей с последующей;
  • Составление коллективного рассказа – последовательное присоединение предложений «по цепочке».

На основе данных упражнений вырабатываются в основном навыки использования в речи внешних средств связности.

С обучением сочетанию смежных предложений связано формирование умения в подборе вступительных и заключительных фраз к высказыванию и их связи с основной частью связного построения.

Наиболее эффективными приемами в формировании умения в подборе вступительных и заключительных фраз являются следующие: 1) разъяснение (возможного содержания и заключения, средств введения и заключения с основной частью высказывания); 2) показ образцов, правильно построенных вступительных и заключительных частей; 3) наблюдение над образцами и их анализ; 4) упражнения по подбору вступительных и заключительных частей.

Формированию данного умения способствуют следующие упражнения:

  1. Прочитайте текст. Обратите внимание на выделенные части текста: введение, излагающее в общем виде проблемы текста; вставки, иллюстрирующие и развивающие мысль предшествующих предложений, и заключение, разумирующее и обобщающее содержание текста.
  2. Прочитайте текст. Выделите в нем введение и заключение, выпишите предложения, иллюстрирующие основные положения в каждом абзаце.
  3. Прочитайте текст. Выделите введение и заключение, основную и доказательную информацию абзацев текста.
  4. Прочитайте текст. Вместо точек включите в каждый абзац текста предложения, обобщающие информацию абзаца.
  5. Прочитайте текст. Дополните информацию каждого абзаца иллюстрирующим материалом.
  6. Прочитайте текст. К выделенным предложениям текста составьте три-четыре предложения, развивающие мысль данных предложений.
  7. Прочитайте тексты. Составьте три-четыре вступительных предложения, излагающих в общем виде проблем текстов.
  8. Прочитайте тексты. Составьте по три-четыре предложения подводящие итоги высказанным в тексте положениям.
  9. Прочитайте текст. Передайте основное содержание текста, включив в него свое введение и заключение.

Речевые упражнения

Главным на данном этапе становится правильное воспроизведение тематического содержание, облекая это содержание в адекватную форму выражения.

Работа по развитию связной речи на данном этапе производится в следующем порядке: от понимания текста к его репродукции, затем к его более или менее свободным перифразам. Поэтому учащиеся национальных групп должны уметь производить следующие операции над текстом: извлекать смысловую информацию текста, воспроизводить извлеченную из текста информацию, проделывать различную информацию текста. На основе такой работы над текстом вырабатываются следующие умения: определить тему высказывания; выделить основную мысль, строить высказывание в определенной логической последовательности, пользоваться разнообразными способами и средствами связи законченных предложений и основных частей связного высказывания в определенной композиционной последовательности.

Для овладения этими умениями могут быть использованы следующие комплексы упражнений с речевой направленностью.

Упражнения для развития умения определить тему высказывания:

  1. Разбейте текст на законченные смысловые части.
  2. Озаглавьте каждую смысловую часть текста.
  3. Озаглавьте текст.
  4. Выберите наиболее подходящее заглавие к тесту из нескольких предложений. Обоснуйте свой выбор.
  5. Назовите микро темы указанных абзацев.
  6. Выявите недостающие пункты в предложенном плане текста.
  7. Дополните текст (в тексте отсутствует вступление или заключение).

Умение выделять основную мысль высказывания формируется при смысловом анализе текста, который проводится последовательно путем выявления информативного центра предложения, затем абзаца и целого текста.

При смысловом анализе предложения учащимся следует выполнить следующие упражнения:

  1. Проанализируйте выделенные информативные центры в предложениях. Обратите внимание на их расположение в предложении.
  2. Определите информативный центр в предложениях, подчеркните его.
  3. Составьте вопросы к каждому предложению текста.
  4. Составьте вопросы к выделенным предложениям.
  5. Найдите в тексте ответы на поставленный в заглавии вопрос.

При смысловом анализе абзаца следует предложить учащимся следующие упражнения:

  1. Выделите информативные центры в абзацах.
  2. Найдите в тексте предложения, которые выполняют функцию иллюстраций.
  3. Найдите те предложения, которые являются подтверждением основной мысли данного абзаца.
  4. Составьте вопрос к абзацу.
  5. Ответьте на заданный вопрос по содержанию абзаца. Ответ должен содержать основную информацию.
  6. Выделите из ряда предложенных вопросов основной.
  7. Прочитайте абзац, выразите главную мысль в виде назывного предложения.
  8. Прочитайте абзац текста, затем кратко перефразируйте его.
  9. Определите возможные границы абзаца (текст дан без деления на абзацы).

Смысловому анализу всего текста способствуют следующие упражнения:

  1. Выберите наиболее подходящий заголовок к тексту из нескольких предложенных. Обоснуйте свой выбор.
  2. Озаглавьте текст.
  3. Назовите предложения, несущие основную информацию текста.
  4. Назовите предложения, несущие второстепенную информацию.
  5. Определите, в какой части текста содержится главная мысль.
  6. Составьте планы в назывной, вопросной и тезисной форме. Найдите в тексте основную информацию, соответствующую каждому пункту плана.
  7. Определите информативные центры текста.
  8. Прочитайте текст. Разделите текст на смысловые части. Выделите основную информацию каждой части текста.
  9. Составьте вопрос к каждой части текста.
  10. Составьте тезисы текста (с опорой на план и вопросы).

При воспроизведении извлеченного из текста информации большое внимание уделяется формированию умения строить высказывания в определенной логической последовательности, которому способствуют следующие упражнения:

  1. Составьте вопросы к прочитанному тексту.
  2. Разделите текст на законченные смысловые части.
  3. Составьте план текста.
  4. Расположите пункты плана в соответствии с логикой текста.
  5. Назовите основные предложения, раскрывающие содержание каждого пункта плана.
  6. Выявите лишние или недостающие пункты в предложенном плане.
  7. Расположите вычлененные из текста предложения в той последовательности, в которой они находятся в тексте.
  8. Расположите абзацы в определенной логической последовательности, создавая единый связный текст.
  9. Перескажите текст по плану.
  10. Перескажите текст не в зафиксированной в тексте последовательности, а в соответствии с предъявленным планом, предусматривающим иное расположение материала.

Как известно, путь к построению собственного монологического высказывания лежит через умение свертывать чужое высказывание.

Первоначально учащимся необходимо выполнить упражнения, направленные на выработку умений свертывать чужое высказывание:

  1. Преобразуйте сложные предложения текста в несколько простых, производя в них необходимые изменения и дополнения.
  2. Сократите текст, вычеркнув предложения, не несущие основной информации.
  3. Преобразуйте каждую группу данных ниже простых предложений в одно сложное. Произведите необходимые изменения и дополнения внутри предложений.
  4. Сократите предложения, опустив части предложения, несущие основной и информации. Внесите в предложения соответствующие изменения.
  5. Прочитайте текст. Запишите сокращенный вариант текста (5-8 предложений), используя все известные вам способы сокращения текстов.
  6. Разделите текст на законченные смысловые отрезки. Поставьте вопросы к выделенным отрезкам.
  7. Составьте план пересказа (в форме вопросов, повествовательных предложений или в форме назывных предложений).
  8. Сократите текст, отвечая на предложенные вопросы.
  9. Составьте краткий пересказ текста.
  10. Составьте тезисы по тексту.

Умению составлять «текст» на определенную предложенную тему обучают следующие упражнения:

1.Прочитайте текст. Дополните указанные абзацы.

2.Выпишите из текста слова, словосочетания и предложения, несущие основную информацию текста. Затем восстановите содержание  текста по ним, сохраняя связность и логичность текста.

3.Закончите самостоятельно рассказ, начало которого дано в тексте.

  1. Выберите из текста материал на определенную тему (текст содержит 4-5 тем). Составьте на основе данной информации микротексты, располагая и дополняя материал в логической последовательности.
  2. Прочитайте текст. Изложите содержание текста, заменяя диалог монологической речью. Используйте при этом необходимые средства построения речи данного типа.

Основным видам упражнения на втором этапе является пересказ прочитанного текста.

При пересказе активизируется словарный запас учащихся, вырабатываются навыки правильного построения предложений, навыки сжатой или распространенной передачи содержания прочитанного текста. В методической литературе различают несколько видов пересказа: пересказ по плану, подробный и близкий к тексту, краткий, свободный и творческий пересказ. Все виды пересказа с большим успехом могут быть применены в национальной аудитории.

На первых этапах обучения русскому языку в школе имеют место пересказ, близкий к тексту, и подробный пересказ. Оба вида стимулируют учащихся к запоминанию и употреблению новых слов, выражений, целых предложений из текста. Это способствует яркости, образности их речи. Для пересказов этого типа необходимо использовать художественные тексты, которые изобилуют разнообразными глаголами со значением моторного действия человека, и тексты по специальности учащихся, где даются различные виды описания (описание какого-либо элемента, описание опыта, лаборатории и т.д.).

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *