Басы » Баяндамалар » Самостоятельная учебно — исследовательская деятельность студентов как путь к профессионально — педагогическому мастерству

Самостоятельная учебно — исследовательская деятельность студентов как путь к профессионально — педагогическому мастерству

Петухова Ольга Михайловна

Мангистауская область, город Актау,                   

преподаватель Мангистауского

 гуманитарного колледжа

 Самостоятельная учебно — исследовательская деятельность студентов как путь к профессионально — педагогическому мастерству

  1. Понятие об исследовательской деятельности.

Сегодня требуется специалист – исследователь, инициативный, самостоятельно мыслящий и широко образованный, способный предлагать и разрабатывать идеи, находить нетрадиционные решения. Учебно-исследовательская работа студентов (УИРС)  призвана обеспечивать высокое качество подготовки педагогов.

Исследовательская деятельность студентов – это творческий процесс двух субъектов (двух личностей) : студента и  преподавателя по поиску решения неизвестного. В исследовании происходит не пассивное восприятие сведений, а активное взаимодействие сторон.

Преподаватель в данном случае выступает как организатор деятельности, а не как источник знаний в последней инстанции. Исследовательский опыт формируется у двух сторон взаимодействия, и не только у студентов.

  1. Значение самостоятельной исследовательской деятельности в подготовке специалистов.

Жизнь показывает, что рационально организованная самостоятельная  учебно-исследовательская деятельность студентов способствует их профессиональному росту, интеллектуальному развитию, формирует вкус, навыки и привычку к непрерывному самообразованию, к поиску, к исследовательской деятельности. Студенты учатся самостоятельно ориентироваться в нарастающем потоке научной информации, творчески решать сложные жизненные и педагогические ситуации.

  1. Требования к организации исследовательской деятельности.

Организация и руководство самостоятельной исследовательской работой студентов требует от преподавателя высокой методической подготовки, творчества, ответственности и самоотдачи. Любой из преподавателей знает, что гораздо легче подготовить и «выдать» новый материал, чем добиться его усвоения по ходу самостоятельной проблемно-поисковой исследовательской деятельности учащихся.

Исключительное  значение при организации самостоятельной учебно-исследовательской работы учащихся имеет:

  • четкая постановка цели, мотивация (что сделать и для чего это нужно);
  • инструктаж (чёткие указания о технике выполнения работы), особое внимание при этом уделяется менее подготовленным студентам, при необходимости им даются дополнительные объяснения, предоставляются образцы работ.
  • оптимальная трудность задания (посильное умственное напряжение);
  • дифференцированность заданий по степени сложности (облегчённой, средней и повышенной), выбор варианта предоставляется студенту;
  • ответственный момент – индивидуальная помощь учащимся по ходу выполнения исследовательской работы: советы, напоминания, указания, наводящие вопросы, сотрудничество;
  • заключительный этап: анализ, самоанализ, проверка, исправление ошибок, интерпретация результатов, выводы;
  • отчет о выполнении исследовательской работы (письменный или устный, индивидуальный или групповой, перед однокурсниками или в другой аудитории)

Самостоятельная учебно-исследовательская работа студентов может быть аудиторной и внеаудиторной. Аудиторная самостоятельная учебно-исследовательская работа студентов используется на уроках усвоения новых знаний, обобщения и систематизации знаний, на уроках по формированию умений и навыков, на комбинированных уроках.

По нашему мнению, немаловажное значение в эффективной разработке данной проблемы принадлежит спецкурсу «Методы педагогических исследований», в рамках которого у студентов формируется целостное представление о методах научного, учебного и профессионально-педагогического познания.

При проведении  лабораторных работ следует помнить, что личностное отношение к материалу всегда усиливает интерес, активность и самостоятельность студентов, поэтому полезны задания, направленные на самопознание.

Таким образом, задача педагога заключается в создании условий, способствующих формированию исследовательских умений везде: на уроках, во время прохождения педагогической практики, на факультативных занятиях по самопознанию, в секциях студенческого научного общества.

  1. Этапы исследовательской деятельности в гуманитарном колледже.

В процессе формирования исследовательских умений студентов мы выделяем следующие этапы.

Первоначально учебно-исследовательская работа студентов (УИРС) включает проведение несложных исследований в рамках конкретного предмета. На этом этапе студенты приобретают один из важных навыков исследования:  умение работать с первоисточниками, самостоятельно находить и анализировать информацию.

Затем студенты 2 -3-го курсов получают знания в области методологии научного исследования, учатся формулировать познавательные и профессионально-педагогические задачи, анализировать полученные результаты, овладевают умениями проводить описание опыта, накапливают диагностические методики во время прохождения педагогической практики, на занятиях по самопознанию, в секциях студенческого научного общества.

На четвертом курсе студенты пишут курсовые работы, демонстрируют определенные результаты своей исследовательской деятельности, выступают на научно-практических конференциях, где демонстрируют умения отстаивать актуальность научной проблемы, правильность пути ее решения, аргументировать выводы, собственные исследовательские позиции.

Студент оказывается в ситуации проектирования собственной  исследовательской деятельности в избранной им области, сталкивается с необходимостью анализа последствий своей деятельности. Учебная активность приобретает более осознанный  и мотивированный характер.

  1. Заключение

Таким образом, исследовательская деятельность студентов, системно развивающаяся в образовательном учреждении, способствует творческой активности студентов в образовательном процессе и повышению эффективности образования в целом.

 

Литература

Научно-исследовательская работа в школе, — Москва: Вербум, 2001

Ксензова Г.Ю. Оценочная деятельность учителя. – Москва:2000

Кузин Ф.А. Диссертация: Методика написания. Правила оформления. Порядок защиты. Практическое пособие. – Москва: Ось,2000

Методические рекомендации по организации научных обществ учащихся и проведению национальных соревнований научных проектов школьников. Под. Ред У.Б. Жексенбаевой – Алматы, 2001

Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить маленького школьника. – Москва: Академия развития, 2002

Таубаева Ш. Исследовательская культура учителя. Методология, теория и практика форм. – Алматы, 2000

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *