Симбирцева Надежда Виньяминовна
Мангистауская область, город Актау,
преподаватель русского языка
Мангистауского гуманитарного колледжа
«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка посредством применения инновационных технологий обучения»
Я хочу начать свой доклад со слов поэта Петра Калиты:
Меняется мир непрерывно, неспешно
Меняется все от концепций до слов
И тот лишь сумеет остаться успешным,
Кто сам вместе с миром меняться готов.
Учитывая, что образование в Казахстане держит путь на обновление, учителю, чтобы идти в ногу со временем и вести за собой подрастающее поколение самому необходимо обновлять свои методы и приемы, внедрять в учебный процесс все новинки науки.
Достижение качества образования, формирование предметных и ключевых компетентностей во многом зависит от использования проектных, исследовательских, игровых технологий; создания ситуации успеха, сотрудничества, самообразования. Неотъемлемой составляющей этих технологий являются информационно-коммуникационные технологии. Соединение образования с информационно-коммуникативными технологиями обладает, по сравнению с традиционным обучением, рядом достоинств: информационно-коммуникативные технологии способствуют активизации аналитической деятельности учащихся, обеспечивают возможности смещения акцентов с внешней оценки на самооценку и самоконтроль ученика; расширяют возможности для развития современного образования, прежде всего в направлении индивидуализации, создают условия для реализации творческого потенциала учителя и ученика; позволяют моделировать различные условия учебного процесса, к которым ребенку необходимо быстро адаптироваться, что способствует развитию и проявлению ключевых компетенций.
Также в процессе использования ИКТ (информационно-коммуникативные технологии) на уроках русского языка и литературы формируется умение учащихся самостоятельно обрабатывать информацию, что в свою очередь формирует у учащихся умение принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации, развивает умение осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность. Использование этой технологии открывает для учителя новые методические возможности подготовки и проведение уроков русского языка, повышает эффективность и качество обучения, позволяет формировать культуру умственного труда, развивает внимание, творческую активность
В усилении процесса обучения особую роль приобретают приемы активизирующие учебно-познавательную деятельность: проблемно-поисковые ситуации, дискуссии,формы самостоятельной работы, задание творческого характера и др.
То есть используются виды работ, связанные не только с запоминанием и воспроизведением, но и активизирующие учебную деятельность обучающихся, воспитывающие у них активную жизненную позицию, развивающие логическое мышление, познавательные интересы и потребности, побуждающие активно искать решение проблем, находить способы преодоления трудностей.
Учеными давно доказана тесная связь между методом, с помощью которого учащийся осваивал материал, и способностью восстановить этот материал в памяти.
Только четверть услышанного остается в памяти. Если учащийся имеет возможность воспринимать материал на слух и зрительно, то доля усвоенного достигает половины, а если вовлечь учащегося в активные действия в процессе изучения, то доля усвоенного может составить 75%.
Применение средств ИКТ на уроках эффективный метод формирования активизации познавательной деятельности. Использование компьютерной техники делает урок привлекательным и совершенным
Планируя урок с применением новых информационных технологий, соблюдаю дидактические требования, в соответствии с которыми:
- четко определяю педагогическую цель применения информационных технологий в учебном процессе;
- уточняю: где и когда буду использовать информационные технологии;
- согласовываю выбранное средство информационной технологии с другими техническими средствами обучения;
- учитываю специфику учебного материала, особенности своего класса, характер объяснения новой информации.
Для реализации поставленных дидактических задач пользуюсь различными формами и методами:
- практический (выполнение упражнений учебника);
- репродуктивный (анализ языковых единиц, построение предложений по моделям, подбор синонимов, однокоренных слов);
- объяснительно-иллюстративный (сообщение, чтение учебника);
- наглядный (демонстрация);
- эвристический (устное словесное рисование, творческий пересказ);
- исследовательский (анализ языковых единиц разных уровней)
- методы закрепления изучаемого материала (беседа, работа с учебником, языковой разбор)
Совокупность этих методов позволяет охватить все стороны учебного материала заинтересовать ребят, использовать полученные знания в новой ситуации:
- при наличии компьютера, я имею большие возможности в изготовлении печатных материалов к каждому уроку. Эффективность урока в случае использования печатных материалов, розданных ученикам, повышается вдвое: за урок можно не только изучить новый материал, но также закрепить его, отработать практические навыки.
При использовании интерактивной доски у нас есть прекрасная возможность заранее подготовить весь необходимый материал, расопложить его в нужной последовательности и поместить, как минимум на слайды. Качество изображения на слайдах значительно лучше, чем на классной доске, а учитель освобождаясь от постоянной работы у доски, имеет возможность больше внимания уделить ученикам. Презентации позволяют оживить урок, внести игровые моменты. С помощью ресурсов интернета выполняют задания:
Творческого характера | Исследовательского характера |
сочинения, статьи, рисунки, фотографии (например, оформление сборника стихов любого поэта «серебрянного века» с использованием технологий обработки информации) | Создают проекты, составляют обобщающие таблицы, алгоритмы действий, схемы, кластер, выступают в различных ролях (фотографа, режиссера видеоматериала, художника) |
На уроках контроля использование компьютерных тестов позволяет организовать проверочную работу, при которой ученик не только получает отметку, но и анализ всего хода выполнения работы (количество правильных и неправильных ответов, на какие правила была допущена ошибка, какой материал необходимо повторить). исопльзовани етестов помогает не только экономить время, но и дает возможность учащимся самим оценить свои знания.
Выполняя домашнее задание, учащиеся используют разнообразный иллюстративно-информационный материал, который самостоятельно находят в Интернете, составляют презентации. Использование Интернета способствует формированию и развитию способностей учащихся к самостоятельному поиску, сбору, анализу и представлению информации учащимися, тематических презентаций (составление презентаций при подготовке и защите рефератов) активизирует интерес учащихся к усвоению медиа-технологий. Интернет дает огромные возможности для саморазвития, самообразования, является мощным средством для индивидуального, группового и коллективного общения и обучения.
При использовании мультимедийных технологий знания приобретаются поразным каналам восприятия (зрительным,аудитивным), поэтому лучше усваиваются, запоминаются на более долгий срок. Еще К.Ушинский отметил, что знания будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством органов чувств они воспринимаются.
Конечно, из вышесказанного не следует, что теперь все уроки надо проводить с использованием ИКТ и все изложение учебного материала перепоручить компьютеру. Конечно, живое, эмоциональное слово учителя – словесника никогда не заменить машине, пусть даже умной. Да и весь урок нецелесообразно строить на работе с компьютером. Общение с умной машиной не должно занимать более 15-20 минут урока. Учитель может и должен чередовать разнообразные технологии обучения для активизации познавательной деятельности учащихся, можно использовать не только информационно-коммуникационные технологии, но и личностно ориентированное обучение, проблемное обучение, проектно-исследовательскую деятельность, технологию сотрудничества.
Главное пробудить у учащихся на уроках эмоциональное, положительное отношение к учебной работе. Поэтому большое внимание считаю необходимо уделять организации познавательной деятельности, которая побуждает ребят к усвоению знаний и овладению общеучебных умений и навыков, воспитывает творческую активность, формирует мыслительные способности.
ЛИТЕРАТУРА:
1.Азимов Э.Г. Русский язык в Интернете (лингвистический и методический аспекты): Сб.статей: Лингводидактический поиск на рубеже веков. –М., 2000.–С.8
2.Касьянова В.П. Использование новых технологий при обучении русскому языку на начальном этапе.
3.Акиф Л.М. Проблема формирования познавательной активности учащихся// Вестник ТГПУ, 2012 -№5 – с.197-202
4.Анянова И.В. Современная технология учебного занятия. – Н.Тагил: НТФ ИРРО, 2008, – с.253
5.Буткин Г.А., Володарская И.А., Формирование самостоятельной познавательной деятельности учащихся //Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе. – М.: Наука, 1980 – с. 67-87
6.Горшкова О.О. Самостоятельная работа как фактор формирования познавательной активности студентов// Известия РГПУ им. А.И. Герцена, 2007г. 41 с.31-34
7.Корнеев В.П. Дидактические условия формирования познавательных интересов Автореферат диссертации на соискание ученой степени.