Алматинская область
Панфиловский район
КГУ «Коктальская средняя школа с дошкольным мини-центром»
Учитель русского языка и литературы Таирова Алиям Якуповна
Известно, что основы подлинно человеческих отношений между людьми прочно закладываются в младшем школьном возрасте. Поэтому я поставила перед собой задачу: уделять большое внимание нравственному воспитанию учащихся. И вот уже на протяжении многих лет настойчиво провожу эту линию, стараясь дать учащимся не только определенную сумму знаний о правилах поведения в обществе, но и научить их руководствоваться этими знаниями в повседневной жизни.10 минут каждого урока я отвожу привитию у ребят этических норм и навыков культуры поведения.
Действенным средством формирования в младшем возрасте представления о нравственном поведении и культуре общения являются ситуативные картинки. Они влияют на чувства, активизирует мысль, способствуют пониманию и осознанию нравственного смысла, заложенного в том или ином правиле. Картинки в таблицах использую по темам, каждая из которых – на определенное правило имеет по 3 сюжета.
На одной картинке изображена незавершенная нравственная коллизия (неизвестно, как поступит в данной ситуации персонаж). На второй — ситуация, которая разрешает нравственную коллизию положительным поступком персонажа. На третьей – ситуация, в которой один из персонажей нарушает правило человеческих взаимоотношений. Две последние картинки помогают детям представить последствия двух противоположных по содержанию поступков.
Методика использования данных картинок с изображением трех ситуаций имеет свою специфику. Для восприятия всеми детьми нравственной коллизии во вступительной беседе даю образец рассказа по картине, учитывая уровень развития детей, запас слов на русском языке.
Ситуация 1.
Девочка несет корзину с фруктами, ей тяжело. Девочку догоняет мальчик.
Рассказ учителя. Папа купил яблоки. Они были очень ароматные. Наташа знала, что бабушка любит яблоки. Бабушка жила близко, совсем рядышком. Наташа очень любила бабушку и решила угостить ее фруктами. Она набрала корзину яблок. Нести было тяжело. Наташа пронесла чуть – чуть, но дальше нести корзину не было сил. Девочка остановилась и подумала: «Что же делать?»
Вопросы и задание:
- Как вы считаете, донесла ли Наташа яблоки бабушке?
- Представьте , что будет дальше и расскажите.
Предлагаю детям рассмотреть картину № 2, говорю: «Посмотрите, что случилось с девочкой дальше».
Ситуация 2.
Девочка и мальчик вдвоем несут корзину с яблоками и о чем – то разговаривают.
Вопросы и задания:
- Довольна ли Наташа? Почему?
- Что чувствует мальчик, помогая девочке нести корзину?
- Вспомните поступки, которыми вы порадовали других.
Ситуация 3.
Мальчик равнодушно прошел мимо девочки, не оказав помощи.
Вопросы и задания:
- Дети, внимательно посмотрите на Наташу и скажите, какое у нее настроение. Отчего она грустная?
- Приятно ли девочке, что мальчик не помог ей?
- Каким можно назвать поступок мальчика?
После данной работы предлагаю запомнить несколько правил:
а) «Будь внимателен к другим. Если товарищ озабочен – помоги чем можешь»;
б) «Будь приветлив, всегда старайся сделать другому приятное, поделись гостинцами»;
в) «Приди на помощь. Если увидел, что кто – то упал и плачет, — подойди, подними, успокой»;
г) «Будь внимателен к другим. Если у товарища заняты руки, открой перед ним дверь».
Цель подобных ситуативных картин – помочь в воспитании у учащихся общепринятых норм поведения; показать, что только доброжелательное отношение к окружающим приносит удовлетворение и радость; раскрыть неприглядность отрицательных поступков; вызвать желание подражать положительным поступкам, воздерживаться от отрицательных.
Парные сюжетные картины с изображением положительного и отрицательного поступков побуждают детей выражать свое отношение к изображенному, самостоятельно оценивать поведение персонажей:
«Кто из персонажей на этих двух картинках нравится вам, а кто не нравится? Почему? Беседу строю так, что бы дети не просто оценивали поступок как правильный или неправильный, но и могли представить себя на месте изображенных персонажей и ответить на вопрос: А как бы ты поступил?».
Широко применяю сюжетные картины, нравственная коллизия на которых еще не решена. Предлагаю учащимся такие задания:
- Вообрази, что ты герой ситуации, которая изображена на картинке. Расскажи, как бы ты поступил?
- Закрой глаза и мысленно соверши какой – нибудь хороший поступок в школе, дома, на улице. Расскажи о нем. Обращаю внимание детей на настроение персонажей, тем самым вызывая у ребят то или иное эмоциональное отношение к ним. Это способствует тому, что усваиваемое правило эмоционально окрашивается и таким образом приобретает действенный характер. Очень важно сформировать у учащихся умение поставить себя на место другого человека, предвидеть последствия своих поступков. Нужно научить их понять, как внешние формы поведения человека отражают его внутренний мир.
Затем знакомлю учащихся с вежливыми словами: Здравствуйте! Спасибо! Извините! Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер! Спокойной ночи! Благодарю, Пожалуйста, До свидания. Заучиваем их наизусть.
Активизация вежливых слов в речи проходит в так называемых играх этического воспитания «Уроки вежливости». Игровая деятельность детей всегда связана с возникновением и развитием между ними определенных взаимоотношений. Игра воспитывает наблюдательность, ловкость, самообладание и другие черты характера. Основная же цель проводимых мною игр – правильное применение учащимися вежливых слов в различных ситуациях. В первую очередь поясняю учащимся какую – нибудь ситуацию, а они хором (по рядам) добавляют вежливые слова. Например: ситуация «В автобусе» : (мальчик Айдос – ученики 1 ряда; бабушка– ученики 2 ряда).
Учитель. Однажды Айдос поехал в город. В автобусе он сел около окна и с интересом смотрел на высокие красивые дома, зеленые деревья. На остановке в автобус вошла старушка. Айдос встал и сказал:
Ученики 1 ряда. Садитесь, пожалуйста.
Учитель. Бабушка обрадовалась и вежливо поблагодарила Айдоса:
Ученики 2 ряда. Спасибо.
Учитель. Вдруг автобус неожиданно остановился. Айдос чуть не упал и толкнул мужчину. Мужчина сердито оглянулся, но Айдос сразу же сказал:
Ученики 1 ряда. Извините, пожалуйста.
«Волшебные слова»
Учитель. Если тебе помогли, передали нужную вещь, сделали подарок, всегда говори …
— Спасибо.
— После еды скажи …
— Спасибо .
— … тому, кто тебя накормил. Если спасибо сказали тебе, ты ответь…
— Пожалуйста.
— Предлагая или передавая что – либо взрослому или своему товарищу, не забудь сказать…
— Пожалуйста .
— Например: Садитесь …
— Пожалуйста
— Возьмите…
— Пожалуйста
— Если просишь позвать кого – нибудь к телефону не забывай добавить слова
— Пожалуйста
— Если задел кого – нибудь, что – то уронил, надо …
— Извиниться.
— Сказать …
— Извините меня, пожалуйста.
— Проснувшись, говори родным …
— Доброе утро.
— Вечером, ложась спать …
— Спокойной ночи.
— Уходя из школы, от товарищей, из гостей, не забудь сказать …
— До свидания.
Такие игры проводим периодически. Поведение на перемене, в библиотеке, в театре, в кино, в транспорте, на улице, разговор по телефону, в магазине – вот ситуация для обучения вежливые речи, правилам простейшего этикета.
Предлагаю вспомнить на родном языке пословицы в которых раскрываются понятия «Вежливость», «доброта», «отзывчивость», затем читаем пословицы и поговорки разных народов о добрых словах. Подчеркиваю, что все народы одинаково метко и точно определяют значение доброго и злого слова: Ласковое слово, что весенний день. От одного слова, навек ссора. Хорошим словом мир освещается. От хорошего слова и камень добреет. Доброе слово человеку, что дождь в засуху. Одно хорошее слово исцеляет раны тысяч сердец. Слово – ключ, открывающий сердце. Доброе слово опускает меч.
Пускай по рецептам врачей
Появится в каждой, в каждой аптеке
Лекарство для грубых детей!
— Постараемся обойтись без этой аптеки, без рецептов и без лекарств от грубости, постараемся быть добрыми и научимся говорить так, чтобы без нужды не обижать людей. Ведь в русском языке так много хороших добрых слов и выражений. Некоторые из них называют волшебными – такой чудесной силой они обладают, — говорю в заключение ребятам.
Таким образом, эффективность нравственного воспитания на уроках русского языка в начальных классах обеспечивает нравственно – эмоциональный заряд методов и приемов работы учителя, комплекс средств обучения стиль складывающихся взаимоотношений между учителем и детьми на уроке, нравственная направленность личности учителя, его отношение к изучаемому материалу. Разработанная же система заданий и упражнений не только формирует нравственные понятия у учащихся начальных классов, но и способствует развитию устной разговорной речи, стимулирует интерес к изучению русского языка.