Ешпанова К.А., преподаватель
русского языка и литературы,
заместитель директора по
учебной работе Мангистауского
гуманитарного колледжа
МОНИТОРИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ КАК ОСНОВА ЭФФЕКТИВНОСТИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Проблема подготовки квалифицированного, свободно владеющего своей профессией, готового к постоянному профессиональному росту, конкурентоспособного специалиста является особо актуальной на современном этапе. Система управления качеством образовательного процесса включает три компонента: систему обеспечения качества, систему управления качеством, систему контроля качества.
Главным показателем качества работы образовательного учреждения является способность к развитию и адаптации в новых условиях. Среди основных показателей, характеризующих образовательные системы, рассматривается качество образования. Качество в образовании не появляется внезапно, его необходимо планировать. Управлять качеством системы образования означает делать правильный выбор и осуществлять механизмы эффективного воздействия на все элементы, все ресурсы системы образования.
Необходимо отметить, что важнейшими факторами социальной защиты будущих специалистов в новых экономических условиях считаются не только высокая профессиональная подготовка, но и личностное развитие выпускника. Качество их подготовки, правильно выбранная система стимулирования труда, престижность, конкурентоспособность, возможности самореализации и самосовершенствования — факторы, которые влияют на качество образования. Кроме того, необходимо учитывать еще ряд факторов: качество программ, методик, средств обучения, уровни обучения, модели образования, наличие механизма саморазвития образовательной системы, методов и квалифицированных специалистов в сфере управления образованием.
Контроль качества образования неизбежен, он приобретает характер мониторинга, постоянного отслеживания результатов образования, хода образовательного процесса, необходимого для постоянной корректировки целей, мероприятий по их реализации.
Мониторинг в образовании – это система отбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах, ориентация на информационное обеспечение управления, которая позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить прогноз его развития (А.Н.Майоров.Мониторинг в образовании. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Интеллект-Центр, 2005. – 424 с.).
Цель мониторинга: оперативно и своевременно выявлять все изменения, происходящие в сфере деятельности образовательного учреждения. Полученные объективные данные являются основанием для принятия управленческих решений.
Мониторинг основных составляющих учебного процесса входит в систему управления качеством образования и позволяет управлять учебным процессом, определять направления его совершенствования, повышать эффективность обучения в целом.
Мониторинг качества образования – это специально организованное, целевое наблюдение, постоянный контроль и диагностика состояния процессов функционирования учебного заведения на основе существующих источников информации и специально организованных исследований. Мониторинг позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени, выявлять характер изменений за определенный временной период. Основными направлениями мониторинга являются:
- качество условий образования;
- качество реализации образовательного процесса;
- качество результатов образования.
Вышеназванные компоненты вписываются в простейшую схему подготовки специалистов: абитуриент – колледж – выпускник. Каждое из направлений характеризуется определенными параметрами, которые в свою очередь подразделяются на более подробные составляющие.
Мониторинг качества подготовки специалистов представляет собой диагностическую систему, включающую (Слайд 1):
— диагностику качества абитуриентов;
— диагностику качества учебно-воспитательного процесса;
— диагностику результата подготовки специалиста.
В зависимости от содержания работы колледжа приоритет в оценке качества отдается оценке результатов, т.е. оценке качества знаний, умений и навыков и уровня компетентности выпускников.
Качество обучения студентов отслеживается по следующей схеме (Слайд 2):
- качество абитуриентов;
- качество деятельности преподавателей;
- качество подготовленных специалистов.
Качество абитуриентов включает:
- социальный портрет абитурента;
- оценку знаний;
- оценку физического состояния.
Качество деятельности преподавателя складывается:
— из оценки профессиональных качеств;
- оценки качества содержания учебной дисциплины;
- методического обеспечения учебной дисциплины.
Качество подготовленных специалистов –это степень соответствия:
— государственным образовательным стандартам;
- требованиям работодателей;
- профессионально-значимым психологическим качествам.
В начале учебного года педагогический коллектив настраивается на
совершенствование своей деятельности, ведущей к повышению качества знаний, которое в свою очередь зависит от таких факторов, как качество преподавания и качество учебников; личность педагога и индивидуальные особенности учащихся; посещаемость и внешние влияния среды и т.п.
Мониторинг – сложный педагогический процесс. Мониторинг – механизм контроля и качества знаний.
Основные функции мониторинга: информационный, аналитический,оценочный, мотивирующий, регулирующий, предостерегающий.
Научные принципы: целеполагаемость, непрерывность.
Этапы проведения мониторинга.
- Начальный – определяются цели и задачи
- Основной – определяются показатели и критерии
- Аналитический – сбор диагностических информаций о качестве знаний и успеваемости.
- Итоговый – мониторинговая оценка (сравнительная) входного и итогового контроля.
Методы сбора и систематизации информации разнообразны:
наблюдения, анализ уроков, посещение занятий, контрольные срезы, анкетирования, тестирование, самооценка и т.д
Мониторинг может быть внешний (н-р, ЕНТ, НОК) и внутренний.
Внедрение в образовательный процесс инноваций, коренная перестройка технологии обучения и воспитания требует в обязательном порядке глубокого продумывания системы мониторинга. Система мониторинга включает в себя, прежде всего, выделения ведущих критериев отслеживания. Нам необходимо на основе малозаметных на первый взгляд признаков, изменений в образовательном процессе, отношениях педагогов и воспитанников наметить, что должно более тщательно изучаться, отслеживаться. Без этого невозможно будет выявить положительные и отрицательные тенденции. Без этого диагностика может стать нерезультативной и малоэффективной.
Поэтому мониторинговые исследования предлагаем проводить по следующим пяти модулям:
Первый модуль – кадровый состав колледжа (Слайд 3)
Успешная работа учебных заведений зависит от педагогических кадров, которыми они располагают. На качество деятельности педагогического персонала оказывает влияние подготовка преподавателей, внедрение стимулирующих факторов и структур в учебный процесс.
Показатель | 2011/2012
уч.год |
2012/2013
уч.год |
2013/2014 уч.год |
Преподаватели,
а) с высшей категорией, % б) с 1-й категорией,% в) со 2-й категорией,% г) без категории,% |
60
30 (50%) 14(23,3%) 13(21,7%) 3(5%)
|
55
32(58,2%) 15(27,3%) 6(11%) 2(3,6%)
|
50
29(58%) 10(20%) 6(12%) 4(8%)
|
Стаж работы преподавателей более
20 лет, % 15 лет, % 10 лет, % 5 лет, % |
39(65%) 6(10%) 5(8,3%) 6(10%) |
30(54,6%) 15(27,3%) 6(11%) 4(7,3%) |
31(62%) 6(12%) 4(8%) 3(6%) |
Преподаватели
а) с высшим образованием; б) со средним спец.образованием ; в) с неоконченным высшим образованием. |
53(88,3%) 7(11,7%) — |
51(93%) 4(7,3%) — |
48(96%) 2(4%) — |
Второй модуль-нормативный (Слайд 4)
Показатель | 2011/2012
уч.год |
2012/2013
уч.год |
2013/2014 уч.год |
Наличие учебных планов, % | 100% | 100% | 100% |
Наличие планов работы, протоколов заседаний и отчетов ПЦК,% | 100% | 100% | 100% |
Наличие типовых программ, % | 100% | 90% | 100% |
Наличие календарно-тематических планов,% | 100% | 100% | 100% |
Третий модуль – методический (Слайд 5)
Исследование методического модуля заключается в рассмотрении деятельности колледжа по следующим показателям:
Показатель | 2011/2012
уч.год |
2012/2013
уч.год |
2013/2014 уч.год |
Написание учебных и методических пособий, методических указаний и рекомендаций, шт. |
28 |
16 |
20 |
Проведение открытых уроков; (… час) | 94 | 100 | 101 |
Использование инновационных технологий. | 46 | 48 | 50 |
Подготовка студентов к
— областным конкурсам, — областным соревнованиям (…чел.) — республиканским соревнованиям (…чел.) |
12 63 8 |
14 80 5 |
1 57 22 |
Участие преподавателей в конкурсах
— колледжа, — области(…чел.) |
6 2 |
4 7 |
4 2 |
По данной таблице можно проследить на каком уровне находится творческий потенциал педагогов, что направлено на улучшение качества обучения студентов.
Четвертый модуль – научно-исследовательский (Слайд 6)
Современное образование имеет большое значение в воспитании студентов как людей творческих, мыслящих, конкурентоспособных в рыночных условиях.
Для преподавателей важна активная форма работы студентов, как при проведении аудиторных занятий, так и во внеучебное время.
Научно-исследовательский модуль мы разбили на следующие критерии:
Показатель | 2011/2012
уч.год |
2012/2013
уч.год |
2013/2014 уч.год |
Руководство курсовым проектированием. | 253 | 266 | 208 |
Участие студентов в олимпиадах колледжа. | 21 | 30
|
37 |
Подготовка студентов к участию в научно-практических конференциях:
|
30 13 — — |
43 18 7 1 |
52 24 — — |
Участие в научно-исследовательской деятельности преподавателей колледжа:
— области — региональной — республиканской — международной |
3 — — — |
— — 4 1 |
25 4 1 8 |
Весь мониторинг деятельности колледжа направлен на рассмотрение последнего, наиболее важного модуля — учебного. Именно данный модуль может дать ответ на вопрос насколько эффективно используются все предыдущие модули для повышения качества преподавания в колледже.
Основными этапами учебного контроля являются:
— анализ результатов вступительных испытаний;
- текущий контроль;
- тематический контроль;
- промежуточная аттестация;
- контроль остаточных знаний;
- выборочный контроль уровня знаний;
- итоговая аттестация;
Проведение текущего контроля позволяет оперативно на каждом занятии выявить проблемы и неточности в знаниях изучаемого материала, внести соответствующую коррекцию в полноту и уровень их усвоения, предупредить непонимание определенных дидактических единиц. Такой оперативный контроль проводится в форме устного или письменного опроса, программированного контроля, терминологических диктантов, визуального контроля за самостоятельной работой студентов, тестирования, воспроизведения опорных конспектов по теме, взаимопроверки в мини-группах. Можно использовать эти виды деятельности комплексно.
Тематический контроль завершает измерительный процесс уровня знаний по теме. На итоговом контрольно-обобщающем занятии систематизируются знания по изученной теме, выявляется уровень обученности каждого студента. Тематический контроль возможен в различных формах: зачет, тестирование, самостоятельная работа, защита творческого задания. Можно провести занятия нетрадиционно, например, в форме «круглого стола», деловой игры, конференции.
Промежуточная аттестация предусмотрена два раза в год: в январе и июне. Проводится она в форме экзамена (устного, с практической частью) или в форме зачета — в зависимости от специальности.
Контроль остаточных знаний
После летних каникул второкурсники, приступившие к изучению общепрофессиональных и специальных дисциплин, тестируются с целью выявления остаточных знаний.
Предлагаем на рассмотрение вариант мониторинга учебного контроля.
Мониторинговая карта текущего контроля (Слайд 7)
по (учеб.дисциплине)________________________в учебной группе _________
№ | Ф.И.О учащегося | Время проведения | Сред. балл | Кач.
знаний |
Изменения | Пробелы в знаниях (по каким темам, на какие правила допущены ошибки) |
1. | ІХ | |||||
2. | ХІІ |
Преподаватель____________________
Результаты мониторинга обрабатываются по единой методике для объективного анализа и оценки организации учебного процесса в отдельных структурных подразделениях и в целом по колледжу.
То, что при поверхностном изучении может казаться положительным, с течением времени может привести к нежелательным и неисправимым последствиям. Мониторинг позволяет вовремя обнаружить отрицательные тенденции, проблемы в образовательной деятельности и найти пути их разрешения.
Данные, полученные в ходе педагогического мониторинга, позволяют организовать дифференцированную работу с педагогическими кадрами.
Также мониторинг развития педагогического коллектива включает в себя и сбор информации о повышении квалификации преподавателей, о затруднениях педагогов, о результативности методической работы. На основе данных мониторинга развития педагогического коллектива осуществляется рейтинговая оценка труда преподавателя как система мотивации педагогов. Образовательный мониторинг позволяет отследить результаты педагогической деятельности, что ведет к повышению ответственности, творческому росту, а соответственно, к стабильным конечным результатам работы преподавателей, а, следовательно, и к повышению качества образования, что существенно повышает эффективность мониторинга как части управления и способствует принятию продуктивных управленческих решений.
Литература
- Башарина Л.А. Мониторинг учебного процесса в средней школе//Завуч. 2001. №5. С.42-50.
- Быкова В.Г. Мониторинг в образовательном учреждении//Завуч. 2004. №6. С.87-106.
- Беспалько В.М. Мониторинг качества обучения — средство управления образованием. — М., 1996
- Вовна В.И., Короченцев В.В. и др. Мониторинг качества обучения как важнейший инструмент управления образованием // Инновации в образовании, 2005, № 5
- Горб В.Г. Педагогический мониторинг образовательного процесса как фактор повышения его уровня и результатов // Стандарты и мониторинг, 2000, № 5
- Майоров А.Н. Мониторинг в образовании / А.Н. Майоров. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Интеллект-Центр, 2005. – 424 с.