Басы » Баяндамалар » ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ПЕДАГОГИКА

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ПЕДАГОГИКА

                                                                                     Петухова Ольга Михайловна

Мангистауская область, город Актау,                   

преподаватель Мангистауского

 гуманитарного колледжа

 ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ПЕДАГОГИКА

В Стратегии развития Казахстана до 2030 года формирование здорового образа жизни и укрепление здоровья населения определено как одно из главных приоритетов развития страны.

По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье — это полное физическое, психическое и социальное благополучие человека. Состояние здоровья  населения  является одним из важнейших показателей достижений общества.

К сожалению, в настоящее время состояние здоровья населения в странах СНГ, в том числе и в Казахстане, вызывает тревогу.

Специалисты  глубоко озабочены негативными тенденциями в состоянии здоровья  учащихся колледжей  и  преподавателей.

«Синдром сгорания» — сложный психофизиологический феномен, который определяется как эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за продолжительной эмоциональной нагрузки. Синдром выражается в депрессивном состоянии, чувстве усталости и опустошенности, недостатке энергии и энтузиазма, утрате способности видеть положительные результаты своего труда, отрицательной установке по отношению к работе и жизни в целом.

Результаты нашей работы с педагогами позволили выявить наиболее встречающиеся причины «синдрома сгорания». Не претендуя на их полное перечисление, назовем лишь некоторые:

  • напряженность и конфликты в профессиональном окружении, недостаточная поддержка со стороны коллег;
  • нехватка условий для самовыражения, экспериментирования и новаций;
  • однообразие и неумение творчески подойти к выполняемой работе;
  • вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточном признании и отсутствии положительной оценки;
  • работа без перспективы, невозможность выстроить профессиональную карьеру;
  • немотивированность учащихся, результаты работы с которыми «невидимы»;
  • неразрешимые личностные конфликты.

Нам кажется, что одним из существенных факторов, преграждающих усиление «синдрома сгорания», является принятие личной ответственности за происходящее. Если педагог во всем происходящем винит свое окружение, то чувство бессилия и безнадежности только возрастает.

Как правило три фактора имеют существенную роль в «эмоциональном сгорании»:

  • личностный;
  • ролевой;
  • организационный.

Установлено, что с развитием «сгорания» связана значимость работы. Если работа оценивается как незначимая в собственных глазах, то синдром развивается быстрее. Педагоги, испытывающие недостаток автономности(«сверхконтролируемые»), больше подвержены «сгоранию». Работа в ситуациях распределенной ответственности, где выражено коллегиальное начало, ограничивает развитие «эмоционального сгорания», несмотря на то, что рабочая нагрузка может быть существенно выше.

На эмоциональное состояние педагогов могут влиять организационный климат в коллективе, отношение администрации. Если администрация обеспечивает работникам возможность профессионального роста, налаживает поддерживающие отношения, четко распределяет обязанности, то в коллективе будет преобладать эмоционально положительная атмосфера.

М.Джехода выделяет шесть аспектов психического здоровья:

  • положительное отношение к себе;
  • оптимальное развитие, рост и самоактулизация личности;
  • психическая интеграция;
  • личная автономия;
  • реалистическое восприятие окружения;
  • умение адекватно воздействовать на окружение.

Важное место  в укреплении психического здоровья учителя занимают аутогенная тренировка, медитация, элементы аутопсихоанализа, техники гештальттерапии.

Для снятия эмоционального напряжения разработана специальная программа, куда входят следующие моменты:

  • периодическая совместная работа с коллегами в проектных группах, которая позволяет снять ощущение изолированности и дает возможность профессионального роста;
  • участие в семинарах и конференциях, где есть возможность встретиться с новыми людьми;
  • культивирование досуга и других интересов, не связанных с профессиональной деятельностью;
  • обучение администрации техникам предупреждения и снятия конфликтов и напряжения у подчиненных.

Ранняя юность — особенно важный и ответственный период,  когда происходит перестройка функционирования многих систем  организма.

Состояние здоровья юношей и девушек в Казахстане характеризуется высокой распространенностью различных  отклонений в здоровье —  69-70%. Ведущими являются нарушения опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения, аллергические проявления.

Наблюдения специалистов показывают, что у 12%-19%  учащихся имеются различные формы психических расстройств, а 30-40% составляют группу риска по развитию психических нарушений. Число ребят,  имеющих хронические заболевания,  за последние 10 лет   увеличилось на 7%  и составляет 28%.

Сравнительный анализ уровня и структуры заболеваемости первоклассников и выпускников колледжей показывает, что заболевания, и отклонения опорно-двигательного аппарата увеличиваются за годы учёбы в среднем на 5% , заболеваемость сколиозом  возрастает в 2 раза, вегетативно-сосудистой дистонией в 7 раз, органов пищеварения в 1,5 раза. Число ребят, страдающих нервно-психическими заболеваниями, увеличивается с 11%  до 23%. Особую тревогу вызывает заболеваемость органов зрения, которая имеет заметную тенденцию к росту: с 14,7% в 1 классе до 20,6% —  у выпускников колледжей.

Ухудшаются антропометрические параметры учащихся, соответствующие возрасту и полу, среднее физическое развитие имеют только 71% учащихся, количество детей с дефицитом массы тела составляет 2,4%.

Причинами сложившейся ситуации со здоровьем молодежи  являются:

  • генетическое неблагополучие;
  • ухудшение состояния   соматического    и    репродуктивного   здоровья населения;
  • экологическая ситуация;
  • качество питания;
  • качество медицинского обслуживания;
  • отношения в семье;
  • педагогический фактор риска.
  • неосведомлённость, безграмотность,
  • пренебрежительное отношение к состоянию своего здоровья.

В Казахстане разработана система мероприятий, направленных на укрепление здоровья молодёжи.

Многие образовательные учреждения Казахстана приступили к созданию здоровьесберегающих и здоровьеукреппяющих технологий обучения, воспитания и развития, систем оздоровления учащихся.

Обучение должно проходить в условиях, гарантирующих защиту прав личности обучающегося в образовательном процессе, его психологическую и физическую безопасность.

Приоритетным направлением в оздоровительной системе является физкультурно-оздоровительная работа. Физическая культура – первый , самый естественный мостик, соединяющий в единое целое социальное и биологическое в человеке.

Обязательным условием эффективности физкультурно-оздоровительной работы является тесное и содержательное взаимодействие всех участников образовательного процесса.

Необходимо продолжить работу по охране и укреплению здоровья учащихся за счет существующих резервов:

  • улучшения условий для физического развития учащихся;
  • обеспечения оптимального сочетания лечебно-профилактической, физкультурно-оздоровительной и познавательной деятельности;
  • улучшения профессионального мастерства педагогических и медицинских работников;
  • использования психолого-педагогического мониторинга при организации оздоровительной работы, планирования результатов оздоровительной деятельности, создавая под них соответствующую методическую и материальную базу;
  • внедрения новых здоровьесберегающих технологий;
  • ведения новых форм оздоровительных мероприятий;
  • максимального использования круглый год естественных природных факторов при закаливании,
  • воспитания потребности в здоровом образе жизни и разумного отношения к своему здоровью с использованием разнообразных форм;
  • улучшения организации питания обучающихся в образовательных учреждениях;
  • рационализации досуговой деятельности, каникулярного времени и летнего отдыха молодежи.

В последние годы на страницах печати все чаще стали появляться статьи о вреде, наносимом здоровью ребят процессом обучения и воспитания. Действительно, 20% причин, ухудшающих здоровье молодёжи, приходятся на факторы, связанные с обучением. Профессиональное обучение юношей и девушек совпадает с периодом интенсивного роста и полового развития, наиболее существенными функциональными перестройками всех систем организма. Это период наибольшей чувствительности ко всем отрицательным воздействиям. К числу наиболее значительных педагогических, социальных факторов риска относятся:

  • несоответствие методик, технологий обучения и образовательных программ возрастным и функциональным возможностям учащихся;
  • стрессовая тактика авторитарной педагогики;
  • интенсификация и нерациональная организация учебного процесса;
  • низкая квалификация педагогов в вопросах охраны здоровья,
  • области физиологии, гигиены;

К одному из важнейших факторов, воздействующих на здоровье учащихся, относится интенсификация процесса. Неуклонно возрастает объем информативной нагрузки, трудность предметов, плотность уроков, а количество учебных часов либо сокращается, либо остается прежним.

Не менее значимым фактором, влияющим на самочувствие учащихся, является ситуация оценивания. Постоянно оценивается сообразительность, память, усидчивость студента, что приводит его к состоянию постоянного напряжения, в конечном итоге к стрессу. Ежедневные микрострессы в течение 4 лет обучения оказывают сильное воздействие на здоровье учащегося. В группах с авторитарным педагогом, система требований которого не соответствует возможностям учащихся, отмечается рост нарушений психического здоровья в 2-3 раза, заболеваемости — более чем в 5 раз. Неудачи, приводят к неврозам. Учителю же, конечно, важно знать, что темперамент, как и интеллект, на 40-70% определяется генетически, поэтому задача педагогов — выстроить отношения с учащимися таким образом, чтобы они помогали развивать их природные возможности, помогли бы найти свой жизненный путь.

Выстроить по-настоящему адаптивный процесс обучения можно только при условии хорошей осведомленности преподавателя о физиологических, психических и психологических особенностях юношей и девушек. В связи с этим целесообразно данные знания обновлять при прохождении курсов повышения квалификации в институте повышения квалификации.

Проводились исследования эмоционального благополучия учащихся и педагогов. Результаты исследования показали, что, в среднем 42% учащихся  колледжей не удовлетворены взаимоотношениями с преподавателями.

Преподаватель является той частью, которая во многом определяет состояние здоровья и, в первую очередь, психического здоровья учащихся. Взаимосвязь и взаимозависимость психического здоровья педагогов и учащихся доказана во многих исследованиях в области возрастной и педагогической психологии. Совершенно справедливо отмечается, что учителя являются «группой риска» по частоте невротических и психосоматических расстройств и что основная причина этого заключается в особенностях труда учителя. И в то же время необходимо четко понимать, что неблагополучное психоэмоциональное состояние учителей ни в коем случае не должно отражаться на психическом здоровье детей.

Результаты мониторинга психоэмоционального состояния педагогов в образовательных учреждениях Казахстана свидетельствуют о том, что лишь 32% педагогов имеют благополучное психоэмоциональное состояние. К сожалению, системы оздоровления педагогов у нас нет.

 

Основными направлениями деятельности образовательных учреждений в сохранении и развитии здоровья молодёжи являются:

  • — создание здоровьесберегающей среды в учреждении;
  • лечебно-профилактическое;
  • физкультурно-оздоровительное; психологическое;
  • применение здоровьесберегающих технологий обучения;
  • охрана жизни и здоровья ;
  • формирование здорового образа жизни. Создание здоровьесберегающей среды предполагает:
  1. Обеспечение требуемых санитарно-гигиенических условий деятельности образовательных учреждений.
  2. Организацию режима работы учреждений согласно санитарно-гигиеническим требованиям.
  3. Составление расписаний учебных и внеучебных занятий с учетом психофизических и возрастных особенностей молодых людей.
  4. Кадровое обеспечение учебного процесса.
  5. Создание в учреждениях служб медицинской и психологической помощи.
  6. Организацию питания учащихся.

Продолжают иметь место недостатки в составлении учебных расписаний, увеличен объем домашних заданий, в том числе на выходные дни и каникулы, что приводит к перегрузке учащихся, создает препятствие для реализации потребностей молодого организма в двигательной активности, пребыванию на свежем воздухе. Сокращается время дневного отдыха, ночного сна учащихся.

Проблема здоровья молодёжи, их роста и развития, напрямую связана с питанием.

Опрос учащихся показал, что большинство из них  нуждается в  мини-завтраках.

Важное место в оздоровлении детей занимает физическое воспитание, которое осуществляется по следующим направлениям:

  • физкультурное образование;
  • физкультурно-оздоровительные мероприятия;
  • спортивно-массовая работа.

И тем не менее учащиеся страдают гиподинамией, которая усугубляет заболевания и отрицательно отражается на общем состоянии здоровья ребят.

В колледже  улучшилась работа по организации спортивно-массовой работы, 25% учащихся занимаются в спортивных кружках и секциях,   проводятся «Дни здоровья и спорта»;

Явно слабо развивается туризм.

В колледже появилась психологическая служба, она  востребована всеми участниками образовательного процесса и обеспечивает психологическое просвещение и профилактику, диагностическую, коррекционно-развивающую и консультативную помощь.

Психологическая служба является основой интеграции действий педагогов. Составной     частью     здоровьесберегающих     систем      являются технологии обучения.  Наиболее перспективны как здоровьесберегающие технологии в колледже:

  • интерактив,
  • проблемно-эвристический способ     обучения
  • творческие мастерские;
  • групповой способ обучения;
  • метод проектов;

В создании здоровьесберегающих технологий важны такие приемы, как смена видов деятельности, оптимальное использование наглядности, нетрадиционные формы проведения уроков, дифференцированный и индивидуальный подход в обучении, дозированность домашних заданий.

Проведение урока зависит от психического состояния преподавателя, от его настроя, который транслируется обучающимся.

Нами доказано, что поддержанию психического состояния студентов способствует реализация следующих задач:

  • соблюдение гигиенических норм учебной деятельности;
  • распределение учебных предметов в соответствии с дневной и недельной динамикой работоспособности;
  • поиск более эффективных здоровьесберегающих форм проверки знаний;
  • в некоторой мере коррекция психологических функций студентов;
  • развитие когнитивных способностей;
  • формирование опыта личностной саморегуляции;
  • оказание студентам эмоционально-интеллектуальной поддержки;
  • обучение умению раскрывать свои внутренние резервы.

Среди факторов, влияющих на здоровье учащихся, по оценке специалистов, 50% приходится на образ жизни. Поэтому одна из главных задач — формирование  у учащихся здорового образа жизни как системы привычек поведения человека, направленных на обеспечение определенного уровня здоровья.

«Синдром сгорания» — сложный психофизиологический феномен, который определяется как эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за продолжительной эмоциональной нагрузки. Синдром выражается в депрессивном состоянии, чувстве усталости и опустошенности, недостатке энергии и энтузиазма, утрате способности видеть положительные результаты своего труда, отрицательной установке по отношению к работе и жизни в целом.

Результаты нашей работы с педагогами позволили выявить наиболее встречающиеся причины «синдрома сгорания». Не претендуя на их полное перечисление, назовем лишь некоторые:

  • напряженность и конфликты в профессиональном окружении, недостаточная поддержка со стороны коллег;
  • нехватка условий для самовыражения, экспериментирования и новаций;
  • однообразие и неумение творчески подойти к выполняемой работе;
  • вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточном признании и отсутствии положительной оценки;
  • работа без перспективы, невозможность выстроить профессиональную карьеру;
  • немотивированность учащихся, результаты работы с которыми «невидимы»;
  • неразрешимые личностные конфликты.

Нам кажется, что одним из существенных факторов, преграждающих усиление «синдрома сгорания», является принятие личной ответственности за происходящее. Если педагог во всем происходящем винит свое окружение, то чувство бессилия и безнадежности только возрастает.

Как правило, три фактора имеют существенную роль в «эмоциональном сгорании»:

  • личностный;
  • ролевой;
  • организационный.

Установлено, что с развитием «сгорания» связана значимость работы. Если работа оценивается как незначимая в собственных глазах, то синдром развивается быстрее. Педагоги, испытывающие недостаток автономности(«сверхконтролируемые»), больше подвержены «сгоранию». Работа в ситуациях распределенной ответственности, где выражено коллегиальное начало, ограничивает развитие «эмоционального сгорания», несмотря на то, что рабочая нагрузка может быть существенно выше.

На эмоциональное состояние педагогов могут влиять организационный климат в коллективе, отношение администрации. Если администрация обеспечивает работникам возможность профессионального роста, налаживает поддерживающие отношения, четко распределяет обязанности, то в коллективе будет преобладать эмоционально положительная атмосфера.

М.Джехода выделяет шесть аспектов психического здоровья:

  • положительное отношение к себе;
  • оптимальное развитие, рост и самоактулизация личности;
  • психическая интеграция;
  • личная автономия;
  • реалистическое восприятие окружения;
  • умение адекватно воздействовать на окружение.

Важное место  в укреплении психического здоровья учителя занимают аутогенная тренировка, медитация, элементы аутопсихоанализа, техники гештальттерапии.

Для снятия эмоционального напряжения разработана специальная программа, куда входят следующие моменты:

  • периодическая совместная работа с коллегами в проектных группах, которая позволяет снять ощущение изолированности и дает возможность профессионального роста;
  • участие в семинарах и конференциях, где есть возможность встретиться с новыми людьми;
  • культивирование досуга и других интересов, не связанных с профессиональной деятельностью;
  • обучение администрации техникам предупреждения и снятия конфликтов и напряжения у подчиненных.

 

В образовательных учреждениях города сложилась определенная система профилактики употребления наркотических веществ, алкоголя и табака, охрана нравственного здоровья учащихся.

В нашем колледже ведется планомерная профилактическая работа со всеми участниками образовательного процесса; учащимися, педагогами, родителями. С учащимися проводятся занятия в рамках курсов анатомии, биологии, ОБЖ и т.д.

Ежегодно в колледже проводятся акции:  «СПИД — чума XXI века», акция «Молодежь против наркотиков», «Я хочу жить долго», агитационный пробег «Спорт против наркотиков и СПИДа». Разнообразны формы внеклассной работы:  тематические классные часы, ролевые игры, ток-шоу, спектакли, концертные программы. Предлагаем реализовать программу «Студент – студенту»,  в соответствии с которой, учащиеся от имени наркологов, медиков, юристов рассказывают своим однокурсникам о вреде курения, алкоголя, наркотиков, употребления алкоголя и наркотиков.

Анализ ситуации, сложившейся в колледже со здоровьем учащихся, системы мер по сохранению и укреплению  их здоровья  показывает, что у нас есть  болевые точки и нерешенные проблемы. Нам предстоит большая работа по совершенствованию здоровьесберегающих компонентов образовательного процесса. Основная цель — осознание всеми участниками образовательного процесса здоровья как общечеловеческой ценности, формирование устойчивых навыков и привычек к здоровью у учащихся и педагогов, овладение знаниями об оздоровлении.

 

«Синдром сгорания» — сложный психофизиологический феномен, который определяется как эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за продолжительной эмоциональной нагрузки. Синдром выражается в депрессивном состоянии, чувстве усталости и опустошенности, недостатке энергии и энтузиазма, утрате способности видеть положительные результаты своего труда, отрицательной установке по отношению к работе и жизни в целом.

Результаты нашей работы с педагогами позволили выявить наиболее встречающиеся причины «синдрома сгорания». Не претендуя на их полное перечисление, назовем лишь некоторые:

  • напряженность и конфликты в профессиональном окружении, недостаточная поддержка со стороны коллег;
  • нехватка условий для самовыражения, экспериментирования и новаций;
  • однообразие и неумение творчески подойти к выполняемой работе;
  • вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточном признании и отсутствии положительной оценки;
  • работа без перспективы, невозможность выстроить профессиональную карьеру;
  • немотивированность учащихся, результаты работы с которыми «невидимы»;
  • неразрешимые личностные конфликты.

Нам кажется, что одним из существенных факторов, преграждающих усиление «синдрома сгорания», является принятие личной ответственности за происходящее. Если педагог во всем происходящем винит свое окружение, то чувство бессилия и безнадежности только возрастает.

Как правило, три фактора имеют существенную роль в «эмоциональном сгорании»:

  • личностный;
  • ролевой;
  • организационный.

Установлено, что с развитием «сгорания» связана значимость работы. Если работа оценивается как незначимая в собственных глазах, то синдром развивается быстрее. Педагоги, испытывающие недостаток автономности («сверхконтролируемые»), больше подвержены «сгоранию». Работа в ситуациях распределенной ответственности, где выражено коллегиальное начало, ограничивает развитие «эмоционального сгорания», несмотря на то, что рабочая нагрузка может быть существенно выше.

На эмоциональное состояние педагогов могут влиять организационный климат в коллективе, отношение администрации. Если администрация обеспечивает работникам возможность профессионального роста, налаживает поддерживающие отношения, четко распределяет обязанности, то в коллективе будет преобладать эмоционально положительная атмосфера.

М.Джехода выделяет шесть аспектов психического здоровья:

  • положительное отношение к себе;
  • оптимальное развитие, рост и самоактулизация личности;
  • психическая интеграция;
  • личная автономия;
  • реалистическое восприятие окружения;
  • умение адекватно воздействовать на окружение.

Важное место  в укреплении психического здоровья учителя занимают аутогенная тренировка, медитация, элементы аутопсихоанализа, техники гештальттерапии.

Для снятия эмоционального напряжения разработана специальная программа, куда входят следующие моменты:

  • периодическая совместная работа сколлегами в проектных группах, которая позволяет снять ощущение изолированности и дает возможность профессионального роста;
  • участие в семинарах и конференциях, где есть возможность встретиться с новыми людьми;
  • культивирование досуга и других интересов, не связанных с профессиональной деятельностью;
  • обучение администрации техникам предупреждения и снятия конфликтов и напряжения у подчиненных.

Литература

  1. Бабанский Ю. К. «Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса» 1982г. – 480 с.

2.Орехова В. А.Педагогика в вопросах и ответах: учебн. Пособие. – М.: КНОРУС, 2006.  С. 147

3.Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *