Алматинская область Карасайский район
Специализированная гимназия
для одаренных детей имени Аль-Фараби
с обучанием на трех языках.
Учитель русского языка и литературы
высшей категории
Омаралина Айгуль Исахановна
Необходимость преобразования школьной практики в Казахстане
Происходящие в современном мире кардинальные изменения показывают их неизбежность и необходимость колоссальных перемен во всех сферах жизни. 21 век – век глобализации, новых технологий и инноваций, век нового мышления и нового отношения к происходящим переменам. Сегодня в мире происходят необратимые демографические изменения, перед человечеством возникает проблема мира и безопасности во всем мире. Динамичность и взаимообусловленность происходящих перемен, диктует необходимость нового подхода к мировой системе образования. В данных условиях возникает вопрос о необходимости глубоких изменений в образовании и преподавании: зачем, чему и как учить детей? В 21 веке школа должна воспитать личность, обладающую актуальными знаниями, умело применяющую полученные навыки и умения в повседневной жизни, способную на правильный выбор решений и конкретные действия. Большая ответственность ложится на школьных учителей, которые в первую очередь должны осознать необходимость глобальных перемен в образовании и воспитании интеллектуальной, творческой и целеустремленной личности как на индивидуальном, так и коллективном уровнях. В условиях современных реалий, общество должно взглянуть на мир по-новому, перестроиться и понять, что нельзя больше жить по-старому. Кто, как не учитель, должен быть зачинателем всего прогрессивного, нового, продвигающего человечество к лучшей жизни. Поэтому учителю необходимо меняться самому и менять все вокруг себя, быть генератором новых идей. Подобно скульптору, создающему из сырья шедевр, гениальный учитель может сотворить из обычного ребенка чудо. Учитель меняется, потому что осознает свою миссию на этой Земле, от него зависит будущее всего человечества: кто будет управлять миром, двигать экономику и политику в нужное русло. Учитель должен обучать и направлять детей, помогать им двигаться в этом быстро меняющемся мире.
На данный момент приоритетом современных процессов преподавания обучения является – формирование готовности учащихся к практическому использованию имеющихся знаний, помимо формального обладания ими, что в большей степени соответствует сущности навыков, востребованных в 21-м веке. Моделью 21 века является Проект «Определение и отбор ключевых компетенций», разработанный Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Названный проект рассматривает систему ключевых компетенций, предполагающем наличие базовой грамотности в сочетании с глубоким концептуальным пониманием. Учителя должны проявлять компетентность не только в развитии у учащихся знаний и навыков, но и в их личностном становлении, помнить о важности индивидуализации обучения и формирования у учащихся метасознания – навыков обучения тому, как учиться (Schleicher, 2012). Названный Проект способствовал разработке долгосрочной стратегии ОЭСР по оцениванию компетенций молодых людей, в частности, совершенствованию Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA).[ 1 ]
Чтобы качественно улучшить образования в таких странах как Англия, Финляндия, Япония, США, Китай, Сингапур, Швеция, Италия и др. проводятся успешные реформы, способствующие внедрению новых подходов в обучении и образовании.
Самой лучшей в мире признана система образования Финляндии. Реформирование финской системы образования началось в 70-е годы и продолжается до сих пор. Успехом финской системы образования является хорошо продуманная школьная политика. Происходит переход к индивидуализации образования, гуманизации, принципу развития, высокому уровню подготовки и оплаты труда педагогов. Примечательно, что финская образовательная система соответствует принципам нейропедагогики.[2] Большое внимание уделяется использованию инфотехнологий в учебном процессе, особенно применению цифровых учебников. Также финская система образования направлена на развитие у учащихся когнитивных функций и создание и учащихся хорошего когнитивного резерва. Когнитивный резерв формирует не только личностные качества, но и развивает ключевые структуры мозга, это соответствует принципам нейропедагогики.
Из финской системы образования для Казахстана является актуальным индивидуальный подход, высокое образование учителей, доверие и равноправие, гуманизация учебного процесса. В частности, хотелось бы перенять и применить финский опыт в обеспечении наших учащихся бесплатными учебными пособиями, бесплатным проездом в транспорте и бесплатным питанием всех учащихся, что играет немаловажную роль в образовании. Также поднять статус педагога в глазах общественности на государственном уровне, тем самым дать хорошую возможность учителям быть заинтересованными в самообразовании и совершенствовании своего педагогического мастерства.
Как показывает мировой опыт наиболее популярными и получившими мировое признание являются теоретические основы Кембриджского подхода (Англия) к процессам преподавания и обучения, основанные на конструктивистской теории. Эта теория показывает, что мышление учащихся активно развивается во взаимодействии имеющихся знаний с новыми, которые они самостоятельно добывают из разных источников под умелым руководством учителя и впоследствии применяют свои знания для решения проблем вне школы.
В Казахстане учителя привыкли работать по накатанной дорожке, т.е. традиционно, ученику в готовом виде преподносится теоретический материал, который не способствует глубокому пониманию и успешному усвоению . Такой подход к уроку в корне устарел, тормозит всестороннее развитие детей, не дает почвы для творческой и познавательной деятельности учащихся, не способствует дальнейшему развитию и оттачиванию педагогического мастерства учителя. Как показывает опыт НИШ в Казахстане, конструктивистская теория вполне приемлема и может широко внедряться в образовательную систему нашего государства, так как ученикам предоставляется огромная возможность продемонстрировать свои знания и умения по изучаемой теме, дети могут моделировать, подвергать сомнению определенные предположения, корректировать убеждения и формировать новое понимание той или иной теории.
Из личных наблюдений уроков, хочется отметить, что в нашей гимназии постепенно внедряется этот новый подход, основанный на конструктивистской теории. Дети с интересом восприняли это новшество, но на начальном этапе работы некоторые учащиеся испытывали определенные затруднения, т.е. они не могли самостоятельно вычленить главное от второстепенного, им было непривычно находить информацию самостоятельно и проводить пошаговый анализ. Обмен опытом с учителями показывает, что данный метод в нашей школе используется и внедряется учителями, прошедшими 3, 2 уровни, которые охотно делятся новыми методами и приемами со всем педагогическим коллективом.
В настоящее время в школах Казахстана постепенно внедряется метод коллаборативного обучения, который основан на взаимном уважении, выявлении способностей участников и определении личного вклада каждого члена группы. Работа в группе основана на взаимосотрудничестве и распределении ролей и ответственности между членами группы для достижения успешной и продуктивной работы. Коллаборативное обучение (Обучение в сотрудничестве) – педагогический подход в преподавании и обучении, который представляет собой групповую работу учащихся для решения проблемы, выполнения задания или создания какого-либо продукта. Коллаборативное обучение основано на понимании обучения как естественного социального действия, в котором участники беседуют между собой, и посредством подобных разговоров осуществляется обучение. В коллаборативной среде обучения, учащиеся развиваются социально и эмоционально, поскольку выслушивают различные точки зрения и намерены выражать и защищать свои идеи. При этом учащиеся начинают создавать свои собственные уникальные концептуальные идеи, не полагаясь на экспертов или идеи текста.[ 3 ]
Наблюдая коллаборативное обучение в нашей гимназии, хочется отметить, что оно уже успешно внедряется и адаптируется учителями на уроках. Надо признать тот факт, что вначале учителя не хотели применять этот метод на уроках и относились к нему скептически, привыкнув к авторитарным методам работы. Не всегда и дети были заинтересованы в групповой деятельности. Со стороны родителей также отмечалось недовольство этим методом, им казалось, что такая работа уравнивает возможности сильных и слабых учащихся. Но постепенно внедряя, отрабатывая, обогащая и совершенствуя свое профессиональное мастерство на уроках, учителя осознали, что эта работа интересна, многовариантна, развивающая творческий потенциал каждого ученика. Таким образом, учителя смогли вовлечь и заинтересовать учащихся работать коллективно. Дети обменивались идеями, свободно выражали свои мысли, не боясь ошибиться, находили совместные пути решения проблем, на уроке складывалась доброжелательная и благоприятная атмосфера.
Особое внимание в мировой образовательной практике уделяется обучению талантливых и одаренных детей. В Англии с 1997 года действует специальная программа поддержки одаренных детей «Национальная программа развития образования одаренных и талантливых учеников». Примечателен в этом направлении и опыт Сингапура. Сингапур на сегодняшний день является одним из преуспевающих государств по реализации образовательных реформ. С 1984 года в Сингапуре была введена программа обучения одаренных детей, обеспечивающая одаренных сингапурских детей образованием, наиболее соответствующим их склонностям и способностям. Инициатором этой программы выступило Министерство образования Сингапура, которое создает соответствующие условия и возможности учиться в таком ритме, который больше всего ему подходит. Одаренным ученикам были предоставлены особые условия обучения. Международные исследования по оценке математического и естественно-научного образования, проведенного Международной ассоциацией по оценке достижений учащихся в 1995 году показали, что у школьников Сингапура наилучший результат.
В Казахстане на необходимость совершенствования системы работы с одаренными детьми Президент РК Н.А.Назарбаев особо обратил внимание в 1996 году в распоряжении «О государственной поддержке и развитии школ для одаренных детей». Целью данной программы является определение основной стратегии поиска и поддержки одаренных детей и молодежи. «Необходимо создать ядро национального интеллекта, создать школы, способные стать фундаментом для воспитания интеллектуальной элиты Казахстана», — отметил глава государства. [ 4 ]
В 2008 году нашей школе был дан статус Специализированной гимназии для одаренных детей с тремя языками обучения. Обучение ведется на трех языках: казахском, русском и английском. Преподавание предметов естественнонаучного и математического циклов ведется на английском языке. Главным направлением работы нашей гимназии является развитие у учащихся способности анализировать, синтезировать, преобразовывать, умение брать на себя ответственность, уметь извлекать пользу из опыта, с пониманием относиться к явлениям природы и законам общества, а также формирование компетенций и творческого отношения к труду, поэтому большинство учителей нашей гимназии пытаются развивать эти компетенции. И нужно отметить, что определенные успехи достигнуты, но наши учителя еще в самом начале пути, есть и свои всевозможные личностные и внутришкольные проблемы. Несмотря на проблемы, гимназия все же выходит из создавшегося положения и подтверждает свой статус. Этому свидетельствуют достижения учащихся на всевозможных олимпиадах, спортивных соревнованиях, научно-исследовательских проектах и различных интеллектуальных мероприятиях республиканского и международного уровней.
В настоящее время принято определять одаренных и талантливых учеников не только по наличию у них высокого интеллекта. Система критериев в отношении к одаренности и таланту включает довольно широкий спектр общих интеллектуальных, академических, творческих, лидерских способностей, физических возможностей и способности к визуальному и исполнительскому искусству. Ученики могут быть одарены в одной области и испытывать трудности – в другой. Одаренность и талант могут быть признаны со стороны учителей, родителей, других членов группы или самих учеников, которые должны иметь возможность проявить свои способности, навыки и потенциал, что в первые годы обучения может быть особенно сложно.[ 5]
В 70-е годы в Италии была разработана новая политика, направленная на инклюзивное образование, т.е. доступное образование для всех. Причем, инклюзивными считаются не только дети-инвалиды, но и гиперчувствительные, талантливые и одаренные дети. Был выдвинут новый социальный подход к инвалидности: «Люди – ресурс, а не проблема».
В Казахстане более 100 000 детей не получают образование из-за болезней и проблем со здоровьем. Казахстан делают первые шаги в сторону инклюзивного образования. Одной из задач госпрограммы развития образования Казахстана до 2020 года является совершенствование системы инклюзивного образования в школе. В рамках этой программы до 2020 года доля детей, охваченных инклюзивным образованием от общего количества детей с ограниченными возможностями в развитии должна составить 50 %. Пока в стране появились только первые примеры обучения детей с ограничением в развитии в общеобразовательных школах, но они внушают специалистам оптимизм. Барьерами на пути к инклюзивному образованию служат следующие факторы: некорректное отношение к детям с ограниченными возможностями, отсутствие специального педагогического состава, плохая материально-техническая база, барьер физического доступа, жесткие требования государственного стандарта. [ 6 ]
В 2011 году по инициативе Общества «Дыбыс» в Алматы в 2-х общеобразовательных школах была внедрена система инклюзивного образования. В нашей гимназии дети-инвалиды пока обучаются на дому. Они практически изолированы от своих сверстников и ведут замкнутый образ жизни. Реализация инклюзивного образования даст таким детям шанс использовать и показать свои возможности и способности в коллективе. В свою очередь, педагоги и общественность должны создать для них такие условия, чтобы дети-инвалиды не ощущали дискомфорт, а обучались в атмосфере толерантности, доброжелательности и уважения.
Как показывает практика, моя роль как лидера будет заключаться в том, что несмотря на всевозможные трудности, постараться поддерживать и инициировать своих коллег на внедрение и реализацию в педагогический процесс новых подходов в образовании. Обучение должно стать более сконцентрированным на развитии личности учеников и их способностей. В свою очередь, учителя должны будут развить новые педагогические навыки для продвижения в этом направлении.
Изучив и приняв во внимание вышеизложенный материал, считаю, что реформирование казахстанского образования возможно на основе анализа мирового педагогического опыта, так как отметил глава государства, нуждается в людях новой формации, в мобильной, коммуникабельной, креативной личности, которая обладает соответствующими нравственными ценностями, умеющая самостоятельно добывать и работать с информацией, новые знания, профессии, как этого требует быстроменяющийся современный мир.
Использованная литература
- Руководство для учителя
- Нейропедагогика и современные дети
http://www.svobodanews.ru/content/article/127023.html
- Руководство для учителя
4.Программа « О государственной поддержке и развитии школ для одаренных детей.
- Матюшкин А.М. Что такое одаренность: выявление и развитие одаренных детей: классически тексты. – М.: Омега – Л, 2008.
- Госпрограмма развития образования Казахстана до 2020 г.
[bws_related_posts]