Басы » Орыс тілі мен әдебиеті » Имя числительное. Склонение количественных числительных

Имя числительное. Склонение количественных числительных

eshanЕшпанова  Кулаим   Ажибаевна

  Мангистауская область, город Актау,                   

  преподаватель русского языка и литературы

Мангистауского гуманитарного колледжа 

Тема: Имя числительное. Склонение количественных числительных.

Тип занятия:Урок закрепления изучаемого материала

Формы работы на занятии:

Групповая,индивидуальная

Цели:

Обучающаяповторить имя числительное как часть речи; дать понятие о простых, сложных и составных числительных; закрепить навыки их различия; обратить внимание учащихся на роль числительных в речи;учить студентов правильно употреблять числительные в устной и письменной речи;

развивающая обогащать словарный запас учащихся,развивать их логическое мышление,умение сравнивать, классифицировать, обобщать; развитие памяти;

воспитывающая воспитывать интерес к изучению русского языка черезознакомление с новыми сведениями о числительных, пробудить интерес к спорту, к олимпиаде.

Оборудование: Интерактивная доска, раздаточный дидактический материал, буклет об олимпаде, мяч.

Группа разделена на две команды, урок проходит в форме соревнования между ними.

План урока:

  1. I. Вводная часть.

Проверка уровня знаний учащихся по теме «Имя числительное»

а)   Игра «Кто больше?»

б)  Общий теоретический опрос.

  1. II. Объяснение новой темы.

а) Анализ таблицы. (Работа по

слайдам)

б) Анализ текста:

         *  лексическая работа;

орфоэпическая работа;

         *   дополнительные задания к тексту.

в) Работа по буклету об олимпийских играх. Беседа.

III. Физкультминутка «Отгадай загадки».

  1. IV. Закрепление материала.
  2. Математическая задача.
  3. Ребусы.
  4. Слова-загадки.
  5. Творческая работа по пословицам, фразеологизмам
  6. V. Поурочное обобщение.
  7. VI. Домашнее задание.

 

ХОД УРОКА

  1. Вступительное слово учителя и постановка цели урока перед учащимися.

—  Цифры окружают нас всюду. Мы привыкли их видеть в столбцах газет и журналов, слышать о них по телевидению и радио. И тому, кто не умеет видеть за ними реальные факты, цифры могут показаться пустыми, ненужными знаками. Однако это не так. Цифра «говорит» с нами об очень многом: она «знает», сколько продукции сделал за день один рабочий и сколько в течение года новых библиотек, театров, школ открылось в стране. Она «знает», сколько ребят учится в школах. Цифра как беспристрастный свидетель рассказывает о том, что в Санкт-Петербурге 245 мостов, что скворец, чтобы накормить птенцов, должен принести корм за день около 200 раз, что мировой рекорд аппетита принадлежит китам, которые за сутки поедают 510 тонн планктона, а детеныш синего кита выпивает в день 580 литров материнского молока. Цифры играют огромную роль в нашей жизни. Мы постоянно сталкиваемся со счетом. Итак,как вы уже догадываетесь, сегодня урок будет посвящен числительным. Наряду с повторением ранее изученного по  этой части речи мы узнаем много нового.А лексическая тема нашего урока – «О спорт!Ты – мир!»Значит будем говорить о спорте, об олимпиаде.

  1. I. 1. Ознакомление с планом урока. (На интерактивной доске)
  2. Учебная игра «Кто больше?»

(Подбираем однокоренные слова с числительным один – 1-команда, два – 2-команда.

Игра помогает научиться различать части речи со значением числа).

Один Два
  1. Существительные: одиночество, единица,одиночка,единство,одногодок, однокурсник, одноклассник,объединение
  2. Существительные: двойка, двоечник, двойник
  3. Прилагательные: одинокий, единый, единственный, одинаковый, однобокий, однообразный, одноразовый, однокомнатный, одноглазый
  4. Прилагательные: двоякий, двойкой, двубортный, двухместный, двуязычный, двуглавый, двухэтажный, двухкомнатный
  5. Наречия: однажды, в одиночку
  6. Наречия: дважды
 4.Глаголы: уединиться, объединиться
  1. Глаголы: удвоить, двоиться
  2. Причастие:уединяющийся, уединеннный
  3. Причастие: удвоенный, двоящийся
  4. Деепричастие: уединяясь, уединившись
  5. Деепричастие: удвоив.

 

А теперь попробуйте определить, какой частью речи является каждое из этих  слов. С помощью вопросов. (Если это вызовет затруднения, помочь в определении наречий, причастий и деепричастий).

  1. Опрос.

—  Как мы называем часть речи, которая называет не предмет, не их признаки, а число? (Имя числительное).

—   На какие вопросы может отвечать числительное (Сколько?Который?)

—   Приведите примеры числительных, которые отвечают на этивопросы.

— Что же обозначают числительные, которые отвечают на вопрос сколько?  (количество), который? (порядок).

—  Значит, числительные бывают по значению какие? (Количественные, порядковые)

—  Числительное тоже относится к именам. Имеет ли оно какие-то общие признаки с ними? (Изменяется по падежам, по родам…)

А теперь постараемся еще больше узнать о числительном.

II.Объяснение новой темы.

  1. Анализ таблицы. (Работа со слайдами на интерактивной доске)
  • Какие имена числительные называются простыми (у которых один  корень), сложными (два корня), составными(состоят из двух и более слов)?

—  Какие числительные могут быть простыми, сложными, составными? (И количественные, и порядковые).

  1. Чтение текстаоб олимпийских играх (упр.208 стр.122)

3.Лексическая работа. Работа над словами:

Работа в малых группах

Олимп – В древнегреческой мифологии:обиталище,а также собрание богов.

Олимпиада – 1. В древней Греции: промежуток в 4 года между празднованиями  олимпийских игр.

2.Олимпийские игры (Зимняя олимпиада. Летняя олимпиада.)

3.Спортивные, театральные, образовательные соревнования.

  1. Работа по содержанию текста.

* Озаглавьте текст.

* Выпишите сначала количественные числительные, потом – порядковые вместе с существительными,к которым они относятся.

* Укажите собственные имена существительные.

* В каком значении употреблено слово «глубокий»?

  1. Работа по буклету об Олимпийских играх. Беседа о Зимних Олимпийских Играх в городе Ванкувер (Канада).
  2. 6. Орфоэпическая работа (Спомощью интерактивной доски). Обратим внимание на произношение некоторых форм числительных и ударение в них, а именно:

  В числ-х на – дцать (11,12 15,30) —-  дц–(ц): три)ать.

  В числ-х 700, 800 произносится твердый согл-й, а в простых (7,5,9) и сложных (70, 80)мягкий согл-й.

  В числ-х 60, 50 происходит уподобление (ассимиляция) согл-х: ше, д,) есят, пя,)есят.

  1. Склонение числительных.

1) Количественные числительные обозначают количество предметов или отвлеченное число и отвечают на вопрос сколько? Они изменяются по падежам, но не имеют рода (кроме слов один, два) и числа (кроме слова один). Начальная форма количественного числительного – И.п.

Числительное один согласуется с существительными в роде и падеже и склоняется, как прилагательное: один день, одного дня, одному дню и т.д.

Числительные два (две), три, четыре имеют особые формы: два, три, четыре; двух, трех, четырех; двум, трем, четырем и т.д.

Числительные от пяти до двадцати и тридцать склоняются как сущ. 3-скл. кость.

Числительные сорок, девяносто, сто при склонении образуют две формы: в И.п. и В.п. – сорок, девяносто, сто, а в остальных падежах – сорока, девяноста, ста.

2) Знакомство с таблицей склонения сложных числительных на стр.129 учебника.

3) Упражнения 220 ( письменное выполнение на доске), 221 (устное) для закрепления склонения сложных и составных числительных.

  1. IV. Закрепление материала.
  2. Математические задачи.

Уважаемые студенты, вы все прекрасно знаете, что числительные, а именно число, т.е. цифра, тесно связана с математикой. Давайте попробуем связать наш урок с решением математических задач.

  1. 1. Команда 1 умножьте 37 на 3, затем на 12. Команда 2 умножьте 37 на 6, затем на 9.

(В ходе решения этой задачи ребята убеждаются в том, что число 37 обладает одним замечательным свойством: везде получается любопытный ряд чисел: 111, 222, 444…)

— Что у вас получилось? На что вы обратили внимание? Какое это числительное по составу? Напишите его прописью.

  1. Орфографический футбол.

Так как сегодняшний наш урок тесно связан с темой спортивных игр, мы сейчас поиграем в футбол. Но футбол необычный, а орфографический.

Преподаватель бросает каждому игроку мяч и называет слово; учащийся в ответном броске должен дать ответ. Если он неправильный, то команде – гол. Слов должно быть столько, сколько игроковв командах.)
Задание.Необходимо употребить названные числительные в форме родительного падежа (1-команда), творительного падежа (2- команда).

45, 74, 68, 135, 476, 2415, 7/8, 450, 396, 90,5848, 1454346, 3/100

  1. 2. Решите ребусы.

Отгадайте, что заключено в этих ребусах. 7я (семья), 40а, 100л, е2, о5, с3ж.

  1. Работа с пословицами и фразеологизмами

Ребята, люди часто используют в своей речи числительные. Не случайно числительные употребляются в пословицах и поговорках, фразеологизмах. Вспомните наши беседы на уроках чтения и объясните, что означают следующие фразеологизмы (работа со слайдами на интерактивной доске):

в один голос (дружно, единодушно)

в два счета (очень быстро)

как две капли воды (очень похожи)

заблудиться в трех соснах (запутаться в чем-то простом)

сидеть в четырех стенах (не выходить из дому)

  1. А теперь запишите пословицы, смысл которых заключается в следующем(работа со слайдами на интерактивной доске):
  2. Если будешь делать несколько дел сразу, ни одного дела хорошо не сделаешь.

За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.

  1. Прежде чем что-либо сделать, все тщательно взвесь, проверь несколько раз.

Семь раз отмерь — один раз отрежь.

  1. В жизни гораздо важнее хорошие друзья, чем большие деньги.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

— Мне очень бы хотелось надеяться на то, что все вы друг для друга станете настоящими друзьями, тогда жить и учиться вам будет легко и интересно.

  1. Отгадайте загадки. Укажите грамматические особенности числительных.

Стоит дуб, на нем двенадцать гнезд, в каждом гнезде по четыре яйца, в каждом яйце по семи цыплят (год, месяцы, недели, дни).

Четыре брата одним кушаком подпоясаны, под одной шапкой стоят (стол).

Два стоят, два лежат, пятый ходит, шестой водит, седьмой песенки поет (дверь).

У двух матерей по пяти сыновей, вес в одно имя (руки, пальцы).

Семьдесят одежек, и все без застежек (капуста).

Два братца в воду глядятся, а все не сойдутся (берега).

  1. V. Обобщение пройденного материала.

Итак, чем мы сегодня занимались, что нового узнали, чему научились? Давайте подведем итоги.

1.Что такое имя числительное?

  1. Как отличить имена числительные от других частей речи, имеющих числовое значение?
  2. На какие две группы делятся числительные?
  3. Назовите разряды количественных числительных.
  4. Чем отличаются простые числительные от составных?
  5. Как склоняются порядковые числительные?
  6. Какие числительные склоняются, как существительные 3-го склонения?
  7. Как склоняются составные количественные числительные?
  8. Какие числительные имеют только две падежные формы?
  9. В каких числительных пишется мягкий знак в середине? В каких в конце слова?
  10. VI. Домашнее задание.
  11. § 27, 28. Выучить правила.Упр. 223 (письменно).
  12. Подготовить сообщение о предстоящих Зимних Олимпийских играх.

VII. Оценка работ учащихся.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *