Петухова Ольга Михайловна
Мангистауская область, город Актау,
преподаватель Мангистауского
гуманитарного колледжа
Самостоятельная учебно — исследовательская деятельность студентов как путь к профессионально — педагогическому мастерству
- Понятие об исследовательской деятельности.
Сегодня требуется специалист – исследователь, инициативный, самостоятельно мыслящий и широко образованный, способный предлагать и разрабатывать идеи, находить нетрадиционные решения. Учебно-исследовательская работа студентов (УИРС) призвана обеспечивать высокое качество подготовки педагогов.
Исследовательская деятельность студентов – это творческий процесс двух субъектов (двух личностей) : студента и преподавателя по поиску решения неизвестного. В исследовании происходит не пассивное восприятие сведений, а активное взаимодействие сторон.
Преподаватель в данном случае выступает как организатор деятельности, а не как источник знаний в последней инстанции. Исследовательский опыт формируется у двух сторон взаимодействия, и не только у студентов.
- Значение самостоятельной исследовательской деятельности в подготовке специалистов.
Жизнь показывает, что рационально организованная самостоятельная учебно-исследовательская деятельность студентов способствует их профессиональному росту, интеллектуальному развитию, формирует вкус, навыки и привычку к непрерывному самообразованию, к поиску, к исследовательской деятельности. Студенты учатся самостоятельно ориентироваться в нарастающем потоке научной информации, творчески решать сложные жизненные и педагогические ситуации.
- Требования к организации исследовательской деятельности.
Организация и руководство самостоятельной исследовательской работой студентов требует от преподавателя высокой методической подготовки, творчества, ответственности и самоотдачи. Любой из преподавателей знает, что гораздо легче подготовить и «выдать» новый материал, чем добиться его усвоения по ходу самостоятельной проблемно-поисковой исследовательской деятельности учащихся.
Исключительное значение при организации самостоятельной учебно-исследовательской работы учащихся имеет:
- четкая постановка цели, мотивация (что сделать и для чего это нужно);
- инструктаж (чёткие указания о технике выполнения работы), особое внимание при этом уделяется менее подготовленным студентам, при необходимости им даются дополнительные объяснения, предоставляются образцы работ.
- оптимальная трудность задания (посильное умственное напряжение);
- дифференцированность заданий по степени сложности (облегчённой, средней и повышенной), выбор варианта предоставляется студенту;
- ответственный момент – индивидуальная помощь учащимся по ходу выполнения исследовательской работы: советы, напоминания, указания, наводящие вопросы, сотрудничество;
- заключительный этап: анализ, самоанализ, проверка, исправление ошибок, интерпретация результатов, выводы;
- отчет о выполнении исследовательской работы (письменный или устный, индивидуальный или групповой, перед однокурсниками или в другой аудитории)
Самостоятельная учебно-исследовательская работа студентов может быть аудиторной и внеаудиторной. Аудиторная самостоятельная учебно-исследовательская работа студентов используется на уроках усвоения новых знаний, обобщения и систематизации знаний, на уроках по формированию умений и навыков, на комбинированных уроках.
По нашему мнению, немаловажное значение в эффективной разработке данной проблемы принадлежит спецкурсу «Методы педагогических исследований», в рамках которого у студентов формируется целостное представление о методах научного, учебного и профессионально-педагогического познания.
При проведении лабораторных работ следует помнить, что личностное отношение к материалу всегда усиливает интерес, активность и самостоятельность студентов, поэтому полезны задания, направленные на самопознание.
Таким образом, задача педагога заключается в создании условий, способствующих формированию исследовательских умений везде: на уроках, во время прохождения педагогической практики, на факультативных занятиях по самопознанию, в секциях студенческого научного общества.
- Этапы исследовательской деятельности в гуманитарном колледже.
В процессе формирования исследовательских умений студентов мы выделяем следующие этапы.
Первоначально учебно-исследовательская работа студентов (УИРС) включает проведение несложных исследований в рамках конкретного предмета. На этом этапе студенты приобретают один из важных навыков исследования: умение работать с первоисточниками, самостоятельно находить и анализировать информацию.
Затем студенты 2 -3-го курсов получают знания в области методологии научного исследования, учатся формулировать познавательные и профессионально-педагогические задачи, анализировать полученные результаты, овладевают умениями проводить описание опыта, накапливают диагностические методики во время прохождения педагогической практики, на занятиях по самопознанию, в секциях студенческого научного общества.
На четвертом курсе студенты пишут курсовые работы, демонстрируют определенные результаты своей исследовательской деятельности, выступают на научно-практических конференциях, где демонстрируют умения отстаивать актуальность научной проблемы, правильность пути ее решения, аргументировать выводы, собственные исследовательские позиции.
Студент оказывается в ситуации проектирования собственной исследовательской деятельности в избранной им области, сталкивается с необходимостью анализа последствий своей деятельности. Учебная активность приобретает более осознанный и мотивированный характер.
- Заключение
Таким образом, исследовательская деятельность студентов, системно развивающаяся в образовательном учреждении, способствует творческой активности студентов в образовательном процессе и повышению эффективности образования в целом.
Литература
Научно-исследовательская работа в школе, — Москва: Вербум, 2001
Ксензова Г.Ю. Оценочная деятельность учителя. – Москва:2000
Кузин Ф.А. Диссертация: Методика написания. Правила оформления. Порядок защиты. Практическое пособие. – Москва: Ось,2000
Методические рекомендации по организации научных обществ учащихся и проведению национальных соревнований научных проектов школьников. Под. Ред У.Б. Жексенбаевой – Алматы, 2001
Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить маленького школьника. – Москва: Академия развития, 2002
Таубаева Ш. Исследовательская культура учителя. Методология, теория и практика форм. – Алматы, 2000