Басы » Баяндамалар » «Какой преподаватель нам нужен?» или«Современные требования к личности преподавателя»

«Какой преподаватель нам нужен?» или«Современные требования к личности преподавателя»

 Петухова Ольга Михайловна

Мангистауская область, город Актау,                   

преподаватель Мангистауского

 гуманитарного колледжа 

«Какой преподаватель нам нужен?» или«Современные требования к личности преподавателя»

 

В обращении Назарбаева Н.А. к участникам 15 сессии Ассамблеи народов Казахстана говорится, что стабильность в настоящем и уверенность в будущем нашей страны, благополучие всех нас  определяется единством, дружбой, толерантностью всех граждан Республики Казахстан. Министерству образования и науки было дано поручение – подготовить предложения по развитию этно- и поликультурного образования с учётом специфики казахстанского общества.

Президент призывает развивать, активно пропагандировать тему казахстанского патриотизма, прививать людям уважение к культуре и традициям всех этнических групп. Государственный язык – это основной фактор единства народа. Чтобы овладеть государственным языком, надо открыть ему своё сердце. Успех этого дела зависит от активности всего общества. При этом развитие государственного языка не должно вести к дискриминации из-за того, что кто-то им не владеет.

Важной составляющей национального единства Назарбаев считает межконфессиональное согласие в нашем обществе.

Перед нами, педагогами, стоит задача приумножать интеллектуальный потенциал республики, обеспечить подготовку интеллигенции,  сочетающей в себе профессионализм, духовность, патриотизм, толерантность, способной осуществлять этно — и поликультурное воспитание молодых казахстанцев.

В образовании и воспитании молодых граждан страны важно культурно-историческое наследие народа Казахстана соединить с достижениями мировой цивилизации. Это высокая задача.

Взять эту высоту нашим студентам мы поможем, если сами будем стоять еще выше, ближе к вершине.

Решающий фактор успеха — личность преподавателя.

Личность преподавателя – это интеллигентность плюс высокий педагогический профессионализм в  сочетании с толерантностью.

Все составляющие чрезвычайно важны и немыслимы одна без другой.

Интеллигентность — это высокая внутренняя культура человека, в основе которой лежит уважение к другим людям.

Педагог без интеллигентности это чудовище.

Из чего же складывается интеллигентность? С чего начинается? Конечно же, с внешнего педагогического обаяния: привлекательная, доброжелательная улыбка, открытый взгляд важнейшие педагогические атрибуты.

Далее: подтянутость, красивая осанка, красивая походка, манеры. Приятный голос, аккуратность и вкус в одежде, свежесть и опрятность в прическе, уместность одежды и косметики. Именно через внешнее педагогическое обаяние педагог демонстрирует уважительное отношение к окружающим людям: к студентам, к коллегам именно таким образом педагог подчеркивает требовательное отношение к самому себе.

Второй составляющей интеллигентности педагога является толерантность  — терпимость к людям: учащимся, коллегам, родителям. Это внимательность и доброжелательная вежливость, предупредительность и чуткость, тактичность и готовность помочь.

 

Очень важен здоровый интерес к людям, умение заметить подчеркнуть достоинства, значимость, нужность другого человека. Девушка или юноша на глазах «расцветают», когда слышат от преподавателя высокую оценку своей личности, своей работы. Кстати, психологические правила предписывают:

— Личность человека, ВСЕГДА оценивать положительно, а его работу, ответ, поступок – объективно.

— Нельзя сравнивать слабого студента с более сильными в учебе товарищами. В случае такого сравнения мы можем подорвать у студента веру в самого себя, жестоко обидеть его. Психологически грамотное сравнение — это сравнение студента с самим собой, ступени, на которую он поднялся сейчас, с той, на которой он стоял вчера.

— Оценка должна иметь всегда воспитывающий характер, а не быть орудием мести. Выставляя «2», преподаватель должен выразить «обнадёживающее сочувствие» и уверенность, что учащийся сможет преодолеть все трудности и достичь успеха, а вы готовы ему помочь. Интеллигентный, толерантный педагог всегда готов бескорыстно помочь студенту, так как высшим признаком интеллигентности и  толерантности является благородство. Один умный ребенок очень точно  определил благородство — «это, когда делаешь добро людям и не ждешь за это благодарности».

— Оценивая студента, преподаватель сурово сравнивает познания студента со своими – это ошибка. Педагог забывает, что к «своей вершине», он шел всю жизнь, а молодой человек в этой науке делает первые шаги. Кроме того в наш информационный век знания устаревают очень быстро, поэтому оценивать прежде всего надо не результат зубрёжки, а догадку, смекалку, творчество,   самостоятельный поиск и  исследовательскую жилку, старание и  усердие.

Интеллигентный толерантный педагог скромен, «не носится со своими достижениями и не хвастается ими перед студентами. Он не делает из себя страдальца, не ноет и не говорит, что его не понимают»

Интеллигентному толерантному педагогу чужды снобизм (чрезмерно завышенная самооценка, заносчивость, высокомерие), цинизм (злое неприкрытое высмеивание общечеловеческих добродетелей).

Распущенность, грубость, вульгарность —  несовместимы с интеллигентностью и личностью педагога вообще.

Зависть в любых ее проявлениях разъедает душу человека, как ржавчина, толкает человека на неблаговидные поступки, даже на преступление, поэтому интеллигентный толерантный педагог должен уметь подавлять зависть в самом ее зародыше.

Интеллигентный педагог умеет искренне радоваться успехам своих коллег: Ему чуждо нездоровое соперничество он стремится к деловому сотрудничеству со всеми коллегами. Он всегда рад помочь коллегам и считает за честь, если к нему обратились за помощью. Он и сам не стесняется и не считает зазорным попросить помощи и совета у своих коллег.

Интеллигентный толерантный преподаватель не ссорится при студентах  с коллегами, не вовлекает их в группировки, направленные против коллег и  администрации.

Интеллигентный педагог не подрывает авторитет своих товарищей по  работе, пренебрежительно отзываясь о их работе, дисциплине.

Вместе с тем, закрывая глаза на то, что коллега опаздывает на урок, уходит с урока «по делам», мы подменяем толерантность коллективной безответственностью.

Хотелось бы напомнить также, что педагогическая этика предписывает однозначность отношений: «педагог – учащийся» и запрещает двойственные отношения, например, вовлечение преподавателем студентов в сетевой маркетинг,  репетиторство (за деньги) в своём учебном заведении.

Интеллигентный человек знает, что смысл человеческой жизни в самосовершенствовании. Интеллигентный педагог осознает это вдвойне  и занимается самовоспитанием и самообразованием всю жизнь.

Педагог всю жизнь обязан держать в форме свое тело, свое здоровье, сохранять бодрость духа, не смотря ни на что.

Педагог должен сохранять свежесть восприятия, умение удивляться новому, Удивился, значит, захотел понять, узнать, овладеть, взять на вооружение.

Педагог — интеллигент должен постоянно заниматься самоанализом, должен уметь смотреть на себя глазами своих студентов, учеников, коллег, родителей.

Из окружающей жизни, из искусства педагог должен брать все самое высокое и лучшее, отбрасывая все низкое, пошлое, безобразное. Лучшими советчиками в том, что взять, что отбросить, являются чувства и совесть, именно их голос следует чаще слушать.

Все, что перечислено и есть интеллигентность. Каждый преподаватель не только предметник, но и духовный наставник молодежи.

Давайте задумаемся над вопросом: всегда ли на уроках находится время для разговора со студентами о нравственной стороне профессии или преподаваемой дисциплины? Достаточно ли  мы уделяем внимания всему вышеперечисленному.

Интеллигентность это важно, но также важен и педагогический профессионализм.

Педагог  должен постоянно совершенствовать свой профессионализм, развивать свои педагогические способности до вершин мастерства. Прежде всего, психологи выделяют личностные педагогические способности.

Это:

  1. Педагогическая направленность личности, желание заниматься педагогическим трудом, стремление дарить воспитанникам радость, мудрость, любовь. Без любви к детям, подросткам, юношеству не может состояться педагог.

Так А.С.Макаренко сгорал в огне действенной любви к детям. Сердечность в отношении к детям была самой примечательной чертой В. А. Сухомлинского.

Студенты очень наблюдательны, они тонко чувствуют, искренне любит учитель свое дело или лишь выполняет тягостную для него обязанность. «Мы любим ее, потому что чувствуем — мы ей небезразличны» — так отзываются студенты о Юлии Владиленовне.

  1. Важной личностной способностью педагога является выдержка и самообладание — хладнокровие, способность находить выход, принимать решение в любой, даже самой сложной обстановке.

Сказанное не означает, что педагог должен всегда искусственно сдерживать свои чувства. Он может и повеселиться и порадоваться, он может гневаться и возмущаться и обижаться ( порой это как раз и важно в воспитательном отношении), но при этом он не должен терять контроль над собой, переходить на крикливо-злой, грубый и оскорбительный тон.

С другой стороны спокойствие педагога не должно переходить в безразличие и равнодушие. «Не нравятся нам такие преподаватели, которые вспыльчивы и раздражительны. Того и гляди осадят или обругают ни за что — из результатов опроса студентов.

З. Способность управлять своим психическим состоянием и настроением (бодрость оптимизм, доброжелательность) — третья личностная педагогическая способность.

Как важно для педагога пребывать на работе в бодром, жизнерадостном настроении.

А.С. Макаренко говорил, что никогда не позволял себе в общении с воспитанниками «иметь печальную физиономию». Всем известно, что психическое состояние педагога по закону психического заражения передается ученикам.

«Когда у нее плохое настроение — боюсь отвечать, хотя хорошо знаю урок», «Все валится из рук», «Убежала бы с урока, куда глаза глядят», «Замораживает мозг» из высказываний студентов не уточняю о ком. Наоборот, хорошее настроение учителя создает бодрый, жизнерадостный тон.

«Время на ее уроке летит незаметно», «трудное становится легким», «Приятно работать» — студенты об уроках Дубовик Н.А.

Каждый уважающий себя педагог всю жизнь совершенствует свои дидактические способности:

  1. Способность объяснять.

Педагог должен уметь делать трудное — легким, сложное — простым, непонятное -понятным.  «Она объясняет скучно и непонятно, словно перед ней не живые люди, а механизмы» — из высказываний студентов об одной из нас.

«Она все делает ясным и понятным радостно учиться у такого учителя»  — о Жаймаганбетовой Г.Е.

  1. Очень важны академические способности.

Под академическими способностями понимают  способность достигать капитального уровня знаний в своей области, Сухомлинский В.А., говорил, чтобы дать ученикам искорку знаний, надо выпить целое море света, «В.И. в природе местного края прямо — таки профессор! Мы часто думаем: а есть ли что-нибудь в области, чего она не знает?» — студенты о Койшегуловой А.К.

  1. Речевая способность — способность ясно и четко выражать свои мысли в речевой форме, Речь педагога должна иметь внутреннюю силу и убежденность.

Оживляет речь у местный юмор, шутка,, легкая доброжелательная ирония. Речь должна быть оптимальной по темпу и грамотности. Жестикуляция — в пределах нормы. И конечно же речь педагога должна быть безукоризненно правильной во всех отношениях.

«Для нас нет большего удовольствия, чем слушать нашего литератора. Как хорошо он умеет говорить! Звонок воспринимается как досадная помеха» — о Нагиме Колшибековне.

Для успешной педагогической деятельности, бесспорно важны организационно-коммуникативные способности.

  1. Прежде всего, это организаторские способности, умение управлять коллективом, воодушевлять на решение важных задач, предоставив при этом разумную степень инициативы и самостоятельности. На мой взгляд, это удается Гулаим Ажибаевне.
  2. Педагогу нужны и организационные способности, они проявляются в умении организовать собственную работу, в умении планировать свои дела, распределять время, укладываться в намеченные сроки.

« Захарова В.А. организует деловое, рабочее настроение, заражает нас точностью, аккуратностью, деловитостью» — из беседы со студентами.

«Наш классный руководитель нас разочаровала — ни одного дела до конца не доведет, а берется-то за многое».

З. Коммуникативные способности это умение общаться.

Неумение общаться и контактировать с людьми значительно подрывает авторитет педагога. Иногда, там, где надо улыбнуться, ответить шуткой на шалость молодых людей, тем самым погасить ненужную конфликтную ситуацию, мы устраиваем проработки, морализируем. Откуда эта беспомощность? В одном случае от нежелания задуматься, от лени от неумения, верно, оценить ситуацию.

Одни из нас относятся к студентам снисходительно — отчужденно, холодно высокомерно, держат студентов на «дистанции». Другие пытаются наладить «псевдодружеские отношения», «заигрывают со студентами». В отдельных случаях наблюдаются фамильярные отношения, когда стирается всякая грань между преподавателем и студентами.

Особо хочется остановиться на таком методе, как общественное мнение. Вынесение на общее обсуждение нарушений дисциплины неуспевающих студентов эпизодически применяется во всех группах. Но при этом следует помнить, что это один из самых сложных методов, так как «нет ничего могущественнее, чем человеческий коллектив, и ничего гнуснее, чем человеческое стадо». (Крон «Дом и корабль»).

Коллектив почти всегда умнее и чище отдельного человека, стадо всегда не только глупее, но и подлее, При неумелом руководстве группа может в отдельный момент превратиться в стадо и беспощадно и жестоко обойтись со своим товарищем. В этом случае студент будет противопоставлен коллективу. А прием превратится из меры воспитания в средство расправы.

Общественное мнение, направляемое неверно, дает молодым людям почувствовать свою коллективную власть над товарищем. Например, педагог призывает объявить студенту бойкот. В этот случае гуманный принцип «Один за всех и все за одного» заменяется безжалостным «Все против одного».

Больший эффект дает обращение не ко всему коллективу, а к группировке ближайших друзей студента, они ближе к сердцу принимают дела своих товарищей и оказывают на них большее влияние.

Общих конкретных рецептов общения давать нельзя, все мы разные люди, но во всех случаях позиция преподавателя, это позиция старшего доброжелательного друга-наставника. При этом важно понимать, что личность студента – это формирующаяся, пока незрелая личность, и вся ответственность за общение ложится на педагога.

  1. Педагогическая наблюдательность, это способность проникать во внутренний мир воспитанника, проницательность, «умение читать на лице», Даментай Байгалиевна по глазам видит, когда кто-нибудь расстроен». «Будто и не смотрит, а все видит» — из беседы со студентами.
  2. Педагогический такт — сочетание уважения и требовательности.

Такт проявляется в правильном использовании одобрения и осуждения, в чуткости, в учете индивидуальных особенностей.

«Камшат Тулеповна удивительно справедливая, ни разу не сфальшивила и не оскорбила никого из нас», «Сильная ее сторона — умение подойти к каждому» — из беседы со студентами.

  1. Суггестивная способность — способность внушать, способность предъявлять требования и добиваться их выполнения спокойно, без грубого нажима, без принуждения и угроз. Такие черты, как мягкотелость, наивная доверчивость, вялость, беспринципная снисходительность, безволие противопоказаны педагогу. Когда воспитанники чувствуют бессилие педагога, то начинают бравировать своей безнаказанностью. «Мы за требовательность, но и за справедливость». «Директор требует спокойно и вежливо, но так внушительно, что не послушаться нельзя» — из беседы со студентами.
  2. Педагогическое воображение выражается в умении предвидеть последствие своих воспитательных воздействий, в проектировании личности студентов с верой в человека, с оптимизмом («Антон Семенович не терял веры даже в самых дрянных из нас» — воспитанник Макаренко).
  3. Гибкость внимания — умение распределять внимание, схватывать главное и детали, выполнять несколько видов деятельности одновременно, быстро переключаться с одного дела на другое. Пожалуй, всего этого достаточно у Мухи А.В.
  4. Артистические способности — выразительность мимики, пантомимики, интонаций, эмоциональная отзывчивость на происходящее вокруг — все это украшает педагога, вызывает высокие восхищение чувства студентов.
  5. Постоянный интерес к педагогическому творчеству коллег — умение перенимать это творчество, перерабатывая и пропуская через себя.

Если в силу биологических причин не удается развить в себе буквально все педагогические способности, отчаиваться не стоит, так как существует закон компенсации и по нему — слабые стороны личности компенсируются большим развитием других сторон.

Важно знать свои сильные и слабые места и опираться именно на сильные.

В заключении, хотелось бы отметить, что коллектив педагогов нашего колледжа, на мой взгляд, Сможет успешно решить задачу этно- и поликультурного образования при условии сплочённости всего коллектива идеями педагогического гуманизма и толерантности, духовности и устремлённости к вершинам педагогического мастерства.

Список использованной литературы

1) Маркова А.К. Психология труда учителя. — М.: Просвещение, 1993.

2) Сластенин В.А. Педагогика — М.: Издательский центр «Академия», 2004.

3) Бордовкая Н.В., Реан А.А. Педгогика — СПб.: Питер, 2004.

4) Немов Р.С. Психология — М.: ВЛАДОС, 2003 — Кн. 1. Общие основы психологии.

5) А.Н. Леонтьев. Деятельность. Сознание. Личность. [Оф. сайт факультета психологии МГУ]. URL: http://www.psy.msu.ru/science/public/leontev/index.html (дата обращения: 9.05.2014)

6) Е.И. Рогов. Личность учителя: теория и практика. — Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *