Басы » Баяндамалар » МОНИТОРИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ КАК ОСНОВА ЭФФЕКТИВНОСТИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

МОНИТОРИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ КАК ОСНОВА ЭФФЕКТИВНОСТИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Ешпанова К.А., преподаватель

русского языка и литературы,

заместитель директора по

учебной работе Мангистауского

гуманитарного колледжа

МОНИТОРИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ КАК ОСНОВА ЭФФЕКТИВНОСТИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

            Проблема  подготовки  квалифицированного,  свободно  владеющего  своей  профессией,  готового  к постоянному профессиональному  росту,  конкурентоспособного   специалиста  является  особо  актуальной  на  современном  этапе.      Система управления качеством образовательного  процесса включает три компонента: систему обеспечения качества, систему управления качеством, систему контроля качества.   

Главным показателем качества работы образовательного учреждения является способность к развитию и адаптации в новых условиях. Среди основных показателей, характеризующих образовательные системы, рассматривается качество образования.   Качество в образовании не появляется внезапно, его необходимо планировать. Управлять качеством системы образования означает делать правильный  выбор и осуществлять механизмы эффективного воздействия на все элементы,  все ресурсы системы образования.

Необходимо отметить, что важнейшими факторами социальной защиты будущих специалистов в новых экономических условиях считаются не только высокая профессиональная подготовка, но и личностное развитие выпускника.      Качество их подготовки, правильно выбранная система стимулирования  труда, престижность, конкурентоспособность, возможности самореализации и самосовершенствования — факторы, которые влияют на качество  образования. Кроме того, необходимо учитывать еще ряд факторов: качество программ, методик, средств обучения, уровни обучения, модели образования, наличие  механизма саморазвития образовательной системы, методов и квалифицированных специалистов в сфере управления образованием.

Контроль качества  образования неизбежен, он приобретает  характер мониторинга, постоянного  отслеживания  результатов образования, хода образовательного процесса, необходимого  для постоянной  корректировки целей, мероприятий  по их  реализации.

Мониторинг в образовании – это система отбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах, ориентация на информационное обеспечение управления, которая позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить прогноз его развития (А.Н.Майоров.Мониторинг в образовании. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Интеллект-Центр, 2005. – 424 с.).

Цель мониторинга: оперативно и своевременно выявлять все изменения, происходящие в сфере деятельности образовательного учреждения. Полученные объективные данные являются основанием для принятия управленческих решений.

Мониторинг основных составляющих учебного процесса входит в систему управления качеством образования и позволяет управлять учебным процессом, определять направления его совершенствования, повышать эффективность обучения в целом.

      Мониторинг качества образования – это специально организованное, целевое наблюдение, постоянный контроль и диагностика состояния процессов функционирования  учебного заведения на основе существующих источников информации и специально организованных исследований. Мониторинг позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени, выявлять характер изменений за определенный временной период. Основными направлениями мониторинга являются:

  • качество условий образования;
  • качество реализации образовательного процесса;
  • качество результатов образования.

Вышеназванные компоненты вписываются в простейшую схему подготовки специалистов: абитуриент – колледж – выпускник. Каждое из направлений характеризуется определенными параметрами, которые в свою очередь подразделяются на более подробные составляющие.

Мониторинг  качества  подготовки  специалистов  представляет  собой  диагностическую  систему,  включающую (Слайд 1):

—      диагностику  качества абитуриентов;

—      диагностику  качества  учебно-воспитательного  процесса;

—      диагностику  результата   подготовки  специалиста.

В зависимости от содержания  работы  колледжа  приоритет  в   оценке  качества  отдается  оценке  результатов, т.е. оценке  качества знаний, умений  и навыков  и уровня  компетентности выпускников.

Качество обучения студентов  отслеживается  по следующей схеме (Слайд 2):

  • качество абитуриентов;
  • качество деятельности преподавателей;
  • качество подготовленных специалистов.

Качество  абитуриентов  включает:

  • социальный портрет  абитурента;
  • оценку знаний;
  • оценку физического состояния.

Качество деятельности преподавателя  складывается:

         —     из  оценки профессиональных качеств;

  • оценки качества содержания учебной  дисциплины;
  • методического обеспечения  учебной  дисциплины.

Качество  подготовленных специалистов –это степень  соответствия:

           —   государственным  образовательным  стандартам;

  • требованиям работодателей;
  • профессионально-значимым психологическим качествам.

В  начале  учебного  года педагогический коллектив настраивается  на

совершенствование  своей  деятельности,  ведущей  к  повышению  качества  знаний, которое в свою очередь  зависит  от  таких  факторов, как  качество  преподавания  и качество   учебников; личность  педагога и индивидуальные особенности  учащихся; посещаемость  и внешние  влияния  среды  и т.п.

Мониторинг   –  сложный  педагогический  процесс. Мониторинг – механизм контроля  и качества знаний.

Основные функции  мониторинга: информационный, аналитический,оценочный, мотивирующий, регулирующий, предостерегающий.

Научные принципы: целеполагаемость, непрерывность.

Этапы проведения мониторинга.

  • Начальный – определяются цели и задачи
  • Основной – определяются показатели  и критерии
  • Аналитический – сбор диагностических информаций  о качестве  знаний  и успеваемости.
  • Итоговый – мониторинговая оценка (сравнительная)  входного и итогового  контроля.

Методы сбора и систематизации информации разнообразны: 

наблюдения,  анализ уроков, посещение занятий, контрольные срезы, анкетирования, тестирование, самооценка и т.д

Мониторинг  может  быть внешний  (н-р, ЕНТ, НОК) и внутренний.

Внедрение  в образовательный   процесс  инноваций,  коренная  перестройка  технологии обучения  и воспитания требует в обязательном порядке  глубокого продумывания системы мониторинга. Система мониторинга включает в себя, прежде всего, выделения ведущих  критериев  отслеживания. Нам необходимо на основе малозаметных  на  первый взгляд признаков, изменений  в образовательном процессе,  отношениях  педагогов и воспитанников  наметить, что должно  более тщательно    изучаться,  отслеживаться. Без  этого  невозможно будет  выявить  положительные  и отрицательные тенденции. Без  этого  диагностика может  стать  нерезультативной  и малоэффективной.

Поэтому  мониторинговые  исследования  предлагаем  проводить по следующим  пяти модулям:

Первый  модуль – кадровый состав колледжа (Слайд 3)

Успешная  работа  учебных  заведений зависит  от педагогических  кадров,  которыми  они  располагают. На качество  деятельности  педагогического  персонала  оказывает  влияние подготовка  преподавателей,  внедрение  стимулирующих  факторов и структур  в учебный  процесс.

Показатель 2011/2012

уч.год

2012/2013

уч.год

2013/2014  уч.год
Преподаватели,

а)  с высшей  категорией, %

б)  с 1-й категорией,%

в)  со 2-й категорией,%

г)  без категории,%

60

30 (50%)

14(23,3%)

13(21,7%)

3(5%)

 

55

32(58,2%)

15(27,3%)

6(11%)

2(3,6%)

 

50

29(58%)

10(20%)

6(12%)

4(8%)

 

Стаж  работы преподавателей  более

20 лет,   %

15 лет,   %

10 лет,   %

5 лет,     %

 

39(65%)

6(10%)

5(8,3%)

6(10%)

 

30(54,6%)

15(27,3%)

6(11%)

4(7,3%)

 

31(62%)

6(12%)

4(8%)

3(6%)

Преподаватели

а)  с высшим образованием;

б)  со средним спец.образованием ;

в) с неоконченным  высшим образованием.

 

53(88,3%)

7(11,7%)

 

51(93%)

4(7,3%)

 

48(96%)

2(4%)

Второй  модуль-нормативный (Слайд 4)

Показатель 2011/2012

уч.год

2012/2013

уч.год

2013/2014  уч.год
Наличие учебных  планов, % 100% 100% 100%
Наличие  планов работы, протоколов заседаний  и отчетов ПЦК,% 100% 100% 100%
Наличие типовых программ, % 100% 90% 100%
Наличие календарно-тематических  планов,% 100% 100% 100%

                                       Третий модуль – методический (Слайд 5)

Исследование методического   модуля  заключается  в  рассмотрении  деятельности  колледжа  по следующим  показателям:

Показатель 2011/2012

уч.год

2012/2013

уч.год

2013/2014  уч.год
Написание  учебных  и методических  пособий, методических  указаний и рекомендаций, шт.  

28

 

16

 

20

Проведение открытых  уроков;  (… час) 94 100 101
Использование инновационных технологий. 46 48 50
Подготовка  студентов  к

— областным  конкурсам,

— областным соревнованиям (…чел.)

— республиканским соревнованиям (…чел.)

 

12

63

8

 

14

80

5

 

1

57

22

Участие  преподавателей в конкурсах

— колледжа,

— области(…чел.)

 

6

2

 

4

7

 

4

2

По данной  таблице можно  проследить  на каком  уровне  находится  творческий  потенциал педагогов,  что направлено  на улучшение качества  обучения студентов.

 

Четвертый  модуль – научно-исследовательский (Слайд 6)

Современное   образование  имеет  большое  значение  в воспитании студентов  как  людей  творческих, мыслящих,  конкурентоспособных  в рыночных  условиях.

Для  преподавателей   важна  активная форма  работы  студентов,  как  при проведении  аудиторных  занятий,  так и во внеучебное  время.

Научно-исследовательский  модуль  мы разбили  на следующие критерии:

Показатель 2011/2012

уч.год

2012/2013

уч.год

2013/2014  уч.год
Руководство  курсовым  проектированием. 253 266 208
Участие  студентов  в олимпиадах колледжа. 21 30

 

37
Подготовка  студентов  к участию  в научно-практических  конференциях:

  • колледжа
  • области
  • республиканских
  • международных
 

 

30

13

 

 

43

18

7

1

 

 

52

24

Участие  в научно-исследовательской  деятельности  преподавателей  колледжа:

— области

— региональной

— республиканской

— международной

 

 

3

 

 

4

1

 

 

25

4

1

8

Весь  мониторинг  деятельности  колледжа  направлен на рассмотрение  последнего, наиболее  важного  модуля — учебного.  Именно  данный  модуль может  дать  ответ  на  вопрос  насколько  эффективно  используются  все предыдущие модули  для повышения  качества преподавания   в колледже.

Основными  этапами  учебного  контроля  являются:

—    анализ результатов вступительных испытаний;

  • текущий контроль;
  • тематический контроль;
  • промежуточная аттестация;
  • контроль остаточных знаний;
  • выборочный контроль  уровня  знаний;
  • итоговая аттестация;

Проведение  текущего  контроля позволяет  оперативно  на  каждом занятии выявить проблемы  и неточности  в знаниях  изучаемого материала, внести соответствующую   коррекцию  в полноту  и уровень  их усвоения, предупредить непонимание определенных дидактических  единиц. Такой оперативный  контроль  проводится  в форме  устного  или  письменного  опроса,   программированного    контроля,  терминологических   диктантов, визуального  контроля   за самостоятельной  работой  студентов, тестирования, воспроизведения  опорных  конспектов  по теме,  взаимопроверки  в мини-группах. Можно использовать  эти  виды  деятельности  комплексно.

Тематический  контроль завершает  измерительный  процесс уровня  знаний  по теме. На итоговом  контрольно-обобщающем  занятии систематизируются  знания  по изученной  теме,  выявляется  уровень обученности  каждого  студента. Тематический  контроль   возможен  в различных  формах: зачет, тестирование, самостоятельная  работа, защита творческого  задания. Можно  провести занятия нетрадиционно, например,  в форме «круглого  стола»,  деловой  игры,  конференции.

Промежуточная  аттестация предусмотрена  два  раза  в год: в январе и июне. Проводится  она  в форме экзамена (устного, с практической  частью) или в форме зачета — в зависимости  от специальности.

 

Контроль остаточных  знаний

После  летних  каникул второкурсники, приступившие  к изучению  общепрофессиональных  и специальных  дисциплин, тестируются  с целью  выявления  остаточных  знаний.

Предлагаем  на рассмотрение   вариант мониторинга учебного контроля.

Мониторинговая карта текущего контроля (Слайд 7)

по  (учеб.дисциплине)________________________в учебной группе _________

 

Ф.И.О учащегося Время проведения Сред. балл Кач.

знаний

Изменения Пробелы в знаниях (по каким  темам,  на какие  правила допущены  ошибки)
1. ІХ
2. ХІІ

Преподаватель____________________

 

            Результаты мониторинга обрабатываются по единой методике для объективного анализа и оценки организации учебного процесса в отдельных структурных подразделениях и в целом по колледжу.

То,  что  при поверхностном  изучении  может  казаться  положительным, с течением  времени  может  привести к  нежелательным  и неисправимым  последствиям. Мониторинг  позволяет  вовремя  обнаружить отрицательные  тенденции, проблемы в образовательной  деятельности и найти  пути  их разрешения.

Данные, полученные в ходе педагогического мониторинга, позволяют организовать дифференцированную работу с педагогическими кадрами.

Также мониторинг развития педагогического коллектива включает в себя и сбор информации о повышении квалификации преподавателей, о затруднениях педагогов, о результативности методической работы. На основе данных мониторинга развития педагогического коллектива осуществляется рейтинговая оценка труда преподавателя как система мотивации педагогов. Образовательный мониторинг позволяет отследить результаты педагогической деятельности, что ведет к повышению ответственности, творческому росту, а соответственно, к стабильным конечным результатам работы преподавателей, а, следовательно, и к повышению качества образования, что существенно повышает эффективность мониторинга как части управления и способствует принятию продуктивных управленческих решений.

Литература

  1. Башарина Л.А. Мониторинг учебного процесса в средней школе//Завуч. 2001. №5. С.42-50.
  2. Быкова В.Г. Мониторинг в образовательном учреждении//Завуч. 2004. №6. С.87-106.
  3. Беспалько В.М. Мониторинг качества обучения — средство управления образованием. — М., 1996
  4. Вовна В.И., Короченцев В.В. и др. Мониторинг качества обучения как важнейший инструмент управления образованием // Инновации в образовании, 2005, № 5
  5. Горб В.Г. Педагогический мониторинг образовательного процесса как фактор повышения его уровня и результатов // Стандарты и мониторинг, 2000, № 5
  6. Майоров А.Н. Мониторинг в образовании / А.Н. Майоров. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Интеллект-Центр, 2005. – 424 с.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *